Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие образования и системы образования.





Модуль 2.

Краткие конспекты лекций

ТЕМА 1. ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

1 Понятие образования и системы образования.

Становление и развитие правового регулирования образования

Понятие образования и системы образования.

Понятие образования: образование в различных науках: педагогике, социологии; образование как услуга. Легальное определение образования.

Право на образование: историко-правовой аспект. Право на образование в дореволюционной России, в советский период. Право на образование согласно Конституции 1993 г.

Государственная политика в области образования, ее правовая регламентация: понятие государственной политики, принципы: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Роль и задачи образования в современном российском обществе.



Образование является предметом исследования многих отраслей науки: педагогики, социологии, педагогики и др. Во всех вышеперечисленных отраслях науки не существует однозначного ответа на вопрос: Что же представляет собой образование?

В педагогике образование в общем виде понимается как процесс и результат усвоения человеком социального опыта, системы знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе. Нужно отметить, что в педагогике взгляды на сущность образования за последние десятилетия претерпели из­менения. В третьем томе Педагогичес­кой энциклопедии (М.: Советская эн­циклопедия, 1966. С.141) образование определяется как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Во втором томе Российской педагогической энцикло­педии (М.: Большая Российская энцик­лопедия, 1999. С. 62) образование оп­ределяется как процесс педагогичес­ки организованной социализации, осу­ществляемой в интересах личности и общества. В свою очередь, под социа­лизацией понимается освоение куль­туры общества, что обеспечивает воз­можность для человека выступать в качестве субъекта деятельности, выпол­няя различные социальные роли.



В научной педагогической литературе отсутствует единого подхода к определению образования и обучения. Например, Е.В.Яковлев, под образованием понимает результат усвоения систематизированных мнений, умений и навыков и развития интеллектуальных качеств личности, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. В. Губарев включает в понятие образования 1) результат и процесс усвоения знаний и приобретения умений и навыков; 2) единение воспитания и обучения; 3) необходимое условие встраивания человека в социум, подготовки его к жизни и труду; 4) фактор формирования личности и т.д.

М.С.Андиева, соотнося понятия образования и обучение, приходит к выводу, что образование шире обучения, так как обучение входит в понятие образования, которое включает помимо обучения духовную составляющую – воспитание.

В. Кинелев проводит различие между образованием и обучением по достигаемым результатам. Процесс обучения на его взгляд, направлен на формирование конкретных знаний, умений и навыков. Образование же нацелено на овладение «знаниями-инструментами» и формирование на их основе целостного восприятия, достижения многогранности и целостности мышления, адекватного сложности окружающего мира.



В социологии образование понимается как процесс передачи обществом знаний, навыков и ценностей от одного человека или группы другим людям.

Философско-антропологический подход рассматривает образование как становление индивидуального образа «Я» в процессе самоопределения по отношению к культуре и социальным видам деятельности. В связи с этим, можно обозначить несколько подходов к его интерпретации. Из всего сказанного можно выделить 4 аспекта содержательной трактовки понятия «образование»: ценность, система, процесс и результат. Только единство этих аспектных характеристик может позволить понять и оценить сущность образования как сложного культурного феномена.

В самом общем определении образование это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев: кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности. Тем самым под образованием человека в процессуальном плане понимается следующее. Образование это общественное организуемый и нормируемый процесс и его результат постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии в генетической программой и социализацией личности. В своем структурном срезе, образование, как, впрочем, и обучение представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека. Для всех этих подходов общим является обращение к таким категориям как обучение, воспитание, культура, ценности. В этом контексте образование есть процесс обучения и воспитания, направленный на передачу накопленных человечеством знаний и культурных ценностей.

В юридической литературе мы будем пользоваться легальным определением образования, под которым в соответствии с ФЗ «Об образовании» понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Несмотря на наличие легального определения образования в Законе об образовании, в юридической литературе возникает немало вопросов, связанных как с самим определением, так и его применением в практике.

Так, например, группой авторов применяется даже такое определение: образование - это производство образовательных услуг. Образовательные услуги представляют собой систему знаний, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства. Сферу образовательных услуг характеризует ряд специфических черт, отличающих ее от привычного, традиционного понятия системы образования. Такими чертами являются:

- разнообразие содержания, видов, форм, методов обучения;

- большая степень «открытости», то есть свободы выбора обучающимся уровня, места, времени, стоимости, сроков, содержания, форм, методов обучения и самих обучающих;

- ориентированность на потребности клиентов, или потребителей.

Образование обслуживает заказчиков в лице, в первую очередь отдельных индивидов, затем социальных групп, предприятий, общества в целом. Таким образом, главное видоизменение роли образования в жизни человека и общества заключается в том, что оно из социального института, составляющего часть государственного устройства, института, устанавливающего свои принципы и диктующего свою волю, все больше превращается в сферу услуг, действующую по заказу вышеперечисленных субъектов общественного развития. Сами образовательные институты тоже являются субъектами этого процесса и также имеют свои запросы, требования и принципы деятельности, которые необходимо учитывать как самим обучающим, так и обучающимся. Главной задачей образования становится создание необходимых условий для обучения человека как средства реализации его жизненных целей с учетом общественных условий и задач. То есть главный потребитель, на которого сегодня ориентируется сфера образовательных услуг - это человек с его индивидуальными образовательными потребностями. Удовлетворяя эти потребности, сфера образовательных услуг выполняет уже не только экономическую и социальную функции, как традиционная система образования, но также функцию развития личности - личностно - развивающую.

Иные предлагают рассматривать образование как систему, под которой понимается совокупность взаимосвязанных экономических, социокультурных, педагогических процессов, задающих форму и структуру социума конкретной страны, совокупность системы образования и образовательных технологий, реализующих содержание образования.

В своих работах российские ученые при исследовании системы образования делают акцент на развитие рыночных отношений, и проводят анализ трансформации национальной образовательной сферы, в то время, как в работах западных специалистов находит отражение изменение систем образования в условиях глобальных преобразований, перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике. В качестве примера можно привести Болонский процесс, который является естественным развитием тенденций интеграции европейского и мирового образования. Он предполагает создание интегрированной общеевропейской системы высшего образования, основанной на единых принципах организации и стандартах качества высшего образования. При этом понятие качества образования охватывает преподавание и научно-исследовательскую работу, руководство и управление образовательным учреждением, способность удовлетворять потребности студентов и предоставление вузами других услуг обществу.

Таким образом, образование - один из важнейших системообразующих факторов, а качественное образование — основа социального развития и устойчивого экономического роста, главный фактор, обуславливающий перспективное развитие страны.

В соответствие с Конституцией РФ «Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Право на образование, закрепленное в ст.26 Всеобщей декларации прав человека, в ст.28 Конвенции о правах ребенка, являясь одним из естественных прав человека, имеет своей целью удовлетворение потребности лица в знаниях, в приобретении культурных и профессиональных навыков. Конституция Российской Федерации как основа правового регулирования в сфере образования отводитданному праву особое место. В сфере образования Конституция 1993 года гарантирует общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование. Каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатное высшее образование. Однако не исключается платное образование, как в государственных, так и в негосударственных, частных учебных заведениях. Ст. 43 Конституции Российской Федерации устанавливает право граждан на образование в российских вузах для каждого человека, не выделяя гражданство России в качестве ограничивающего или приоритетного признака. На практике права иностранных граждан и лиц без гражданства на получение образования, как правило, уточняют международные договоры или иные нормативные документы

Конституция Российской Федерации определяет право каждого гражданина на получение образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Этот тезис может рассматриваться как обязательство для муниципальных образований создавать и финансировать образовательные учреждения. Конституция Российской Федерации устанавливает наличие муниципальных образовательных учреждений с цельюобеспечения государственных гарантий личных прав граждан на образование.Обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на образование может осуществляться путем:

· непосредственного участия Российской Федерации в управлении образовательными организациями (учредитель и собственник имущества, финансирующий деятельность организации, один из учредителей);

· косвенного участия Российской Федерации в управлении (предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на образование, распределение госзаданий на подготовку кадров, закупка необходимых услуг у организаций различных форм собственности);

· реализации Российской Федерацией правоустанавливающих функций и функций надзора в сфере образования, в том числе за использованием имущества образовательных организаций.

Инструментом обеспечения конституционных прав граждан на получение образования является государственная образовательная политика –как направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования, осуществляемая им для достижения соответствующих стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения. Объектом образовательной политики является сама система образования в ее целостном виде. Она официально закрепляется в каждом государстве в виде структурных элементов системы образования (начальное, среднее, высшее и т.д.).

Государственная политика в области образования направлена на развитие и поддержку единого образовательного пространства на территории России. Единство образовательного пространства находит свое выражение в том, что в образовательных учреждениях одинакового уровня используют единые образовательные программы и стандарты, а также предъявляют единые требования к учащимся.

Государственная поддержка и государственное регулирование должны направлять образовательную систему страны на постоянное повышение эффективности и качества предоставляемых образовательных услуг. Политика государства должна гарантировать соблюдение прав субъектов деятельности в области образования, а также стимулировать и использовать их заинтересованность.

 

От понятия «образование» следует отличать понятие «система образования».

Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

 

Образование в РФ зделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

 

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

 

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

 

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.