Сделай Сам Свою Работу на 5

ИНФОРМАЦИОННО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ БЛОК





Тема: «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ

ЛЕЧЕНИЕ АНЕМИЙ»

 

 

КУРС: 7

 

Составитель: проф. Косанова А.К.

 

 

2012 год

 

 

Обсуждены на заседании кафедры

Протокол № 2 от 05.09.2012 г.

 

«Утверждено»

Зав. кафедрой, Заслуженный деятель науки РК,

член-корр. КАО, д.м.н., профессор

_____________________М.И.Даулетбакова

 

1. ТЕМА ЗАНЯТИЯ:

«Диагностические критерии и дифференцированное лечение анемий»

 

2. КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ:12часов.

3. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ (МОТИВАЦИЯ):

В последние годы во всем мире отмечается рост заболеваний, основным проявлением которых является анемический синдром.Основная трудность диагностики заключается в том, что многие болезни внутренних органов не имеют постоянных симптомов и признаков. Одна и та же нозология может проявляться различными признаками и иметь полиморфное течение. Если к этому добавить, что одни и те же симптомы и признаки встречаются при многих болезнях, то станет очевидной необходимость в умении видеть за отдельными клиническими синдромами причины, их вызывающие.

 

4. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Совершенствование клинического мышления у врачей-интернов в отношении диагностики, дифференциальной диагностики и дифференцированного лечения различных видов анемий.



Врач-интерн должен знать:

Этиологию и патогенетические механизмы возникновения анемий; клинические проявления и особенности течения различных видов анемий; классификацию, диагностические и дифференциально-диагностические критерии анемий; дифференцированные программы лечения анемий.

Врач-интерн должен уметь:

Детализировать жалобы пациентов с проявлениями анемического синдрома, последовательно выяснять историю развития анемии и особенности ее течения, выявлять симптомы и признаки, обладающие диагностической ценностью; самостоятельно составить план обследования и интерпретировать данные анализов периферической крови, мочи, биохимического исследования крови, данные эндоскопических, рентгенологических, цитоморфологических и гистологических (миелограммы, трепанобиопсии) методов исследования костного мозга, специфических тестов (осмотической резистентности эритроцитов, проб Хема, Кумбса, сахарозной, агрегат-гемагглютинационного теста, кривой Прайс-Джонса), морфологических изменений форменных элементов в мазках крови; пользоваться современной классификацией и формулировать клинический диагноз; проводить дифференцированное лечение больных с анемиями.



 

5. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

По базисным знаниям:восстановить в памяти анатомо-физиологические основы системы кроветворения; фармакологию препаратов, применяемых при анемиях, нормы показателей гемограммы, миелограммы; проработать и усвоить вопросы этиопатогенеза, классификации, клинической картины анемий.

По теме настоящего занятия: диагностические критерии, дифференциальная диагностика и дифференцированное лечение анемий.

 

 

ИНФОРМАЦИОННО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

Анемии и анемический синдром – наиболее часто встречающаяся патология системы крови. В своей практической деятельности врачам различных специальностей приходится сталкиваться с заболеваниями, основным или единственным проявлением которых, является анемический синдром.

Анемия представляет собой клинико-лабораторный синдром, возникающий вследствие уменьшения в крови концентрации гемоглобина и эритроцитов (или каждого их них в отдельности) в единице объема крови. Само по себе распознавание симптомов анемии, особенно выраженной, обычно не представляет затруднений, т.к. субъективные проявления заболевания (слабость, одышка, тахикардия, головокружение, снижение памяти, синкопальные и ортостатические состояния и др.), внешний вид больного позволяют заподозрить наличие у него анемии, даже без лабораторного исследования. Анемический синдром, не являясь самостоятельным заболеванием, тем не менее занимает чрезвычайно важное значение среди проблем клинической гематологии, поскольку снижение уровня эритроцитов и гемоглобина может повлечь за собой серьезные функциональные и органические нарушения деятельности организма, вплоть до летального исхода.



 

Эпидемиология анемий. По данным ВОЗ, анемией страдают около 2 млрд. людей в мире, т.е. это одна из наиболее распространенных групп болезней. Частота анемий и их распространение в различных регионах планеты неодинакова. Так, скрытый дефицит железа и железодефицитные анемии (ЖДА) составляют 90% всех анемий. Однако в развитых странах ЖДА составляют всего 15-20% случаев всех анемий среди женщин детородного возраста, тогда как в развивающихся странах этот уровень повышается до 50-60% (П.А.Воробьев, 2001).

Развитие витамин-В12-дефицитной анемии характерно преимущественно для лиц пожилого возраста (60-70 лет) и практически не встречается в детском возрасте, крайне редко – у молодых женщин. По данным Herbert (1985), в возрасте 30-40 лет заболевание встречается с частотой 1:500, в возрасте 60-70 лет – 1:200 человек. В странах Северной Европы (Carmell, 1996) частота распространения витамин-В12-дефицитной анемии составляет 0,1%, а среди лиц пожилого возраста – 1,0%.

Среди наследственных гемолитических анемий наиболее часто встречаются наследственный микросфероцитоз, дефицит активности глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы (Г-6-ФД), талассемия. Частота встречаемости наследственного микросфероцитоза – 2,2 случаев на 10000 населения в популяции. Заболевание распространено во всем мире, встречается у всех этнических групп, чаще у североевропейцев (1:5000) и реже у представителей негро-австралоидной расы (И.А.Шамов, 1998).

Дефицит активности глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы в высокой степени отмечается у жителей стран Средиземного моря – в Италии и Греции. В некоторых селах Сардинии и Греции до 35% всех мужчин являются гемизиготами, в Венгрии – 2,7% мужчин. Распространенность среди армян и евреев составляет 13,3%, в Иране, Ираке – 9,9%. Широко распространен дефицит активности Г-6-ФД в странах Латинской Америки, Африки, в США – у афроамериканцев. На территории СНГ высокая концентрация патологического гена обнаружена в Азербайджане (9,9%), Дагестане (62,3%), Узбекистане (до 4,8%) (Ю.Н.Токарев, 1984).

Наиболее широкое распространение талассемии отмечается в странах Средиземноморья, среди народов Юго-Восточной Азии, Африки, островов Тихого океана, Сардинии, Сицилии, Греции, Таиланда, Китая, арабских стран. Так, в различных районах Италии талассемией страдают от 7 до 30% населения. В странах СНГ талассемия распространена в Азербайджане (7-10% населения), среди жителей Дагестана, армян, узбеков, таджиков, бухарских евреев. Выявлены спорадические случаи среди русских, украинцев (А.И.Воробьев, 1979).

Наиболее частыми формами приобретенных гемолитических анемий являются аутоиммунная гемолитическая анемия и пароксизмальная ночная гемоглобинурия (болезнь Маркиафавы-Микели). Распространенность аутоиммунных гемолитических анемий составляет 1:500000, приобретенной ночной гемоглобинурии – 2 случая на 1 млн. человек (А.Н.Окороков, 2001).

 

Классификация анемий. В настоящее время единой классификации анемий нет, т.к. причины возникновения и механизмы развития анемий весьма многообразны, и все предпринятые до сих пор попытки классифицировать их признаны неудовлетворительными.

Наибольшее распространение получил патогенетический подход к классификации анемий, основные принципы которой были разработаны М.П.Кончаловским и далее усовершенствованы И.А.Кассирским (1970), Л.И.Идельсоном (1979), Л.И.Дворецким и П.А.Воробьевым (1994):

 

I. Анемии вследствие кровопотери (постгеморрагические).

1. Острая постгеморрагическая анемия.

2. Хроническая постгеморрагическая анемия.

 

II. Анемии вследствие нарушения образования эритроцитов и

гемоглобина.

3. Железодефицитная анемия.

4. Железораспределительная анемия (нарушение реутилизации железа).

5. Железонасыщенная (сидероахрестическая) анемия, связанная с нарушением синтеза гема.

6. Мегалобластные анемии, связанные с нарушением синтеза ДНК.

6.1. В12- и фолиеводефицитные анемии.

6.2. Мегалобластные анемии, обусловленные наслед-ственным дефицитом ферментов, участвующих в синтезе пуриновых и пиримидиновых оснований.

6.3. В12-ахрестическая анемия.

7. Гипопролиферативные анемии.

8. Анемии, связанные с костномозговой недостаточностью.

8.1. Гипопластическая (апластическая) анемия.

8.2. Рефрактерная анемия при миелодиспластическом синдроме.

9. Метапластические анемии.

9.1. Анемия при гемобластозах.

9.2. Анемия при метастазах рака в костный мозг.

10. Дисэритропоэтические анемии.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.