Сделай Сам Свою Работу на 5

Камерон Чарльз (Карл Карлович). (1743 - 1812)





В созвездии блистательных архитекторов, работавших в Царском Селе, выделяется Чарльз Камерон — «мастер выдающейся одаренности», «один из самых талантливых архитекторов классицизма в Великобритании и России», являющий «самый яркий пример взаимодействия русской и европейской культур второй половины XIX столетия».

Чарльз Камерон - строитель Павловска, знаменитых царскосельских залов, галереи и Агатовых комнат, главный архитектор Адмиралтейства начала 19-го столетия, был человеком необычайной судьбы, которая все еще открывается в своем действительном характере подчас благодаря случайностям, но чаще лишь в результате длительных и кропотливых усилий исследователей. Многое в его биографии все еще остается неизвестным. Скрытность, замкнутость характера Камерона обусловили исключительную скудость сведений о нем. Личный архив архитектора также не уцелел.

 

Происхождение,начало архитектурной карьеры

Родился Чарлз Камерон в обеспеченной шотландской семье. Его дед Арчибалд Камерон— из горной Шотландии, уроженец Эдинбурга, а отец, Вальтер Камерон, в 1740 году впервые упоминается в документах как гражданин Лондона. Вальтер Камерон был членом гильдии плотников. С 60-х годов XVIII века лучшие мастера плотничьего дела, члены этой гильдии, получали звание мастера-строителя и становились подрядчиками, помощниками архтитекторов. Это была новая профессия. Они составляли сметы, нанимали мастеров каменного, кузнечного, слесарного дела, подписывали контракты на поставку строительных материалов. Таким мастером-строителем стал Вальтер Камерон, ученик Николаса Блика, который вел строительство в новых районах английской столицы.



С 1740 года Вальтер Камерон жил на окраине города, на Болотон-стрит, а через три года он купил дом с участком. Здесь в 1743 году и родился Чарлз Камерон. Запись о его рождении пока не найдена, но английский исследователь Изабелла Рей считает, что он родился именно в 1743 году, а не в 1730-х годах, как предполагали ранее.

В 1760 году отец Камерона получил право иметь учеников. Это было признанием его профессионального опыта. Учеников было двое, одним из них стал его сын Чарлз Камерон.



В доме Камеронов была большая библиотека, богатая увражами и книгами по архитектуре. Среди них находилась и «Всеобщая архитектура» И. Веара 1756 года издания, для того времени — настоящая архитектурная энциклопедия. Многие книги приобретались семьей по подписке. Чарлз Камерон под руководством отца семь лет - таков был срок ученичества - изучал строительное дело, осваивал организацию работ, составлял сметы, контракты-кондиции, нанимал мастеров. Он приобретал профессиональные навыки строителя.

В это время в Лондоне велось большое строительство и в мастерах нуждались. Камерон-младший принял решение стать архитектором. Камерон изучает историю архитектуры, знакомится с работами известных английских архитекторов Роберта и Джеймса Адамов. Изучая трактаты по истории архитектуры, опубликованные чертежи, гравюры и увражи, Камерон много рисует.

Особое внимание уделяет изучению интерьеров и декоративно-прикладного искусства, копирует отдельные листы изданий. Эти рисунки составили несколько альбомов. Сейчас известен только один из них — альбом 1764 года. Он хранился в фонде рукописей и редких книг Научно-технической библиотеки Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта. Большой формат, сафьяновый переплет, тисненый золоченый орнамент. На внутренней стороне переплета — книжный знак Камерона — темно-красный прямоугольник с его именем: «Charlcs Cameron 1764». Работы Камерона представлены на 116 листах. По технике исполнения они разные: акварель, тушь, беглые наброски карандашом. На некоторых страницах изображения выполнены как бы на старинных листах бумаги, прибитых к стене маленькими гвоздиками. Позже Камерон так выполнил некоторые иллюстрации своей книги и так оформил несколько чертежей. Рисунки разнообразны — вазы, чаши, кувшины, всевозможные светильники, подсвечники, треножники. Есть архитектурные детали - карниз, капители, печи. Много проектов росписи плафонов и филенок дверей. Автор увлекается изображением витиеватого растительного орнамента, виноградной лозы, рисует скульптурные изображения животных. На многих листах можно видеть архитектурный пейзаж. Неоднократно встречаются копии из разный изданий, причем Камерон иногда отмечает тома и cтpaницы. Этот альбом — свидетельство тщательного изучения интерьеров, произведений декоративно-прикладного искусства и совершенствования графического мастерства Камерона.



Огромное значение для Камерона имело изучение трудов зодчего и теоретика эпохи итальянского Возрождения А. Палладио, его исследований римских терм, впервые изданных лордом Берлингтоном в Англии в 1732 году. Hо Палладио не завершил своего труда. Он выполнил обмеры, чертежи, даже реконструкции, но не сделал их описаний. Исследования Палладио определили всю дальнейшую судьбу Камерона.Он принял решение продолжить предпринятое Палладио изучение римских терм и опубликовать материалы с подробным пояснительным текстом. Для этого необходимо было ехать в Италию изучать античные памятники.

Все крупные ученые, архитекторы, художники — современники Камерона: немецкий историк античного искусства, основоположник эстетики классицизма, автор «Истории искусства древности», опубликованной в 1764 году, И.И. Винкельман, английские архитекторы У. Чеймберс, Р, и Д. Адамы, французы Ш. Клериссо и Г. Робер — изучили классическую архитектуру в Италии, оттуда ездили пиоке в Грецию и Далмацию.

До отъезда в Рим, в марте 1767 года Камерон дал объявление о подписке на свою будущую книгу «Термы римлян». Этот документ чрезвычайно важен, так как в нем Камерон упоминает, что он учился некоторое время у мастера гильдии, известного английского архитектора И. Веара. Может быть, он был даже его помощником. В то время И. Веар готовил второе издание книги лорда Верлингтона об античной архитектуре, в которой были опубликованы рисунки и чертежи Палладио из его коллекции. Но И. Веар умер в 1766 году, не завершив работы. Это еще предстояло сделать.

Камерон уезжает в Рим.

Точных дат пребывания Камерона в Риме установить не удалось, но, скорее всего, он был там в 1767—1768 гг. И. Рей упоминает список британских художников, Находившихся в Риме в 1768 году, в котором значится и «мистер Камерон, архитектор». Это первое упоминание об архитекторе Чарлзе Камероне, следовательно, к этому времени он им уже стал. Позднее, в 1771 году, в Лондоне он подписался на пять томов Витрувия тоже как «Чарлз Камерон — архитектор».

В конце 1767 года на выставке «Общества свободных художников» при Королевском обществе искусств Камерон показал шесть гравюр с изображениями терм и античной вазы. То, что эти работы были приняты на выставку,— свидетельство их художественных достоинств. Камерон к этому времени стал отличным рисовальщиком и интенсивно работал над своим изданием. По прибытии в Рим Камерон сразу начинает исследования. В своей книге он пишет: «Получив разрешение... произвести раскопки тех мест, которые могли бы быть полезны в предпринятом мною описании и изображении - терм, я решил исследовать... термы Тита, как они расположены на склоне холма и, следовательно, более доступны».

Это была очень трудная исследовательская работа — сопоставление исторических источников с археологическими данными; она осложнялась еще и тем, что в течение двух веков, прошедших со времен Палладио, разрушение терм продолжалось. Камерон пишет, что помещения в нижних этажах терм так засыпаны землей, что без особых работ совершенно невозможно осмотреть их устройство. Все время пребывания в Италии зодчий трудился очень напряженно. Он досконально изучил термы, сделал большое количество точнейших обмеров, многочисленные рисунки, которые потом использовал для иллюстрирования книги.

В Риме Камерон впервые узнал имена русских архитекторов — В. И. Баженову Академия в Риме присвоила звание профессора, Флорентийская и Болонская избрали его академиком. Членом Болонской академии стал и И. В. Неелов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.