Сделай Сам Свою Работу на 5

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра





Заложена в 1710 г. Сооружалась по проектам архитекторов Д.Трезини, Т.Швертфегера и М.Расторгуева. В Троицком соборе лавры находятся мощи святого благоверного князя Александра Невского, в Благовещенской церкви лавры похоронен великий русский полководец А.В.Суворов.

Престольный праздник: День Святой Троицы; перенесение мощей блгв. кн. Александра Невского (1724) - отмечается 12 сентября (30 августа по ст. стилю), благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263) - отмечается 6 декабря (23 ноября по ст. стилю).
Адрес: 193167, С.-Петербург, наб. Реки Монастырки, 1.
Транспорт: ст. метро "Площадь Александра Невского"; мрш. Т185, Т289, Т55, Т110, Т117, Э120, Э160, Т82, Э8; авт. 8; трл. 14, 33; трм. 7, 39, 65.
Телефон: 277-58-54
E-mail: admin@lavra.spb.ru, http://www.lavra.spb.ru
Наместник: архимандрит Назарий (Лавриненко).

Одновременно с возведением Петропавловской крепости на берегах Невы начинает возводиться еще одно крупное сооружение - монастырь во имя Пресвятой Троицы и святого Александра Невского. Монастырь был заложен по повелению Петра I в 1710 г. при впадении в Неву Черной речки (ныне - река Монастырка). Место это было выбрано не случайно: тогда считалось, что Новгородское войско под предводительством князя Александра Ярославича именно здесь разбило шведов в 1240 г. На самом деле битва произошла значительно выше по течению Невы, при впадении в нее реки Ижоры.



25 марта 1713 г. в присутствии императора была освящена деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и состоялась закладка братских деревянных келий. Архитектором монастыря был назначен Доменико Трезини. Рассмотрев проект в 1715 г., Петр I одобрил его, начертав: "Во имя Господне делать по сему".

Хотя монастырь был изначально посвящен Пресвятой Троице, Петр I считал, что для молодой столице необходим небесный покровитель отечественного происхождения, имя которого громко звучало бы в анналах истории невских берегов. Найти такого святого было нетрудно. Благоверный князь Александр Ярославич был великим государственным деятелем и полководцем, политика которого спасла северную и восточную Русь как от западных католиков-крестоносцев, так и от татаро-монгольских завоевателей.



Родоначальник московского княжеского и царского дома (его сын святой Даниил был первым московским князем) Александр Ярославич был в ХV в. причислен к лику святых. Позднее, через царицу Анастасию Романовну, любимую супругу Ивана Грозного, с ним породнился боярский дом Романовых и Петр был вправе считать себя потомком святого благоверного князя. Но, прежде всего, он видел в Александре Невском своего великого предшественника в борьбе за сохранение за Россией приневских берегов и выхода к Балтийскому морю. Вот почему по воле царя Александр Невский становится небесным покровителем новой столицы и ему был посвящен первый и долгое время единственный монастырь Санкт-Петербурга.

В 1724 г. мощи Александра Невского были перевезены из Владимирского Рождественского монастыря в Петербург. Это произошло 30 августа, в день заключения Ништадского мира со Швецией. Для встречи мощей у монастыря корабельная флотилия должна была подняться из дельты Невы, вверх по течению реки. В Шлиссельбурге мощи святого были перенесены на галеру, над которой развевался императорский флаг. За рулем был сам император. На веслах сидели Меньшиков, Ягужинский и другие вельможи. Под пушечный гром мощи были внесены в монастырь. Местом их упокоения стала церковь святого Александра Невского, расположенная во втором этаже здания, возведенного Д.Трезини в 1717-1722 гг. В первом этаже здания была устроена Благовещенская церковь. Сооруженное Д.Трезини здание, расположенное в северо-восточном углу монастыря, послужило образцом для более поздних построек.

В память перенесения мощей святого Александра Невского 30 августа (12 сентября по н.ст.) в городе ежегодно совершался крестный ход от Исаакиевского и Казанского соборов в Александро-Невскую лавру. Почетный статус лавры монастырь получил в 1797 г., в царствование императора Павла I.



Строившиеся на протяжение многих лет монастырские здания создавались в стиле "петровского барокко". В основе всего архитектурного комплекса лежит шестиугольник, образованный каменными двухэтажными корпусами, в которых располагались преимущественно монастырские кельи, а также служебные помещения, книгохранилище, семинария. После смерти Д.Трезини основные работы осуществлялись архитекторами Т.Швертфегером и М.Расторгуевым.

Подобно Петропавловскому собору, Александро-Невская лавра была своеобразным некрополем. Этой цели с самого начала служила Благовещенская церковь. Она была усыпальницей членов царской фамилии и государственных деятелей России. В ней погребены Н.И.Панин, А.М.Голицын, А.А.Безбородко, A.Г.Разумовский, И.И.Бецкой, И.К.Шувалов. 6 мая 1800 г. в храме состоялись похороны великого полководца, А.В.Суворова.

Среди первых сооружений монастырского ансамбля была церковь во имя святого Феодора (брата Александра Невского), построенная по проекту Пьетро Трезини в 1745-1750 гг. Композиция и формы здания во многом повторяют Благовещенскую церковь. В 1840 г. в верхней части здания был устроен новый иконостас и ее престол был освящен во имя святого Николая Чудотворца. К Благовещенской и Феодоровской церквям примыкают два корпуса - Духовской и Феодоровский. В первом из них в 1820-1822 гг. была устроена церковь во имя Сошествия Святого Дyxa. Она стала местом погребения многих петербургских митрополитов. В ней же 1 февраля 1881 г. состоялось отпевание Ф.М.Достоевского. В 1755-1771 гг. архитектор М.Д.Расторгуев осуществил строительство Митрополичьего дома, Семинарского и Просфорного корпусов, замкнувших монастырский двор. Юго-западная и северо-западная угловые башни повторили формы Благовещенской и Феодоровской церквей.

Самым замечательным храмом монастырского ансамбля стал Свято-Троицкий собор - одно из немногих сохранившихся культовых сооружений раннего классицизма. Уже в начале XVIII в., вскоре после создания первых монастырских строений, в центре монастырского каре был заложен Троицкий собор по проекту немецкого архитектора Швертфегера в стиле "немецкого барокко". К середине XVIII в. собор в целом был завершен. Но он оказался неустойчивым, был расположен на слабо укрепленном грунте и грозил скорым разрушением. По повелению императрицы Елизаветы Петровны он был снесен, а позднее Екатерина II поручила архитектору И.Е.Старову возвести на этом месте новое здание. В 1776 г. под наблюдением самого Старова началось возведение собора. Оно завершилось через 14 лет. 30 августа 1790 г. состоялось освящение храма. В тот же день мощи святого Александра Невского были торжественно перенесены в собор из Александровской церкви.

Здание собора гармонично вписалось в барочное каре, образованное монастырскими корпусами. Монументальное здание с двумя колокольнями с западной стороны завершается мощным куполом. Интерьер здания украшен барельефными панно, изображающими события из Ветхого и Нового заветов. Они выполнены замечательным скульптором Ф.И.Шубиным. Над главным входом расположен барельеф "Жертвоприношение паря Соломона в день освящения Иерусалимского храма". Ниже расположена скульптурная группа, изображающая ангелов со знаком ордена святого Александра Невского.

Внутри здание, которое представляет собой в плане латинский крест, очень просторно. Свет проникает через шестнадцать окон в барабане купола. Великолепный мраморный иконостас был изготовлен итальянцами, братьями Пинкети. Запрестольный образ Благовещения принадлежал кисти известного немецкого живописца Рафаэля Менгса. В храме имелись также картины Рубенса, Бассано, Ван-Дейка, Гверчино и других итальянских художников, пожертвованных Екатериной II из Эрмитажа из своего личного собрания.

Особое место среди святынь и сокровищ собора занимала 86 пудовая серебряная гробница (рака) святого Александра Невского. Еще в 1752 г. Елизавета Петровна распорядилась передать на ее изготовление первое серебро, добытое в Колыванских рудниках. Она была изготовлена на Петербургском Монетном дворе. На боковых стенках гробницы в барельефах запечатлены победы Александра Невского в сражениях на Неве, при освобождении Пскова и на Чудском озере. В настоящее время она хранится в Государственном Эрмитаже.

Роспись сводов и купола осуществлена по рисункам Дж.Кваренги в 1806 г. Она сохранилась до настоящего времени. Свято-Троицкий собор - вершина творчества И.Е.Старова в создании храмовых сооружений. Но помимо собора им была построена еще одна церковь в ансамбле лавры.

В 1783-1785 гг. по проекту Старова на круглой площади в конце Невского проспекта были построены ворота с расположенной над ними церковью во имя Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте". Здание выглядит довольно скромно и украшено пилястрами дорического ордера.

Всего на территории лавры находилось 11 церквей, включая Крестовую церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы архитектора А.М.Горностаева, расположенную в Митрополичьем доме. Монастырь был одним из центров духовного просвещения и культуры в России. В его архиве и библиотеке хранилось множество древних рукописей и редких книг. Здесь размещались Духовные академия и семинария.

При лавре образовалось несколько кладбищ, расположенных за пределами монастырского каре. Старейшим из них является Лазаревское кладбище, возникшее еще во времена Петра I при церкви в честь воскрешения Праведного Лазаря. Оно сделалось местом погребения выдающихся государственных деятелей России, а также ученых, писателей, архитекторов и т.д. Здесь похоронены М.В.Ломоносов, Д.И.Фонвизин, А.Н.Воронихин, А.И.Захаров, скульпторы И.П.Мартос, Ф.И.Шубин, М.И.Козловский и многие другие замечательные люди.

Справа от Лазаревского кладбища расположено Тихвинское кладбище с церковью в честь Тихвинской иконы Божией Матери. На нем похоронены знаменитые русские писатели и поэты Н.М.Карамзин, В.А.Жуковский, И.А.Крылов, Ф.М.Достоевский, композиторы М.И.Глинка, А.С.Даргомыжский, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков, А.П.Бородин, П.И.Чайковский и многие другие, а также художники А.И.Иванов, А.И.Куинджи, И.И.Шишкин и многие архитекторы, скульпторы, артисты.

К востоку от собора располагается более позднее Никольское кладбище, с церковью во имя Святителя Николая, на котором похоронено несколько петербургских митрополитов. Среди их могил виднеется крест на месте кенотафа расстрелянного в 1922 г. митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (В.П.Казанского), новомученика Российского.

После Октябрьской революции лавра была закрыта, мощи святого Александра Невского были осквернены и после ряда мытарств помещены на чердаке Казанского собора. Серебряная рака и малахитовая сень из Троицкого собора были переданы в Эрмитаж и Русский музей. Перед самым входом в собор была устроена "коммунистическая площадка" - кладбище революционных и партийных деятелей. Во многих монастырских зданиях разместились мастерские. В течение 20-30-х гг. закрылись все церкви лавры.

В 1956 г. Свято-Троицкий собор был возвращен верующим, но зато полному разгрому подверглась Духовская церковь. Начавшееся в 30-х г. превращение лавры в музей сопровождалось перестройкой интерьеров, уничтожением памятников и надгробий, немотивированным переносом части захоронений в другие некрополи.

В последние десятилетия началось постепенное возвращение православной Церкви отобранных у нее зданий. Троицкий собор и ряд других помещений лавры возвращены верующим, возобновилась монастырская жизнь. Мощи святого Александра Невского 3 июня 1989 г. были с крестным ходом возвращены в Троицкий собор. Однако большинство ценностей, изъятых из собора, в том числе знаменитая серебряная рака, все еще ждут своего возвращения на прежнее, им подобающее место.

Пьетро Антонио Трезини обучался архитектурному мстерству в Милане. Приехал в Россию в 1726 году. До 1960-х годов он считался сыном знаменитого петербургского зодчего Доменико Трезини, у которого был сын Пётр. Но тот был отправлен на обучение в Италию в 1725 году и не мог закончить образование всего через один год. Пьетро Антонио Трезини - только лишь однофамилец своего соотечественника.

В 1726-1732 годах архитектор работал на частных заказчиков. В 1732 году рядом с Литейным двором он строил Монетный дом, а ещё через три года - Почтовый двор близ Исаакиевской церкви. Эти постройки до нашего времени не сохранились, так же как и ремонтированный Трезини второй Исаакиевский собор, пострадавший от пожара в 1735 году. Несколько позже Пьетро Антонио перестраивал в камне Успенскюу церковь (ныне Князь-Владимирский собор).

Осенью 1742 года Пьетро Антонио Трезини получил заказ на перестройку триумфальных ворот у Аничкова моста, и сооружение новых ворот у Зелёного моста. Эти работы предваряли возвращение из Москвы в Петербург после коронации императрицы Елизаветы Петровны. В том же году Трезини был назначен архитектором Полицмейстерской канцелярии Петербурга, взамен временно уехавшего в Москву Михаила Земцова. На этой должности он стал выполнять те работы, которые прежде делались его знаменитым однофамильцем Доменико Андреа Трезини: планировал новые улицы, проектировал казённые и частные строения. В это время на участке современного дома №54 по Невскому проспекту он построил для себя жилой дом.

Из-за возросшей нагрузки швейцарец стал требовать большего жалования. В то время он трудился ещё и над храмом лейб-гвардии Преображенского полка и в Александро-Невском монастыре. В апреле 1746 года Полицмейстерская канцелярия перезаключила контракт с Трезини, увеличив его жалование и присвоив ему звание майора.

Если Доменико Трезини построил правое крыло Александро-Невского монастыря с Благовещенской церковью, то Пьетро Антонио возвёл левое крыло и Фёдоровскую церковь. Кроме этой обители, архитектор строил также и подворье Троице-Сергиевского монастыря на берегу Фонтанки, а также Троице-Сергиевскую пустынь на дороге в Петергоф. При постройке Преображенского собора Пьетро Антонио Трезини первым вернулся к традиции православного пятиглавия храмов, которе было нарушено Петром I и Доменико Трезини созданием Петропавловского собора с единственным куполом и колокольней.

Весной 1751 года Трезини уехал в Италию, оставив незавершёнными работы по постройке зданий Конюшенного и Таможенного ведомств, оперного театра при Аничковом дворце, перестройке костёла Святой Екатерины. Он расчитывал на то, что в Петербурге заметят его отсутствие и предложат лучшие условия контракта. В Россию для обсуждания новых требований архитектоа приезжала его жена. Но успеха переговоры не привели. В Петербурге и без Пьетро Антонио было достаточно талантливых зодчих.

Дом П. А. Трезини продал фавориту императрицы Ивану Ивановичу Шувалову. Архитектором С. И. Чевакинским на этом месте был построен дворцовый флигель.

В 1760 году архитектор ещё жил в Петербурге. Его дальнейшая судьба неизвестна.

 

10.Усадьбы и дворцово-парковые ансамбли петровской эпохи в окрестностях Петербурга.

Тема: Пригородные дворцово-парковые комплексы Санкт-Петербурга

Выполнила:

Студентка II курса

Группа-СКД6-07

Факультета культуры

Давыдова Надежда Вячеславовна

8-963-360-37-54

Проверил:

Мурманск 2008.


Содержание

Введение

1. Исторические факты

2. Дворцово-усадебное строительство

3. Дворцово-парковые пригороды Санкт-Петербурга

Начало формы

Быстрый поиск по Банку Рефератов: | Описание работы | Похожие работы

Конец формы

4.Петергоф – Сады и Парки

5. Стрельна

6.Памятные места Стрельны

7. Ораниенбаум

8.Царское село

9. Кронштадт

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение

Крупнейший культурно-исторический центр России - Санкт-Петербург был основан волей преобразователя Росси Петра Великого на землях, возвращенных Росси в результате Северной войны.

Архитектурную славу Санкт-Петербурга составляют не только грандиозные ансамбли и выдающиеся памятники архитектуры, но и пригородные дворцово-парковые комплексы, являющиеся шедеврами мирового зодчества и садово-паркового искусства.

Дворцы и парки Петродворца и Ломоносова, Гатчины и Стрельны, Пушкина и Павловска, грозные форты Кронштадта и полные лиризма старые усадьбы являются яркими страницами архитектурной летописи Санкт-Петербурга.

Объект исследования - Пригородные дворцово-парковые комплексы Санкт-Петербурга. Цель моей работы - как можно больше узнать о пригородных дворцово-парковых комплексах Санкт-Петербурга, изучить историю становления. Задача – разносторонне осветить данную тему.


1. Исторические факты

Современные окрестности Санкт-Петербурга, с давних времен заселялись восточными славянами. Это был цветущий край, население которого в основном жило в деревнях, на мызах и других мелких поселениях.

Там, где находится стрельня, значилась Стрелина мыза, на месте царского села существовала саарская мыза. Селение Хотчино являлось основой Гатчины. На месте Павловска был «городок на Славянке». Маленькие деревеньки и мызы находились на территориях Ораниенбаума (Ломоносова), Петергофа (Петродворца) и почти всех остальных дворцово-парковых комплексов, расположенных в пригородах.

Ижорские земли на протяжении многих веков служили ареной многочисленных войн.

Вначале XVII в., шведы захватили все земли по берегам Финского залива и Невы. Спустя столетие Россия прочно и навсегда стала у моря. Победа в Северной войне способствовала ускорению экономического и политического развития России и создала благоприятные условия для бурного роста нового города, основанного Петром I на берегах Невы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.