Сделай Сам Свою Работу на 5

Ответственность за нарушения налогового законодательства





ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ

 

Налоги – обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменение форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы.

В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Основы действующей в настоящее время налоговой системы России заложены на рубеже 1990-х годов. Принятые в 1991 году законы были подготовлены в течение короткого времени. Это обстоятельство, а также неопределённость будущих структурных преобразований в экономике, быстро меняющееся правовое пространство, отсутствие собственного опыта и знаний о построении налоговых систем стран с рыночной экономикой явились главными причинами того, что вновь созданная российская налоговая система имела серьёзные недостатки. Тем не менее, в первые годы своего существования российская налоговая система в целом неплохо выполняла свою роль, обеспечивая в условиях высокой инфляции и глубоких перемен в экономике поступление в бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов.



Важным шагом явилось принятие в 1998 году и вступление в силу с 1 января 1999 года первой (общей) части Налогового кодекса РФ, который чётко определил права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентировал процесс исполнения обязанности по уплате налогов, правила в отношении налогового контроля, установил ответственность за налоговые правонарушения. Кодекс установил закрытые перечни федеральных, региональных и местных налогов, ввёл важные дефиниции и новые инструменты, необходимые для функционирования качественно новой налоговой системы.

Более серьёзные изменения в налоговой системе произошли с введением в 2001г. в действие второй части Налогового кодекса РФ. На первом этапе её разработки были охвачены четыре важнейших налога – налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц и единый социальный налог, на втором этапе – налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, единый сельскохозяйственный налог. В дальнейшем были введены упрощённая система налогообложения, единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности, транспортный налог.



 

ТЕМА 1

ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Задачи и функции налоговых органов

Государственные налоговые органы Российской Федерации – это единая система контроля соблюдения организациями и физическими лицами налогового законодательства, правильности исчисления причитающихся с них налогов и сборов, полноты и своевременности их внесения в бюджет, а также контроля соблюдения валютного законодательства.

Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с органами исполнительной власти, а также Федеральной таможенной службой. Несмотря на общность задач в осуществлении контроля, сферы действия у данных органов различны. Таможенные органы осуществляют контроль соблюдения налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу России.

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что налоговыми органами в России являются только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов – Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС РФ), и её территориальные подразделения. Они являются уполномоченной стороной государства во взаимоотношениях с налогоплательщиками по поводу уплаты (взимания) налогов и сборов, в осуществлении налогового контроля, привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства.



ФНС РФ подчиняется Правительству Российской Федерации и осуществляет общее руководство, контроль и координацию деятельности нижестоящих территориальных налоговых органов.

ФНС РФ:

· устанавливает формы отчётов о проделанной нижестоящими органами работе; проводит не менее одного раза в три года ревизии, а в промежутке между ревизиями – тематические проверки работы нижестоящих подразделений налоговых органов;

· составляет прогнозы поступлений налогов и сборов; получает, обобщает и анализирует налоговые отчёты нижестоящих налоговых органов и представляет Президенту Российской Федерации доклады о ходе налоговых поступлений;

· осуществляет меры по созданию информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работы налоговых органов.

Территориальные подразделения ФНС РФ в республиках, краях, областях выполняют аналогичные функции по отношению к нижестоящим налоговым органам.

Первичное звено государственных налоговых органов – государственные налоговые инспекции создаются в районах и городах и районах в городах и:

· непосредственно осуществляют налоговый контроль на своей территории, ведут учёт плательщиков налогов;

· следят за своевременным представлением документов, связанных с начислением платежей в бюджет, а также проверяют достоверность данных этих документов в части определения прибыли, обложения и исчисления налогов;

· ведут оперативно-бухгалтерский учёт по каждому плательщику и виду налога, а также учёт сумм налоговых санкций и административных штрафов;

· составляют и представляют в вышестоящие налоговые органы налоговую отчётность, а в финансовые органы – ежемесячные сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет.

Налоговым кодексом закреплено право налогоплательщиков на бесплатные консультации. Соответственно важной задачей налоговых органов становится разъяснительная работа по применению налогового законодательства. Некоторые налоговые инспекции проводят семинары с налогоплательщиками, где информируют их обо всех предстоящих изменениях налогового законодательства, дают разъяснения о порядке применения отдельных положений Налогового кодекса.

Ответственность за нарушения налогового законодательства

 

Проблема ответственности за налоговые правонарушения является комплексной и решается на основе действующего административного, уголовного и налогового законодательства РФ. Согласно Налоговому кодексу налоговое правонарушение – это виновно совершённое противоправное действие или бездействие, которое выражается в неисполнении либо в ненадлежащем исполнении налогоплательщиком своих обязанностей перед бюджетом и за которое установлена ответственность.

Виды налоговых правонарушений разнообразны. Также различны и установленные за них формы ответственности.

Отдельные виды правонарушений могут также повлечь за собой и комплексную ответственность. Например, за сокрытие объекта налогообложения на юридическое лицо может быть наложено взыскание, на виновное лицо – административный штраф, что не исключает наложения дисциплинарного взыскания или возбуждения уголовного дела.

Виды нарушений налогового законодательства юридическими лицами могут быть сгруппированы определённым образом, в зависимости от конкретного объекта, на который направлены противоправные деяния (действие или бездействие):

· сокрытие дохода, уклонение от уплаты налогов;

· занижение доходов (прибыли);

· отсутствие учёта объекта налогообложения;

· ведение учёта объекта налогообложения с нарушением установленного порядка;

· непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган необходимых документов;

· несвоевременная уплата налогов;

· нарушение установленной формы представления бухгалтерской отчётности;

· внесение в отчёты заведомо неправильных сведений;

· уклонение от явки в государственные налоговые органы;

· непредставление объяснений, документов или другой информации по законному требованию налоговых органов;

· невыполнение законных требований должностных лиц налоговых органов.

Таким образом, нарушение юридическими лицами налогового законодательства является основанием для применения мер налоговой, административной и уголовной ответственности.

Налоговая ответственность в Российском законодательстве выражается в различных формах денежных взысканий, среди которых важное место занимает налоговые санкции.

Налоговые санкции являются формой применения к налогоплательщику мер государственного принуждения: взыскания в бесспорном порядке с юридических лиц недоимок, сумм штрафов, пени и т.д.

Виды санкций:

· правовосстановительные (компенсационные) – принудительное взыскание с организаций в бесспорном порядке:

o взыскание пени по ставке (в процентах от неуплаченной суммы налога);

o взыскание недоимки;

· карательные:

o административная ответственность:

-сокрытие (занижение) объектов налогообложения;

-отсутствие бухгалтерского учёта или ведение его с нарушениями;

-непредставление или несвоевременное представление отчётности и налоговых расчётов;

-непредставление документов по требованию налоговых органов;

-воспрепятствование доступу должностных лиц налоговых органов на территорию и в помещения налогоплательщика;

o уголовная ответственность:

-уклонение физического лица от уплаты налога в крупном и особо крупном размерах (соответственно свыше 200 и 500 – 1000 МРОТ);

-уклонение от уплаты налогов с организаций в крупном размере особо крупном размерах (соответственно свыше 1000 и 5000 МРОТ).

 

Налоговый контроль

Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. При отсутствии или низкой эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объёме уплачивать налоги.

Осуществление налогового контроля производится в разных правовых формах. При этом контрольные действия регулируются на основе закона, где четко определены полномочия налоговых органов.

Правильно организованный налоговый контроль требует, с одной стороны, широких полномочий налоговых органов в части доступа к соответствующей информации, а с другой – уважения к налогоплательщику и недопустимости причинения неправомерного вреда налогоплательщику.

Для реализации налогового контроля налогоплательщики (организации и физические лица) подлежат постановке на учёт в налоговом органе. Это - первооснова налогового контроля.

В соответствии с Налоговым кодексом постановке на учёт подлежат любые лица, признаваемые налогоплательщиками, независимо от наличия обстоятельств, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Организации, налоговые агенты, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица обязаны самостоятельно предпринять определённые действия по постановке на учёт в налоговом органе. Постановка налогоплательщика – организации на учёт в налоговом органе осуществляется как по месту нахождения самой организации, так и по месту нахождения её филиалов, представительств и других обособленных подразделений, но сейчас согласно Гражданскому кодексу РФ они не являются самостоятельными субъектами налоговых правоотношений.

Завершающим этапом процедуры постановки налогоплательщика на учёт становится присвоение ему идентификационного номера (ИНН). ИНН является единым на всей территории России и должен указываться как налоговым органом в направляемых налогоплательщику уведомлениях, так и налогоплательщиком в подаваемых в налоговый орган декларациях. Присвоение ИНН касается всех налогоплательщиков – юридических и физических лиц.

Налоговый контроль осуществляется с помощью налоговых проверок. Налоговый кодекс предусматривает два вида налоговых проверок – камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка, являющаяся формой текущего контроля, проводится по месту нахождения налогового органа.

Место проведения выездной налоговой проверки не указывается. В процедуре выездной налоговой проверки важным моментом является вопрос установления Налоговым кодексом «глубины» проверок. В соответствии с Налоговым кодексом проверкой могут быть охвачены не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки. Малая вероятность «попадания» в поле зрения контролирующего органа, с ограничением еще и срока проведения проверки двумя – тремя месяцами, на деле означает, что у некоторых налогоплательщиков никогда не удастся провести полноценную налоговую проверку, что пойдёт на пользу лишь недобросовестным налогоплательщикам.

При осуществлении налогового контроля Налоговый кодекс предусматривает появление процессуальных фигур свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика и понятых. Эту новеллу в налоговом законодательстве следует отметить как прогрессивную в целях обеспечения установления истины по делам, связанным с осуществлением контроля.

Регламент налоговой проверки предоставляет налоговому органу право в случае воспрепятствования доступу на территорию или отсутствия учёта доходов и расходов самостоятельно определять суммы налогов, подлежащих уплате расчётным путём на основе имеющейся у них информации о налогоплательщике. Сейчас это возможно произвести также на основе данных об иных аналогичных налогоплательщиках.

В первом случае речь идет о применении косвенных методов исчисления соответствующих обязательств по уплате налогов. Широкое применение косвенных методов исчисления сумм налогов в обстановке, характеризующейся массовыми фактами уклонения от их уплаты, может и должно стать мощным фактором укрепления налоговой дисциплины.

Одновременно это послужит и эффективным средством увеличения налоговых поступлений в бюджет. Как показывает анализ зарубежного опыта, применение налоговыми органами косвенных методов исчисления налоговых обязательств в случаях, когда ведение налогоплательщиком учёта не обеспечивает достоверного отображения данных, является общепринятой мировой практикой.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.