Сделай Сам Свою Работу на 5

Автор и субъектная организация литературного произведения.





Как пишет Б. О. Корман, «субъект сознания тем ближе к автору, чем в большей степени он растворён в тексте и незаметен в нём. По мере того как субъект сознания становится объектом сознания, он отдаляется от автора, то есть чем в большей степени субъект сознания становится определённой личностью со своим особым складом речи, характером…, тем в меньшей степени он непосредственно выражает авторскую позицию» (27). Повествователь ближе других субъектов сознания к автору как раз в силу того, что он не изображён, растворён в тексте, не заметен в нём. Рассказчик дальше от автора как раз в силу своей изображённости (это определённая личность, имеющая некоторые этапы биографии, свой «образ языка» и т.д.).

Субъектная организация лирического произведения.

«Лирическое произведение есть произведение, в котором весь текст принадлежит одному субъекту речи(выделение наше. – А. П.)». Такова формально-субъектная организация лирического произведения.

«Весь текст лирического произведения организуется субъектом сознания с обязательной прямо-оценочной(выделение наше. – А. П.)точкой зрения. Такова схема содержательно-субъектной организации лирического произведения» (33).



Разновидности субъектов сознания в лирическом произведении.

Различаются субъекты сознания в лирическом произведении «в зависимости от того, насколько заметны они в тексте и насколько обращают на себя внимание при непосредственном восприятии. Степень заметности субъекта сознания определяется тем, с каким объектом он связан прямо-оценочной точкой зрения (выделение наше. – А. П.(34).

Существуют две разновидности субъектов сознания в лирическом произведении: лирический герой и лирический субъект.

Лирический герой (лирическое «я»)– субъект сознания, открыто организующий текст и заметный при непосредственном восприятии. Лирический герой говорит о себе «я». Лирический герой является и субъектом сознания и объектом сознания. Дистанция между субъектом сознания и объектом сознания минимальна.

Пример. В стихотворении А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» субъектом сознания будет лирический герой, так как он говорит о себе «я» и является не только субъектом сознания, но и объектом сознания (объектом переживания становятся этапы его собственной биографии).



Лирический субъект – субъект сознания, растворённый в тексте и не заметный при непосредственном восприятии. Лирический субъект никогда не может сказать о себе «я». Субъект сознания и объект сознания разделены. Между ними есть определённая дистанция.

Пример. В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» субъектом сознания является лирический субъект, он не говорит о себе «я», объектом лирического переживания становится не он сам, не этапы его собственной биографии, а другой объект бытия («парус»).


Тезисы для подготовки к практическому занятию по теме: «Основные понятия стиховедения».

Одними из центральных понятий стиховедения являются понятия «метра»и «ритма». Для того, чтобы разграничить эти понятия, обратимся к работе В. М. Жирмунского «Теория стиха» (Л., 1975. С.8 – 16) и воспользуемся его определениями. В. М. Жирмунский исходит из того, что «стихотворная речь отличается от прозаической закономерной упорядоченностью звуковой формы» (Жирмунский В. М. Теория стиха…С. 8). Это означает, что стихотворная речь основана на упорядоченном повторении фонетических единиц (прежде всего, слогов и ударений). «В этом упорядочении расположения слогов и ударений в пределах стиха, периода, строфы заключается важнейшее отличие…стихотворного отрывка от отрывка прозаической речи» (Жирмунский В. М. Указ. соч. С. 9). В связи с этим и актуализируются понятия «метра» и «ритма». В работе В. М. Жирмунского находим такие определения:



метр – «идеальная схема» («закон») чередования сильных и слабых слогов.

ритм – «результат взаимодействия метрического задания с естественными свойствами речевого материала» (Жирмунский В. М. Указ. соч. С.15).

Чтобы увидеть разницу между этими понятиями, рассмотрим первые четыре стиха из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

1 2 3 4

Мой дя/дяса/мыхче/стныхправил,

Когда/нев шу/ткуза/немог,

Ону/важать/себя /заставил

И лу/чшевы/думать/не мог.

Идеальным метрическим законом (метром) данного стихотворения будет регулярно повторяющееся в каждом стихе закономерное чередование: слабый – сильный (если мы будем скандировать стихи, то убедимся в этом: каждый нечётный стих будет звучать раз – два, раз – два, раз – два, раз – два – раз; каждый чётный будет звучать раз –два, раз – два, раз – два, раз – два). Слабые слоги в каждом стихе располагаются на нечётных местах; сильные – на чётных (они выделены жирным шрифтом), так что междусильными слогами всегда располагается один слабый. Перед нами метрическая схема ямба (слабый – сильный). Такое регулярно повторяющееся сочетание сильного и одного (как в данном случае)-двух слабых называется стопой. Стопы друг от друга отделяются косыми чертами. Количество стоп определяется по количеству сильных мест. В приведённом фрагменте в каждом стихе по четыре сильных места, следовательно, четыре стопы. Размером называется характеристика протяжённости стиха, длина стиха. Когда мы говорим о ямбе, мы имеем в виду метр, когда мы говорим «четырёхстопный ямб», мы уже говорим о размере, поскольку указываем на длину стиха, на количество стоп.

А теперь посмотрим, как же происходит это «взаимодействие идеальной метрической схемы с естественными свойствами речевого материала» (В. М. Жирмунский)?

Уже в первом стихе данного фрагмента мы обнаруживаем отклонения от идеальной метрической схемы. В первой стопе первого стиха на слове «мой» появляетсядополнительное внеметрическое ударение на слабом месте стиха (спондей). Слабый слог (который в идеале должен быть безударным) оказывается ударным. В третьей стопе второго стиха на месте сильного места, на слоге «за» («занемог»), наоборот, появляется пропускметрически обязательного ударения на сильном месте (хотя согласно «идеальной схеме» оно должно быть) стиха (пиррихий). В третьем стихе в первой стопе («Он у / важать») появляется дополнительное внеметрическое ударение на слабом месте стиха и пропуск метрически обязательного ударения на сильном месте стиха (сдвиг метрически обязательного ударения). Именно поэтому теперь «принято делить стихи на сильные места (или сильные слоги, или икты), на которых стоят метрические ударения, слышимые при скандовке, и на слабые места (слоги)» (Холшевников В. Е. Что такое русский стих // Мысль, вооружённая рифмами. – Л., 1987. С.9).

Следовательно, можно дать такое определение силлабо-тонической системы стихосложения: силлабо-тоническая система стихосложения – это такая система стихосложения, в которой основным ритмообразующим признаком становится закономерное и упорядоченное чередование сильных и слабыхслогов. Будет большой неточностью говорить о том, что силлабо-тоника основана на закономерном и упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов, ибо, как мы увидели выше, сильный слог не всегда будет совпадать с ударным, а слабый – с безударным. Могут быть отклонения от этой идеальной схемы (в идеале сильные должны совпадать с ударными, а слабые – с безударными, но реальное развёртывание речевого материала не позволяет полностью осуществиться этой идеальной схеме).

Существуют двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) метры (стопы):

Ямб – двусложная стопа (метр), состоящая из одного слабого и одного сильного места (пример – см. выше).

Хорей – двусложная стопа (метр) , состоящая из одного сильного и одного слабого места (сильный – слабый). При скандовке будет звучать так: раз – два, раз – два, раз –два, раз – два и т. д. (сильные слоги здесь и далее выделены жирным шрифтом).

Буря / мглою / небо / кроет,

Вихри / снежны / е кру/ тя,

То как / зверь, о/ на за/ воет,

То за / плачет/,как ди/ тя (А. С. Пушкин).

 

Дактиль – трёхсложная стопа (метр), состоящая из одного сильного и двух слабых слогов: раз – два – три, раз - два – три, раз – два – три, раз – два –три.

Тучки не/ бесные/, вечные / странники

Степью ла / зурною /, цепью же / мчужною,

Мчитесь вы / нынче, как /я же, из /гнанники,

С милого / севера / в сторону / южную (М. Ю. Лермонтов)

 

Амфибрахий – трёхсложная стопа (метр), состоящая изслабого, сильного и слабого(раз - два – три, раз – два – три, раз –два – три и т. д.).

Сижу за / решёткой / в темнице / сырой,

Вскормлённый / в неволе / орёлмо / лодой,

Мой грустный / товарищ, / махая / крылом,

Кроваву / ю пищу / клюёт под / окном (А. С. Пушкин)

 

Анапест – трёхсложная стопа (метр), состоящая из двух слабых и одного сильного слогов (раз – два –три, раз – два – три, раз – два – три, раз – два – три…)

Всё, что бы /ло в душе /, всё как бу /дто опять /потерялось,

И лежал / я в траве /, и печа /лью и ску /кой томим,

И прекра /сное те /ло цветка / надо мной / поднималось,

И кузне /чик, как ма /ленький сто /рож, стоял / перед ним (Н. Заболоцкий).

По соотношению конца стиха и конца стопы стих может быть акаталектическим (полным),каталектическим (усечённым на одно, реже – два слабых места), гиперкаталектическим (с наращением дополнительного одного – реже двух слабых мест).

Акаталектический стих – стих, в пределах которого полностью укладывается необходимое количество стоп, так что конец стиха совпадает с концом стопы.

Буря / мглою / небо / кроет

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, последняя стопа сохраняется в полном виде в конце стиха.

Каталектический стих – стих, в котором последняя стопа усечена на одно (реже – два) слабых места.

Вихри / снежны/ екру / тя

В данном случае последняя стопа представлена не полностью, она усечена на одно слабое место.

Гиперкаталектический стих – стих, в котором в последней стопе происходит наращение одного (реже – двух) слабого места.

Мой дя /дя са /мых че /стных правил

Данный текст написан четырёхстопным ямбом, в последней стопе происходит наращение дополнительного слабого места.

Помимо силлабо-тонической системы (продуктивной для русского классического стиха) стихосложения существуют метрическая, силлабическая и тоническая системы стихосложения.

Метрическое стихосложение – тип стихосложения, в котором основной ритмообразующей характеристикой является различение в слогах долгих и кратких гласных. Метрический тип стихосложения продуктивен для языков, в которых в системе гласных фонем существует оппозиция долгих и кратких гласных (древнегреческий, латинский, арабский). За единицу длительности звучания в античном метрическом стихосложении принимается мора(длительность краткого слога). Долгий слог по длительности равен двум кратким. Основная ритмообразующая единица в античном метрическом стихосложении – стопа (как закономерно повторяющееся чередование долгих и кратких гласных). Причём долгий слог в стопе может быть заменён двумя краткими, а два кратких – одним долгим.

Силлабическое стихосложение – тип стихосложения, в котором основной ритмообразующей единицей является равное количество слогов в стихе на протяжении всего стихотворения. В силлабическом стихосложении нет метра. Силлабическое стихосложение продуктивно для языков с фиксированным ударением (французский, польский, к силлабике тяготеет итальянская и испанская поэзия).

Основной ритмически значимой единицей является целый стих. Для силлабического стиха обязательны: цезура – обязательное сечение стиха на два равные полустишия, выполняюшее роль паузы (без цезуры чтение довольно протяжённых силлабических стихов на одном дыхании было бы затруднительным) и парная рифмовка. По реконструкциям учёных, древнеиндоевропейский стих был силлабическим.

Основные размеры силлабического стихосложения (по количеству слогов в стихе): 8-сложник с цезурой после четвёртого слого (4+4), 11-сложник с цезурой после пятого слога (5+6) и 13-сложник с цезурой после седьмого слога (7+6).

Пример польского 11-сложника (из работы В. Холшевникова «Основы стиховедения». Любой год издания.):

Человек некий // винопийцабяше

Меры в питии // хранити не знаше,

Темже многажды // повнегда упися,

В очию его // всяка вещь двоися (С. Полоцкий).

Перед нами фрагмент стихотворения С. Полоцкого, написанного польским 11-сложником 5+6 (пять слогов до цезуры в первом полустишии и шесть слогов после цезуры во втором полустишии – и так на протяжении всего стихотворения).

Тоническое стихосложение – тип стихосложения, в котором основным ритмообразующим признаком является изотонизм (равное количество ударных слогов в стихах на протяжении всего стихотворения, в то время как число безударных между ударными может варьироваться). Тоническое стихосложение продуктивно для языков с нефиксированным (подвижным) ударением, которое выполняет смыслоразличительную функцию (мука – мука): для русского, английского, немецого, чешского языков. Основная единица тонического стиха – слово.

Пример:

У оратая кобыла соловая,

Гужики у него да шелковые,

Сошка у оратая кленовая,

Омешики на сошке булатные (былина «Вольга и Микула Селянинович»).

Схема данного стихотворения будет выглядеть следующим образом:

2 – 3 – 2 – 2

1 – 3 – 2 – 2

– 3 – 3 – 2

1 – 3 – 2 – 2

Горизонтальной чертой обозначены сильные (ударные) позиции, цифрами – количество слабых (безударных) между сильными (ударными), которое, как Вы можете убедиться, варьируется.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.