Сделай Сам Свою Работу на 5

Список основной учебной литературы.





Сведения об учебниках Количество экземпляров в библиотеке на момент утверждения программы
Наименование, гриф Автор Год издания
1. Введение в литературоведение. Учебное пособие для филологических специальностей университетов и педагогических институтов. Под ред. Г. Н. Поспелова
2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие. Под ред. Л. В.Чернец
3. Теория литературы: Учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных заведений: В 2т. Под ред. Н. Д. Тамарченко
4. Теория литературы. Учебник для студентов высших учебных заведений. В. Е. Хализев
5. Практикум по изучению художественного произведения. Учебное пособие. тия и термины: Учебное пособие.е, но рассматрвиается в качестве допуска к немубрь - дек Б. О. Корман 9 (на кафедре теории литературы + электронная версия)
6. Теория литературы. Поэтика: Учебное пособие. Б. В. Томашевский

Обязательная литература справочного характера

1.Квятковский А. Поэтический словарь. – М., 1966.

2.Краткая Литературная Энциклопедия (КЛЭ): В 9 т. – М., 1962 - 1978.



3.Литературная энциклопедия терминов и понятий /Под ред. А. И. Николюкина. – М., 2002.

4.Литературный энциклопедический словарь (ЛЭС). – М., 1987.

5.Словарь литературоведческих терминов /Под ред.
Л. И. Тимофеева и С. В. Тураева. – М., 1974.

6.Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. – М., 1996.

7.Философская энциклопедия. Т. 1-5. М., 1960-1970.

Обязательная литература монографического характера

1.Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

2.Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

3.Бахтин М.М. Слово в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

4.Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

5.Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.



6.Бройтман С. Н. Историческая поэтика. – М., 2000.

7.Бройтман С.Н. Русская лирика ХIХ — начала ХХ века в свете исторической поэтики (Субъектно-образная структура). М., 1997.

8.Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.

9.Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 1968.

10. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 1, 3. М., 1968-1971.

11. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.

12. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975.

13. Кургинян М.С. Драма // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 2. Роды и жанры литературы. М., 1964.

14. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. № 8.

15. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы // Лосев А.Ф. Форма — Стиль — Выражение. М., 1995.

16. Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. Таллинн, 1992.

17. Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. – М., 1998.

18. Лучников М. Ю. Литературное произведение как высказывание. – Кемерово, 1989.

19. Медведев П.Н. (Бахтин М.М.) Формальный метод в литературоведении // Бахтин под маской. Вып. 2. М., 1993

20. Потебня А.А. Из записок по теории словесности // Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М., 1990.

21. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976.

22. Сильман Т.И. Семантическая структура лирического стихотворения // Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л., 1977.

23. Скафтымов А.П. Тематическая композиция романа «Идиот» // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972.

24. Тамарченко Н. Д. «Эстетика словесного творчества» Бахтина и русская религиозная философия. – М., 2001.



25. Тюпа В. И. Аналитика художественного: Введение в литературоведческий анализ. – М., 2001.

26. Успенский Б.А. Поэтика композиции // Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995.

27. Федоров В.В. О природе поэтической реальности. М., 1984.

28. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.

29. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.

30. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.

31. Фуксон Л. Ю. Чтение. – Кемерово, 2006.

32. Хализев В.Е. Драма как род литературы. М., 1986.

33. Чернец Л. В. Вопросы литературных жанров в работах
М. М. Бахтина // Филологические науки. – 1980. - № 2.

34. Чернец Л. В. Литературные жанры. – М., 1982.

Дополнительная литература

1.Аристотель. Поэтика. Любое издание.

2.Гердер И.Г. Критические леса, или Размышления, касающиеся науки о прекрасном и искусствах, по данным новейших исследований // Гердер И.Г. Избранные сочинения. М.; Л., 1959. С. 157-178.

3.Днепров В. Д. Роман – новый род поэзии // Днепров В. Д. Идеи времени и формы времени. – М., 1980.

4. Есаулов И. А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения («Миргород» Н. В. Гоголя). – М., 1995.

5. Женетт Ж. Повествовательный дискурс // Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. – М., 1998. – 2т.

6.Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе ХIХ-ХХ вв. М., 1994.

7.Корман Б. О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора // Страницы истории русской литературы. – М., 1971

8. Корман Б. О. Лирика Некрасова. – Ижевск, 1978.

9.Корман Б. О. Литературоведческие термины по проблеме автора. – Ижевск, 1982.

10. Корман Б. О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов // Проблемы истории критики и поэтики реализма. – Куйбышев, 1981.

11. Ларин Б.А. О лирике как разновидности художественной речи: Семантические этюды // Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974.

12. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957.

13. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Изд. 3-е, доп. М., 1979.

14. Моррис Ч.У. Основания теории знаков / Пер. В.П. Мурат // Семиотика. М., 1983.

15. Пинский Л. Е. Сюжет-фабула и сюжет-ситуация //
Пинский Л. Е. Магистральный сюжет. – М., 1989.

16. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966.

17. Шиллер Ф. О причине наслаждения, доставляемого трагическими предметами. О трагическом искусстве. О возвышенном. I // Шиллер Ф. Собрание сочинений: В 7 т. Т. VI. М., 1957.

18. Шкловский В.Б. О теории прозы. М., 1983.

19. Шмид В. Нарратология. – М., 2003.

20. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против»: Сб. статей. – М., 1975.

Методические пособия и другие методические материалы.

1. Тезисы лекции по теме «Литературное произведение: текст и внутренний мир литературного произведения (электронный вариант и варианты на бумажных носителях имеются на кафедре теории литературы).

2. Комментарии к учебному пособию Б. О. Кормана «Практикум по изучению художественного произведения» (электронный вариант и варианты на бумажных носителях имеютя на кафедре теории литературы).

3. Тезисы для подготовки к практическому занятию по стиховедению (электронный вариант и варианты на бумажных носителях имеютя на кафедре теории литературы).

4. Алгоритмы описания литературного произведения и его основных аспектов (электронный вариант и варианты на бумажных носителях имеютя на кафедре теории литературы).

 

 

Формы текущего, промежуточного и рубежного контроля.

Вопросы для самопроверки.

Предмет и задачи литературоведения как науки.

1. Что является предметом литературоведения как науки? Перечислите его основные задачи, назовите главные разделы. Как соотносятся понятия «литературоведение» и «филология»? Как Вы понимаете высказывание С. С. Аверинцева о том, что филология есть «служба понимания»?

2. Раскройте основные значения термина «поэтика». Чем отличаются друг от друга общая (теоретическая) и частная (описательная) поэтика?

3. Каковы основные задачи исторической поэтики. Кто считается основоположником исторической поэтики?

4. Что изучает теория литературного процесса? Как теория литературного процесса соотносится с историей литературы?

5. Какие дисциплины принято относить к «вспомогательным» дисциплинам литературоведения? Как Вы понимаете мысль В. Е. Хализева о «базовом» характере «вспомогательных» дисциплин литературоведения?

6. Назовите основные задачи текстологии. Что такое атрибуция как основное понятие текстологии?

7. Что такое академическое издание текста? Каким условиям оно должно соответствовать? Для каких целей оно предназначено?

8. Какие значения имеет термин «эвристика»? Чем занимается эвристика как «вспомогательная» дисциплина литературоведения?

9. Определите понятие «литературная мистификация». Приведите известные Вам примеры литературных мистификаций.

Художественный образ.

1. Воспроизведите известные Вам определения художественного образа (М. Эпштейн, И. Роднянская). Чем они отличаются друг от друга?

2. Чем художественный образ отличается от понятия? Покажите на конкретных примерах.

3. Как соотносятся часть и целое в художественном произведении? Приведите и прокомментируйте примеры из известных Вам произведений.

4. Воспроизведите основные положения теории поэтической образности А. А. Потебни. На каком основании все слова национального языка А. А. Потебня делил на «образные» и «безобразные»?

5. Что такое тропы? Какие Вы знаете виды тропов? Приведите примеры. На каком основании тропы включаются в область поэтической образности в теории А. А. Потебни? Докажите на конкретных примерах.

6. Как Вы понимаете мысль А. А. Потебни о том, что внутренняя форма произведения словесно-художественного творчества – необходимое условие его восприятия?

7. Продемонстрируйте на конкретных примерах главенствующую идею статьи П. В. Палиевского «Внутренняя структура образа» о том, что сравнение является «элементарной моделью» художественно образа, универсальным принципом художественного целого.

8. Как Вы понимаете мысль И. Роднянской о том, что благодаря сравнению, сопоставлению «художественная мысль успешно избегает ухода в абстракцию»?

9. Почему М. М. Бахтин называл литературу искусством «непрямого говорения»?

10. Последователи А. А. Потебни полагали, что чем больше в литературном произведении фактов поэтической образности (образных слов, тропов), тем больше у читателя возможности для сравнения, сопоставления, тем богаче смысл произведения. Насколько продуктивен такой подход? Докажите на примерах.

11. Можно ли считать такие понятия, как «художественный образ» и «поэтическая образность» синонимичными, или между ними есть существенные отличия? Аргументируйте свой ответ, используя конкретные примеры.

12. Как Вы понимаете высказывание Л. Толстого о том, что роман «Анна Каренина» есть «лабиринт сцеплений»?

13. Границы и объём художественного образа в литературном произведении. Как Вы понимаете такие номинации, как «образ языка», звукообраз. Приведите примеры. Почему ритм мы также можем считать художественным образом?

14. Покажите на примере какого-нибудь известного Вам произведения такое свойство художественного образа, как контекстуальность.

15. Дайте определение знака. Приведите примеры знаков. Какие бывают типы знаков. Что такое знаковая система (примеры знаковых систем)?

16. Чем художественный образ отличается от знака? Покажите на конкретных примерах.

17. Как Вы понимаете мысль о том, что художественный образ всегда требует активно воспринимающего сознания?

18. Прокомментируйте стих из стихотворения Б. Пастернака «Август»: «образ мира, в слове явленный»?

19. Как Вы понимаете поэтические фразы Б. Пастернака: «образ входит в образ», «предмет сечёт предмет»? О каком свойстве (свойствах) художественного целого идёт речь?

20. Как Вы понимаете следующие строки Б. Пастернака: «в миг, когда дыханьем сплава в слово сплочены слова»? О каком свойстве (свойствах) художественного целого идёт речь?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.