Сделай Сам Свою Работу на 5

Литературное произведение. Текст и внутренний мир литературного произведения.





1. Поясните смысл суждения М. М. Бахтина о том, что литературное произведение есть «сложное событие»? Какие аспекты оно в себя включает?

2. Можно ли отождествлять понятие «литературное произведение» с понятием «текста», как это делали представители школы структурализма?

3. Докажите, что продуктивное для поэтики разграничение изображённого мира и текста необходимо рассматривать в связи с такими категориями, как автор и читатель?

4. Почему изображённый в литературном произведении мир, или «мир героя» называется внутренним миром, художественным миром?

5. Какие аспекты («срезы», уровни) литературного произведения относятся к плоскости внутреннего мира произведения, а какие – к плоскости текста?

Художественное время и художественное пространство в литературном произведении. Событие в литературном произведении.

1. Что такое художественное время и художественное пространство в произведении словесного творчества (определение
И. Роднянской из Литературного энциклопедического словаря). Проанализируйте данное определение. Как Вы его понимаете?

2. В чём Вы видите существенное отличие между художественным временем и пространством и реальным (физическим) временем и пространством? Покажите на конкретных примерах.



3. Какие бывают типы и формы художественного времени и художественного пространства (приведите примеры)?

4. Что такое «хронотоп». Дайте определение и прокомментируйте его. Как в работе М. М. Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе» доказывается необходимость введения этого понятия?

5. Изображённый хронотоп и изображающий хронотоп (хронотоп рассказывания). Как Вы понимаете мысль М. М. Бахтина о том, что автор находится не внутри изображённого хронотопа, а на касательной по отношению к нему?

6. В чём, по М. М. Бахтину, заключается сюжетное, жанровое и изобразительное значение хронотопа?

7. Событие в литературном произведении. Проанализируйте известные Вам определения события (Г. Ф. Гегель,
Ю. М. Лотман). Как событие связано с художественным временем и художественным пространством?

8. Какое определение понятия «событие» даёт Н. Д. Тамарченко (см. статью «Событие в «Литературной энциклопедии терминов и понятий»)? Чем мотивируется необходимость подобного определения? Как оно соотносится с подходами Г. Ф. Гегеля и Ю. М. Лотмана?



9. Объясните необходимость использования при описании сюжета литературного произведения наряду с понятием «событие» понятия «ситуация».

10. Какие определения понятия «ситуация» существуют? Чем они отличаются друг от друга (Б. В. Томашевский, Н. Д. Тамарченко)? Как ситуация переходит в событие? Коллизия как переход от ситуации к событию.

11. Как Вы понимаете термины «частная ситуация», «общая ситуация» произведения?

Проблема содержания, материала и формы в словесно-художественном творчестве.

1. Воспроизведите основные пункты полемики М. М. Бахтина с русскими формалистами (то, с чего начинается работа
М. М. Бахтина «Проблема содержания, материала и формы в словесно-художественном творчестве»).

2. Что такое содержание литературного произведения, согласно
М. М. Бахтину? Как в трактовке М. М. Бахтина соотносятся такие понятия, как «форма», «содержание» и «творческая активность» автора?

3. В чём суть разграничения М. М. Бахтиным архитектонических и композиционных форм, как они соотносятся друг с другом? Приведите примеры архитектонических и композиционных форм.

4. Как соотносятся такие понятия, как «архитектоническая форма» и «жанровая форма»?

5. Как Вы понимаете определение М. М. Бахтина «форма – граница, обработанная эстетически»? В чём состоит изолирующая функция художественной формы (или функция изоляции)?

6. Раскройте смысл понятия «модус художественности». Какие Вы знаете модусы (типы) художественности? Опишите каждый из известных Вам типов художественности, используя конкретные примеры.



 

Сюжет и фабула в литературном произведении.

1. В каких значениях термины «сюжет» и «фабула» не используются в литературоведении?

2. Воспроизведите предложенный Аристотелем способ разграничения сюжета и фабулы. Какое понятие лежит в основе разграничения сюжета и фабулы? Что такое «мифос»? Для каких произведений эта концепция оказывается продуктивной?

3. Какой способ разграничения сюжета и фабулы предлагается русскими формалистами? В чём сходство и в чём отличие этой концепции от концепции Аристотеля?

4. Приведите примеры «прямого», «обратного», «ступенчатого», «удвоенного» и «задерживающего» «распределения событий» в литературном произведении.

5. Для каких произведений продуктивна, а для каких непродуктивна концепция русских формалистов?

6. Воспроизведите способ разграничения сюжета и фабулы, предлагаемый В. Кайзером и В. В. Кожиновым. Какое понятие кладётся в основу этого разграничения?

7. Как Вы понимаете термин «точечная фабула»? Приведите примеры известных Вам лирических произведений с «точечной фабулой».

8. Почему будет ошибкой говорить о том, что, согласно концепции Кайзера и Кожинова, всё литературное произведение будет являться сюжетом, как это часто утверждают студенты на экзамене?

9. Какие типы действия бывают в литературном произведении? Приведите примеры?

10. Какое (ие) понятие (ия) кладёт в основу разграничения сюжета и фабулы кладёт М. М. Бахтин? Как Вы понимаете термины «событие, о котором рассказывается» и «событие рассказывания»? По каким критериям разграничиваются фабульное и сюжетное событие в трактовке М. М. Бахтина?

11. Применимо ли к событию рассказывания определение Ю. М. Лотмана («событие есть перемещение персонажа через границу семантического поля»)? Приведите примеры.

12. Докажите, что читатель также является участником события рассказывания. Как Вы понимаете термин «концепированный читатель»?

13. Опираясь на статью Д. М. Магомедовой и Н. Д. Тамарченко «Лирическое произведение», попытайтесь сформулировать, в чём состоит специфика лирического события. Чем событие в лирическом произведении отличается от события в эпическом и драматическом произведении?

14. Как Вы понимаете термины «переживаемое событие» и «событие самого переживания» в лирическом произведении?

Категория автора в современном литературоведении.

1. Какие значения термина «автор» существуют в современном литературоведении?

2. Раскройте смысл следующих определений: автор – «эстетически деятельный субъект» (М. М. Бахтин), «носитель концепции художественного целого» (Б. О. Корман). Чем определения
М. М. Бахтина и Б. О. Кормана отличаются друг от друга?

3. Объясните смысл термина термин «эстетическое завершение»?

4. Как Вы понимаете мысль М. М. Бахтина о том, что «эстетическое отношение» автора к герою «есть отношение к нему как к имеющему умереть»?

5. Почему термин «образ автора» кажется М. М. Бахтину теоретически неправомерным? Как М. М. Бахтин разграничивает такие понятия, как «первичный автор» и «вторичный автор»?

6. Какие существуют способы выражения авторского сознания в литературном произведении?

Субъектно-объектная организация (см. вопросы к коллоквиуму).

Композиция литературного произведения.

1. В школьном литературоведении очень часто термин «композиция» используется в значении «построение» произведения. Обоснуйте, насколько продуктивен (или не продуктивен) такой предельно широкий подход к термину «композиция»?

2. В каких значениях термин «композиция» используется в литературоведении? Что принимается за единицу композиции и почему?

3. Как Вы понимаете термины «внешняя композиция» и «внутренняя композиция»? Насколько продуктивно употребление термина «внутренняя композиция» в литературоведении? Как соотносятся друг с другом внешнее членение текста и структура художественного содержания?

4. Что такое ракурс литературного изображения? Назовите известные Вам ракурсы литературного изображения (композиционные формы), характерные для эпического произведения.

5. Как Вы понимаете термины «описание», «повествование»? Как соотносится последовательная смена отрезков текста с разными ракурсами литературного изображения с сюжетным уровнем произведения?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.