Сделай Сам Свою Работу на 5

Технология «Дебаты». Модели технологии «дебаты».





Особенности организации и проведения.

“Дебаты” – это интеллектуальная игра, в которой две команды (утверждающая и отрицающая), обсуждая заданную тему, сформулированную в виде утверждения, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и опыте риторики. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить жюри доказательства, факты, цитаты, статистические данные, поддерживающие их позицию, которые составляют кейс команды. Участники дебатов задают вопросы противоположной стороне и отвечают на вопросы оппонентов; вопросы могут быть использованы для разъяснения позиции оппонентов и для выявления ошибок у противника. После выслушивания обеих команд жюри заполняют протоколы, которые фиксируют решение о предпочтении более убедительной в дебатах команды и представляют аудитории сравнительный анализ позиций сторон. В игре участвуют три игрока с каждой стороны, но число участников может быть увеличено в зависимости от типа дебатов. Регламент также оговаривается в каждом конкретном случае. Назначается и таймкипер, который следит за соблюдением регламента.



 

Новая педагогическая образовательная технология “Дебаты” базируется на следующих принципах: целостность, универсальность, вариативность, ориентация на демократизацию учебного процесса, личностная ориентированность обучения, ориентация на подготовку учащихся к самообразованию, добыванию знаний. Эта технология по праву принадлежит к открытой педагогике, в которой учеба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств ученика, а учитель выступает как координатор этого процесса.

 

Дебаты предполагают:

Активное включение ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на внутренней мотивации;

Организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых, включение детей в педагогически целесообразные воспитательные отношения в учебной деятельности;

Обеспечение диалогического общения между учителем и учениками и между учащимися в процессе добывания новых знаний.



 

Эффективность использования дебатов в обучении во многом зависит от осознания учителем возможности и целесообразности их применения:

при изучении той и ли иной темы – не всякая тема может быть предметом дискуссии; тема должна быть грамотно сформулирована;

в том или ином классе – успех проведения дебатов во многом зависит от доброжелательной, творческой атмосферы на уроке; учитель должен адекватно оценивать степень подготовленности обучающихся, необходимой для проведения разного типа дебатов;

дебаты могут использоваться для обобщения, систематизации, контроля знаний, закрепления материала;

для реализации поставленных учебных целей – успешная реализация поставленных целей, достигаемых посредством дебатов, определяется умением учителя создать условия для эффективного взаимодействия на уроке; установления доверительных отношений с обучающимися, четкое определение темы и объема обсуждаемого материала, умение учителя и учащихся организовать деловое общение.

 

При распределении обучающихся по группам можно руководствоваться разными принципами:

учитель сам создает группы, распределяет роли;

учащиеся сами создают группы, а роли распределяют по взаимной договоренности;

перед началом занятия можно провести тестирование, по результатам которого разделить обучающихся на три группы (сильные, слабые, средние) и объединить по одному человеку из каждой группы в команду;

в группу можно объединить соседей по партам и ли по рядам;

 

Наибольшие возможности методики дебатов связаны с использованием их как элемента урока: в процессе актуализации знаний, систематизации и закрепления материала, обеспечения “обратной связи” или организации самостоятельной работы обучающихся. Использование дебатов как формы урока требуют большой предварительной подготовки и включение всех обучающихся в ходе урока.



 

Классические дебаты – это формат дебатов, в которых участвуют шесть человек и таймспикер. Остальные – либо жюри, либо слушатели, либо судьи. В данном случае дебаты выступают как форма урока. Такому уроку предшествует определенная подготовка. Всех обучающихся перед игрой следует ознакомить с правилами. Минимум шесть человек (или весь класс) получают опережающие задания – подготовиться к дебатам. Перед уроком определяются спикеры.

 

Данный формат дебатов может стать основой для организации и проведения имитационно-имитирующей игры. В этом случае обучающиеся выступают от чьего-либо имени, играют определенную роль. Ученик оказывается погруженным в конкретную ситуацию. Примером могут служить споры о корпускулярной и волновой природе света, о классической и релятивистской динамики.

 

“Модифицированные” дебаты – их организация допускает некоторые изменения правил, например, можно увеличить или уменьшить количество игроков в командах; допустимы вопросы аудитории; организуются группы поддержки, к которым команды могут обращаться во время тайм-аутов; создается “группа экспертов”, которая выполняет функции судейства. Такие дебаты чаще всего выступают как элемент урока или форма проверки знаний обучающихся.

 

Разновидностью модифицированных дебатов можно считать “экспресс – дебаты”. В таких дебатах подготовка сведена к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу учителя. Этот тип использования формата дебатов можно рассматривать как элемент “обратной связи”, закрепление учебного материала или форма активизации познавательной деятельности.

 

Примером использования “экспресс-дебатов” может служить урок по теме “Электрический ток в вакууме”, проведенный мною. После изучения материала о применении электронно-лучевых трубок учащимся было предложено задание: “Я хочу купить новый телевизор. Приведите аргументы, поддерживающие и критикующие мое желание купить телевизор с вакуумным кинескопом”. Класс разделили на три команды (по желанию), которые должны были дать характеристику вакуумных, плазменных и жидкокристаллических телевизоров. На следующем уроке, во время опроса из групп заслушали аргументы “за” и “против” каждого телевизора. Остальные учащиеся дополняли ответы спикеров каждой группы. Группа экспертов из 3 человек оценивали ответы.

 

Такая форма дебатов создает мотивацию обучения и условия для развития учащихся, повышает личностною значимость учебного материала. При решении обучающих задач актуализируются полученные ранее знания учащихся, они развивают свои исследовательские навыки, рефлексивное мышление, творческие способности, ценностные ориентации. Учащиеся сталкиваются с необходимостью практического решения проблем, выдвижения и проверки гипотез, сбора данных, приведения аргументации, принятия решений.

 

Разработан также урок модифицированных дебатов в 11-м классе по теме: “Свет это поток частиц”, который был напечатан в сборнике фестиваля педагогических идей в 2010 году. Организация “модифицированных” дебатов допускает некоторые изменения правил, можно увеличить или уменьшить количество игроков в командах; допустимы вопросы аудитории, организуются группы поддержки, к которым команды могут обращаться во время игры, группа экспертов осуществляет функции судейства, вырабатывает компромиссное решение, когда это необходимо для реализации учебных целей. Основными этапами организации учебного процесса на основе использования методики дебатов являются: ориентация (выбор темы); подготовка к проведению; проведение дебатов; обсуждение игры.

 

Метод дебатов

Проведение соревнований по методу «Дебаты» среди учащихся содействует становлению нового поколения гражданского открытого общества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены

 

Дебаты формируют :

· умение формировать и отстаивать свою позицию;

· ораторское мастерство и умение вести диалог;

· командный дух и лидерские качества.

 

Данный метод развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога, дискуссии:

· развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей);

· развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;

· формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);

· формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов);

· формирование навыков слушания и ведения записей.

 

Дебаты — интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения урочных и внеурочных занятий в старших классах. Требует определенной подготовки от участников и ведущего. Дебаты предусматривают следующую последовательность действий: подготовка к игре, игра, анализ игры.

 

Условия игры : в игре принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента.

 

Каждый этап дебатов имеет собственную структуру и систему используемых методов и приемов.

 

I . Подготовка к игре

 

Подготовка к игре начинается с определения ее темы (тезиса). В «Дебатах» она формулируется в виде утверждения, например: «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации». При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:

· провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы;

· быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;

· иметь четкую формулировку;

· стимулировать исследовательскую работу;

· иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.

 

Обобщенно структура подготовительного этапа может быть представлена следующим образом.

 

Работа с информацией по теме:

· активизация знаний учащихся (мозговой штурм);

· поиск информации с использованием различных источников;

· систематизация полученного материала;

· составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопросов и т. д.

 

Формирование общих и специальных умений и навыков:

· формулирование и обоснование аргументов, подпор, поддержек;

· построение стратегии отрицающей стороны;

· умение правильно формулировать вопросы;

· овладение знаниями риторики и логики, применение их на практике;

· овладение навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации.

 

Итак, на подготовительном этапе учащиеся должны не только глубоко изучить и тщательно проработать содержание предлагаемой для игры темы, но также дать определения каждому понятию в тезисе, составить кейсы (систему аргументов) как для утверждающей, так и для отрицающей стороны, так как жеребьевка команд осуществляется незадолго до начала самой игры. При этом для каждой стороны продумывается стратегия отрицания, то есть составляются контраргументы на возможные аргументы оппонентов, и предлагаются вопросы, которые способствуют обнаружению противоречий в позиции противоположной стороны.

 

II. Игра

 

Каждая команда (в составе трех спикеров) имеет возможность брать тайм-ауты между любыми раундами общей продолжительностью 8 минут.

 

Форма дебатов

 

У1 — первый спикер команды утверждения;

О1 — первый спикер команды отрицания и т. д.

 

Каждый спикер во время игры выполняет строго определенные технологией игры роли и функции, причем роли первых спикеров отличаются друг от друга, а роли вторых и третьих совпадают.

III. Анализ игры

 

После завершения «Дебатов» происходит рефлексивный разбор деятельности всех участников. Анализируется подготовка команд к «Дебатам», их способы выдвижения аргументы и ответов на вопросы оппонентов, другие элементы деятельности.

 

Готовимся к уроку

 

Разработайте подготовительный этап для проведения «Дебатов». Для этого вместе с инициативными учениками определите следующее:

· учебный предмет, класс;

· тема «Дебатов» (несколько вариантов);

· цель «Дебатов»;

· принципы формирования команд;

· виды работы с информацией по теме «Дебатов»;

· подготовка команд к «Дебатам»;

· критерии оценки «Дебатов»;

· форма анализа и оценки «Дебатов».

Рефлексия

Проанализируйте свою деятельность по подготовке «Дебатов». Определите наиболее успешные и проблемные этапы их подготовки. Назовите основные трудности и способы, которыми вы их преодолевали. В чем главный образовательный результат на этапе подготовки «Дебатов», полученный каждым из участников этой подготовки? Аналогичным образом выполните анализ проведенных «Дебатов».

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.