Сделай Сам Свою Работу на 5

Цикл проблемного обучения.





Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Цикл проблемного обучения технически состоит из след этапов:

1. Постановка пед проблемной ситуации. Обеспечение условий для восприятия и понимания сути проблемной ситуации

2. Перевод проблемной ситуации в педагогическую

3. Поиск решения проблемы. Учащиеся вовлечены в выдвижение гипотез. Каждую надо рассмотреть. Работа ориентирована на ЗБР.

4. Появление идеи решения. Если все принимают одну идею, то работа всем классом, если несколько идей – работа по группам.

5. Переход к решению. Формирование нового понимания вопроса. Реализация найденного решения в практической деятельности.

6. Отслеживание и контроль отдаленных результатов обучения. Обращение внимания на механизм получения знаний

 



Методические приемы сознания проблемной ситуации:

1. Наблюдение за практической деятельностью с целью выявления противоречий.

2. Подведение учеников к противоречию.

3. Изложение различных точек зрения по одному и тому же вопросу.

4. Рассмотрение вопроса относительно различных концепций.

5. Использование мыслительных операций, которые побуждают диалог (сравнение, обобщение, анализ)

6. Постановка конкретного проблемного вопроса

7. Ситуативные задачи

 

Условия реализации проблемной технологии:

1. Построение оптимальной системы средств реализации и их создания

2. Отбор и использование самых актуальных проблем.

3. Учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся

4. Педагогическое творчество и мастрество

 

· Уровень проблемного обучения зависит от особенностей мыслительной дейтельности учащихся, от уровня развития мышления.

· Уровень полусамостоятельной активности отличается готовностью применять освоенные знания в новой ситуации.

· Самостоятельно конструирует решение задачи среднего уровня сложности.



· Выполнение самостоятельных работ, которые активизируют творческое воображение и логику.

 

 

Проектное обучение.

ПО отличается тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, что предполагает получение реального результата и его публичное предъявление.

 

Метод проектов - это один из примеров обучения в группах по технологии сотрудничества. Это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности ученика; на развитие различных способностей учащихся в процессе решения проблемы.

 

Метод проектов — это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий им большую свободу в действиях по сравнению с кооперативным или проблемным обучением.При этом учащиеся проявляют самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности.

Главным же отличием метода проектов является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не просто получают новые знания, а создают какой-либо учебный продукт, материальный результат совместного труда. Результаты выполненных групповых проектов должны быть «осязаемыми», т. е. если решалась теоретическая проблема, то должно последовать ее конкретное решение, если ставилась практическая задача — то конкретный результат, готовый к внедрению.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.



В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается с учащимися. При этом проводится подробное структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков представления их «общественности», т. е. другим учащимся группы, внешним экспертам по данному вопросу и т. п.

 

Проектирование –целенаправленная деятельность по нахождению решения проблем и изменению окружающей действительности. Учебный творческий проект – самостоятельно разработанный и изготовленный продукт, начиная от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной и выполненный при помощи консультаций педагога.

Суть проектного обучения – ученик в процессе работы над проектом познает реальные объекты. Формируются умения работы с различной информацией, развиваются умения по использованию ранее накопленных умений, развивается рефлексивная сторона личности и творческий потенциал, развиваются значимые для современной жизни компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном творческом деле, осуществлять свой выбор и др).

Необходима разработка образовательной программы с образовательным маршрутом, согласно особенностям самого проекта. Проект должен отличаться социальной и личностной значимостью.

 

В педагогической практике использование метода проектов может целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлен на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.

 

При использовании данного метода существенно изменяются и роли участников педагогического процесса: учитель не является экспертом, он – демократичный руководитель, консультант, помощник; соответственно ученик выполняет роль активного участника процесса проектирования. Развитие субъектности ученика проявляется в целеполагании и планировании учебно-познавательной деятельности, ее организации и обеспечении. Важно, что работа над проектом предполагает обязательную рефлексивную деятельность: оценку того, что каждый приобрел в процессе выполнения учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их можно избежать в будущем.

 

Проектное обучение своим предметом полагает не столько специальные области знания, сколько метазнание (знание о том, как приобретать знания) и познавательные навыки, которые могут быть успешно перенесены на другие сферы деятельности. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по интересам и через дело, которое соответствует их развивающимся способностям, дает знания и умения и способствует устремлению к новым делам.

 

Разрабатывая и реализуя проекты, учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах.

Выполнить проект – это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить добытые знания на практике, например: провести экскурсию, оформить стенды, альбомы, подготовить по возможности видео или фотосъемку, озвучить видеофильм, привлечь родителей, представителей социума, организовать встречи с интересными людьми, подготовиться к конференции, сделать конкретное практическое дело.

 

Критерий оценки:

· Владение способом познавательной деятельности

· Умение использовать различные источники информации

· Применение методов исследования

· Смыслотворчество

· Выражение и применение коммуникативных и адаптивных навыков

· Самореализация (умение ставить цель, планировать, реализовывать намеченное)

· Повышение качества знаний учащихся

· Активность участников образовательного процесса

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.