Применение игровой технологии для учащихся среднего и старшего школьного возраста.
Игры ребенка, на каждом возрастном этапе, отличаются своеобразием. Использование игровых технологий в педагогическом процессе можно условно разделить на несколько этапов, связанных с возрастными периодами обучения и воспитания ребенка:
· игровые технологии в дошкольном возрасте;
· игровые технологии в младшем школьном возрасте;
· игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.
Игровые технологии в обучении и воспитании детей среднего и старшего школьном возрасте отличаются качественным своеобразием.
· психофизиологическое обоснование: В поведении и деятельности детей подросткового возраста наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, стремление к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры детей подросткового возраста является нацеленность ребенка на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска событий, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
· педагогический принцип: Как правило, в качестве развивающих игровых технологий педагоги обращаются к такому типу игр как «деловые игры». В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операциональные, ролевые деловые игры, деловой театр, психо- и социодрама. Для эффективной организации педагогического взаимодействия тактика педагога может строиться в соответствии с определенными этапами деловой игры: подготовки, введения в игру, проведения и анализа хода игры.
· решение педагогических задач: Игровые технологии используются для достижения комплексных педагогических задач: усвоения нового и закрепления старого материала, формирования общеучебных умений, развития творческих способностей и т.п. Игровые технологии в воспитании и обучении детей подросткового возраста, с одной стороны, способствуют развитию зрелых социальных установок подростка, с другой - способствуют компенсации информационной перегрузки, организации психологического и физиологического отдыха.
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перёд обществом, юмористическая окраска, стремление к ро зыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Деловые игры
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового,
закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: ими тационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама
Имитационные игры.
На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного ко митета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение пла на, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседа ний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Операционные игры.
Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, ими тирующих реальные.
Исполнение ролей.
В этих играх отрабатываются тактика поведения, дей ствий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащи мися распределяются роли с «обязательным содержанием».
«Деловой театр».
В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать воз можности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интере сы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются кон кретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Психодрама и социодрама.
Они весьма близки к «исполнению ролей» и «дело вому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отраба тывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменят* состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Для учащихся среднего звена можно проводить уроки-КВН, телемосты, соревнования, аукционы и т. д.
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
В старших классах проводятся уроки-диспуты, деловые игры, конференции, выборы.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Проблемное обучение.
Проблемный подходоснован на принципе проблемности, согласно которой требуется организация проблемных ситуаций.
Проблемные методы – пути и способы решения педагогических задач.
Проблемное обучение –тип обучения, который рассматривается как относительно самостоятельная дидактическая система.
Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.
Технология проблемного обученияпонимается как своеобразная организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством педагога проблемных ситуаций и организацию самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение ЗУНами и развитие мыслительных способностей.
Целевые установки:
· Приобретение и усвоение ЗУНов;
· Повышение прочности ЗУНов;
· Освоение способов самостоятельной познавательной деятельности/ формирование поисковых умений;
· Развитие познавательных и творческих способностей.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации. Необходимо специальное конструирование дидактического материала, который должен быть представлен проблемными ситуациями.
Проблемные ситуации могут быть квалифицированы по-разному: по уровню проблемы и др.
· Решение научных проблем
· Научное творчество
· Решение практических проблем
· Создание художественных решений (худ отображение действительности на основе воображения)
Проблемные ситуации:
1. Педагогические:с помощью активизации приемов, вопросов, которые подчеркивают противоречия или актуальность изучаемого;
2. Психологические:вопросное состояние, осмысление необходимости поисковой деятельности, некий дискомфорт.
Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения
Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
Быть доступным для учащихся
Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Достоинства проблемного обучения: 1.Высокая самостоятельность учащихся; 2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|