Сделай Сам Свою Работу на 5

Принцип активности учащихся и особенности его проявления в ПТ.





Понятие ПТ.

Технологический подход выступает как выражение определенного уровня развития жизнедеятельности человека, внедрение научных достижений в практику, как важнейший показатель высокого уровня профессиональной деятельности в целяхпреобразованияокружающей действительности, производства материальных и духовных ценностей.

Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах:

· научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

· процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

· деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Нет единого термина в понимание ПТ, но можно выделить 4 позиции:

1. ПТ – технические средства обучения для учебного процесса (Лихачев, Смирнов)

2. ПТ как процесс коммуникации или способ выполнения учебной задачи (Беспалько, Сластенин, Пушнин)



3. ПТ как обширная область знаний, занимающихся конструированием оптимальных обучающих систем и опирающихся данные соц наук (Педкасистый, Гузеев)

4. ПТ с точки зрения многоаспектного подхода (несколько значений одновременно) (Селевко, Давыдов)

Структура ПТ:

· Вертикальная:в ней выделяются 4 соподчиненных класса ПТ, которые адекватным уровням организации и структур деятельности

1. Метатехнологии – ПТ, охватывающие целостный образовательный подход в стране. Например, технология развивающего обучения.

2. Отраслевые технологии – ПТ, охватывающие отрасли или направления. Например, технология преподавания русского языка.

3. Мезотехнологии – ПТ, охватывающие определенные модули учебно-воспитательного процесса. Например, технология изложения определенной темы.

4. Микротехнологии – ПТ, направленные на решение узких задач, более индивидуальные. Например, технология вырабатывания навыков письма.

· Горизонтальная:в ней выделяются 3 структурных аспекта.



1. Научный аспект: ПТ – научно разработанное решение проблемы.

2. Формально-описательный аспект: ПТ – это модель с указанием целей, содержания, методов, средств и др.

3. Процессуально – действенный: ПТ – процесс осуществления деятельности, включая целеполагание, планирование, организацию, реализацию процессов.

Использование ПТ позволяет:

1. С большей определенностью предсказывать результаты и управлять пед процессом.

2. Анализировать и систематизировать на научной основе накопленный пед опыт и его использование.

3. Комплексно решать образовательные и воспитательные проблемы.

4. Обеспечивать благоприятные условия развития личности.

5. Оптимально использовать имеющиеся ресурсы.

6. Выбирать наиболее эффективные методы и вводить новые.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:

· Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

 

· Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.

 

· Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.



 

· Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

· Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

 

ПТ: соотношение с другими понятиями.

Педагогическая система

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, образующих единство. Любая технология – система, описание статической, структурной модели (конструкции). ПТ применяется, когда речь идет о процессах, изменяющих образования.

Методика преподавания

Методика – макротехнология, отраслевая часть знания. Разница понимания ПТ и МП состоит в след: в ПТ представлены целевые, процессуальные, количественные компоненты, в МП - содержательные, качественные, вариативные компоненты. МП – часть педагогики, науки и практики, которая исследует закономерности процесса передачи, усвоения, изложения знаний учащимся и их применение на практике. Иногда определенные ПТ могут входить в состав методики обучения.

Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие "методика" выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.

Педагогическая техника

Техника – это комплекс профессиональных умений и приемов взаимодействия учениками. В сравнении с ПТ, педагогическая технология – микротехнология.

Модель обучения

Модель – это система, которая отображает и выражает некоторые свойства и отношения другой системы (оригинала) и в указанном смысле заменяющая его.

 

Основные качества ПТ.

Комплексность. ПТ за счет многофакторности и содержательного многообразия, рассматриваются как комплекс, нуждаются во взаимодействии.

Целостность. Наличие общего интегративного качества при сохранении специфических свойств элемента.

Научность. Любая ПТ – научно обоснованное решение пед проблемы.

Развивающий характер.

Структурированность. Наличие определенной внутренней организации, системообразующих связей элементов, устойчивых взаимодействий, которые обеспечивают надежность системы.

Иерархичность. Выделяются 4 соподчиненных уровня ПТ (см. структуру).

Логичность. Выражается в логике и четкости действий, которые зафиксированы в различных документах и учебно-методическом оснащении (пособия, разработки).

Алгоритмичность. Выделяют отдельные содержательные составляющие, которые реализуются в определенном порядке.

Процессуальность. Любая ПТ развивается во времени как взаимодействие участников пед процесса, включая след этапы: целеполагание, планирование, организация, реализация и анализ.

Приемственность. Согласно структуре любая технология, расположенная ниже является частью расположенной выше.

Вариативность и гибкость. Последовательность цикличности элементов алгоритма в зависимости от осуществления алгоритма.

Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Диагностичность. Возможность получения информации о ходе процесса и контроль его отдельных этапов.

Прогнозируемость (результатов) выражается в некоторых гарантиях достижения определенных результатов.

Оптимальность. Достижение максимума результата при минимуме затрат.

 

 

Принцип активности учащихся и особенности его проявления в ПТ.

Принцип активности в образовательном процессе заключается в целенаправленном активном восприятии учащимся изучаемых явлений, их осмысление, переработка и применение. Принцип подразумевает такое количество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Составляющие активности:

1. Высокий уровень мотивации

2. Осознанная потребность

3. Способность к самостоятельной жизнедеятельности

4. Готовность выполнять учебные задания

5. Стремление к самостоятельной деятельности

6. Осознание выполняемых действий

7. Устойчивость внимания к предмету активности

8. Стремление повысить личный уровень.

 

Различаются два уровня активности:

1. Низкий обеспечивает продуктивную исполнительную деятельность.

2. Высокий обеспечивает творческую деятельность. Это субъектная активность.

Субъектная деятельность отличатся:

1. Спецификой внутренних качеств и стояний (мотивация)

2. Непроизвольные действия отсутствуют

3. Обусловленностью целью и волей

4. Надситуативностью (выход за пределы исходных целей)

5. Автономизацией (самостоятельность учащегося).

6. Любая ПТ обладает активизирующими компонентами. Наибольший потенциал содержится в след приемах:

Обсуждение и разъяснение наблюдаемых явлений

Отстаивание своего мнения

Участие в дискуссиях

Умение задавать вопросы

Оценивание работ и результатов деятельности других людей

Обучение своих одноклассников

Самостоятельный выбор задания

Предложение своих вариантов и способов решений

Взаимопроверка

Переход на элементы творческого подхода

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.