Сделай Сам Свою Работу на 5

К чему призывают нас святые? 34 глава





Все они: и оставшиеся в живых, и павшие в бою, до конца выполнили свой долг перед Богом и Отечеством, не уронили чести русского моряка и имени флотоводца — адмирала Федора Федоровича Ушакова. Слава им и вечная память!

После гибели флота в Цусимском сражении все русское общество буквально всколыхнуло. Разгорелись бурные дискуссии о необходимости вообще иметь флот. Как и после Крымской войны, появилось множество сторонников избавиться от рода войск, тяжелым бременем лежащем на государственном бюджете. Но были и умные люди, которых к счастью для нашего Отечества оказалось большинство, которые отстаивали необходимость строительства нового флота.

Так Александр Нимитц в своей статье в «Морском сборнике» того времени писал: «Нужен ли России флот? Вот вопрос, над которым русское общество и русские государственные люди задумывались каждый раз, когда внешнее политическое положение было трудным. Теперь этот вопрос опять нас мучает. Но замечательная вещь, что, несмотря на несколько случаев в истории России, когда флот ее бывал уничтожен или почти уничтожен, как теперь, каждый раз правительство и общество, в конце концов, снова принимались за его создание. И эти воссоздания флота Всегда совпадали с наиболее высокими подъемами русской государственности — с лучшими «возрождениями» России».



В то время разум восторжествовал, и в 1911 году был приняты Закон о императорском российском флоте и программа усиленного судостроения. В соответствии с этой программой на Черноморском флоте была создана так называемая «Ушаковская бригада», т. е. бригада эсминцев, носящих имя славных побед адмирала: «Фидониси», «Керчь», «Гаджибей», «Калиакрия», «Цериго», «Занте», «Левкас» и «Корфу».

По планам морского командования должен был строиться и линейный корабль «Адмирал Ушаков», но этим планам не суждено было сбыться. По этому от легендарного броненосца, геройски погибшего в Цусимском сражении, его название перешло уже к советскому артиллерийскому крейсеру, заложенному на том же Балтийском заводе Ленинграда 31 августа 1950 года.

Через три года после закладки, 19 апреля 1953 года, на «Адмирале Ушакове» был поднят Военно-Морской флаг. Первым местом его базирования стал Североморск.



В 1955 году «Адмирал Ушаков» под командованием капитана 1 ранга С. Бандура завоевал приз Главнокомандующего ВМФ по артиллерийской стрельбе. Характерно, что перед каждыми стрельбами командир собирал всех офицеров и как Ф. Ф. Ушаков, собирая совет капитанов, выслушивал доклад каждого о готовности его подразделения, после чего ставил боевую задачу.

Позднее на «Адмирале Ушакове» впервые на флоте была подготовлена самодельная вертолетная площадка и произведена ее практическая апробация, после чего вертолетные площадки стали разрабатываться на заводах изготовителях и штатно устанавливаться на кораблях. Первым был «Ушаков» и в организации приема топлива на ходу.

5 октября 1963 года «Адмирал Ушаков» был переведен на Черноморский флот, где и прошла вся основная его служба. С этого времени корабль неоднократно участвовал в боевых службах на Черном и Средиземном морях. Совершал дружеские визиты в средиземноморские порты: Латакия (Сирия — 6–12. 3. 1973 г.), Таранто (15–19. 10. 1973 г.), Мессина (19–22. 10. 1973 г.), Варна (7–10. 8. 1981 г.)

Офицеры, мичманы и матросы гордились службой на «Адмирале Ушакове». А те из них, кто отслужил свой срок, всегда с теплотой отзываются о годах, проведенных на крейсере, отмечая особый дух веселости, царивший на корабле. И автор тому был свидетелем.

Будучи курсантом Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища, в 1980 году я напросился у замполита корабля прибыть на крейсер для знакомства и сбора материалов по истории корабля. Визит одиночного курсанта вызвал недоумение среди офицеров. Помнится, седой инженер-механик, вытирая замасленные руки, с легкой иронией обратился ко мне с вопросом:



— Студент, ты как сюда попал? Здесь атомной установки нет!

Немало пройденных миль осталось за кормой крейсера «Адмирал Ушаков». Но корабли, как и люди, стареют, и потому в 1987 году он был выведен из состава Военно-Морского Флота.

В 1992 году имя прославленного флотоводца принял на себя тяжелый атомный ракетный крейсер Северного флота, построенный на Адмиралтейском заводе в Ленинграде в 1980 году. Это головной корабль новой серии атомных крейсеров.

За время службы крейсер участвовал в боевых службах в северных широтах и Средиземном море, в оперативно-тактических учениях «Север-81» и «Атлантика-84», оказывал помощь терпящим бедствие атомной подводной лодке «К-219» в Атлантическом океане и подводной лодке «Комсомолец» в Норвежском море.

За высокие показатели в боевой учебе корабль занесен на Доску почета передовых частей и кораблей Министерства обороны, награжден вымпелом Министерства обороны «За мужество и воинскую доблесть». Неоднократно завоевывал призы Главнокомандующего ВМФ по ракетной и зенитной подготовке.

Но спустя некоторое время, корабль сам потерпел аварию. Находясь на боевой службе в Средиземном море, в атомной энергетической установке «Адмирала Ушакова» произошла течь теплоносителя первого контура. К счастью тяжелых последствий для экипажа не последовало, однако сам корабль оказался надолго «прикованным к стенке». 6 декабря 1992 года крейсер был выведен в резерв 2-й категории. Однако усилиями ветеранов флота, общественных и государственных учреждений было принято решение о ремонте и модернизации крейсера, для чего в сентябре 1999 года корабль был переведен в Северодвинск. А 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы и день памяти Федора Федоровича Ушакова, Совет Федерации так же принял Постановление «О сохранении в боевом составе Военно-Морского Флота тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Ушаков».

Неоценимую помощь в этом благородном деле оказывают шефы корабля: Архангельская область и Республика Мордовия. В 1995 году, в день 250-летнего юбилея адмирала Ф. Ф. Ушакова, первыми подписали договор о шефской помощи архангелогородцы, а следом — и Республика Мордовия, которая шефствовала до этого над его предшественником — черноморским крейсером «Адмирал Ушаков». Кроме прямой материальной помощи и поставки на корабль молодого пополнения срочной службы, шефы первыми откликнулись на призыв о сборе средств на восстановление и модернизацию крейсера. К сожалению, этих усилий оказалось не достаточно... Но есть надежда, что скоро имя святого праведного воина — адмирала Феодора Ушакова засияет на борту нового боевого корабля!

Имя прославленного флотоводца чтут и гражданские моряки. Его носит теплоход Мурманского морского пароходства. С 1979 года его экипаж напряженно трудится на всех просторах Мирового океана. Труд «ушаковцев» по достоинству оценен: теплоход занесен в Книгу Почета Мурманской области, неоднократно отмечался в числе лучших по отрасли.

Удивительной оказалась моя первая встреча с этим кораблем. Как-то в последний день августа 1988 года на выходе нашей подводной лодки из Кольского залива, когда весь экипаж находился на боевых постах по готовности № 1, по корабельной трансляционной сети ко мне обратился командир:

— Владимир Дмитриевич, зайди в Центральный пост, тут твой земляк объявился.

Прекрасно помня, что из Рыбинска, да и вообще из Ярославской области, кроме меня в экипаже никого нет, я в полном недоумении шел в Центральный. Никакого земляка в Центральном, естественно, не было. У перископа стоял командир и загадочно улыбался, испытывая явное удовольствие от непонимания мною текущей ситуации. С такими же хитрыми улыбками стояли вокруг и все прочие офицеры ГКП. Наконец, кивая на перископ, командир сказал:

— Смотри.

Прильнув к окуляру, я увидел идущий впереди сухогруз, на корме которого большими буквами было написано «АДМИРАЛ УШАКОВ»… Выйти на связь с сухогрузом на открытой волне командир мне, конечно, не разрешил, но сфотографировать теплоход, мне все же было позволено.

Позднее я специально съездил в Мурманский морской порт, где посетил теплоход, носящий имя адмирала Ушакова. Подаренные мне материалы по истории корабля заняли свое место в экспозиции Ушаковского музея, созданного в поселке Ермаково Рыбинского района Ярославской области. Не менее интересный музей адмирала находится в городе Темникове. Образ флотоводца воплотился в бронзе, в художественной и исторической литературе, документальных и художественных фильмах. По всей стране действует юношеские флотилии и клубы, которая также носит имя Ушакова.

 

 

РОДОСЛАВНАЯ УШАКОВЫХ

 

 

  ИГНАТИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ 1670 – 1751  
   
СИЛА 1702 – 1771 (1775) ФЕДОР 1710 – 1781 (ИВАН) Св. Пр. ФЕОДОР САНАКСАРСКИЙ 1718 – 1791 АННА 1724 – 1724 ВАСИЛИЙ 1725 – МАРФА 1729 – ИВАН 1733 –
   
ВАСИЛИЙ – 1732 ГАВРИЛА 1741 – СТЕПАН 1743 – ФЕДОР 13.2.1745 – 2.10.1817 АНДРЕЙ 1747 – 1748 ДАРЬЯ 1749 – ИВАН 1754 – 1800 (1801)
   
АЛЕКСЕЙ 1766 – 1823 (1824) МАРИЯ 1779 – ИВАН 1783 – 1809 ПАВЛА 1789 – НИКОЛАЙ 1791 – (1827) НАДЕЖДА 1792 – 1793 ФЕДОР 1793 –1854
   
ПЕТР 1804 – ДМИТРИЙ 1824 – ЕЛЕНА 1826 – ФЕДОР 1827 – 1903 ВАРВАРА 1829 – ВЕРА 1831 – ВАСИЛИЙ 1835 – НАДЕЖДА 1836 – НАТАЛЬЯ 1837 – ЛЕОНИД 1843 – НИКОЛАЙ 1844 – ВЛАДИМИР 1846 – АННА 1847–1848 АППОЛИНАРИЯ 1849 –
 
ДМИТРИЙ  
 
ФЕДОР ВЛАДИМИР 1889 – БОРИС      
         
    ВЛАДИМИР    
                                                     

 

 

ПРОСЛАВЛЕНИЕ АДМИРАЛА

 

Христолюбивое российское воинство на протяжении всей своей истории всегда было надежной опорой своему Отечеству и Православной Церкви. Русский воин, чаще других находясь перед лицом смерти, непременно обращался к Богу, равно как и Православная Церковь всегда сугубо молилась о своих защитниках. Воин с мечом и священник с крестом всегда стояли в одном строю.

Год 2000-летия Рождества Христова был ознаменован для всех нас поистине знаменательным событием: 30 ноября Синодальная комиссия по канонизации святых Русской Православной Церкви сочла возможным канонизировать адмирала Федора Федоровича Ушакова, а в декабре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил прославить его в лике праведных местночтимых святых Саранской епархии.

Принятое решение было непростым. Пожалуй, впервые в истории Русской Православной Церкви да и всего Христианства рассматривался вопрос о канонизации воина-моряка. По этому поводу было много сомнений и у мирян и у священнослужителей. Федор Федорович Ушаков всегда ассоциировался у россиян, в том числе и у служителей Церкви, как выдающийся флотоводец, поэтому закономерно возник вопрос: «А в чем же его святость»? В связи с этим, к вопросу о канонизации воина Феодора Ушакова Комиссия приступала несколько раз и несколько раз откладывала его рассмотрение, дабы сделать паузу, и еще раз убедиться в правомерности самой постановки столь необычного вопроса.

Впервые идею канонизации Ф. Ф. Ушакова в 1995 году высказал председатель Союза писателей России В. Н. Ганичев. Идея была одобрена иерархами Церкви, но тогда, по вышеозначенным причинам, не получила своего развития. Немногим позднее стараниями православной братии Санаксарского монастыря Саранской епархии, у стен которого покоились честные останки знаменитого адмирала, вопрос о его канонизации был вновь поднят. ИнициативуСаранской епархии поддержал Благотворительный фонд по восстановлению и модернизации крейсера «Адмирал Ушаков». 25 октября 1999 года на имя Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II было отправлено соответствующее обращение за подписями Главы Республики Мордовия Н. И. Меркушкина, председателя Правления Фонда В. Н. Лопатина и Вашего покорного слуги. Промыслом Божиим вопрос о канонизации адмирала Ушакова был включен в повестку дня Комиссии. 19 октября 2000 года это предложение поддержал и главнокомандующий Военно-Морским Флотом адмирал флота В. И. Куроедов.

Подробно описывая предысторию канонизации Феодора Ушакова, хотелось бы особо подчеркнуть, что прославление совершается на Небесах, а мы грешные являемся лишь послушным инструментом в руках Божиих. И дело совершенно не в том, что кто-то что-то написал или к кому-то обратился. Здесь куда важнее отметить духовный порыв людей, способствующих свершению этого удивительного акта.

В ходе длительного и скрупулезного рассмотрения вопроса члены Комиссии пришли к единодушному мнению, что Федор Федорович Ушаков является не просто наиболее почитаемым российским флотоводцем. Своей праведной земной жизнью он явил миру ярчайший образец верного служения Церкви Христовой, Отечеству и своему народу, как на поле брани, так и на ниве благотворительности и милосердия, пример православного воина, которому была ниспослана помощь Божия.

Одним из наиболее ответственных и волнующих моментов явилось обретение мощей святого праведника, проводимое по благословению архиепископа Саранского и Мордовского — Варсанофия.

Место погребения адмирала было точно известно, так как в 1944 году оно уже вскрывалось по решению наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова специальной комиссией под руководством антрополога М. М. Герасимова. Тогда, по объективным данным, было установлено, что оно действительно принадлежало адмиралу Ушакову. Исследованы останки, составлен акт вскрытия, и Ваш покорный слуга его публиковал в своей более ранней работе*. И, наверное, в настоящей книге не стоило бы об этом еще раз говорить. Но не точные данные Герасимова в описании святых останков, и особенно размеров и формы честной главы, ввели многих в заблуждение. Выполненная им антропологическая реконструкция облика флотоводца оказалась неверной. Поэтому результаты работы Герасимова многих смущают и сейчас.

Следует сказать и о другом. В рамках существующего тогда строя, деяния Герасимова и иже с ним, как всем казалось, были благими — найдена утерянная могила выдающегося флотоводца. По недомыслию так думал я. Но сегодня надо признать, что действия комиссии были богохульными: работы никто не благословлял, они проводились без священства и без молитвы.

В последнем случае обретенные святые останки до прославления были помещены в Воскресенскую часовню Санаксарского монастыря. Их изучение одним из ведущих ученых в области идентификации личности профессором В. Н. Звягиным вскрыло многие ошибки в выводах М. М. Герасимова. В частности, оно показало, что дошедший до нас живописный портрет адмирала является прижизненным, написанным, примерно, в 1804–1810 годах.

Прославление адмирала Феодора Ушакова состоялось 4–5 августа 2001 года в Санаксарском монастыре. Событие было грандиозным и по значимости, и по масштабам. В монастырь приехали около 10 тысяч человек: заслуженные адмиралы, командующие всеми флотами, включая главкома ВМС Украины, многочисленные паломники со всех концов СНГ и духовенство.

Великое действо началось с того, что гроб со святыми останками адмирала был вынесен командующими флотами из часовни, где незадолго до этого проходила последняя панихида памяти воина Феодора Ушакова. Пользуясь тем, что к началу церемонии не успели поднести Андреевский флаг, заготовленный представителями Главного штаба ВМФ, командующий Черноморским флотом адмирал В. П. Комоедов накрыл гроб флагом Черноморского флота. Затем гроб со святыми останками флотоводца на руках командующих флотами был вынесен из часовни. После этого процессия, символизирующая земную жизнь адмирала, направилась на площадь перед входом в монастырь.

На центральной площади для отдания последних воинских почестей выстроился почетный караул. На митинге выступили Глава Республики Мордовия Н. И. Меркушкин и начальник Главного штаба ВМФ адмирал В. А. Кравченко. Прозвучал ружейный салют и гимн России. После вручения командующим освященных Андреевских флагов уже архиереи понесли раку к главному храму монастыря, где началась церемония прославления, которую возглавлял митрополит Смоленский и Калининградский владыка Кирилл.

Архиепископ Саранский и Мордовский Варсанофий зачитал деяние о канонизации праведного воина Феодора Ушакова и провозгласил впредь считать честные останки святыми мощами.

Торжественным и волнующим был момент приложения к святым мощам угодника Божия. Среди присутствующих на церемонии не было видно ни одного равнодушного лица, включая многочисленных омоновцев из числа оцепления. Это было поистине торжество русского духа!

На следующий день, 5 августа, митрополитом Кириллом, в сослужении первосвященных архипастырей и многочисленного духовенства была совершена божественная литургия. По ее окончании совершен крестный ход со святыми мощами Феодора Ушакова вокруг соборного храма. Затем зачитано первосвятительское обращение Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, в котором говорилось: «Феодор Федорович Ушаков, прославленный воинскими доблестями и не побежденный ни в одном сражении адмирал великого Российского флота, ныне ублажается Святой Церковью Христовой как муж праведный и благоверный, как один из примеров для подражания верующим, как угодник Божий. Мы прославляем Феодора Ушакова как местночтимого святого, однако зна­чение этого события выходит далеко за рамки местного торжества Саранской епархии. Для всей нашей Церкви нынешний день — особый, он навсегда останет­ся в истории церковной, в истории нашего отечества. Мы знаем немало воинов, святость которых признана Церковью и имена которых горячо почитаются бла­гочестивым верующим народом. Таковы, например, святые благоверные князья Александр Невский, Димитрий Донской. Однако впервые за долгое время Цер­ковь прославляет в лике праведных воинов подвижника, жившего в сравнитель­но недавнем прошлом. И впервые среди имен угодников Божиих появляется имя великого флотоводца… Молитвами праведного флотоводца его нынешние последователи да будут столь же непобедимыми защитниками достоинства Андреевского стяга».

В конце празднества Главнокомандующему ВМФ от Русской Православной Церкви была вручена хоругвь с изображением святого праведного Феодора Ушакова. Подводя итог торжеству, адмирал Кравченко сказал, что прославление адмирала Ушакова стало особым событием в истории отечественного флота, важность которого, может быть, не все еще ясно сегодня осознают, но оно, несомненно, будет способствовать возрождению российской морской силы.

По просьбе командующих флотами архиереи обещали передать на флоты частицы святых мощей воина Феодора Ушакова. Выполняя обещание, 24–25 ноября 2001 года прошла торжественная передача частицы святых мощей на Балтийский флот. Это был настоящий праздник для моряков флота и жителей города Балтийска. Переданная святыня и икона Феодора Ушакова были пронесены по улицам города. Первыми их встретили экипажи эсминцев, морских десантни­ков, тральщиков, которые были выстроены на главной набережной.

С утра над городом стояла низкая облачность. Но когда священ­нослужители вынесли ковчег с частицей мощей, тучи разо­шлись, и луч солнца осветил освятил дик праведника. Очевидец отмечал: «Засияло золото крестов и хоругвей. Воссиял лик святого Федора Ушакова на большой храмовой иконе, вынесенной на пло­щадь». Под звон колоколов кафедрально­го Свято-Георгиевского собора ковчег с мощами, сделанный в виде старинного корабля, поплыл вдоль экипажных колонн. Святой праведный адмирал вновь «принимал» парад у Балтийцев…

Затем на катере командую­щего Балтийским флотом ковчег обошел корабли Балтийского флота, салютующие непобедимому адмиралу в соответствии с положенным в XVIII веке ритуалом.

Как-то профессор В. Н. Звягин объяснил мне, что если человек первые 16 лет своей жизни проживет в одной местности, то по биохимическому составу костей это можно определить место его рождения через любое время. Может быть, именно по этому жители одной местности издавна называют себя земляками. Есть в простонародии и другое изречение — соль земли. Так вот, адмирал Федор Федорович Ушаков впитал в себя соль Ярославской земли. Неслучайно поэтому 13 января 2002 года, по благословению наместника Санаксарского монастыря архимандрита Варнавы, частицы мощей святого праведного Феодора Ушакова и его родного дяди — святого преподобного Феодора Санаксарского с подобающими почестями были перенесены на их историческую родину — в город Рыбинск Ярославской области, в самый крупный на Волге Спасо-Преображенский собор.

Как и в Балтийске, к необыкновенной красоты серебреному ковчегу со святынями был нескончаемый людской поток. Земляки святых праведников, большинство из которых люди далекие от флота, пришли поклониться им и попросить заступничества, кто в делах земных, кто предстательства в делах душеспасительных.

23 февраля частицы святых мощей Феодора Ушакова были торжественно переданы и на Черноморский флот, во Владимирский собор родного для него города Севастополя.

Все вышесказанное убедительно свидетельствует о том, что почитание святого праведника распространилось далеко за пределы Саранской епархии и, представляется, что недолго то время, когда святой праведный Феодор Ушаков будет прославлен уже как всероссийский святой.

И в заключении, хотелось бы сказать еще об одном. Как верно подметил писатель Н. Черкашин, девиз начертанный на свитке иконы святого праведного ад­мирала Феодора Ушакова: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе Рос­сии», удивительно созвучен со словами, капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова: «Не надо отчаиваться!» — написанными им в полузатопленном отсеке гибнущего атомохода «Курск». А значит, не прервалась связь времен! Значит, молитвами святого праведного воина Феодора Ушакова, иконы которого находятся сегодня на многих боевых кораблях, будет жить и Российский флот! Значит, выстоит и поднимется с колен и наше Отечество!

 

* * *

 

«Державе Российстей архистратиг не­победимый явился ecu, агарянскую злобу нивочтоже вменив и разорив: ни славы мирекия, ниже богатства взыску я, но Богу и ближнему послужил ecu. Моли, святе Феодоре, воинству нашему даровати на враги одоление, Отечеству во благочестии непоколебиму пребыти и сыновом Российским спастися».

 

 

К чему призывают нас святые?

(вместо послесловия)

В VI веке в Палестине подвизался о Господе преподобный Старец Варсонофий, названный Великим по жизни своей и подвигам. Однажды отцы, безмолвствующие в знаменитой тогда обители аввы Серида, видя постигшие мир великие бедствия, просили святого Старца сотворить молитвы к Богу, дабы прекратился гнев Его. «Мир бедствует, – говорили они, – и мы все умоляем тебя, помолись благости Божией, да отъимет руку и возвратит меч… Усильно молимся и просим тебя: помилуй мир погибающий». Отвечал святой Варсонофий: «Братия! Я нахожусь в плаче и рыдании, видя грядущий на нас гнев, потому что мы делаем все противное Богу – наше беззаконие гораздо больше, нежели у язычников. Многие молят человеколюбца Бога о том, чтобы прекратился гнев Его на мир, и нет никого человеколюбивее Бога, но Он не хочет помиловать нас, ибо сопротивляется сему множество грехов, совершающихся в мире. Есть же три мужа совершенных пред Богом, которые превзошли меру человечества и получили власть решить и вязать, отпускать грехи и удерживать их. Они-то стоят между губительством и миром, чтобы Господь не вдруг истребил весь мир, и по молитвам их Он растворяет наказание милостию; им сказано, что гнев сей пребудет на малое время. Итак, молитесь с ними… Бог мой да укрепит вас услышать и вместить сие, что для неразумевающих непостижимо».

Отцы понимали, что одним из этих трех мужей, совершенных пред Богом, был сам преподобный Варсонофий, по великому смирению не называвший себя. Вот что такое святые. Им дана Богом власть удерживать мир от гибели.

А между тем, святость – это то состояние, к которому мы все призваны. Этот призыв дан нам в Евангелии – благой вести о нашем спасении. Смысл и цель этой временной земной жизни в том, чтобы каждый из нас, по дарованной нам Богом свободе, определился в путях своих и выбрал из них единственно верный, единственно исполненный истинного смысла – путь совершенства, путь святости о Христе Спасителе. «Будьте святы, яко Аз свят есмь», – говорит всем нам Господь (см.: Лев. 11, 44).

Внешнее в человеке определяется его внутренним состоянием. Человек страстный поступает иначе, чем человек, в душе которого мир Христов. Мирянин он или монах, ученый или предприниматель, политик или военный – если его внутренний мир питается страстями, низменными потребностями или чем иным, противящимся христианской совести, то его дела не приведут ни к чему богоугодному.

Православное святоотеческое учение говорит нам, что мы должны заботиться о чистоте наших мыслей, ибо неправильная, греховная мысль, укоренившись, приводит в итоге к неправильному поступку. Святой человек – это тот, у кого внешняя жизнь богоугодна, но она богоугодна потому, что внутренне чиста.

Почва примет любое семя: и взрастет злак, хлебный колос, либо – колючий репейник, называемый в народе чертополохом. Но богосозданный разум человека не должен принимать любыесемена, а только те, которые от Создателя своего. Каждый христианин, т. е. человек, вставший на путь святости, знает и внимательно заботится о чистоте своих помыслов – начатков будущих дел, тех плодов, по которым узнается и будет судим или оправдан человек. «Аще корень свят, то и ветви», – учит апостол Павел (Рим. 11, 16).

Знал это и святой праведный Феодор. Послушания могут быть разные, – ему определил Господь быть моряком, воином, флотоначальником, архистратигом морских сил России и вместе дипломатом, политиком, человеком государственным, – но чтобы дела при этом совершались во славу Божию, во славу Отечества, необходимо всегда пребывать послушным Богу и, прежде всего, в малом, изначальном быть верным Ему, ибо когда мы уже взялись за совершение дел, возросших и созревших в нас, поздно сетовать на то, что плод не тот, что он не богоугоден и что все дела наши на том или ином поприще вс¸ идут и идут наперекосяк.

Пример тому, чем и как надобно предварять наши дела, являет святой адмирал Феодор Ушаков. Сохранилось драгоценное свидетельство о его жизни в Севастополе, когда, будучи командующим Черноморским флотом и осуществляя начальствование над городом и портом, он (цитируем его биографа Д. Бантыш-Каменского) «к вере отцов своих оказывал чрезвычайную приверженность… каждый день слушал заутреню, обедню, вечерню и перед молитвами никогда не занимался рассматриванием дел военно-судных, а произнося приговор, щадил мужа, отца семейства многочисленного, и был исполненный доброты необыкновенной…» Нам это кажется удивительным – как минимум четыре часа ежедневной молитвы! – а для него это было нормой. Будучи человеком чрезвычайно занятым, причем важнейшими государственными делами, он предварял их усиленным молением, закладывая прочное основание всех своих последующих дел. Естественна при этом и его «необыкновенная доброта», – она была проявлением его внутреннего пребывания с Богом, его внутренней чистоты, того самого мира Христова, о котором свидетельствует преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».

В жизни нашей нет ничего случайного. Искать во всем великого смысла призывают нас святые. Приходилось уже слышать такие речи, что вот, из каких-то, например, политических соображений церковное священноначалие, обсудив некоторые проблемы с государственной властью и Российским военно-морским флотом, решило прославить великого адмирала, известного к тому же своей благочестивой жизнью, – ну, чтоб поднять дух российского воинства, вручить как бы такой штандарт… Но в духовном смысле так не бывает. Через Святую Церковь угодника Божия прославляет Господь. А у Него – все премудро, своевременно и абсолютно точно. И то, что в России, именно в нынешнем ее трагическом состоянии, именно в 2001 году, после потопления «Курска» и перед потрясением 11 сентября и всеми дальнейшими событиями, указуя именно на Российские вооруженные силы, а в них – на военно-морской флот, и даже – скажу со всею серьезностью – не на кого иного из славных моряков, как именно на представителя высшего состава, флотоводца, командующего, истинного патриота своего Отечества, благочестивейшего христианина, совместившего, с Божией помощью, военный гений и политическую мудрость и ставшего отцом для своих подчиненных, – в том, что именно адмирала Феодора Ушакова, архистратига Российской державы, прославил через Святую Церковь Господь, – есть глубочайшая закономерность, и всем нам надлежит внимательно вглядеться и вдуматься в происшедшее, ибо бывает, к сожалению, что важнейшие смыслы общественного бытия, явленные, казалось бы, каждому, проходят мимо нас, как бы неузнанные.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.