Сделай Сам Свою Работу на 5

Часть I. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА





Тема 1. Понятие обществознания и общества

Поговорим о прочитанном
"Задача философии - постичь то, ч т о е с т ь, ибо то, ч т о е с т ь, есть разум. Что же касается отдельных людей, то уж, конечно, каждый из них с ы н с в о е г о в р е м е н и; и философия есть также время, п о с т и г н у т о е в м ы с л и. Столь же нелепо предполагать, что какая-либо философия может выйти за пределы современного ей мира, сколь нелепо предполагать, что индивид способен перепрыгнуть через свою эпоху, перепрыгнуть через Родос. Если же его теория в самом деле выходит за ее пределы, если он строит мир, к а к и м о н д о л ж е н б ы т ь, то этот мир, правда, существует, но только в его мнении, в этом податливом материале, позволяющем строить что угодно.
<...> Что же касается п о у ч е н и я, каким мир должен быть, то к сказанному выше можно добавить, что для этого философия всегда приходит слишком поздно. В качестве м ы с л и о мире она появляется лишь после того, как действительность закончила процесс своего формирования и достигла своего завершения. То, чему нас учит понятие, необходимо показывает и история, - что лишь в пору зрелости действительности идеальное выступает наряду с реальным и строит для себя в образе интеллектуального царства тот же мир, постигнутый в своей субстанции. Когда философия начинает рисовать своей серой краской по серому, тогда некая форма жизни стала старой, но серым по серому ее омолодить нельзя, можно лишь понять; сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек".



Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990, с. 55-56.

"Будь история вещью, можно было бы еще понять, если бы кто-то потребовал встать "над" ней, чтобы познать ее. Но если история не вещь и если мы сами, исторически существуя, тоже оказываемся ею самой, то, наверное, попытка встать "над" историей останется таким устремлением, которое никогда не сумеет достичь местоположения, откуда возможно историческое решение".

Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Время и бытие... М., 1993, с. 148-149.

Часть VII. ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Тема 13. Человек как существо духовное

Природа и сущность человека

Кто назвал человека:



  • неудачным, "халтурным" продуктом природы;
  • "неустановившимся животным", "супершимпанзе", животным, которое умеет только обещать;
  • "существом символотворческим";
  • "Человек - это проект", стремление быть человеком.

Что означает высказывание: человек творит себя "по своему образу и подобию"?

Что первично в человеке, душа или тело?

В истории духовной культуры произошел занимательный заочный спор между двумя французскими мыслителями: религиозно настроенным знаменитым математиком и философом Блезом Паскалем (1623-1662), определявшим человека как "мыслящий тростник", и просветителем-деистом Вольтером, превозносившим человека (1694-1778).

"Человек - самое непостижимое для себя творение природы, ибо ему трудно уразуметь, что такое материальное тело, еще труднее - что такое дух, и уж совсем непонятно, как материальное тело может соединяться с духом. Нет для человека задачи неразрешимее, а между тем это и есть он сам".
"Человек - всего лишь тростник, слабейший из творений природы, но он - тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек все равно возвышеннее, чем она, ибо сознает, что расстается с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не сознает".
"Ничтожество человека лишь подтверждает его величие: он ничтожен, как вельможа, как низложенный король".
Б. Паскаль

"Давайте вскроем часы, именуемые человеком, и вместо того, чтобы храбро определять то, чего мы не знаем, попробуем шаг за шагом исследовать то, что мы желали бы узнать.
<...> Моя собака и мой ребенок в основе своей принадлежат к одному и тому же виду, и между ними существует лишь количественная разница.
У устрицы, заключенной в раковину, меньше разума, чем у меня, ибо у нее меньшее количество ощущений.
Человек - не ангел и не зверь, и беда состоит в том, что люди, желающие создать [из него] ангела, творят зверя. Но далее Вольтер пишет следующее:
"Почему моя рука повинуется моей воле? Мы настолько привыкли к этому непостижимому феномену, что весьма мало обращаем на него внимания; а когда мы хотим отыскать причину столь обычного действия, мы обнаруживаем, что между нашей волей и послушанием нашего тела проложена бесконечность..."
Вольтер



С высказываниями какого мыслителя Вы в большей степени согласились бы и почему? Что у Вас вызывает возражения? Человек - это "мыслящий тростник" или победитель природы?

Тема 14. Духовное освоение мира человеком

"...Понятие веры может иметь два совершенно различных значения в зависимости от того, используется ли она по принципу обладания или бытия.
В первом случае вера - это обладание неким ответом, не нуждающимся ни в каких рациональных доказательствах. Этот ответ состоит из созданных другими людьми формулировок... Он освобождает человека от тяжелой необходимости самостоятельно мыслить и принимать решения....
Бог, изначально служивший символом высшей ценности нашего внутреннего опыта, становится в вере при установке на обладание неким идолом. Согласно воззрениям пророков, идол - это созданная нами самими вещь, на которую мы проецируем свою собственную силу, обедняя, таким образом, самих себя.
Вера по принципу бытия представляет собой явление совершенно иного рода. Можем ли мы жить без веры? Разве не должен младенец довериться груди своей матери? Разве не должны все мы иметь веру в других людей, в тех, кого мы любим, наконец, в самих себя? Разве можем мы жить без веры в справедливость норм нашей жизни? В самом деле, без веры нами овладевают бессилие, безысходность и страх.
Правильнее было бы сказать, что человек верит, а не что у него есть вера".
Э. Фромм. "Иметь или быть?"

5. Мораль и духовное познание
Высказывания древнегреческих мудрецов и философов о морали
Семи древнегреческим мудрецам принадлежат следующие высказывания:
"Не красуйся наружностью, а будь прекрасен делами" (Фалес).
"Удовольствия смертны, добродетели бессмертны" (Периандр).
"Радей о честном" (Солон).
"В достатке не заносись, в нужде не унижайся" (Клеобул).
"Предпочитай убыток позорной прибыли: первое огорчает один раз, второе [будет огорчать] всегда" (Хилон).
"Недостойного человека за богатство не хвали" (Биант).

"Все тела, небесная твердь, звезды, земля и ее царства не стоят самого ничтожного из умов, ибо он знает все это из самого себя, а тела не знают ничего.
Но все тела, вместе взятые, и все умы, вместе взятые, и все, что они сотворили, не стоят единого порыва милосердия - это явление несравненно более высокого порядка".
Б. Паскаль


"Допустимо ли искоренять злодейство, убивая злодеев? Но ведь это значит умножать их число! Победи зло добром!"
Б. Паскаль

Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что препятствует ей.
Фактически можно все, что считается добрым в обычной нравственной оценке отношения человека к человеку, свести к материальному и духовному сохранению и развитию человеческой жизни и к стремлению придать ей высшую ценность. И наоборот, все, что в отношениях людей между собой считается плохим, можно свести в итоге к материальному и духовному уничтожению или торможению человеческой жизни, а также к отсутствию стремления придать жизни высшую ценность...
То, что мы называем заимствованным из греческого языка словом "этика" или из латинского языка - мораль, состоит, вообще говоря, в правильном человеческом поведении. Нас должно занимать не только собственное благополучие, но и благо других, а также всего человеческого общества.
А. Швейцер. "Благоговение перед жизнью".

Вопросы для самоконтроля по темам:
(используйте учебник П.К. Гречко "Введение в обществознание)

Античное обществознание

Политические теории Платона и Аристотеля
1. Платон о типах государственного устройства (тимократия, олигархия, демократия и тирания)
2. Как можно определить платоновский проект идеального государства?
3. Основной принцип, на котором зиждется данное государство и откуда в нем вытекает различие сословий?
4. Определите отношение Платона к собственности, семье, личности, искусству, рабовладению и т.д.
5. Зачем понадобилось Платону строить идеальное государство и как его можно квалифицировать?
6. Критика Аристотелем платоновского государства.
7. Виды государственного устройства по Аристотелю. Принцип их выделения.
8. Каков политический идеал Аристотеля?
9. Цицерон о государственных формах правления, отличие его взглядов от Аристотеля.

Эпоха Возрождения

Политическое учение Никколо Макиавелли
1. Мораль, религия и политика в учении Макиавелли.
2. Цель политики Макиавелли и способы ее реализации.
3. Чем он оправдывает свой метод политики?
4. Отношение к судьбе.
5. Политический идеал Макиавелли.
6. Дайте толкование и оценку тезиса "цель оправдывает средства" и "политика кнута и пряника".
7. Проведите сравнительный анализ принципов макиавеллизма и обществознания Средних веков.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.