Сделай Сам Свою Работу на 5

Факторы, влияющие на тембр голоса

НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА

Для ответа на вопрос, что такое нарушенный голос, необхо­димо к пяти характерным признакам нормального голоса при­ставить частицу отрицания «не». О нарушении голоса у ребенка можно говорить при наличии одного или нескольких перечис-


ленных ниже изменений: 1) нарушение тембра, обусловленное дисфункцией гортани и характеризующееся охриплостью, огру­белостью, придыханием; 2) гиперназальность, ослабление носо­вого звука или тупиковый резонанс, вызванный дисбалансом ротового и носового резонанса; 3) слишком гихий голос, кото­рый трудно расслышать, или слишком громкий, вызывающий неприятные ощущения; 4) слишком высокая или слишком низ­кая для человека данного возраста, размеров тела и пола часто­та основного тона; 5) неправильное произношение слов, прояв­ляющееся главным образом неверными ударениями и интона­цией. Слишком быстрый или медленный темп речи также может быть причиной недостаточно четкого произношения. Нарушен­ный голос может отвлекать слушателя или быть неприятен ему, а в тяжелых случаях серьезно затрудняет общение [ASHA1964; Peterson, 19461.

Seymour (1975), обследовав 130 мальчиков в возрасте 6— 8 лет, установил, что хуже воспринимался голос тех, у кого была меньшая высота тона, более мягкий голос и более медлен­ный темп речи. По мнению Maragos (1984), при тщательном прослушивании можно точно определить нарушение голоса. Например, у человека с двусторонними узелками голосовых складок голос будет скрежещущим и с придыханием. В речи такого человека слышны провалы в фонации, отмечается резкая и сильная аддукция голосовых складок; он вынужден напря­гаться при разговоре. Певцы обычно отмечают уменьшение воз­можностей голоса и в первую очередь выпадение высоких нот. Однако, по мнению Vaughan (1982), многие качества, неприем­лемые для одних голосов, могут быть желательными и неотъем­лемыми для других. Глубокий с придыханием звук голоса ис­полнителя сентиментальных песен о любви совершенно неприем­лем для колоратурного сопрано, и наоборот, легкий, чистый звук колоратурного сопрано не подходит для исполнения сенти­ментальных любовных песен. Поэтому Vaughan считает, что нарушением голоса следует считать такие параметры голоса и голосовые данные, которые ухудшают необходимые для кон­кретного человека качества голоса. Например, у одного певца узелки голосовых складок вызывают придыхание, охриплость или делают голос неуправляемым, тогда как у другого они никак себя не проявляют.



ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА

Можно выделить четыре категории причин нарушения голоса у детей: органические изменения; органические изменения, вы­званные перенапряжением голоса; функциональные; факторы, способствующие развитию нарушений голоса.

Причины нарушений голоса можно представить в виде не­прерывного ряда, на одном конце которого находятся органиче­ские изменения, а на другом — функциональные [Moore, 1971a;


Murphy, 1964; Sokoloff, Rieber, 1966]. На органическом конце этого ряда находится врожденная или приобретенная патология гортани, глотки, рта и носа. На функциональном — нарушения голоса, связанные с эмоциональными факторами или отрица­тельным воздействием внешних факторов. Этот непрерывный .ряд представляет собой дорогу с двусторонним движением, так как органические изменения могут привести к функциональным сдвигам, а нарушения нормальной функции голоса могут вы­звать органические изменения [Moore, 1971a; Murphy, 1964; Sokoloff, Rieber, 1966]. Провести четкую границу между функ­циональными и органическими нарушениями довольно трудно; так, при некоторых формах органических заболеваний или ано­малиях строения нарушения голоса определяются не только органической патологией, но и функциональными расстройства­ми [Brodnitz, 1971a]. Иногда психическая реакция на органи­ческое нарушение вызывает функциональное расстройство гораз­до более значительное, чем сама органическая патология [Brod­nitz, 1971]. Дисфункция голоса может долго сохраняться после того, как органическое нарушение перейдет в функциональное [Brodnitz, 1971a; Sokoloff, Rieber, 1966].

В середине этого непрерывного ряда находятся морфологи­ческие изменения, возникающие в результате неправильного ис­пользования голосового механизма. Damste (1973) назвал эти изменения голосовых складок вторичной органической дисфони-ей. Brodnitz (1967a) утверждает, что лиц с органическими изме­нениями, вызванными перенапряжением голоса, не следует от­носить к той же группе, что и пациентов с истинными органи­ческими повреждениями типа паралича голосовых складок. Мы называем это состояние органическим изменением в результате перенапряжения голоса.

К факторам, способствующим развитию нарушений голоса (четвертая категория), относятся аллергии и заболевания верх­них дыхательных путей. Они способствуют возникновению нару­шений, вызываемых причинами, относящимися к первым трем категориям, а в некоторых случаях сами могут быть первопри­чиной нарушений. Все четыре типа причин могут быть так тес­но переплетены между собой, что выделить основную не всегда представляется возможным.

ТИПЫ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА

Традиционно выделяют четыре типа нарушений голоса: нару­шения тембра голоса; нарушения резонанса; изменения громко­сти; изменения высоты тона. Отклонения от нормы темпа речи иногда считают пятой категорией нарушения голоса, но чаще их относят к нарушениям артикуляции и ритма. Комбинация изменения громкости и высоты тона является причиной неэф­фективных модуляций.

Van Riper и Irwin (1958), отметив удобство предложенной


классификации, подчеркнули, что лишь в редких случаях ано­малия голоса проявляется нарушением только какого-то одного его параметра. Хриплый голос может иметь низкий тон, голос с придыханием может быть тихим. Эта взаимная обусловлен­ность характеристик голоса затрудняет классификацию его на­рушений, поэтому мы рассмотрим каждую характеристику в отдельности, а затем исследуем их взаимозависимость. Наши заключения основаны как на субъективных описаниях и оцен­ках, так и на результатах акустического анализа дефектов голоса.

Нарушения тембра голоса

Изменения голоса вызваны нарушением ларингеального то­на, в основе которого лежит звук, образующийся на уровне голосовых складок. Такие нарушения, как огрубление, приды­хание, охриплость или чрезмерно выраженная дикротическая дисфония, относятся к дефектам образования тона.

Факторы, влияющие на тембр голоса

Прежде чем охарактеризовать специфические нарушения тембра голоса, необходимо рассмотреть факторы, от которых он зависит. Тембр голоса определяется четырьмя основными факторами [Strother, 1942]. 1. Он может изменяться из-за нару­шения строения одной или нескольких частей голосового меха­низма. 2. Физиологическое состояние мышц и поверхностей гортани, глотки, полостей носа и рта должно соответствовать нор­ме. Punt (1974) показал, что глотка и гортань (особенно голо­совые складки) должны быть покрыты достаточным количест­вом слизи. Strother отмечал, что нормальный тембр голоса на­рушается в тех случаях, когда мышцы слишком напряжены или расслаблены, поверхность тканей обезвожена или чрезмерно покрыта слизью, имеет место отек или воспаление какой-либо структуры голосового аппарата. 3. Серьезное воздействие на тембр голоса могут оказать эмоциональные перегрузки, как хронические, так и острые. 4. Тембр голоса зависит и от того, как используется голосовой аппарат. При неправильном исполь­зовании он может изменяться.

Разновидности нарушений тембра голоса

Ojjj4LiLii_e_H-H-e-rojio с а. Огрубелый голос неприятен и режет слух [Hanley, Thurman, 1970]. Он может сопровождаться дикротической дисфонией, напряжением, локализованным в об­ласти гортани, а также частым возникновением твердой голосо­вой атаки [Van Riper, 1978]. При твердой голосовой атаке про­исходит плотное смыкание голосовых складок, что вызывает задержку воздуха под голосовой щелью. Для раскрытия скла-


док необходимо большее, чем в норме, давление. Это приводит к тому, что голос становится сдавленным и резким [Fomon et al., 1966]. Огрубелый голос может иметь сниженную высоту тона, а также быть слабым, поскольку многим людям трудно говорить достаточно громко на низком тоне [Fairbanks, 1960]. Bowler (1964) установил, что частота основного тона огрубелого голоса равна в среднем 95,4 Гц, в то время как тот же параметр нор­мального голоса взрослого мужчины составляет 121,7 Гц. Laver и Hanson (1981) считают, что огрубление голоса характеризу­ется нерегулярными изменениями частоты основного тона (дро­жание) и его интенсивности (мерцание), а также спектральным шумом. По данным Aronson, Peterson (1964), при резко выра­женной огрубелости голоса вибрируют и складки преддверия полости гортани.

_n_pjyuajLaiiJi£— Голос с придыханием представляет собой *, комбинацию звуков, издаваемых голосовыми складками, и похо-^ких на шепот компонентов шума, производимого турбулентным потоком воздуха [Moore, 1971a]. Laver и Hanson (1981) считают, что придыхание является прямой противоположностью огрубле­нию голоса и возникает в результате чрезмерной релаксации мышц гортани. При придыхании снижено аддукционное напря­жение, а также ослаблены срединная компрессия и продольное напряжение голосовых складок. В результате этого голосовые складки вибрируют неэффективно и не всегда смыкаются по средней линии. Hamrnarberg, Frotzell и Shiratzki (1984) описа­ли придыхание как слышимую утечку воздуха через голосовую щель вследствие недостаточного смыкания голосовых складок. При этом невибрирующий воздух проходит между голосовыми складками, в результате чего к голосу добавляется шумовой компонент [Fomon et al., 1966]. Голосовые складки вибрируют, однако из-за неплотного их смыкания между ними постоянно проходит воздух, в результате чего ослабевает сила голоса и снижается высота тона [Fairbanks, 1960]. Придыхание может быть слабо выраженным и резким. В первом случае шумовой компонент невелик, тогда как при резко выраженном придыха­нии фонация пропадает и остается только шепот.

Werner-Kukuk и von Leden (1970) провели анализ замед­ленного дрожания голосовых связок (с помощью ускоренной киносъемки) во время придыхательной голосовой атаки. Они увидели, что задняя часть голосовых складок не сближается и черпаловидные хрящи остаются далеко отстоящими друг от друга даже после стабилизации вибрации. Передняя часть голосовых складок едва открывается, в то время как средняя имеет вполне нормальные очертания. В начале придыхательной атаки вибрация происходит неупорядоченно, но по мере ее ста­билизации наблюдается легкая абдукция и аддукция всех участ­ков голосовых складок. При придыхательной атаке возникнове­нию голоса предшествует утечка более 150 см3 воздуха [Isshiki, von Leden, 1964].


Охриплость голоса возникает время от вре-мешПючти у всех людей. Часто логопеды не придают ей зна­чения, поскольку она обычно связана с простудой и исчезает вместе с ней. Тем не менее она иногда является единственным признаком поражения гортани и может быть важным симпто­мом различных заболеваний [von Leden, 1958]. Нельзя остав­лять без внимания охришщсть, которая сохраняется „£олее 10 днейДВагг, 1938; De Weese, Saunders, 1982; Negus, 1939; von Leden, 1958]. Необходимо выявить причины охриплости, по возможности устранять их и назначать голосовую терапию. Тер­мином «охриплость» часто обозначают любое нарушение ларин-геального тона, однако специалист должен уметь отличить хрип­лый голос от резкого и придыхательного.

Проще всего охриплость можно описать как сочетание огру­белости голоса и придыхания с преобладанием в одних случаях огрубелости, в других — придыхания [Fairbanks, 1960]. Jackson (1959) описал охриплость как «режущий ухо, скрипучий, гру­бый, в той или иной степени диссонирующий и более низкий, чем в норме, голос». Лабораторные исследования хриплого го­лоса проведены Moore и Thompson (1965). Они изучили замед­ленные движения голосовых складок и фонелеграммы звуков хриплых голосов двух людей и пришли к выводу, чта^щщ-лость характеризуется беспорядочной изменчивостью частоты

ОСНОВНОГО ,TO,H,ff,-T'^biki УяпяспЬягя и Mnnmntn (m'tifi) угтянп-

вили, что частота основного тона охриплого голоса апгриодич-на, такой голос содержит шумовые компоненты, которые тесно связаны с вариабельностью частоты. Yanagihara (1967a, 1967b) изучал произношение 5 гласных звуков у 10 взрослых с различ­ной степенью охриплости голоса: легкой, умеренной, тяжелой. Он классифицировал охриплость с помощью спектрографическо­го анализа в зависимости от объема шума и обнаружил, что диапазон и сила шумовых компонентов варьируются в зависи­мости от степени охриплости и более выражены в гласных а, Си^чеы в гласных у и о. На основании присутствия шумовых "понентов в различных формантах этих гласных автор выделил 4 основных типа голоса. На одном конце этой шкалы находит­ся голос с небольшим добавочным шумом, на другом — голос, в котором ларингеальный тон почти полностью замещен. Shipp и Huntington (1965) провели анализ результатов обследования 15 больных ларингитом, средний возраст которых был 26 лет. Они сравнивали голос в острую стадию болезни и после выздо­ровления. Высота основного тона была одинаковой во время болезни и "после нее, придыхание было связано с охриплостью, а огрубелость тона — нет. Правда, авторы отметили, что такие закономерности могут касаться только острого ларингита. Таким образом, исследование показало, что охриплость связана с при­дыханием; для охриплого голоса характерны беспорядочдаа изменчивость" и апериодичность "частоты о^аювшго^тона^ шумо-^BHeicoSraoHeHTbi, присоединяющиеся к "ларингеальному тону„


усиливяютгд. с увеличением степени воспринимаемой охрип-"лости.

Дикротическая дисфония. Hollien, Moore, Wendahl - / и Michel (1966) считают, что «дикротическая дисфония возни- . кает в результате последовательных дискретных возбуждений или импульсов низкой частоты...». Она может быть воспроизве-дёйа~?Ознатёльно путем спокойной фонации на самом низком Ц' тоне, чтобы звук вызывался из гортани отдельными порциями ^ [Zemlin, 1981]. Moore и von Leden (1958) предлагали считать ^ это явление физиологическим, а не патологическим. Если дик- J\ ротическая дисфония выражена слабо, то ее не следует рассмат­ривать как отклонение от нормы. При дикротическои дисфонии частота основного тона снижается до 92 [Murry, 1971] — 2 Гц [Hollien, Michel, 1968]. Timke, von Leden и Moore (1959) уста­новили, что при имитации дикротическои дисфонии частота тона падала со 150 (нормальный голос) до 75 Гц. Hollien, Girard и Coleman (1977) попросили мужчину воспроизвести дикротиче-скую дисфонию на частотах 25 и 50 Гц и в результате получи­ли частоты в 29 и 44 Гц. При дикротическои дисфонии голосовая щель открыта очень короткое время и закрыта очень долго, в течение одного цикла не обнаружено многократного открытия и закрытия щели.

Во время дикротическои дисфонии отмечено снижение ско­рости воздушного потока [McGlone, 1967; McGlone, Shipp, 1971; Murry, 1971] и высокое давление в подскладочном пространстве "[Murry, 1971]. McGlone и Shipp (1971) показали, однако, что \ подскладочное давление при дикротическои дисфонии и в основ-,'ных регистрах было примерно одинаковым. Логопед должен ^тщательно оценивать изменение ларингеального тона, чтобы от­личить дикротическую дисфонию от других типов дисфункции •тортани.

Нарушения резонанса

Логопед сталкивается с двумя основными типами нарушений резонанса: гиперназальностью.— чрезмерным использованием носовой полости как"рёзонатора и^гипоназальностьк^- недоста­точным ее использованием. Гиперназальность "(гнусавость) яв­ляется одной из особенностей некоторых региональных диалек­тов, она также может имитироваться сознательно или неосоз­нанно.

Вторичные нарушения резонанса включают сочетание гипо-и гиперназальности, а также тупиковый резонанс, когда звук концентрируется в носовой полости вследствие частичного или полного закрытия передних отделов ноздрей. Гиперназаль­ность и гипоназальность обычно относят к нарушениям голоса. Мы также рассматриваем первичные и вторичные нарушения резонанса как одну из форм нарушения голоса.

2 Заказ № 1538


jrrjQCTofi диалектной гнусавости до тяе_ ру да гиперназальный резонанс вытесняет все другие речевые "характер_истики. Далее Fletcher констатировал, что гиперназаль- ■ность" "вызывает «смазывание» гласных, одни согласные теряют свою твердость^ а другие замещаются звуками, которые не зави­ сят от создания давления в полости рта. Эти вредные привычки искажают речь и могут приводить к серьезным нарушениям лич- ностйТГповедения. «_-л Нарушения резонанса могут быть результатом небно-глоточ-ной дисфункции как при наличии, так и при отсутствии расще­лины неба. Гиперназальность — не лучший термин для описания речи при расщелине неба, так как зачастую имеет место соче-^_ тание гипер- и гипоназальности, которому сопутствует необыч-"" ный тупиковый резонанс Речь людей с недостаточностью небно-глоточного клапана характеризуется избыточной назальной эмиссией звуков, гиперназальностью и неадекватным ротовым дыханием, что серьезно ухудшает качество голоса и артикуля­цию [Ward, Wepman, 1964]. Гипоназальность Она представляет собой недостаток носового резонанса в фонемах м, н, нь. Человек говорит так, как будто он простужен^ а при резко выраженной форме гипоназальности б^звучйт как".и,

Гиперназальность

В любой речи присутствует в той или шшй степени носовой резонанс. Звуки м, и, н в нощш назализованы. Назализация гласных звуков не является нормой и рассматривается как ги­перназальность. Гиперназальность может встречаться при про­изнесении некоторых согласных, когда требуется создание дыха­тельного давления в полости рта. Иногда эти звуки произносят­ся через нос с характерным фырканьем. Существуют два типа назальной эмиссии воздуха. В первом случае возникает слыши­мая турбулентность в результате неполного закрытия небно-глоточного клапана при произнесении этих согласных, когда требуется создать повышенное давление в полости рта. Во вто­ром случае назальная эмиссия или резонанс возникают при произнесении в процессе речи гласных или звонких согласных [Peterson-Falzone, 1984]. Может встречаться ассимиляционная гиперназальность, когда гласные, произносимые до или после м, н и нь, слишком назализованы из-за близкого соседства с нор­мально назализованными звуками. Глоточный резонанс заклю­чается в неправильной локализации звука в глотке и задних отделах полости рта и часто носит название «глоточность» или «отсутствие проекции». По-видимому, в этих случаях звук кон­центрируется в ограниченном пространстве между голосовой щелью и спинкой языка. Fletcher (1972) высказал мнение, что в плане реабилитации гидерназальнос.ть дредставляет собой сложную проблему, поскольку ее выраженность колеблется от fi диалектной гнусавости до тяжелейших_ нарушений, ког­ льный резонанс вытесняет все другие речевые


д — как н, что приводит к словесной путанице. Например, бог звучит как мог, код—-как конл Fairbanks (1960) рассматривал гипоназальность как дефект артикуляции: по мнению Peterson— Falzone (1984),Тш гиперназальность, ни гипоназальность нельзя рассматривать как нарушение голоса, так как эти дефекты возникают не в гортани.

Нарушения громкости

Ребенок в силу привычки может разговаривать так громко, что все соседи находятся в курсе его дел. Его голос можно лег­ко расслышать в шуме школьной столовой, учитель постоянно просит его говорить тише, он громче всех поет. И наоборот, всегда найдется ребенок (обычно девочка) с тихим голосом, которого очень трудно расслышать. Все просят ее говорить гром­че и повторять сказанное, что вынуждает ее говорить только в случае необходимости. Когда она читает вслух, никто в клас­се ее не слышит, и учитель думает, что она недостаточно подго­товлена. Часто ее считают чрезмерно застенчивой, но все дело состоит лишь в недостаточной громкости голоса. У детей с нарушениями громкости голоса необходимо исследовать слух.

Результаты исследований уровня громкости зависят от рас­стояния между говорящим и измерительным прибором. При измерении уровня громкости на расстоянии примерно 1 м от измерительного прибора громкая речь достигает 86 дБ, а ти­хая— 46 дБ [Fletcher, 1953]. Draper, Ladefoged и Witteridge (1960) также отмечают разницу в 40 дБ между спокойной речью и тем, что они называют «криком на учебном плацу». Black (1961) установил, что .нормальный, или естествен­ный, уровень громкости на расстоянии 45 см составляет 80 дБ.

При определении соответствующей громкости можно руко­водствоваться наиболее комфортным уровнем восприятия. Hoch-berg (1975) сообщил", что уровень восприятия наиболее комфор­тен при громкости речи возле ух.а„вЛЙг35~дБ уровня звукового давления (УЗД), а речь наиболее понятна_г!гл1м69аЗ_1 дБ УЗД. Koizumi (1982) установил, что средний наиболее комфортный уровень восприятия музыки через наушники у старшеклассни­ков средней школы, имеющих нормальный слух, составлял 68— 71 дБ УЗД. Beattie и соавт. (1982) установили, что средний наиболее комфортный уровень восприятия спокойной речи у мо­лодых людей с нормальным сл>хом составляет 82,5 дБ УЗД. Nichols и соавт. (1971) сравнили 30 женщин с нормальной гром­костью голоса и 30 тихо говорящих женщин. Средний комфорт­ный уровень громкости на расстоянии 30 см от рта для женщин первой группы составил 59,5 дБ, а для женщин второй груп­пы — 50,5 дБ.

2' 19


Нарушения высоты тона

Об отклонении, высоты тона у ребенка говорят в тех случа-ях, когда "его" голос имеет одну или несколько из следующих характеристик: слишком ^высокую или слишком, низкую частоту основного тона; очень„узкий частотный диапазон; чрезмерные провалы высоты тона; слишком высокий или низкий_для_данной ситуации тон. Особый интерес представляет высота основного тотгаТПёе" соответствие норме. Слишком низкий тон у 8-летней девочки, делающий ее голос похожим на голос юноши, так же неестествен, как и слишком высокий голос 10-летнего мальчика, похожий на голос девочки дошкольного возраста. Необходимо также учитывать мнение самого ребенка о высоте тона его го­лоса. У одного мальчика 9 лет, с нашей точки зрения, был очень высокий голос, однако преподаватель и родители считали, что высота тона у него нормальная, просто он мало говорит. Другие дети также не обращали внимания на его голос. Однако сам мальчик сказал: «У меня голос, как у девочки, поэтому я говорю только при необходимости», — и добавил с грустью: «Вы — учи­тель речи, помогите мне научиться говорить, как другие маль­чики».

Высота тона, характерная для детского голоса, но сохранив- шаяся и после того возраста. когд_а_п£оисходит перестройка

голоса, должна рассматриваться как_серьезное отклоледае^рт нормы. При перестройке голос у мальчиков падает цо_высоте приблизительно на одну октяву, а у девочек — на 3,или. 4_ полу­тона.

Если в голосе ребенка 12 лет присутствуют высокие тона, то он особенно не отличается от других детей. Однако у ребенка 14 или 15 лет, будь то девочка или мальчик, голос уже должен изменяться. Если у мальчика не происходит изменений голоса или у девочки голос становится слишком низким, необходимо принимать соответствующие меры. У одного 17-летнего рослого старшеклассника был очень высокий голос. Обследование, про­веденное семейным врачом, ларингологом и психологом, не выявило органических или физиологических отклонений. Уже после первых сеансов голосовой терапии нам удалось понизить высоту тона почти на целую октаву и примерно через месяц использование более низкого голоса вошло у него в при­вычку.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.