|
Факторы, влияющие на тембр голоса
НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА
Для ответа на вопрос, что такое нарушенный голос, необходимо к пяти характерным признакам нормального голоса приставить частицу отрицания «не». О нарушении голоса у ребенка можно говорить при наличии одного или нескольких перечис-
ленных ниже изменений: 1) нарушение тембра, обусловленное дисфункцией гортани и характеризующееся охриплостью, огрубелостью, придыханием; 2) гиперназальность, ослабление носового звука или тупиковый резонанс, вызванный дисбалансом ротового и носового резонанса; 3) слишком гихий голос, который трудно расслышать, или слишком громкий, вызывающий неприятные ощущения; 4) слишком высокая или слишком низкая для человека данного возраста, размеров тела и пола частота основного тона; 5) неправильное произношение слов, проявляющееся главным образом неверными ударениями и интонацией. Слишком быстрый или медленный темп речи также может быть причиной недостаточно четкого произношения. Нарушенный голос может отвлекать слушателя или быть неприятен ему, а в тяжелых случаях серьезно затрудняет общение [ASHA1964; Peterson, 19461.
Seymour (1975), обследовав 130 мальчиков в возрасте 6— 8 лет, установил, что хуже воспринимался голос тех, у кого была меньшая высота тона, более мягкий голос и более медленный темп речи. По мнению Maragos (1984), при тщательном прослушивании можно точно определить нарушение голоса. Например, у человека с двусторонними узелками голосовых складок голос будет скрежещущим и с придыханием. В речи такого человека слышны провалы в фонации, отмечается резкая и сильная аддукция голосовых складок; он вынужден напрягаться при разговоре. Певцы обычно отмечают уменьшение возможностей голоса и в первую очередь выпадение высоких нот. Однако, по мнению Vaughan (1982), многие качества, неприемлемые для одних голосов, могут быть желательными и неотъемлемыми для других. Глубокий с придыханием звук голоса исполнителя сентиментальных песен о любви совершенно неприемлем для колоратурного сопрано, и наоборот, легкий, чистый звук колоратурного сопрано не подходит для исполнения сентиментальных любовных песен. Поэтому Vaughan считает, что нарушением голоса следует считать такие параметры голоса и голосовые данные, которые ухудшают необходимые для конкретного человека качества голоса. Например, у одного певца узелки голосовых складок вызывают придыхание, охриплость или делают голос неуправляемым, тогда как у другого они никак себя не проявляют.
ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА
Можно выделить четыре категории причин нарушения голоса у детей: органические изменения; органические изменения, вызванные перенапряжением голоса; функциональные; факторы, способствующие развитию нарушений голоса.
Причины нарушений голоса можно представить в виде непрерывного ряда, на одном конце которого находятся органические изменения, а на другом — функциональные [Moore, 1971a;
Murphy, 1964; Sokoloff, Rieber, 1966]. На органическом конце этого ряда находится врожденная или приобретенная патология гортани, глотки, рта и носа. На функциональном — нарушения голоса, связанные с эмоциональными факторами или отрицательным воздействием внешних факторов. Этот непрерывный .ряд представляет собой дорогу с двусторонним движением, так как органические изменения могут привести к функциональным сдвигам, а нарушения нормальной функции голоса могут вызвать органические изменения [Moore, 1971a; Murphy, 1964; Sokoloff, Rieber, 1966]. Провести четкую границу между функциональными и органическими нарушениями довольно трудно; так, при некоторых формах органических заболеваний или аномалиях строения нарушения голоса определяются не только органической патологией, но и функциональными расстройствами [Brodnitz, 1971a]. Иногда психическая реакция на органическое нарушение вызывает функциональное расстройство гораздо более значительное, чем сама органическая патология [Brodnitz, 1971]. Дисфункция голоса может долго сохраняться после того, как органическое нарушение перейдет в функциональное [Brodnitz, 1971a; Sokoloff, Rieber, 1966].
В середине этого непрерывного ряда находятся морфологические изменения, возникающие в результате неправильного использования голосового механизма. Damste (1973) назвал эти изменения голосовых складок вторичной органической дисфони-ей. Brodnitz (1967a) утверждает, что лиц с органическими изменениями, вызванными перенапряжением голоса, не следует относить к той же группе, что и пациентов с истинными органическими повреждениями типа паралича голосовых складок. Мы называем это состояние органическим изменением в результате перенапряжения голоса.
К факторам, способствующим развитию нарушений голоса (четвертая категория), относятся аллергии и заболевания верхних дыхательных путей. Они способствуют возникновению нарушений, вызываемых причинами, относящимися к первым трем категориям, а в некоторых случаях сами могут быть первопричиной нарушений. Все четыре типа причин могут быть так тесно переплетены между собой, что выделить основную не всегда представляется возможным.
ТИПЫ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА
Традиционно выделяют четыре типа нарушений голоса: нарушения тембра голоса; нарушения резонанса; изменения громкости; изменения высоты тона. Отклонения от нормы темпа речи иногда считают пятой категорией нарушения голоса, но чаще их относят к нарушениям артикуляции и ритма. Комбинация изменения громкости и высоты тона является причиной неэффективных модуляций.
Van Riper и Irwin (1958), отметив удобство предложенной
классификации, подчеркнули, что лишь в редких случаях аномалия голоса проявляется нарушением только какого-то одного его параметра. Хриплый голос может иметь низкий тон, голос с придыханием может быть тихим. Эта взаимная обусловленность характеристик голоса затрудняет классификацию его нарушений, поэтому мы рассмотрим каждую характеристику в отдельности, а затем исследуем их взаимозависимость. Наши заключения основаны как на субъективных описаниях и оценках, так и на результатах акустического анализа дефектов голоса.
Нарушения тембра голоса
Изменения голоса вызваны нарушением ларингеального тона, в основе которого лежит звук, образующийся на уровне голосовых складок. Такие нарушения, как огрубление, придыхание, охриплость или чрезмерно выраженная дикротическая дисфония, относятся к дефектам образования тона.
Факторы, влияющие на тембр голоса
Прежде чем охарактеризовать специфические нарушения тембра голоса, необходимо рассмотреть факторы, от которых он зависит. Тембр голоса определяется четырьмя основными факторами [Strother, 1942]. 1. Он может изменяться из-за нарушения строения одной или нескольких частей голосового механизма. 2. Физиологическое состояние мышц и поверхностей гортани, глотки, полостей носа и рта должно соответствовать норме. Punt (1974) показал, что глотка и гортань (особенно голосовые складки) должны быть покрыты достаточным количеством слизи. Strother отмечал, что нормальный тембр голоса нарушается в тех случаях, когда мышцы слишком напряжены или расслаблены, поверхность тканей обезвожена или чрезмерно покрыта слизью, имеет место отек или воспаление какой-либо структуры голосового аппарата. 3. Серьезное воздействие на тембр голоса могут оказать эмоциональные перегрузки, как хронические, так и острые. 4. Тембр голоса зависит и от того, как используется голосовой аппарат. При неправильном использовании он может изменяться.
Разновидности нарушений тембра голоса
Ojjj4LiLii_e_H-H-e-rojio с а. Огрубелый голос неприятен и режет слух [Hanley, Thurman, 1970]. Он может сопровождаться дикротической дисфонией, напряжением, локализованным в области гортани, а также частым возникновением твердой голосовой атаки [Van Riper, 1978]. При твердой голосовой атаке происходит плотное смыкание голосовых складок, что вызывает задержку воздуха под голосовой щелью. Для раскрытия скла-
док необходимо большее, чем в норме, давление. Это приводит к тому, что голос становится сдавленным и резким [Fomon et al., 1966]. Огрубелый голос может иметь сниженную высоту тона, а также быть слабым, поскольку многим людям трудно говорить достаточно громко на низком тоне [Fairbanks, 1960]. Bowler (1964) установил, что частота основного тона огрубелого голоса равна в среднем 95,4 Гц, в то время как тот же параметр нормального голоса взрослого мужчины составляет 121,7 Гц. Laver и Hanson (1981) считают, что огрубление голоса характеризуется нерегулярными изменениями частоты основного тона (дрожание) и его интенсивности (мерцание), а также спектральным шумом. По данным Aronson, Peterson (1964), при резко выраженной огрубелости голоса вибрируют и складки преддверия полости гортани.
_n_pjyuajLaiiJi£— Голос с придыханием представляет собой *, комбинацию звуков, издаваемых голосовыми складками, и похо-^ких на шепот компонентов шума, производимого турбулентным потоком воздуха [Moore, 1971a]. Laver и Hanson (1981) считают, что придыхание является прямой противоположностью огрублению голоса и возникает в результате чрезмерной релаксации мышц гортани. При придыхании снижено аддукционное напряжение, а также ослаблены срединная компрессия и продольное напряжение голосовых складок. В результате этого голосовые складки вибрируют неэффективно и не всегда смыкаются по средней линии. Hamrnarberg, Frotzell и Shiratzki (1984) описали придыхание как слышимую утечку воздуха через голосовую щель вследствие недостаточного смыкания голосовых складок. При этом невибрирующий воздух проходит между голосовыми складками, в результате чего к голосу добавляется шумовой компонент [Fomon et al., 1966]. Голосовые складки вибрируют, однако из-за неплотного их смыкания между ними постоянно проходит воздух, в результате чего ослабевает сила голоса и снижается высота тона [Fairbanks, 1960]. Придыхание может быть слабо выраженным и резким. В первом случае шумовой компонент невелик, тогда как при резко выраженном придыхании фонация пропадает и остается только шепот.
Werner-Kukuk и von Leden (1970) провели анализ замедленного дрожания голосовых связок (с помощью ускоренной киносъемки) во время придыхательной голосовой атаки. Они увидели, что задняя часть голосовых складок не сближается и черпаловидные хрящи остаются далеко отстоящими друг от друга даже после стабилизации вибрации. Передняя часть голосовых складок едва открывается, в то время как средняя имеет вполне нормальные очертания. В начале придыхательной атаки вибрация происходит неупорядоченно, но по мере ее стабилизации наблюдается легкая абдукция и аддукция всех участков голосовых складок. При придыхательной атаке возникновению голоса предшествует утечка более 150 см3 воздуха [Isshiki, von Leden, 1964].
Охриплость голоса возникает время от вре-мешПючти у всех людей. Часто логопеды не придают ей значения, поскольку она обычно связана с простудой и исчезает вместе с ней. Тем не менее она иногда является единственным признаком поражения гортани и может быть важным симптомом различных заболеваний [von Leden, 1958]. Нельзя оставлять без внимания охришщсть, которая сохраняется „£олее 10 днейДВагг, 1938; De Weese, Saunders, 1982; Negus, 1939; von Leden, 1958]. Необходимо выявить причины охриплости, по возможности устранять их и назначать голосовую терапию. Термином «охриплость» часто обозначают любое нарушение ларин-геального тона, однако специалист должен уметь отличить хриплый голос от резкого и придыхательного.
Проще всего охриплость можно описать как сочетание огрубелости голоса и придыхания с преобладанием в одних случаях огрубелости, в других — придыхания [Fairbanks, 1960]. Jackson (1959) описал охриплость как «режущий ухо, скрипучий, грубый, в той или иной степени диссонирующий и более низкий, чем в норме, голос». Лабораторные исследования хриплого голоса проведены Moore и Thompson (1965). Они изучили замедленные движения голосовых складок и фонелеграммы звуков хриплых голосов двух людей и пришли к выводу, чта^щщ-лость характеризуется беспорядочной изменчивостью частоты
ОСНОВНОГО ,TO,H,ff,-T'^biki УяпяспЬягя и Mnnmntn (m'tifi) угтянп-
вили, что частота основного тона охриплого голоса апгриодич-на, такой голос содержит шумовые компоненты, которые тесно связаны с вариабельностью частоты. Yanagihara (1967a, 1967b) изучал произношение 5 гласных звуков у 10 взрослых с различной степенью охриплости голоса: легкой, умеренной, тяжелой. Он классифицировал охриплость с помощью спектрографического анализа в зависимости от объема шума и обнаружил, что диапазон и сила шумовых компонентов варьируются в зависимости от степени охриплости и более выражены в гласных а, Си^чеы в гласных у и о. На основании присутствия шумовых "понентов в различных формантах этих гласных автор выделил 4 основных типа голоса. На одном конце этой шкалы находится голос с небольшим добавочным шумом, на другом — голос, в котором ларингеальный тон почти полностью замещен. Shipp и Huntington (1965) провели анализ результатов обследования 15 больных ларингитом, средний возраст которых был 26 лет. Они сравнивали голос в острую стадию болезни и после выздоровления. Высота основного тона была одинаковой во время болезни и "после нее, придыхание было связано с охриплостью, а огрубелость тона — нет. Правда, авторы отметили, что такие закономерности могут касаться только острого ларингита. Таким образом, исследование показало, что охриплость связана с придыханием; для охриплого голоса характерны беспорядочдаа изменчивость" и апериодичность "частоты о^аювшго^тона^ шумо-^BHeicoSraoHeHTbi, присоединяющиеся к "ларингеальному тону„
усиливяютгд. с увеличением степени воспринимаемой охрип-"лости.
Дикротическая дисфония. Hollien, Moore, Wendahl - / и Michel (1966) считают, что «дикротическая дисфония возни- . кает в результате последовательных дискретных возбуждений или импульсов низкой частоты...». Она может быть воспроизве-дёйа~?Ознатёльно путем спокойной фонации на самом низком Ц' тоне, чтобы звук вызывался из гортани отдельными порциями ^ [Zemlin, 1981]. Moore и von Leden (1958) предлагали считать ^ это явление физиологическим, а не патологическим. Если дик- J\ ротическая дисфония выражена слабо, то ее не следует рассматривать как отклонение от нормы. При дикротическои дисфонии частота основного тона снижается до 92 [Murry, 1971] — 2 Гц [Hollien, Michel, 1968]. Timke, von Leden и Moore (1959) установили, что при имитации дикротическои дисфонии частота тона падала со 150 (нормальный голос) до 75 Гц. Hollien, Girard и Coleman (1977) попросили мужчину воспроизвести дикротиче-скую дисфонию на частотах 25 и 50 Гц и в результате получили частоты в 29 и 44 Гц. При дикротическои дисфонии голосовая щель открыта очень короткое время и закрыта очень долго, в течение одного цикла не обнаружено многократного открытия и закрытия щели.
Во время дикротическои дисфонии отмечено снижение скорости воздушного потока [McGlone, 1967; McGlone, Shipp, 1971; Murry, 1971] и высокое давление в подскладочном пространстве "[Murry, 1971]. McGlone и Shipp (1971) показали, однако, что \ подскладочное давление при дикротическои дисфонии и в основ-,'ных регистрах было примерно одинаковым. Логопед должен ^тщательно оценивать изменение ларингеального тона, чтобы отличить дикротическую дисфонию от других типов дисфункции •тортани.
Нарушения резонанса
Логопед сталкивается с двумя основными типами нарушений резонанса: гиперназальностью.— чрезмерным использованием носовой полости как"рёзонатора и^гипоназальностьк^- недостаточным ее использованием. Гиперназальность "(гнусавость) является одной из особенностей некоторых региональных диалектов, она также может имитироваться сознательно или неосознанно.
Вторичные нарушения резонанса включают сочетание гипо-и гиперназальности, а также тупиковый резонанс, когда звук концентрируется в носовой полости вследствие частичного или полного закрытия передних отделов ноздрей. Гиперназальность и гипоназальность обычно относят к нарушениям голоса. Мы также рассматриваем первичные и вторичные нарушения резонанса как одну из форм нарушения голоса.
2 Заказ № 1538
jrrjQCTofi диалектной гнусавости до тяе_ ру да гиперназальный резонанс вытесняет все другие речевые "характер_истики. Далее Fletcher констатировал, что гиперназаль- ■ность" "вызывает «смазывание» гласных, одни согласные теряют свою твердость^ а другие замещаются звуками, которые не зави сят от создания давления в полости рта. Эти вредные привычки искажают речь и могут приводить к серьезным нарушениям лич- ностйТГповедения. «_-л
Нарушения резонанса могут быть результатом небно-глоточ-ной дисфункции как при наличии, так и при отсутствии расщелины неба. Гиперназальность — не лучший термин для описания речи при расщелине неба, так как зачастую имеет место соче-^_ тание гипер- и гипоназальности, которому сопутствует необыч-"" ный тупиковый резонанс Речь людей с недостаточностью небно-глоточного клапана характеризуется избыточной назальной эмиссией звуков, гиперназальностью и неадекватным ротовым дыханием, что серьезно ухудшает качество голоса и артикуляцию [Ward, Wepman, 1964].
Гипоназальность
Она представляет собой недостаток носового резонанса в фонемах м, н, нь. Человек говорит так, как будто он простужен^ а при резко выраженной форме гипоназальности б^звучйт как".и,
| Гиперназальность
В любой речи присутствует в той или шшй степени носовой резонанс. Звуки м, и, н в нощш назализованы. Назализация гласных звуков не является нормой и рассматривается как гиперназальность. Гиперназальность может встречаться при произнесении некоторых согласных, когда требуется создание дыхательного давления в полости рта. Иногда эти звуки произносятся через нос с характерным фырканьем. Существуют два типа назальной эмиссии воздуха. В первом случае возникает слышимая турбулентность в результате неполного закрытия небно-глоточного клапана при произнесении этих согласных, когда требуется создать повышенное давление в полости рта. Во втором случае назальная эмиссия или резонанс возникают при произнесении в процессе речи гласных или звонких согласных [Peterson-Falzone, 1984]. Может встречаться ассимиляционная гиперназальность, когда гласные, произносимые до или после м, н и нь, слишком назализованы из-за близкого соседства с нормально назализованными звуками. Глоточный резонанс заключается в неправильной локализации звука в глотке и задних отделах полости рта и часто носит название «глоточность» или «отсутствие проекции». По-видимому, в этих случаях звук концентрируется в ограниченном пространстве между голосовой щелью и спинкой языка. Fletcher (1972) высказал мнение, что в плане реабилитации гидерназальнос.ть дредставляет собой сложную проблему, поскольку ее выраженность колеблется от fi диалектной гнусавости до тяжелейших_ нарушений, ког льный резонанс вытесняет все другие речевые
д — как н, что приводит к словесной путанице. Например, бог звучит как мог, код—-как конл Fairbanks (1960) рассматривал гипоназальность как дефект артикуляции: по мнению Peterson— Falzone (1984),Тш гиперназальность, ни гипоназальность нельзя рассматривать как нарушение голоса, так как эти дефекты возникают не в гортани.
Нарушения громкости
Ребенок в силу привычки может разговаривать так громко, что все соседи находятся в курсе его дел. Его голос можно легко расслышать в шуме школьной столовой, учитель постоянно просит его говорить тише, он громче всех поет. И наоборот, всегда найдется ребенок (обычно девочка) с тихим голосом, которого очень трудно расслышать. Все просят ее говорить громче и повторять сказанное, что вынуждает ее говорить только в случае необходимости. Когда она читает вслух, никто в классе ее не слышит, и учитель думает, что она недостаточно подготовлена. Часто ее считают чрезмерно застенчивой, но все дело состоит лишь в недостаточной громкости голоса. У детей с нарушениями громкости голоса необходимо исследовать слух.
Результаты исследований уровня громкости зависят от расстояния между говорящим и измерительным прибором. При измерении уровня громкости на расстоянии примерно 1 м от измерительного прибора громкая речь достигает 86 дБ, а тихая— 46 дБ [Fletcher, 1953]. Draper, Ladefoged и Witteridge (1960) также отмечают разницу в 40 дБ между спокойной речью и тем, что они называют «криком на учебном плацу». Black (1961) установил, что .нормальный, или естественный, уровень громкости на расстоянии 45 см составляет 80 дБ.
При определении соответствующей громкости можно руководствоваться наиболее комфортным уровнем восприятия. Hoch-berg (1975) сообщил", что уровень восприятия наиболее комфортен при громкости речи возле ух.а„вЛЙг35~дБ уровня звукового давления (УЗД), а речь наиболее понятна_г!гл1м69аЗ_1 дБ УЗД. Koizumi (1982) установил, что средний наиболее комфортный уровень восприятия музыки через наушники у старшеклассников средней школы, имеющих нормальный слух, составлял 68— 71 дБ УЗД. Beattie и соавт. (1982) установили, что средний наиболее комфортный уровень восприятия спокойной речи у молодых людей с нормальным сл>хом составляет 82,5 дБ УЗД. Nichols и соавт. (1971) сравнили 30 женщин с нормальной громкостью голоса и 30 тихо говорящих женщин. Средний комфортный уровень громкости на расстоянии 30 см от рта для женщин первой группы составил 59,5 дБ, а для женщин второй группы — 50,5 дБ.
2' 19
Нарушения высоты тона
Об отклонении, высоты тона у ребенка говорят в тех случа-ях, когда "его" голос имеет одну или несколько из следующих характеристик: слишком ^высокую или слишком, низкую частоту основного тона; очень„узкий частотный диапазон; чрезмерные провалы высоты тона; слишком высокий или низкий_для_данной ситуации тон. Особый интерес представляет высота основного тотгаТПёе" соответствие норме. Слишком низкий тон у 8-летней девочки, делающий ее голос похожим на голос юноши, так же неестествен, как и слишком высокий голос 10-летнего мальчика, похожий на голос девочки дошкольного возраста. Необходимо также учитывать мнение самого ребенка о высоте тона его голоса. У одного мальчика 9 лет, с нашей точки зрения, был очень высокий голос, однако преподаватель и родители считали, что высота тона у него нормальная, просто он мало говорит. Другие дети также не обращали внимания на его голос. Однако сам мальчик сказал: «У меня голос, как у девочки, поэтому я говорю только при необходимости», — и добавил с грустью: «Вы — учитель речи, помогите мне научиться говорить, как другие мальчики».
Высота тона, характерная для детского голоса, но сохранив- шаяся и после того возраста. когд_а_п£оисходит перестройка
голоса, должна рассматриваться как_серьезное отклоледае^рт нормы. При перестройке голос у мальчиков падает цо_высоте приблизительно на одну октяву, а у девочек — на 3,или. 4_ полутона.
Если в голосе ребенка 12 лет присутствуют высокие тона, то он особенно не отличается от других детей. Однако у ребенка 14 или 15 лет, будь то девочка или мальчик, голос уже должен изменяться. Если у мальчика не происходит изменений голоса или у девочки голос становится слишком низким, необходимо принимать соответствующие меры. У одного 17-летнего рослого старшеклассника был очень высокий голос. Обследование, проведенное семейным врачом, ларингологом и психологом, не выявило органических или физиологических отклонений. Уже после первых сеансов голосовой терапии нам удалось понизить высоту тона почти на целую октаву и примерно через месяц использование более низкого голоса вошло у него в привычку.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|