|
Рок-группа « Grateful Dead »
Когда мы говорим о поклонении как о некой сущности, черпающей свою энергию в движении реки, или о том, чтобы искусно балансировать между песней новой и старой, я вспоминаю об одной истории, которая, надеюсь, может быть полезной. Я хочу привести пример из жизни нехристианской рок-группы. Возможно, он многое вам прояснит.
Одним из самых интересных явлений эры рок-н-ролла было наследство, оставленное американской группой под названием «Grateful Dead» («Благодарные покойники»). Лидером этой группы был Джерри Гарсиа, который вел свою группу вперед, изобретая смелые аккорды и экспрессивные гармонии. Группа постоянно гастролировала по всему миру с конца 60-х годов до смерти Гарсиа в 1995 году.
Обычно они начинали концерты со своих традиционных песен, а затем в какой-то момент меняли направление. Ребята оставляли свой обычный репертуар и бросались в море импровизации, находили музыкальную тему и пытались выйти за границы возможного. Ударная установка выдавала необычные синкопы, гитары стонали и рыдали, клавишные напрягались в живописной разноголосице. Казалось, что каждый играл что-то свое, и все же в этой импровизации они держались довольно близко друг к другу и оставались одной командой. А затем они начинали нащупывать «это».
«Это» было тем, что время от времени происходило в неразберихе подобной импровизации. Иногда группа улавливала некий импульс, эмоциональную энергию, которая волнами проходила через слушателей, некая сила захватывала и членов группы, и аудиторию, и концерт сдвигался в другое измерение. Они находили «это».
Когда это происходило — чем бы оно ни было, — концертный зал превращался в алтарь духовной встречи. Все в зале понимали, что граница пройдена, перемещение произошло, и теперь ночь обращалась в пульсирующий праздник встречи с космическим сознанием. Оставалось непонятным, кто лидирует: аудитория или музыкальная группа, потому что концерт превращался во всеобщий танец, в котором участвовали абсолютно все. Это был дух, и дух ощутимо реальный.
Духовная атмосфера, наполнявшая эти концерты, была настолько впечатляющей, что многие фанаты становились духовными последователями, фактически сделавшими «Grateful Dead» своей религией. Они называли себя «мертвыми головами». Гарсиа считался среди них духовным лидером и был провозглашен «крестным отцом» (титул, который ему не нравился). Фанаты загружались в свои фургоны- «фольксвагены» и следовали за группой из города в город, бронируя места на всех концертах. Они знали, что если «это» не происходило на одном концерте, то есть они не переходили духовный порог, они поднимались и отправлялись на следующий концерт, уверенные, что в конце концов это снова произойдет.
Как только происходило это перемещение, высвобождалась духовная энергия. Казалось, что члены группы могли читать мысли друг друга. Они инстинктивно понимали, куда двигаются другие, какой будет очередная песня и как будет звучать следующий аккорд. Сила, исходящая со сцены, была одурманивающей, казалось, что группа держала в руках сердца многих тысяч слушателей.
Один из бывших «мертвых голов» рассказывал мне, что когда концерт достигал своей наивысшей точки, люди в толпе начинали выворачивать свои карманы и делиться с остальными их содержимым. Очень часто это были разного рода наркотики, но факт остается фактом: щедрость овладевала толпой. Мне также рассказывали, что когда эти тысячи людей покидали стадион, они делали это довольно спокойно и только мычали, как телята.
Чем я был удивлен
Когда я впервые узнал о том, что происходило на этих концертах, я был очень удивлен. Поскольку я вырос в христианской семье, в подростковом возрасте я никогда не ходил ни на какие мирские концерты, а тем более на концерты «Благодарных покойников». Поэтому у меня не было никакого представления о том, что происходит на подобного рода мероприятиях. Я знал, как происходят христианские служения, и видел, как святое помазание сходило на собрание. Но я совершенно не знал, что существует поддельное помазание, которое действует аналогичным образом и на мирских концертах. Поэтому я захотел больше узнать об этом явлении.
Один из моих друзей, когда был молодым — еще в свои дохристианские времена, — играл на гитаре в различных группах, и он рассказывал мне, что все музыкальные группы тех дней воспринимали «Благодарных покойников» как образец для подражания. Все они пытались достигнуть такого же уровня импровизации и духовного импульса, но по ка- ким-либо причинам не могли этого сделать.
Сейчас я должен кое в чем признаться. Здесь нечем гордиться, но это правда. Это действительно со мной происходило. В 70-е годы, когда я проходил через кризисы подросткового возраста, у меня был период длиною в пять лет, когда я регулярно слушал радиошоу «Топ 40». Поэтому если песня была хитом 70-х, я, вероятно, знал ее.
И когда мне рассказали историю о «Благодарных покойниках», я просмотрел свою коллекцию рок-н-ролльной музыки 70-х годов. „Grateful Dead... „Grateful Dead... Дайте подумать. Какую песню Grateful Deadкрутили по радио?» И я не смог вспомнить ни одной пластинки этой группы, которая участвовала бы в радиошоу «Топ 40».
И тогда мне сказали: «У Grateful Deadне было никаких пластинок». Очевидно, у них не было ни альбомов, ни одиночных пластинок. Популярность группы заключалась не в их способности выпускать хорошо продаваемые пластинки, а в силе того, что происходило на их концертах. (Представьте мое удивление, когда я понял, что по крайней мере лет тридцать они были «номером один» среди рок-н- ролльных групп мира и при этом не выпустили ни одного альбома.)
По этой причине вплоть до сегодняшнего дня в интернете существует активная продажа или обмен записями с концертов этой группы тридцатипятилетней и более давности. Музыканты группы разрешали фанатам приносить на концерты портативные кассетные магнитофоны, в результате чего существует масса любительских записей, которые все еще переписываются и продаются фанатами по всему миру «Grateful Dead» сделали несколько студийных записей, но это принципиально не то, чего хотят фанаты. Самым большим спросом пользуются некачественные любительские записи, на которых запечатлена неприукрашенная спонтанная атмосфера «живых» концертов.
Другая река
Одна из причин, по которой я был так удивлен рассказами об их концертах, заключается в том, что я был воспитан в христианском мире и не имел никакого представления о существовании нечестивого потока. Я знал, что существует святой Божий поток, который можно найти на служениях, но ничего не знал о том, что сатана — мастер подделок — изобрел способ, как использовать власть музыки для того, чтобы захватить сердца неверующих в поток, ведущий к смерти.
Когда поток этой реки стал появляться на концертах, Мики Харт (один из членов группы) придумал название для описания того, что происходило. Он обычно говорил: «Когда появляется седьмой». Я спросил своих друзей, что он имел в виду под этим описанием? Когда он придумал эту фразу, в музыкальной группе было шесть человек. Он сознавал, что на концертах присутствовала сила, выходящая за пределы возможностей членов группы. Там было духовное присутствие, которое давало группе толчок, по силе превосходящий возможности всех шестерых.
«Grateful Dead» обнаружили реку — другую реку — и использовали ее для продвижения своей музыки. Но вот что я сказал бы в их защиту: они открыли гораздо больше в том, что Бог готов дать нам через музыку, чем это делают в большинстве современных церквей. Именно об этом сказано: «Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их» (Втор. 32:21). Мы, обладающие правом на великую Божью реку, топчемся в мелкой воде наших негибких церковных правил и упускаем полноту цели, для которой Бог создал музыку.
Четвертый человек
Цель этой главы не рассказ о «Grateful Dead» самих по себе. Я хочу обратить ваше внимание на мысль о том, что присутствие подделки свидетельствует о существовании подлинника. Опыт мирской музыкальной группы служит подтверждением реальности того, что доступно для нас в Боге, — реки Божественной славы, которой возможно коснуться в совместном поклонении.
Когда они прикасались к своей реке, они называли это «когда приходит седьмой». Но когда мы касаемся нашей реки, я бы назвал это «когда приходит Четвертый».
Я сейчас говорю о том времени, когда царь Навуходоносор бросил троих иудейских рабов в раскаленную печь, но спустя некоторое время он посмотрел в огонь и увидел не только троих людей, ходивших среди огня, но также и силуэт Четвертого (3-я глава Книги пророка Даниила). И Четвертый был подобен Сыну Божьему — потому что это и был именно Он!
Есть огненная река, которая может быть найдена в Боге, и когда мы находим ее, Четвертый — Иисус Христос, открывает Себя нам. В этом огне разрушаются оковы. (Веревки, которыми были связаны руки иудеев, сгорели в огне.) В этом огне появляется Божья Слава. Там находятся чудеса и исцеления, сила освобождения от бесовских капканов, святое помазание, которое заставляет неверующих падать ниц, исповедовать свои грехи и, уходя с собрания, говорить: «Истинно с вами Бог!» (1 Кор. 14:25). О Боже, дай нам сейчас испить из этих вод как никогда раньше!
Глава 10
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|