Заведующий кафедрой __________Родович Ю.В.
Целями освоения модуля «История первобытного общества и Древнего Востока »являются сформировать у студентов систематизированных знаний о первобытном периоде истории и истории цивилизаций Древнего Востока, способствовать формированию знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, содействовать обеспечению профессиональной подготовки выпускников, воспитанию у них гражданской ответственности, стремления к постоянному профессиональному росту.
Модуль «История первобытного общества и Древнего Востока» относится к вариативной части профессионального цикла.
Для освоения модуля «История первобытного общества и Древнего Востока» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов «История», «Мировая художественная культура», «Обществознание» на предыдущем уровне образования.
Освоение модуля «Истории первобытного общества и Древнего Востока» является необходимой основой для последующего изучения модуля «История Древней Греции и Древнего Рима», дисциплин «История средних веков», а также курсов по выбору студентов.
Изучение данного модуля необходимо для качественного выполнения выпускной квалификационной (бакалаврской) работы.
- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);
- знает основные направления, проблемы, концепции и методы исторических исследований
- способен использовать в педагогической и культурно-просветительской деятельности
знания в области истории регионов и народов мира (СК-4).
- движущие силы и закономерности развития первобытного общества и государств Древнего Востока (ОК-15);
- классифицировать и анализировать источники по истории первобытного общества и стран Древнего Востока для получения из них достоверной информации (СК-2);
- анализировать научную литературу по истории первобытного общества и Древнего Востока на основе известных методологических подходов (СК-1);
связи исторических процессов в первобытном обществе и странах Древнего Востока (СК-4).
- способами использования знаний истории первобытного общества и Древнего Востока для решения профессиональных задач различной направленности (СК-4)
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов/зачетных единиц
| Формируемые компетенции
|
|
|
|
|
Раздел 1.
| История первобытного общества
|
Тема 1.1.
Наука о первобытности и ее место в системе исторических наук
| Содержание учебного материала
|
| |
| Понятие «История первобытного общества»
|
| СК-1
СК-4
|
| Особенности источников и методологии науки о первобытном обществе
|
Лекция с элементами дискуссии
|
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 1.2. История изучения первобытного общества
| Содержание учебного материала
|
| СК-1
СК-4
|
| Знания о первобытном периоде истории в античности и средневековье
|
| Представления о первобытном обществе в период Возрождения и Просвещения.
|
| Развитие науки о первобытном обществе в XIX веке.
|
| Наука о первобытном обществе в XX веке: открытия и концепции.
|
| Исследования первобытного общества в России в XIX-XX вв.
|
Лекции с применением мультимедийных технологий
|
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 1.3. Антропогенез
| Содержание учебного материала
|
| ОК-15
СК-1
СК-4
|
| Проблема выделения человека из мира природы и критерии человека.
|
| Антропоиды как предки человека
|
| Homo habilis и его место в антропогенезе.
|
| Архантропы и их разновидности.
|
| Палеоантропы. Проблема места неандертальца в эволюции человека
|
6.
| Проблема происхождения homo sapiens
|
Лекции с применением мультимедийных технологий
|
|
Семинарские занятия с элементами дискуссии
|
|
Контрольная работа (тестирование)
|
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 1. 4. Антропосоциогенез
| Содержание учебного материала
|
| Происхождение мышления и речи
|
| СК-2
|
| Расогенез
|
| Брак и семья в первобытную эпоху
|
Семинарские занятия с элементами дискуссии
|
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 1.5. Социогенез и его этапы
| Содержание учебного материала
|
| |
| Понятие «социогенез». Критерии человеческого общества
|
| ОК-15
СК-1
СК-4
|
| Праобщина: «человеческое стадо» и праобщина неандертальцев
|
| Род – понятие и проблема происхождения
|
| Раннепервобытная родовая община
|
| Позднепервобытная родовая община.
|
Лекции с применением мультимедийных технологий
|
|
Семинарские занятия с элементами дискуссии
|
|
Контрольная работа (тестирование)
|
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 1.6. Разложение первобытного общества и возникновение цивилизации
| Содержание учебного материала
|
| |
| Процесс образования государственной организации: основные версии.
|
| СК-1
СК-4
ОК-15
|
| Становление имущественного неравенства и появление частной собственности в первобытном обществе.
|
| Социальное неравенство в первобытном обществе
|
| Трансформация органов управления родового строя в государственный аппарат.
|
Семинарские занятия с элементами дискуссии
|
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 1.7. Духовная культура в первобытную эпоху
| Содержание учебного материала
| |
| Истоки и первые следы духовной жизни человека
|
| СК-2
СК-4
|
2.
| Духовный мир и изобразительное искусство верхнепалеолитического человека
|
3.
| Древнейшие религиозные представления
|
4.
| Духовный мир и изобразительное искусство в период разложения первобытного общества
|
Семинарские занятия с применением мультимедийных технологий
|
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Раздел 2
| История Древнего Египта
|
Тема 2.1. Введение в историю Древнего Востока.
| Содержание учебного материала
|
| ОК-15
СК-1
СК-4
|
1.
| Понятие «история древнего Востока», его географические и хронологические рамки.
|
2.
| Общая характеристика географической среды
|
3.
| Общее и особенности в развитии древневосточных народов.
|
4.
| Общий очерк изучения древневосточной истории
|
Лекции с применением мультимедийных технологий
|
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 2.2. Додинастический период истории Египта. Древнее царство.
| Содержание учебного материала
|
| ОК-15
СК-1
СК-2
СК-4
|
1.
| Историческая экология Египта.
|
2.
| Процесс заселения долины Нила. Автохтонность египетской цивилизации.
|
3.
| Правление III – VI династий. Строительство великих пирамид.
|
4.
| Социальное развитие Египта. Оформление государственного аппарата.
|
Лекции с применением мультимедийных технологий
| 2.
|
Семинарские занятия с элементами дискуссии
| 4.
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 2.3 Египет в период Среднего и Нового Царства.
| Содержание учебного материала
|
| ОК-15
СК-2
СК-4
|
1.
| Первый переходный период. Правление XII династии
|
2.
| Египет под властью гиксосов.
|
3.
| Завоевания фараонов XVIII династии и создание египетской империи.
|
4.
| Египет при XIX- XX династиях.
|
5.
| Социальное и экономическое развитие Египта в период Среднего и Нового Царства
|
Лекции с применением мультимедийных технологий
|
|
Семинарские занятия с элементами дискуссии
| 4.
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 2.4. Позднее царство в истории Египта
| Содержание учебного материала
|
| |
1.
| Ливийцы, эфиопы и ассирийцы у власти в Египте.
|
| ОК-15
СК-2
СК-4
|
2.
| Возвышение Саиса и новое объединение страны
|
3.
| Основные процессы экономического, социального, политического и культурного развития Египта в позднее время.
|
4.
| Завоевание Египта персами. Египет как персидская сатрапия
|
Семинарские занятия с элементами дискуссии
| 2.
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 2.5. Культура Древнего Египта.
| 1.
| Письменность древних египтян и ее характерные черты. Древнеегипетская литература
|
| СК-2
ОПК-2
СК-4
|
2.
| Египетская религия и ее влияние на различные сферы жизни и культуры.
|
3.
| Основные достижения египетского изобразительного искусства и архитектуры
|
4.
| Возникновение у египтян научно-практических знаний.
|
5.
| Место и значение древнеегипетской культуры в развитии мировой культуры.
|
Семинарские занятия с элементами дискуссии
| 2.
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Раздел 3. История Древней Передней Азии.
| История Древней Передней Азии.
| |
Содержание учебного материала
|
| |
Тема 3.1. Древняя Месопотамия в III тыс. до н.э.
| 1.
| Природные условия. Процесс заселения Месопотамии
|
| ОК-15
СК-1
СК-2
СК-4
|
2.
| Важнейшие археологические культуры VII – IV тыс. до н.э.
|
3.
| Политическая история шумерских городов-государств в раннединастическую эпоху.
|
4.
| Месопотамия под властью Аккада.
|
5.
| Шумеро-Аккадская держава III династии Ура.
|
Лекции с применением мультимедийных технологий
|
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Контрольное тестирование
|
|
Тема 3.2. Месопотамия во II тыс. до н.э.
| Содержание учебного материала
| 5
| |
1.
| Политическая раздробленность Месопотамии в начале II тыс. до н.э.
|
| ОК-15
СК-1
СК-2
СК-4
|
2.
| Возвышение Вавилона при Хаммурапи
|
3.
| Вавилония при Касситской династии.
|
4.
| Государство Митанни.
|
Семинарские занятия с элементами дискуссии
|
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 3.3. Месопотамия в I тыс. до н.э. Ассирийская и Нововавилонская державы.
| Содержание учебного материала
|
| |
1.
| Ассирийская военная держава.
|
| ОК-15
СК-1
СК-2
СК-4
|
2.
| Реформы Тиглатпаласара III. Ассирийская армия и организация военного дела.
|
3.
| Нововавилонское царство.
|
4.
| Создание Нововавилонской державы. Правление Навуходоносора II.
|
Лекции с применением мультимедийных технологий
|
|
Семинарские занятия с элементами дискуссии
|
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 3.4.
Хеттское государство.
|
Содержание учебного материала
|
|
1.
| Формирование ранней государственности на территории Малой Азии во II тыс. до н.э.
| ОК-15
СК-1
СК-2
СК-4
|
2.
| Образование Древнехеттского царства.
|
3.
| Создание хеттской империи при Суппилулиуме.
|
4.
| Экономика хеттов. Особенности социальной структуры хеттского общества.
|
Семинарские занятия с элементами дискуссии
|
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 3.5.
Сирия, Палестина и Финикия в древности
| Содержание учебного материала
| 5
| |
1.
| Экология Восточного Средиземноморья.
|
| СК-1
СК-2
СК-4
|
2.
| Ранние государственные образования III – II тыс. до н.э.: Библ, Алалах, Эбла и др.
|
3.
| «Народы моря» и их роль в истории Восточного Средиземноморья.
|
4.
| Финикия и Сирия в I тыс. до н.э.
|
5.
| Израильско-Иудейское царство
|
Лекции с применением мультимедийных технологий
|
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 3.6. Ванское царство (Урарту) и государства Закавказья.
| Содержание учебного материала
| 3
| |
1.
| Природные условия Закавказья.
|
| СК-1
СК-2
СК-4
|
2.
| Древнейшие земледельческие и скотоводческие племена Закавказья в V – III тыс. до н.э.
|
3.
| Государство Урарту
|
4.
| Послеурартский период в Закавказье.
|
5.
| Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 3.7. Культура народов древней Передней Азии
| Содержание учебного материала
| 4
| |
1.
| Религиозные представления и мифология
|
| СК-2
СК-4
|
2.
| Клинопись и ее влияние на Формирование систем письменности у народов Передней Азии. Литература Древней Месопотамии
|
3.
| Система образования. Школы, архивы, библиотеки.
|
4.
| Зарождение научно- практических знаний.
|
5.
| Архитектура и изобразительное искусство
|
Семинарские занятия с элементами дискуссии
|
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Раздел 4. Иран и Средняя Азия в древности.
| Иран и Средняя Азия в древности.
| | |
Содержание учебного материала
| 3
| |
5Тема 4.1. Элам и Мидия – древнейшие государства на территории Ирана.
| 1.
| Раннегосударственные образования в Эламе в первой половине III тыс. до н.э.
| | ОК-15
СК-1
СК-2
СК-4
|
2.
| Элам во II – первой половине I тыс. до н.э.
|
3.
| Мидийский племенной союз создание Мидийской державы
|
4.
| Характерные черты культуры Элама и Мидии.
|
5.
| Самостоятельная работа студента
|
|
Содержание учебного материала
|
Тема 4.2. «Мировая» Персидская держава в VI – IV вв. до н.э.
| 1.
| Персидские племена на территории Ирана в начале I тыс. до н.э. Персидского царства в середине VI в. до н.э. Кир II и его завоевательная политика.
|
| ОК-15
СК-1
СК-2
СК-4
|
2.
| Захват престола Дарием I и восстановление целостности Персидской державы. Административно-финансовые реформы Дария I.
|
3.
| Персидская держава в V – IV вв. до н.э.
|
4.
| Религия и культура Персии.
|
Семинарские занятия с элементами дискуссии
|
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 4.3. Средняя Азия в III – I тыс. до н.э.
| Содержание учебного материала
|
| |
1.
| Племена земледельцев и скотоводов VI – III тыс. до н.э. Раннегородские центры
| | СК-2
СК-4
|
2.
| Средняя Азия на рубеже II – I тыс. до н.э.
|
3.
| Раннее Бактрийское государство. Племенные союзы кочевников-саков.
|
4.
| Положение среднеазиатских сатрапий в составе державы Ахеменидов.
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 4.4. Кушанская держава и Парфия.
| Содержание учебного материала
|
| |
1.
| Формирование Кушанской державы.
| | ОК-15
СК-2
СК-4
|
2.
| Экономика, общество и государственное управление Кушанской империи.
|
3.
| Возникновение Парфянского царства. Династия Аршакидов.
|
4.
| Социально-экономические отношения и политический строй Парфии.
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Раздел 5. Южная Азия в древности.
| Южная Азия в древности.
|
| |
Содержание учебного материала
|
Тема 5.1. Природа и население Южной Азии в древности. Древнейшая (Индская) цивилизация. «Ведийский период».
| 1.
| Географическое положение и природные условия.
| | СК-2
СК-4
|
2.
| Возникновение древнейшей (Индской) цивилизации. Мохенджо-Даро и Хараппа как ее крупные городские центры.
|
3.
| Арии и проблема их происхождения. Экономика и социальные отношения у ариев.
|
4.
| Система варн. Политические образования:
|
Лекции с применением мультимедийных технологий
|
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Содержание учебного материала
|
| |
Тема 5.2. Возникновение и распад общеиндийской державы (вторая половина I тыс. до н.э.).
| 1.
| Победа Магадхи и создание государства Нандов.
| | ОК-15
СК-2
СК-4
|
2.
| Объединение Индии при династии Маурьев. Внешняя, внутренняя и религиозная политика Ашоки.
|
3.
| Династическая борьба в государстве Маурьев. Ослабление общеиндийской империи при династии Шунгов.
|
4.
| Экономическая жизнь и социальная структура индийского общества в период общеиндийской державы
|
Семинарские занятия с элементами дискуссии
|
|
Контрольное тестирование
|
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 5.3. Южная Азия в последний период древности (первая половина I н.э.).
|
Содержание учебного материала
|
|
1.
| Индия при Кушанах.
| ОК-15
СК-2
СК-4
|
2.
| Новое возвышение Магадхи и правление династии Гуптов.
|
3.
| Экономический подъем и формирование государственности в областях Южной Индии.
|
4.
| Изменения социально-экономических отношений в I – V вв. н.э.
|
5.
| Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 5.4. Культура древней Индии.
| Содержание учебного материала
|
|
1.
| Религиозные системы древней Индии. Буддизм и его эволюция.
| ОПК-2
СК-2
СК-4
|
2.
| Литература древней Индии и ее жанры. Древнеиндийский эпос.
|
3.
| Изобразительное искусство и архитектура.
|
4.
| Естественнонаучные знания. Развитие философии.
|
Семинарские занятия с элементами дискуссии
|
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Раздел 6.
| Страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии в древности
| |
Содержание учебного материала
|
Тема 6.1. Возникновение первых государственных образований в Китае. Шан – Инь и Чжоу.
| 1.
| Природная среда и население древнего Китая.
|
| ОК-15
СК-2
СК-4
|
2.
| Устная традиция о политической истории Китая во II тыс. до н.э.
|
3.
| Экономика, общество и государство в эпоху Инь.
|
4.
| Государство Чжоу.
|
Лекции с применением мультимедийных технологий
|
|
Семинарские занятия с элементами дискуссии
|
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 6.2. Древний Китай в VIII – III вв. до н.э.
| Содержание учебного материала
|
| |
1.
| Период Восточного Чжоу. Ослабление царской власти и рост политической раздробленности в чжоуском государстве.
| | ОК-15
СК-2
СК-4
|
2.
| Борьба за гегемонию между царствами древнего Китая. Периода Чжаньго.
|
3.
| Реформы Шан Яна в царстве Цинь и их значение.
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 6.3. Первое централизованное государство в Китае – империя Цинь.
| 1.
| Возвышение царства Цинь. Создание централизованного государства и провозглашение империи.
|
| СК-2
СК-4
|
2.
| Цинь Шихуан-ди и его реформы.
|
3.
| Внешняя политика Цинь Шихуан-ди.
|
4.
| Обострение социально-политических противоречий в конце III в. до н.э.
|
Семинарские занятия с элементами дискуссии
|
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 6.4. Империя Хань в III в. до н.э. – III в. н.э.
| Содержание учебного материала
|
| |
1.
| Основание Лю Баном империи Хань.
| | ОК-15
СК-2
СК-4
|
2.
| Правление Ранней или Старшей династии Хань. Попытки стабилизации и централизации государства.
|
3.
| Реформы Ван Мана и движение «краснобровых».
|
4.
| Правление Мадшей (Восточной) династии Хань.
|
Семинарские занятия с элементами дискуссии
|
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 6.5. Культура древнего Китая.
| Содержание учебного материала
|
| |
1.
| Мифология и религия. Философские системы
| | ОПК-2
СК-2
СК-4
|
2.
| Древнекитайская письменность и ее эволюция. Древнекитайская литература.
|
3.
| Архитектура и изобразительное искусство
|
4.
| Естественнонаучные знания древних китайцев.
|
Семинарские занятия с элементами дискуссии
|
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Раздел 7. Цивилизации Древней Центральной и Южной Америки
| Цивилизации Древней Центральной и Южной Америки
| |
Содержание учебного материала
|
| |
Тема 7.1. Природа и население Америки в доколумбо
| 1.
| Природные условия Центральной и Южной Америки, история их заселения человеком
|
| ОК-15
СК-2
СК-4
|
2.
| Общие черты развития древних цивилизаций Америки
|
3.
| Периодизация древней истории Америки. Основные источники
|
4.
| История изучения доколумбовых культур Америки
|
вую эпоху
|
| Самостоятельная работа студента
|
| |
Тема 7.2. Древние цивилизации Центральной Америки
| Содержание учебного материала
|
|
1.
| Древнейшие культуры Центральной Америки. Ольмеки и сапотеки.
|
| ОК-15
СК-2
СК-4
|
2.
| Цивилизация майя. Особенности политической, экономической и культурной сфер жизни.
|
3.
| Тольтекско-ацтекская цивилизация.
|
Семинарские занятия с элементами дискуссии
|
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Тема 7.3. Древние Цивилизации Южной Америки
| Содержание учебного материала
| 2
|
1.
| Проблема истоков инкской цивилизации. Языковая общность кечуа
| ОК-15
СК-2
СК-4
|
2.
| Хозяйственные занятия инков
|
3.
| Особенности инкской политической организации
|
4.
| Особенности материальной и духовной культуры инков
|
Самостоятельная работа студента
|
|
Всего:
| 176/5
| |
| | | | | | | | | | | | | |
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.