Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 7. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. ПЕРВАЯ ФАЗА—ВОЗРОЖДЕНИЕ (1440–1540)





Первая фаза перехода от феодализма к капитализму представляет собой период, охватывающий движение эпохи Возрождения и Реформации. <…> Возрождение и Реформация представляют собой два аспекта одного и того же движения по преобразованию системы общественных отношений, основывавшихся до того на утвердившемся статуте наследования, в систему, в основе которой лежала купля–продажа товаров и рабочей силы. Главным экономическим фактором, обусловившим побуждения к этому движению, было быстрое расширение торговли, ставшее возможным благодаря увеличению наличия избыточной продукции. Этот избыток появился в результате технических усовершенствований, введенных в период позднего средневековья, и в первую очередь усовершенствований в сельском хозяйстве и ткацком производстве. В то же время наличие избытков колоссально возросло благодаря усовершенствованию транспортировки грузов и мореходства. <…>

Прибыли от заморской торговли обусловили первичное накопление активного капитала, то есть капитала, вложенного в производственные предприятия, а не только в землю. Жажда еще больших прибылей привела к быстрому развитию кораблестроения и мореплавания, причем последнее имело решающее значение для рождения современной пауки. Войны, которые велись теперь наемниками, а не феодальными рекрутами, могли быть более длительными, но они и стоили дороже, а значит, требовались бронза и железо, серебро и золото. Развивалась разработка недр и металлообработка, а также производство пороха и перегонка крепкого спирта.



Весь этот период в целом был периодом экономического роста. Почти повсюду в Европе увеличивалось производство не только промышленной, но и сельскохозяйственной продукции. Стало больше зерна, больше скота и рыбы. Трудно было бы приписать этот рост какому-либо особому техническому прогрессу; скорее он явился следствием накопления бесчисленного количества отдельных усовершенствований наряду с более быстрым распространением этих усовершенствований по новым торговым каналам. Единственным радикальным и важным техническим прогрессом было введение книгопечатания… Хотя само по себе книгопечатание не было методом производства, оно, тем не менее, было одним из самых действенных способов распространения технического прогресса, как показывает ряд первых напечатанных книг по таким вопросам, как сельское хозяйство, садоводство, поварское дело и ремесла.



Гуманистическая революция во взглядах и идеях

Если бы Возрождение характеризовалось лишь постепенным или даже быстрым улучшением экономических условий, оно не заняло бы в мировой истории того места, которое занимает. Значение эпохи Возрождения для науки, искусства и политики состоит в том, что это было движение мысли и притом движение революционное. С точки зрения интеллектуальной, оно представляло собой результат труда небольшого мыслящего меньшинства знающих люден и художников. Они выступили против всего уклада средневековой жизни и стремились создать новый уклад, по возможности близким к классической античности. Они хотели изучать античность не через посредство длинной цепи традиций, не через посредничество арабов и схоластов, а непосредственно – раскапывая статуи, сами читая тексты. Это означало возврат к греческим оригиналам и знакомство из первых рук с мыслью не только Платона и Аристотеля, но также Демокрита и Архимеда.

<…> В протестантских странах были провозглашены право частного суда и предопределенность избранных. Здесь гуманисты, возвратившись к греческим и древнееврейским текстам и переведя их непосредственно на родные языки, должны были придать больше веса авторитету Библии. Доверие к собственному слову божию должно было заменить почитание изречений св. Петра. Все это соответствовало этической системе торгового класса, отвергавшего субординацию феодализма. Феодальное прошлое было поистине насильственно отброшено, а вместе с ним были отвергнуты архитектура (которую они, гуманисты, в насмешку называли готической), философия схоластов, созерцательная жизнь аскетов, бродяжничество странствующих монахов. В конце концов даже сама католическая церковь была вынуждена провести известные реформы и пойти на разрыв со своим средневековым прошлым, разрыв почти столь же важный, как тот, которого требовали реформаторы. <…>



Возрождение было беспокойным, но обнадеживающим периодом по сравнению с отчаянием последних веков древнего классицизма и смирением последовавших за ними веков верований. Меньше стали заниматься вопросами загробной жизни и больше – жизнью настоящей, причем занятие это нашло свое выражение в быстром росте светских искусств, живописи, поэзии и музыки. Во всех формах выражения проявлялось новое и искреннее признание физического удовольствия. <…>

Тесное объединение ремесленника и теоретика

Именно потому, что техники и художники играли существенную роль как в добывании, так и в расходовании денег, они уже не были теперь столь презираемы, как это было в древнеклассическую или средневековую эпоху. Художественное мастерство (arts) – украшения и расцвечивания, живопись, скульптура и архитектура процветали и развивались с меньшим размахом, но зато имели значительно более оригинальный характер, чем в древнеклассические времена. Действительно новым было, однако, то уважение, каким стало пользоваться теперь практическое мастерство (art) – прядение, ткачество, гончарное дело, стеклошлифовка и, в особенности то мастерство, которое обеспечивало потребности и накопления богатства и ведения войны, а именно мастерство шахтеров и металлистов. Технические приемы мастеровых (artists) имели в эпоху Возрождения большее значение, чем в древнеклассические времена, ибо они находились уже в руках не рабов, а свободных людей, причем последние в общественном и экономическом отношении уже были не столь далеки от правителей, как это было в средние века. <…> Основная интеллектуальная задача Возрождения состояла в новом открытии и овладении миром созданного (art) и естественного.

Обозрение мира

Эпоха Возрождения изобилует важными описательными трудами, охватывавшими все области человеческого опыта. Широта интересов того времени проявляется в достижениях человека, который сам был олицетворением своего века, – великого универсала–инженера, ученого и художника (artist) Леонардо да Винчи. Двумя величайшими победами этой эпохи было понятное изложение системы небес, в центре которой находилось Солнце,– системы Коперника … и первая подробная анатомия человеческого тела, показанная в сочинении Везалия «De Humani Corporis Fabrica»(«О строении человеческого тела») … Они были выдвинуты и с самого начала приняты новым светским обществом, также учившимся наблюдать и экспериментировать. Только позднее, когда начали выявляться политические последствия нового взгляда, власти испугались и попытались, хоть уже было поздно, помешать его распространению.

<…> Первоначальная фаза научной революции была скорее фазой описаний и критики, чем конструктивной мысли. Такая мысль должна была прийти позже. Сначала идет исследование широких горизонтов и опровергаются старые авторитеты. Совершенствование мастерства и технических приемов обусловило позитивные стимулы и материальные средства для прогресса новой науки. Религиозные разногласия и конфликты поколебали остов ортодоксии и позволили небольшому числу людей мыслить самостоятельно. Отношение повой религии к личному суждению и прямой ответственности проистекало из той же самой потребности, которая вызвала рост науки. Такое отношение представляло собой существенную предпосылку для победы капиталистической экономики.

<…> Общественное и экономическое значение художественного мастерства (art) в эпоху Возрождения было, однако, совсем иного порядка. На искусство (art), особенно на живопись, не только расходовалось значительно больше средств, чем раньше, но и впервые за все время искусство начали ценить само по себе. Мастера – художники шли на службу к купеческим монархам повсюду, где процветало это искусство – сначала в Италии, затем в Бургундии, Фландрии и Верхней Германии. Существовала ненасытная потребность в более выразительных и броских формах, которые служили бы фоном для нового стиля жизни богачей. <…>

Природа и человек

Возрождение явилось периодом торжества движения реализма в искусстве. Древнеклассическое и даже еще в большей степени византийское искусство сосредоточивало свое внимание на идеальных формах и достижении эффекта с помощью традиционного символизма. Уже в средние века образы, взятые из природы, вроде листьев или животных, начинают вкрадываться в картины в виде второстепенных деталей. В эпоху Возрождения этот реализм распространяется также и на изображение центральных фигур картин – людей. Все это требовало самого тщательного наблюдения природы в ее естественном состоянии – гор, скал, деревьев, цветов, зверей и птиц – и таким образом заложило основы геологии и естественной истории, которые с тех пор перестали выводиться из книг с помощью и логики. Но в первую очередь это реалистическое направление требовало знания анатомии самого человека для понимания механизма жестов и выражений. <…>

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.