|
Дозировка воспитательных воздействий
Чтобы окончательно закончить обсуждение вопросов, касающихся выработки у ребенка навыка повиновения, дадим еще один необходимый совет. Допустим, вы приняли все изложенные выше рекомендации. Допустим, решили при всяком удобном случае тренировать ребенка в выполнении указаний родителей. Вооружились терпением и стараетесь не пропускать ни одного случая, когда ребенок игнорирует ваше указание или замечание. Но хотя все это очень важно, к сожалению, это еще не гарантия полного успеха. Нужно еще уметь дозировать свое воспитательное воздействие. То, что называется, знать меру. Без этого можно получить результаты, прямо обратные желаемым. Ведь нередко в семье происходит следующее. Прочитав очередную педагогическую брошюру, прослушав передачу или лекцию, а иногда под влиянием собственного наития кто-то из родителей — пусть это будет папа — решает вплотную заняться воспитанием своего ребенка. А воспитывать нужно очень многое. Ну взять хотя бы такой момент, как умение правильно вести себя за столом. Сидит, положив под себя ногу, или раскачивает ею под столом. Кладет локти на стол. Держит ложку, зажав ее всей пригоршней. Берет в рот слишком много и не может прожевать. И так далее. Все это папа видит. И раз он вознамерился заняться воспитанием сына всерьез, решает действовать по всем линиям сразу. И вот начинается: «Сядь как следует! Опусти ногу со стула! Перестань чавкать! Не лезь в тарелку рукой, возьми кусок хлеба! Не болтай ногами! Возьми ложку как следует! Да не так, а вот так! Смотри сюда, я кому говорю! Не набивай полный рот! Не болтай ногами — сколько раз можно говорить!» И так в течение всего ужина. Ребенок попадает под жесткий прессинг, и весь ужин превращается для него в сплошное наказание. К сожалению, этого не способен понять довольный собой папа. Он горд своим воспитательским усердием. Еще бы! Ни
одно отступление от норм поведения за столом не осталось без замечания. А во что это выливается для сынишки, он просто не дает себе труда подумать. Находиться под градом замечаний для того просто непереносимо. Он сел за стол, чтобы поесть, а фактически все время надо успевать поворачиваться, чтобы сделать то, что велел папа. Если учесть, что нормы поведения за столом у мальчика отнюдь не отработаны до автоматизма, то становится понятным, что все его внимание сосредоточено на папиных приказах. Ему хочется кушать, перед ним стоит еда, а папа все время не дает спокойно есть. Приходится ли удивляться, что если папа будет продолжать свою линию, то через несколько месяцев ребенок будет обращать на него внимания не больше, чем на постоянно включенное радио, а если тот попытается подкрепить свои воспитательные воздействия силой, то у малыша возникнет отчетливая неприязнь к отцу.
Чтобы такого не происходило, папе следовало бы выделить что-то одно из того, что его раздражает в поведении сына за столом. И пока только на этом сосредоточить свои усилия. Например, на том, чтобы ребенок сидел как следует. Тогда нужно следить, чтобы он не болтал ногами, не клал ногу под себя и т. д. И делать соответствующие замечания. А на все остальное до поры до времени не обращать внимания. Научится ребенок хорошо сидеть за столом, сделается это у него навыком, не требующим специальных усилий, вот тогда можно будет взяться за что-нибудь следующее — например, требовать, чтобы он правильно держал ложку.
Нарушать меру в воспитательном воздействии — дело, чреватое неприятностями. Ребенок может невзлюбить вас, или перестанет обращать внимание на ваши слова, или станет оказывать скрытое, а может, даже открытое неповиновение. Следует помнить, что у ребенка в течение дня должны быть обязательно какие-то «окна» — достаточно продолжительные интервалы, когда им никто не руководит, никто не командует, когда он предоставлен сам себе и делает что хочет. Наиболее естественно совмещать эти интервалы с игрой. Пусть он играет сам, играет как хочет, и взрослые в это не вмешиваются. Если, конечно, игра не перерастает в опасное озорство (иг-
ра с зажженными спичками, с газовыми кранами и т.. п., конечно, требует вмешательства старших). Существование таких интервалов отнюдь не будет помехой нашей главной задаче — приучить его делать то, что надо, а не то, что хочется. Ходить всегда «по струнке», подавлять всякое желание, никогда не делать того, что хочется, — этого не сможет и взрослый. Тем более не надо требовать этого от ребенка. Тут недолго и нанести ему психическую травму.
Иметь свободные, не регулируемые взрослыми интервалы важно еще и по следующей причине. Вам никогда не приходилось видеть школьников начальных классов, не умеющих делать уроки в отсутствие взрослых? К сожалению, это не такой уж редкий случай. «Не понимаю, в чем дело, — возмущается мама. — Сколько раз с ним договаривались, что к моему приходу уроки должны быть готовы, чтобы вместе нам оставалось только проверить. И каждый раз уроки, в лучшем случае, только начаты. Все время приходится их делать вместе». А посмотрите, как протекает в этом случае приготовление уроков. Мама села на диван, школьник — за свой стол. Но не начинает работу, а вопросительно смотрит на маму.
— Ну, какие там завтра уроки?
— Сначала русский, потом, кажется, математика...
— Да не «кажется», а посмотри в дневнике. Где твой дневник?
— Кажется, в портфеле...
— Опять «кажется»! Сколько раз я говорила, что начинать надо с дневника. Нашел его? Хорошо. Тетрадь, ручку сразу доставай. И учебник тоже. Ну что ж ты смотришь? Открой дневник. Да не где попало, а на сегодняшней неделе. Открыл? Ну что? Есть русский? Что задано? Упражнение? Бери учебник. Взял? Найдем упражнение. Да поживей, поживей. Поставь перед собой, вот так, пусть будет немного наклонен. Теперь бери тетрадь. Открой ее. Зачем промокашку убрал? Промокашку сюда надо, чтобы рука на ней лежала. Теперь прочитай задание. Вслух, пожалуйста.
И далее в таком же духе. Мама действует, как это принято называть в педагогике, «диктантным методом». Каждое очередное действие, пусть самое пустяковое,
делается по ее команде. Если команды не последует — деятельность может застопориться в любой момент. Ребенок все будет делать очень медленно, последовательность действий будет все время нарушаться. Начнутся непроизводительные траты времени. Достал тетрадку из портфеля, закрыл портфель, отнес его на место. Сел за стол, открыл тетрадь. Хотел начать писать — нет ручки, она осталась в портфеле. Слез со стула, отправился за портфелем. И так много раз. Понятно, что до прихода с работы мамы такой школьник может просидеть над уроками и час и полтора, а они все еще будут оставаться в начальной стадии приготовления.
Картину приготовления уроков, подобную описанной, можно считать нормальной где-нибудь на первой-вто-рой неделе после того, как ребенок пошел в школу. Но ведь ее нередко приходится наблюдать и во втором, и в третьем, и в четвертом классе. В чем причина этого явления? Скорее всего, она состоит в том, что в период дошкольного детства у ребенка не было или было мало интервалов, где он был свободен от постоянной опеки взрослых. Родители стремились выработать у него послушание. И преуспели в этом деле. Но упустили из виду другое. Необходимость воспитания самостоятельности. Нет, не той самостоятельности, которая проявляется в том, что ребенок делает только то, что ему захотелось, и игнорирует указания старших. А совсем другой самостоятельности, состоящей в том, что ребенок без понукания может делать то, что надо.
Воспитание самостоятельности
Для формирования этой самостоятельности ребенку и необходимо свободное от опеки взрослых время. Взрослые своими требованиями задают ребенку некоторый образец поведения. Но ребенку нужно его освоить, провести через ряд различных ситуаций. Вот вы тактично и ненавязчиво задали малышу норму, как надо вести себя за столом. Понаблюдайте за ним некоторое время и вы увидите, что все или почти все
ваши требования начнут воспроизводиться в играх со сверстниками. А если не с ними, то в самостоятельных играх наедине с собой. Малыш будет делать замечания кукле за то, что она ест неаккуратно, будет учить мишку не болтать ногами, сидя за столом, и так далее. Лишите его этой возможности — и нормы поведения за столом могут оказаться неосвоенными. Ребенок будет вспоминать о том, что нельзя болтать ногами, лишь после того, как его одернет кто-то из старших, и о том, как надо держать ложку, тоже после полученного замечания. Повиновения мы добились, а желаемого поведения нет. Почему? Приучили ребенка действовать только по команде взрослых. Только дик-тантным методом. К чему это может привести, когда ребенок пойдет в школу, мы уже видели.
Конечно, диктантный метод как таковой не является злом сам по себе. В свое время и на своем месте он полезен и нужен. Без него вряд ли возможно сформировать очень многие из совершенно необходимых ребенку навыков. Но, пользуясь им, надо помнить о том, что конечная цель привития ребенку того или другого навыка состоит в том, чтобы он смог пользоваться этим навыком самостоятельно. А для этого нужно, по мере того как ребенок усваивает выполнение мелких операций, каждая из которых требует отдельной команды или указания, объединять их, переходя к использованию все более крупных блоков. Поясним, что имеется в виду.
Пусть вы задались целью научить ребенка такой простой вещи, как мыть руки. Он еще не умеет этого делать, хотя сотни раз видел, как это делают старшие и как это мама проделывала с ним самим. Вначале придется давать указания по поводу каждого шага.
— Открой кран. Да нет, в другую сторону надо поворачивать. Вот смотри — сюда. Ну-ка, теперь поверни сам. Побольше, побольше отверни, видишь, водичка еле течет. Вот так. Теперь попробуй рукой — не очень холодная? Ну, как? Холодная? Тогда другой кран открой. Еще, еще немножко. Попробуй — теплее стала? Так хорошо? (Казалось бы, простая вещь пустить воду, а сколько команд пришлось отдать ребенку!) Теперь
давай мыть ручки. Смочи их в воде. Вот так, хорошо. Но больше под краном держать не надо — бери мыло. Бери, бери. Так, теперь под кран его. А теперь намыливай руки. Потри, потри их мылом. Еще немножко. Хватит, положи мыло на место. Помыль ручки. Вот смотри сюда, вот так сделай. Еще, еще, чтобы пена получилась. А теперь смывай ее под краном. Мой, мой ручки, чтобы вся пена сошла (это цепь указаний, потребовавшихся, чтобы намылить и помыть руки). А теперь давай вытирать их. Сними полотенце. Осторожней, пожалуйста, чтобы конец не был на полу. И давай вытирать — вот так, одна ручка вытирает другую. Вот эта — эту, а теперь эта — эту. Видишь, здесь полотенце стало мокрым, значит, другим концом надо вытирать. Все? Ручки сухие? Или еще надо вытереть? Ну, вешай полотенце на место.
Это и есть диктантный метод — каждая последующая операция продиктована ребенку взрослым. Но по мере того как малыш будет осваивать их, эти операции можно объединять в блоки, требующие только одной команды. Например, на каком-то этапе вам понадобится отдать только три команды. «Пусти воду.. Вымой руки. Вытри руки». Малыш уже прекрасно знает цепь операций, которые надо осуществить после того, как сказано пустить воду. Надо открыть один кран, отрегулировать струю воды, попробовать, не холодна ли она, и, если надо, открыть другой кран, и снова отрегулировать струю воды. Все они уже объединились для него в один блок, требующий только одной команды. То же самое можно сказать и про следующий блок операций, включаемый словами «вымой руки», и про последний («вытри руки»). Ну а на следующем этапе эти блоки объединяются вместе, и вам останется лишь отдать одну-единственную команду: «Иди и вымой руки».
Почему мы столь подробно останавливаемся на этом вопросе? Имеет ли он непосредственное отношение к учебе в школе? Да, имеет. Чем больше таких блоков отработано в период дошкольного детства, тем самостоятельнее ребенок в том хорошем смысле слова, о котором говорилось выше. И тем лучше подготовлен
к школе. И тем легче у него будут объединяться в блоки операции новой, почти незнакомой ранее деятельности — учебы, когда он пойдет в школу. Тем меньше усилий будет требовать наиболее неприятная, операциональная сторона приготовления заданий, тем больше внимания можно будет уделить их смысловой стороне. А следовательно, заметно меньше шансов на возникновение негативных эмоций с последующим появлением стойкого отвращения к учебе, и соответственно возрастают шансы на возникновение непосредственного интереса к учебе.
Выводы
Итак, одна из наиболее главных воспитательных линий родителей, желающих, чтобы у их ребенка при поступлении в школу не возник такой неприятный феномен, как нежелание учиться, должна состоять в выработке у него навыка управления своим поведением — делать то, что нужно, а не то, что захотелось. Начинается выработка его с усвоения ребенком системы запретов — что можно и что нельзя делать дома (нельзя лазить гвоздем в штепсель, открывать краны на газовой плите и т. д.). Проходит через формирование привычки выполнять приказы и указания старших. И завершается усвоением требований старших как собственных норм поведения. На этом последнем этапе ребенок уже может сам, по своей инициативе делать то, что нужно, вопреки тому, чем ему в данный момент хотелось бы заняться. Подвести ребенка к этому уровню управления своим поведением и является главной задачей родителей, озабоченных тем, чтобы избежать конфликтов, связанных с учебой. Были рассмотрены основные пути, позволяющие добиться этого, и, главное, типичные психологические ошибки родителей, препятствующие образованию этого навыка или приводящие к тому, что он оказывается плохо сформированным.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|