Сделай Сам Свою Работу на 5

Типы древнего письма, материал для письма, средства письма, формы рукописных памятников. Носители информации самым тесным образом связаны





Основные типы письменных памятников.

Историческая грамматика привлекает памятники письменности с целью извлечения из них данных об истории живого русского языка прошлых эпох, т. е. прежде всего данных об истории звуков и форм этого языка, о том, как они произносились или употреблялись в тот или иной период. Наиболее ранние памятники относятся к XIв. например, надписи на стенах Софийского собора в Киеве (открытые С. А. Высоцким), на монетах эпохи великого князя Владимира Святославовича и др.

От XI в. до нас дошло 14 новгородских берестяных грамот, найденных при раскопках в 1951 — 1983 гг. Эти грамоты занимают особое место среди памятников русской письменности, так как авторы их — не профессионалы-писцы, а „простые люди", мужчины, женщины и дети, пишущие немного и нечасто.

Берестяные грамоты свидетельствуют о широкой распространенности грамотности во всех слоях новгородского общества и о массовости переписки между разными авторами и адресатами. Отсутствие связи с книжными традициями создавало условия для широкого отражения в берестяных грамотах живого разговорного языка писавших их людей.



В большей же своей части памятники XI в. представляют собой церковные произведения, переписанные со старославянского оригинала. К ним относятся:

Остромирово евангелие 1056—1057 гг. По своему характеру это книга евангельских чтений, расположенных в том порядке, в каком они читались в церкви в течение года. Остромирово евангелие издавалось три раза: в 1843 г. A. X. Востоковым, а в 1883 и в 1889 гг. фотолитографированным способом на средства купца Савинкова. Памятник хранится в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде.

Архангельское евангелие 1092 г. написано, вероятно, где-то на юге, но каким-то образом попало впоследствии на север, в Архангельск, где и было найдено. Евангелие издано в 1912 г. В настоящее время хранится в Москве в библиотеке им. B. И. Ленина.

Новгородские служебные четь и миней 1095— 1097 гг.— три книги чтений религиозных песен и гимнов, расположенных по дням и месяцам (минея — греч. „месячный"). Изданы ни в 1881 г. И. В. Ягичем. Хранятся в Центральном государственном архиве древних актов в Москве.



Святославовы изборники 1073 и 1076 гг. созданы в киеве для князя Святослава дьяконом Иоанном. Изборник р г- является своеобразной энциклопедией тогдашних знаний в разных областях жизни. Изборник 1076 г.— это сборник статей религиоз-равоучительного характера.

От XII в. дошли памятники юридического характера. Мстиславова грамота — одна из древних дошедших до нас русских грамот. По содержанию это дарственная сына Владимира Мономаха великого князя киевского Мстислава и его сына новгородского князя Всеволода Юрьевскому монастырю под Новгородом. Написанная золотом на пергаменте, эта грамота была дана, вероятно, в Киеве около 1130 г., когда там встретились оба князя.

Грамота Варлаама Хутынского написана предположительно после 1192 г. в Новгороде и является духовным завещанием. К памятникам XII в. принадлежит также ряд церковных книг: Мстиславово евангелие 1117 г., написанное для новгородского, а позже киевского князя Мстислава.

Юрьевское евангелие, созданное, вероятно, в Киеве в 1120г. Хранится в дорическоммузее.

Добрилово евангелие 1164 г., южное по происхождению и интересное тем, что в его орфографии отражается процесс падения редуцированных. Хранится оно в библиотеке им. В. И. Ленина.

Из памятников XIII в имеет значение Новгородская кормчая 1282., в составе которой была найдена Русская П р а в д а — древнейший свод русских законов. По преданию, „Русскую Правду" составил Ярослав Мудрый, но на самом деле она, по-видимому, создавалась долгое время: некоторые из вошедших в нее законов древнее эпохи Ярослава, а некоторые внесены позже. Окончательная редакция „Русской Правды" относится ко времени после смерти Ярослава, т. е. после 1054 г. Рубеж 13-14 в.к этому времени относится новгородская летопись по синодальному списку. XIV веком относится один из важнейших русских памятников — Лаврентьевская летопись (названа по имени писца) 1377 г., созданная в Суздале. В ней заключен древнейший летописный свод — „Повесть временных лет".



От XIV в. до нас дошли первые московские памятники: Д уховная грамота Ивана Калиты 1327-1328 гг.; Сийское евангелие 1340 г., найденное в Сийском Антоном монастыре (в этом памятнике впервые отражается акающее произно шение); Московское евангелие 1393 г., характеризующееся ярким отражением аканья.

К памятникам XV в. относится Ипатьевская летопись (около 1425 г.), составленная, возможно, в Пскове, а также ранний список Задонщины (1470 г.) К XVI в, относится список Слова о полку И г о р е в е. Однако он, как и подлинник XII в., не сохранился: погиб во время московского пожара 1812 г. До нашего времени сохранилось издание этого списка, сделанное в 1800 г.

В середине XVI в. в России появилось книгопечатание, В Москве была основана царская типография, в которой работал! первопечатники Иван Федоров и Петр Мстнславец. В 1564 г. и этой типографии выходит первая русская датированная печатна-книга — „Апостол". В числе рукописных материалов, относящихся к XVII— XVIII вв., особый интерес представляют отказные и та-можные книги с юж новел икорусскнх территорий, вследствие чего в них ярко отразились диалектные особенности, а также Вест и-к у р а н т ы — собрания различных известий из заграницы, которые составлялись для царя. Вести-куранты 1600—1648 гг. были изданы в 70-х — начале 80-х годов Академией наук СССР.

 

Типы древнего письма, материал для письма, средства письма, формы рукописных памятников. Носители информации самым тесным образом связаны

не только со способами и средствами документирования, но и с развитием технической мысли. Отсюда - непрерывная эволюция типов и видов материальных носителей.

Появление письменности - одной из первых информационных технологий - стимулировало поиски и изобретение специальных материалов для письма. Однако на первых порах человек использовал для этой цели наиболее доступные материалы, которые можно было без особых усилий найти в окружающей природной среде: пальмовые листья, раковины, древесная кора, черепаховые щитки, кости, камень, бамбук и т.д. В Древней Греции и Риме для этих целей иногда использовались деревянные дощечки, покрытые слоем воска, металлические (бронзовые либо свинцовые) таблицы, в Индии - медные пластины, а в Древнем Китае - бронзовые вазы, шелк. На территории Древней Руси писали на коре березы - берёсте. Известен случай, когда в 1594 г. 30 пудов берёсты для письма было даже продано нашей страной в Персию.

Основным материалом для письма у народов Передней Азии первоначально являлась глина, из которой изготавливались слегка выпуклые плитки. После нанесения нужной информации (в виде клинообразных знаков) сырые глиняные плитки высушивались либо обжигались, а затем помещались в специальные деревянные или глиняные ящики, либо в своеобразные глиняные конверты. В настоящее время в музеях мира, частных коллекциях хранится не менее 500 тыс. таких глиняных табличек, обнаруженных при раскопках древних городов Ассирии, Вавилона, Шумера.

Использование природных материалов для целей письма имело место и в более поздние времена. Например, в отдалённых уголках России даже в 18 веке иногда писали на берёсте. В архивах Минска хранится несколько номеров газеты "Партизанская правда", напечатанной на берёсте белорусскими партизанами в одной из своих лесных типографий в годы Великой Отечественной войны.

Исторически первым материалом, который специально изготовлялся для целей письма, был папирус. Его изобретение стало одним из важнейших достижений египетской культуры. Главными преимуществами папируса были компактность и лёгкость. Папирус производился из рыхлой сердцевины стеблей нильского тростника в виде тонких желтоватых листов, которые затем склеивали в полосы длиной до 6 м и шириной до 30 см. Вследствие большой гигроскопичности и ломкости папируса, запись на нем обычно велась с одной стороны и хранили его в виде свитка. Последним историческим документом, написанным на папирусе, стало послание папы римского в начале 20 в.

Другим материалом, специально изготавливавшимся для целей письма и получившим широкое распространение в эпоху древности и средневековья, был пергамент. В отличие от папируса, производившегося лишь в Египте, пергамент можно было получить практически в любой стране, так как изготавливался он из шкур животных (бараньих, козлиных, свиных, телячьих) путем их очистки, промывки, просушки, растяжки с последующей обработкой мелом и пемзой. Древним умельцам удавалось выделывать порой такой тонкий пергамент, что целый свиток мог поместиться в скорлупе ореха. В нашей стране пергамент стали изготавливать только в 15 столетии, а до этого его привозили из-за границы.

На пергаменте можно было писать с обеих сторон. Он был гораздо прочнее и долговечнее папируса. Вместе с тем пергамент являлся весьма дорогим материалом. Этот существенный недостаток пергамента удалось преодолеть лишь в результате появления бумаги.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.