|
Написание отчета и составление паспорта похода
Строго говоря, письменные отчеты полагается составлять только на походы, укладывающиеся в Нормативы единой всесоюзной квалификации — от первой категории сложности и выше. Однако там, где туристская секция работает систематически, имеет смысл начинать составлять описание с более простых маршрутов, чтобы постепенно научиться этому.
В большинстве случаев походы юных туристов проходят по достаточно известным местам, поэтому в некоторых случаях по договоренности с маршрутной комиссией можно ограничиться составлением паспорта похода.
Паспорт — наиболее короткий отчетный документ о походе. В нем на одной-двух страницах приводятся схема похода, основные данные о маршруте (перечисление главных пунктов, через которые он проходил; время путешествия; способ передвижения; количество пройденных километров, в том числе с естественными препятствиями; количество полевых ночлегов), основные данные о группе (список участников, номер маршрутной книжки). Далее следует предельно краткое описание маршрута по дням — буквально 4—5 строк на каждый день. Некоторые дни при описании можно объединять, если маршрут в эти дни проходил по однообразной по своему характеру местности. В заключение даются краткие выводы: интересен маршрут или нет, кому может быть рекомендован, что следует иметь в виду, планируя его прохождение.
Отчет — это более подробный документ о совершенном походе. В нем дается краткая характеристика района с точки зрения его туристских возможностей. Список группы сопровождается указанием на туристский опыт каждого из участников. Приводятся списки снаряжения, продовольственный рацион и смета, все это сопровождается комментариями (что себя оправдало в походе, что нет) и рекомендациями для других групп. Приводится также график похода, запланированный и фактический, а затем достаточно подробное описание похода по дням, желательно с фотографиями и схемами наиболее интересных и технически сложных мест.
Для групп, участвующих в соревновании на лучшее туристское путешествие, отчетные материалы полагается представлять в соответствии с возрастом участников: старшая возрастная группа (17—18 лет) сдает отчет, средняя (13—16 лет) — паспорт, младшая (12 лет и меньше) — дневник похода. Правила проведения туристских соревнований школьников предусматривают схемы составления таких отчетов, паспортов и дневников, ими и надлежит руководствоваться в этих случаях. Впрочем, воспользоваться такими схемами при оформлении отчетных материалов полезно и группам, не участвующим в соревнованиях.
Основное назначение любого отчета — дать максимум информации тем туристам, которые в будущем захотят пройти данный маршрут. Этого, к сожалению, часто не понимают начинающие туристы. Перегруженность отчетов деталями, касающимися быта данной группы, характеров ее участников, мелких происшествий преимущественно комического характера и все это при отсутствии сколько-нибудь точного описания пройденного маршрута, — вот обычный недостаток написанных ими отчетов.
Умение написать хороший отчет — один из признаков туристской культуры. Сразу, само по себе такое умение не приходит. Этому юных туристов надо еще научить. Вот почему работа с дневником, ведущимся на маршруте, и отчетом в послелоходное время полезна для всех туристов.
Оформление материалов на значки и разряды
Оформление материалов на значки и разряды является непосредственным продолжением предыдущего этапа работы — составления паспорта или отчета о походе. Только по предъявлении одного из этих отчетных документов вместе с маршрутной книжкой поход может быть засчитан всем его участникам для оформления им значков и разрядов. К сожалению, этой работе руководители не всегда уделяют должное внимание. Между тем значки и разряды, как правило, значат для юных туристов гораздо больше, чем для взрослых. И нет ничего зазорного в желании ребят считать себя оформленным туристом, а для умелого руководителя подготовка к оформлению значков и разрядов является одним из способов оживить работу секции в межсезонье.
В зависимости от возраста и походного опыта ребята могут получить значки «Юный турист», «Турист СССР», юношеские и взрослые спортивные разряды по туризму; Нормативные требования, предъявляемые к значкистам и разрядникам, можно найти в единой всесоюзной классификации по туризму. Надо иметь в виду, что в случае, если нормативы предусматривают не только участие в определенном числе походов, но и некоторую программу теоретической подготовки, последнюю не нужно игнорировать. Именно она позволит ребятам, с одной стороны, оценить, что они знают, а что нет, а с другой — побудит к знакомству с туристской литературой.
Квалификационные комиссии, присваивающие значки и разряды, существуют при городских и областных станциях юных туристов, Домах пионеров, туристских клубах, одним словом, там, где утверждаются проекты походов. Еще при выдаче маршрутной книжки следует поинтересоваться, когда работает квалификационная комиссия, как с ней связаться, а также договориться о том, что нужно будет представлять по окончании похода — паспорт или отчет.
Фотостенды и фотоальбомы
Возможность оформить фотостенд или фотоальбом после похода целиком зависит от того, какие фотографии были привезены из похода. Нередко после длительного похода не оказывается фотографий, пригодных для альбома или стенда. И напротив, иной раз после воскресного похода ребята приносят десятка полтора-два отличных фотографий. Поэтому не обязательно, чтобы фотоотчет отражал самое значительное туристское событие сезона. Надо готовить выпуск, исходя из того материала, который есть. А если таких выпусков будет несколько в году, еще лучше. Когда фотографий маловато, следует помнить, что во многом это может быть компенсировано оформлением. Большая, хорошо выполненная схема похода, крупная надпись с вмонтированным изображением значка «Турист СССР» или «Юный турист», портреты участников похода, которые можно сделать уже после возвращения, в значительной мере помогут восполнить недостаток походных фотографий. При этом надо учесть, что для стенда нужно сравнительно немного фотографий, но хотя бы часть из них должна быть большого формата. Для альбома, напротив, нужно побольше фотографий небольшого формата.
Фотостенд больше подходит для выставки, туристского вечера или для всеобщего обозрения в вестибюле школы. Альбом обычно используют в качестве личного сувенира или приложения к отчету. Но и то и другое является одним из лучших средств агитации за туризм.
Туристский вечер
Подведение итогов похода хорошо завершить устройством туристского вечера. Разумеется, вечер стоит устраивать только после какого-то достаточно продолжительного похода, явившегося событием для ребят. По меньшей мере, странно будет выглядеть вечер после воскресного похода. А вот после серии таких походов можно провести и вечер, приурочив его либо к окончанию сезона, либо к окончанию работ, если в этих походах последовательно выполнялось какое-то исследовательское задание. При этом следует помнить, что вечер лучше всего организовать самим ребятам. Руководитель может только подсказать им идею устройства вечера, не более. Если идея будет воспринята холодно, не надо настаивать: без энтузиазма и активности ребят вечер либо сорвется, либо выльется в заурядную танцульку.
Как будет конкретно проведен вечер, не имеет особого значения. Важно, чтобы он создал у ребят праздничное настроение и был связан с туристским содержанием. Если поход, окончание которого отмечается, не был массовым, то не обязательно проводить вечер в школе. Например, после сложного похода, в котором участвовало 6—8 сильнейших туристов школы, лучше провести вечер в небольшом кругу туристского актива. Такой вечер можно устроить дома у руководителя или у родителей, предоставлявших помещение под «штаб-квартиру», или еще у кого-то из участников. К вечеру надо напечатать все фотографии и здесь впервые выложить их для всеобщего обозрения. Хорошо, если для каждого из участников будет подготовлен небольшой комплект карточек, который он унесет домой. Неплохо, если к этому времени будут оформлены значки и разряды. Надо организовать еще чай с пирожными или что-то в этом роде, а об остальном пусть позаботятся сами ребята. Тут могут быть различные шуточные стихотворения и эпиграммы, песенки собственного сочинения и многое другое. Но если всего этого не будет и вечер пройдет просто в воспоминаниях о походе, эго тоже не беда. Важно, чтобы ребята чувствовали себя в естественное обстановке.
Если отмечается окончание какого-то общешкольного мероприятия, вроде туристского лагеря, или закрытие сезона, в котором путешествовало несколько туристских групп, можно провести общешкольный вечер. К такому вечеру требуется более тщательная подготовка. Прежде всего, надо провести хорошую торжественную часть, на которой наиболее активные участники туристской работы награждаются грамотами или отмечаются приказом по школе. Нужно оформить к вечеру все разряды и значки, чтобы вручить их ребятам в торжественной обстановке. Большим успехом, как правило, пользуются любительские кинофильмы, слайды, диафильмы, снимавшиеся в походе или в лагере. Хорошо на такой вечер пригласить кого-нибудьизвзрослых туристов, мастеров спорта или ветеранов туризма. Они расскажут о туристском движении в стране, поделятся своими воспоминаниями. А художественная часть программы зависит от самих ребят. Подготовят ли они остроумный «капустник», устроят ли вечер туристской песни или еще что-то, пусть решают сами. Здесь руководитель может только помочь в осуществлении задуманного, а инициатива должна полностью принадлежать ребятам.
Приложение I
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|