Сделай Сам Свою Работу на 5

Первый способ ориентирования





Для того чтобы увеличить точность движения по азимуту, руководства по топографии рекомендуют следующие приемы.

Первый из них — это использование промежу­точных ориентиров. Определив по компасу напра­вление на местности, которое соответствует нашему азимуту, на­до наметить какой-нибудь предмет (дерево, куст и т. п.), находящийся строго на нужном направлении. Этот предмет и будет нашим первым промежуточным ориентиром. Нужно только что­бы ориентир был достаточно заметным и не терялся из виду при приближении к нему. Дойдя до первого промежуточного ориентира, таким же порядком определяют второй промежуточный ориентир и двигаются, пока не достигнут его. Достигнув второго промежуточного ориентира, находят себе третий ориентир и т. д.

Второй прием — провешивание пройденного пути с целью выдерживания направления по створу (створом называется вертикальная плоскость, проходящая на местности через ка­ткие-то две точки). Начав движение по азимуту, оставляют на своем пути через известные промежутки какие-то вехи — заби­тый кол или еще что-то. Оглядываясь в ходе движения назад, следят, чтобы направление движения не отклонялось от линии, отмеченной оставленными вехами. Допущенное отклонение от требуемого направления здесь легко обнаружить. На выпав­шем снегу вместо провешенной линии можно движение по ство­ру осуществлять, наблюдая за оставшейся позади лыжней или цепочкой следов.



Третий прием — использование товарища для выдержива­ния нужного направления. Ведущий намечает нужное направ­ление и показывает его одному из товарищей. Тот начинает движение в указанном ему направлении, а ведущий, находясь сзади, корректирует движение. Заметить отклонение от тре­буемого направления, допущенное идущим впереди человеком, значительно легче, чем свое собственное. Этот прием можно считать вариантом движения по створу. Понятно, что если выслать вперед не одного, а двух-трех человек или больше, то точность выдерживания направления возрастет. Наиболь­шей она окажется, если ведущий станет в конец группы и бу­дет видеть перед собой всю цепочку туристов. В этом случае легко заметить сравнительно небольшое расхождение между требуемым азимутом и направлением, по которому движется группа. Но практика показала, что если вперед вышло более двух человек, то ведущему становится трудно управлять ими. Его часто недослышат, плохо реагируют на его команды, под­час возникает перебранка, группу приходится останавливать. Обычно в качестве «впереди идущего» используют одного, ре­же двух человек.



Четвертый прием направлен на погашение ошибки, возни­кающей при обходе мелких препятствий — плотно растущих групп деревьев, кустов, завалов и т. д. Чтобы такая ошибка не накапливалась, рекомендуется обходить их поочередно то справа, то слева.

Пятый рекомендуемый, в руководствах прием заключается в счете шагов. Представьте себе, что, следуя по азимуту 35° от высоты. 211,5 на дом лесника (см. рис. 8), группа несколько уклонилась влево. Тогда она может пройти неподалеку от это­го домика, не заметив его, и уйти куда-то за обрез карты, пол­ностью потеряв ориентировку. Чтобы такого не случилось, важ­но знать, какое расстояние прошла группа. Для этого и реко­мендуется вести подсчет шагов. Предварительно надо узнать длину собственного шага. На каком-нибудь участке мест­ности, длина которого хоро­шо известна, вроде участка между километровыми стол­бами вдоль дороги, нужно сосчитать, сколько шагов требуется сделать, чтобы пройти это расстояние, а за­тем вычислить среднюю дли­ну шага. Если участок был коротким — метров 100 или меньше, такое измерение следует повторить несколько раз и взять среднее по всем измерениям. Теперь, зная длину своего шага, можно, идя по азимуту, вести счет шагов, чтобы знать пройден­ное расстояние, и не начать искать нужный предмет слишком рано или, напротив, пройдя где-то поблизости от него, не уйти дальше по взятому направлению. При этом рекомендуется считатьне каждый шаг в от­дельности, а считать шаги парами, ведя счет под левую или под



правую ногу.

Следующий прием — шестой — рассчитан на тот случай, если на пути встречается непреодолимое препятствие, значи­тельное по размеру. Пусть, как показано на рис. 9, это будет озеро.

В таком случае рекомендуется обходить его следующим образом. Пойти вдоль препятствия, заметив новый азимут и ведя счет пар шагов. Дойдя до края препятствия, повернуть и пойти по прежнему азимуту. Когда препятствие будет обой­дено, взять азимут, обратный тому, по которому происходило движение вдоль препятствия (обратным считается азимут, от­личающийся от данного на 180°). Пройдя по обратному ази­муту точно такое же число пар шагов, затем снова повернуть на первоначальный азимут.

Седьмой прием из числа рекомендуемых в справочниках и руководствах по топографии состоит в следующем. Если нуж­но пройти маршрут длиной, скажем, 4 км, то берется азимут не сразу на конечную точку, а весь путь разбивается на ряд отрезков, ограниченных какими-то ясными ориентирами. Например, если нужно пройти с высоты 211,5 через лес к дому лес­ника (см. рис. 8), то движение осуществляется не напрямик по азимуту 35°, как показано на рисунке, а сначала до пункта триангуляции, затем до ямы, от нее до вырубки и, наконец, до нужного объекта — дома лесника. Смысл этого приема заклю­чается в том, чтобы ожидаемую на дистанции 4 км ошибку бокового смещения, равную примерно 400 м. распределить на четыре отрезка. На каждом из отрезков она может (так же как по всей дистанции) составлять 1/10 пройденного расстоя­ния, но поскольку каждое из этих расстояний составляет при­близительно 1 км (немного больше или немного меньше), то для каждого отдельного случая ошибка снизится примерно до 100 м. А искать в пределах 100 м — это значит искать в пре­делах, обозримых для человека.

Наконец, восьмой прием заключается в предварительной подготовке всех данных, необходимых для движения, и оформ­лении их в виде схемы движения по азимуту и в виде соот­ветствующей таблицы. Заниматься этим на маршруте значи­тельно сложнее. Тут может быть и дождь, и мороз, и ветер, и темнота, и подступающая усталость, способствующая появ­лению ошибок, и даже просто неудобная обстановка — негде ровно расстелить карту, приходится работать, держа ее на ве­су, и т. д. Поэтому вся эта работа проделывается заранее. Сначала изучается по карте маршрут предстоящего движения, разбивается на короткие участки, определяются хорошо замет­ные и легко опознающиеся на местности предметы, которые будут служить ориентирами, обозначающими начало и конец каждого участка. Затем определяются по карте расстояния от ориентира до ориентира (т. е. длина каждого участка), кото­рые выражаются в парах шагов, по карте определяют азимут от одного ориентира до другого. Наконец, берут лист бумаги и, разграфив таблицу, выписывают туда участки пути, соответ­ствующие им азимуты, длину этих участков в парах шагов. Завершает эту работу составление схемы по табличным дан­ным. Она зарисовывается на небольшом листе, чтобы ей было удобнее пользоваться на маршруте. На схеме показывают на­чальный и конечный пункты маршрута, а также все ориенти­ры, отделяющие один участок от другого. Масштаб схемы про­извольный, но, показывая ориентиры на схеме, стараются пра­вильно передать их взаиморасположение. Ориентиры соеди­няют прямыми линиями и делают около них подписи, указы­вающие азимут для данного участка и его длину (в парах ша­гов).

Таков комплекс приемов, рекомендуемых руководствами по топографии с целью повышения точности и правильности дви­жения по азимуту.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.