Сделай Сам Свою Работу на 5

Выбор и разработка маршрута





К. В. Бардин

АЗБУКА ТУРИЗМА

(О технике пешеходных путешествий)

Пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками

ИЗДАНИЕ 2-Е, ИСПРАВЛЕННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ

МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1981

ББК 74.267 Б24

Б

60602-554

-КБ-5-19-1981 4606030000

103(03)-81

 

Издательство «Просвещение», 1981 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

К. В. Бардин. 2

Пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками. 2

ИЗДАНИЕ 2-Е, ИСПРАВЛЕННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ.. 2

ББК 74.267 Б24. 2

ВВЕДЕНИЕ... 6

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА... 10

Цель похода. 10

Комплектование группы.. 14

Организация группы.. 17

Выбор и разработка маршрута. 22

Составление сметы.. 27

ПИТАНИЕ В ПОХОДЕ... 30

Составление рациона. 30

Таблица 1 Калорийность основных продуктов питания (на I кг) 31

Таблица 2. 34

Примерный рацион. 34

(Вариант 1) 34

Таблица 3. 34

Примерный рацион. 34

(Вариант 2) 34

Таблица 4. 36

Примерные рационы.. 36

Закупка продуктов. 37

Упаковка и хранение продуктов. 38

Приготовление пищи. 40

СНАРЯЖЕНИЕ... 45

Личное снаряжение. 45

Обувь. 45

Носки, стельки, портянки. 48

Одежда. 50

Спальные принадлежности. 54

Рюкзак. 57

Мелочи. 60

Групповое снаряжение. 62



Палатка. 63

Компасы.. 67

Посуда для приготовления пищи. 70

Медицинская аптечка. 73

Ремонтный набор. 74

Мелочи. 75

ТУРИСТ В ПУТИ.... 76

Ориентирование в туристском походе. 76

Что такое ориентирование и как ему обучать. 76

Погрешности при ориентировании. 78

Первый способ ориентирования. 81

Второй способ ориентирования. 84

Сопоставление двух способов ориентирования. 90

Азимут истинный и азимут магнитный. 98

Правильная организация движения. 102

Первая помощь. 112

Опрелости, потертости, пузыри. 112

Раны.. 114

Нагноения. 115

Ушибы, растяжения, вывихи, переломы.. 116

Ожоги. 118

Заболевание. 119

Простудные заболевания, ангина, грипп. 119

Тепловой и солнечный удар. 119

Отравления. 120

«Острый живот». 121

Укачивание. 121

Носовые кровотечения. 122

Другие случаи, требующие помощи. 122

Ожог кожи. 122

Снежная слепота. 123

Помощь утопающему. 123

УСТРОЙСТВО БИВАКА... 125

Выбор места для бивака. 125

Организация бивачных работ. 127

Работа с палаткой. 131

Свертывание лагеря. 143

КОСТРЫ И КОСТРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО.... 147

Разведение костра. 147



Поддержание костра. 149

Выбор и заготовка дров. 153

Разведение костра под дождем.. 158

Костровое хозяйство. 164

Меры предосторожности. 168

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПОХОДА... 172

Разбор похода и педагогический отчет. 172

Финансовый отчет. 176

Сдача снаряжения. 179

Написание отчета и составление паспорта похода. 179

Оформление материалов на значки и разряды.. 181

Фотостенды и фотоальбомы.. 181

Туристский вечер. 182

Приложение I. 183

Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ.. 183

Утверждена приказом по Министерству просвещения СССР 12 апреля 1974 г. 183

I. Общие положения. 183

II. Состав туристских групп и продолжительность путешествия. 184

III. Руководители туристского путешествия. 186

IV. Обязанности руководителя туристского путешествия. 187

V. Права и обязанности участников путешествия. 191

VI. Обязанности администрации учреждения, проводящего туристское путешествие. 192

Приложение 2 Примерные нормы нагрузки для туристских походов и путешествий*. 193

I. Пеший туризм.. 193

Приложение 3. 194

Состав походной медицинской аптечки для группы 15—17 человек на 15—20 дней. 194

ЛИТЕРАТУРА.... 196

КИРИЛЛ ВАСИЛЬЕВИЧ БАРДИН.. 197

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

КПСС, Советское государство уделяют огромное внимание развитию активных форм отдыха, в том числе туризма. Раз­витие массового спорта, физической культуры и туризма, ска­зано в статье 41 Конституции СССР, является одним из средств, обеспечивающих право граждан СССР на отдых. Туризм в нашей стране пользуется огромной популярностью среди всех слоев населения.



Каждый выходной день пригородные автобусы и поезда за­полняются шумной толпой людей с рюкзаками. В любую пого­ду, в любое время года они едут за город и в одиночку, и не­большими группами, едут целыми компаниями, с гитарой или аккордеоном. Это туристы. Среди них преимущественно моло­дежь, но немало здесь людей среднего и пожилого возраста.

Почему же туризм обладает такой притягательной силой? Зачем, казалось бы, в выходной день вставать ни свет ни заря, ехать на вокзал, толкаться в набитых битком поездах, затем идти куда-то, в любую погоду, таща на себе рюкзак, обливаясь потом, а вечером в такой же тесноте возвращаться домой? Все эти неудобства для несведущих людей совершенно очевидны, поэтому они считают туризм разновидностью чудачества.

Но пусть уж поверят люди, не бывавшие в походах, что никто из туристов не пошел бы второй раз в поход, если бы на личном опыте не убедился, что все виденное, пережитое, слышанное, пройденное, спетое у ночного костра оставляет та­кое впечатление и делает нашу жизнь настолько богаче, что по сравнению с этим все тяготы и неудобства туризма выгля­дят не имеющими значения мелочами.

Представьте себе...

«Ночь в лесу. Костер жадно перебирает прутики. Пламя с жадностью набрасывается на сушняк и вырывает из темноты усталые лица людей.

Это туристы. Сегодня они переночуют здесь, в этом лесу, а завтра пойдут дальше. Булькая и негодуя, закипает в котелке чай. Он пахнет дымом. Он приятно обжигает губы, он несрав­ним с домашним чаем!

А костер все горит. Кажется, что он чего-то требует от лю­дей. Он призывает не отступать от традиций, «Где песня?» —

потрескивают сучья. «Где песня?» — веером разлетаются искры.

Вот она, песня...

Гитара звенит тихо-тихо. Песню начал один голос. Потом ее подхватил второй, третий. И вот уже поют все. Поют спо­койно, задумчиво, нежно...

...Затих костер. Он тоже слушает песню. Со всех сторон нас обступили деревья. Они кажутся огромными колоннами, под­держивающими ночное небо. Прямо над нами звезды. Тихие, далекие звезды...»

Эти слова, принадлежащие поэту Роберту Рождественско­му, показывают только кусочек туристских будней. Если же представить себе, насколько огромнее, богаче, насыщеннее и глубже вся картина туристской жизни, тогда никому не пока­жется странной та властность, с которой она притягивает к се­бе человека.

Все это хорошо, но в чем же состоит реальная польза туризма?

Начнем с самого простого. Кто из родителей не хочет, что­бы его ребенок вырос здоровым и выносливым? Но далеко не все знают, как это сделать. Многие родители во избежание простуды закутывают детей так, что обилие одежды начинает мешать их движениям. Нередко это продолжается в семье из года в год.

Сначала ребенка тепло одевают родители, а потом он и сам приучается так одеваться. Эффект такой привычки обычно бы­вает противоположным желаемому — ребенок растет хилым,егоизнеженный организм легко подвергается всяким заболеваниям.

Настоящее здоровье достигается совершенно другими мера­ми. Суть их состоит в постепенном приучивании организма к изменениям внешней среды, то есть в закаливании.

Туризм — прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как другие виды спорта — скажем, гимнастика, борьба, бокс и т. д. Но зато здоровью туриста мо­гут позавидовать многие. Ему не страшно промочить ноги, он не боится простудиться на ветру, вымокнуть под дождем. Ту­ризм закаляет так, как ни один другой вид спорта. Более того, туризм с его большими, но равномерно распределенными во времени нагрузками способствует излечению некоторых заболеваний.

Занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных навыков, например, навык в правильной, ходьбе. Боль­шинство горожан, пользуясь для повседневного передвижения услугами транспорта, проводя отпуск на террасе дома отдыха или в гамаке на даче, буквально отучаются ходить. Пройти 15—20 километров—не по лесной чаще, нет, а по обычной проселочной дороге — для них непосильная задача.

Турист умеет ходить. Обладает он и многими другими, под­час мелкими и незаметными навыками, которые в сумме дела­ют человека приспособленным к жизни. Он понимает, какие дрова хороши, а какие не будут гореть. Он умеет быстро раз­вести огонь, сварить пищу, правильно ориентироваться и не заблудиться в лесу, быстро починит порвавшуюся одежду... Здесь идет речь о туристах-школьниках, а не о взрослых ту­ристах-разрядниках, которые умеют двигаться сквозь глухую тайгу по звериным тропам и затесам многолетней давности, в трескучие морозы ночевать на снегу, строить плоты без едино­го гвоздя и проходить на них бурные речные пороги и перекаты.

В туристских походах оживают и получают совершенно но­вое звучание многие знания, приобретенные на уроках геогра­фии, биологии, математики, астрономии, которые подчас усваи­ваются формально и остаются, по существу, обременяющим память балластом, негодным ни к какому употреблению.

Знакомясь во время походов с предприятиями, стройками, колхозами и совхозами, с людьми различных профессий, школьники более осмысленно подходят к выбору будущей спе­циальности. Многие ребята, например, хотят стать геологами. Но ведь такая работа — это не только песни у ночного костра, радость открытий и путешествий по нехоженым местам. Это и грязь, и холод, и пронизывающий до костей ветер, и валящая с ног усталость. Так пусть ребята сходят в поход раз, другой, третий, пусть познакомятся со всеми сторонами походной жизни. Пусть не по книжкам они узнают, на что идут, из­бирая романтичную специальность геолога.

Но туризм—это не только средство физического и при­кладного воспитания. Велика роль туризма в идейно-полити­ческом и военно-патриотическом воспитании учащихся. При разработке маршрута похода руководитель должен планиро­вать по возможности посещение памятных и исторических мест, связанных с жизнью и деятельностью В. И. Ленина, его соратников, видных деятелей нашей партии и государства, мест боев гражданской и Великой Отечественной войн, органи­зацию встреч с передовиками производства и т. д.

Туризм — средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни людей, средство познания красоты природы. Лучшие наши писатели посвятили немало прекрасных страниц родной природе. Ребята читают эти страницы, выписывают цитаты. Но это не может научить их видеть и понимать саму природу так, как понимали ее Толстой, Чехов, Тургенев. Нельзя познать красоту природы только через призму человеческого слова. Если слово не вызовет у читателя того чувства, которое переживал автор, создавая свое произведение, это слово оста­ется пустым звуком.

В туристском походе вырабатывается умение преодолевать трудности. Эти трудности лишь в редких случаях можно преодолеть в одиночку. Как правило, только усилия всей группы дают результат. Так ребята учатся коллективизму не на сло­вах, а на деле. Ради общего дела они учатся преодолевать ус­талость, становиться выше личных симпатий и антипатий, по­могать друг другу, быть чуткими, а если нужно, беспощадны­ми к нарушителям порядка. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у школьника сознательную дисциплину, настойчивость.

Нельзя недооценивать и того, что детскому и особенно под­ростковому возрасту свойственно стремление к новизне, не­обычности, к приключениям и романтике. Туризм—прекрас­ное средство, которое естественным путем удовлетворяет и такие, не всегда учитываемые взрослыми потребности ребят.

Нужно помнить и о том, что в походе ребята подчас рас­крываются совсем с иной стороны, чем в школе. В этом отно­шении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти свой подход к нему. Контакты, которые устанавливаются между взрослым и ребятами в походе, как правило, гораздо более глубокие и душевные, чем в школе. Они способствуют настоящему взаимо­пониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в школу.

Эта книга адресована всем, кто водит ребят в туристские походы, в первую очередь учителям.

Не секрет, что иногда педагоги не имеют даже начальных туристских навыков. У таких руководителей походы превра­щаются в мероприятия, выматывающие ребят, сеющие раздра­жение и взаимное недовольство, приводят к ссорам и т. д. В то же время привлекать к руководству походами опытных туристов, не связанных со школой, директора, как правило, избегают. В качестве причины обычно называют отсутствие у таких людей педагогического образования. В результате дет­ский и юношеский туризм оказывается в стороне от осталь­ного туристского движения, и поэтому в нем очень мало ис­пользуется накопленный взрослыми туристами опыт.

В настоящей книге конкретно и в доступной форме изло­жен тот минимум знаний, который, безусловно, необходим всякому, кто отправляется в туристский поход.

Книга написана с учетом опыта массового самодеятельно­го туризма. Вместе с тем в книге нет прямого перенесения в детский туризм всего, что накоплено взрослыми. Все заимст­вования из практики взрослого туризма были проверены автором на многолетнем опыте походов со школьниками.

В книге излагаются лишь элементарные основы техники и тактики пешеходного туризма, главным образом применитель­но к летним путешествиям по населенной местности. Рассмат­риваются, в частности, вопросы организации группы, выбор маршрута, приводится характеристика индивидуального и группового снаряжения, даются рекомендации по приготовлению пищи в походных условиях, разведению костра, подве­дению итогов похода и т. д.

Кроме педагогов и пионервожатых, эта книга будет также интересна родителям, отправляющимся в поход со своими ре­бятами, организующим поход по поручению родительского ко­митета или просто собирающим сына или дочь в дорогу. С пользой для себя ее прочтут сами школьники, занимающие­ся туризмом, а также все, кто недавно стал туристом, и не на­копил еще достаточного опыта путешествий по туристскимтропам.

Значение туризма, как одной из форм физического развития, познания окружающего мира, всестороннего воспитания совет­ского человека, особенно молодежи, непреходяще. Это еще раз подчеркнуто на XXVI съезде КПСС. «Всемерно развивать и со­вершенствовать организациюотдыха трудящихся и туризма», — говорится в «Основных направлениях экономического и социаль­ного развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990-года»¹.

Автор выражает искреннюю признательность своим млад­шим товарищам — школьникам, с которыми он путешествовал по туристским тропам, так как именно эти походы позволили ему обобщить опыт проведения туристской работы с детьми и затем рассказать об этом читателям.

 

* * *

 

Первое издание «Азбуки туризма» вышло в 1973 г. и бы­ло благоприятно встречено читателями. Рецензии в печати, авторская почта, встречи с руководителями детского туризма показали, что книга оказалась полезной при проведении ту­ристских походов со школьниками.

В соответствии с пожеланиями рецензентов и читателей "новое, второе, издание «Азбуки туризма» дополнено разделом, посвященным ориентированию в походе. Кроме этого, более подробно изложены вопросы, связанные с подведением ито­гов похода, с оказанием доврачебной помощи, устранены так­же ошибки, допущенные в первом издании.

1 Правда,5 марта 1981 г.


 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА

Цель похода

Каждый поход, будь то воскресный выход или многодневное путешествие, должен иметь цель. Причем не подразумева­емую, а словесно сформулированную и доведенную до сведе­ния каждого участника похода.

Перед походом могут ставиться экскурсионные цели (посе­тить места, связанные с жизнью и деятельностью В. И. Ленина; осмотреть дом-музей П. И. Чайковского; познакомиться с ра­ботой колхоза-миллионера); агитационные и военно-патрио­тические (пройти по местам боев Великой Отечественной вой­ны; посетить подшефный колхоз в период избирательной кам­пании; дать концерт самодеятельности); цели, связанные с вы­полнением общественных заданий (собрать гербарий, провести простейшие гидрологические измерения), и т. д.

Цель похода может состоять и в том, чтобы пройтись по осеннему лесу, подышать свежим воздухом, испытать на себе воспетое поэтами очарование этого времени года. Цель может заключаться в том, чтобы посетить какие-то места, славящиеся своей красотой.

Многие люди находят, что занятия туризмом улучшают самочувствие, снимают напряжение после трудовой недели. От­правляясь в поход, эти люди ставят перед собой в первую оче­редь оздоровительные цели.

Можно устроить поход для того, чтобы научить ребят раз­водить костер, ставить палатку, ориентироваться на местности н т. д. Это будет поход с учебными целями. Иногда идут в поход, чтобы двигаться по компасу, преодолевать препятствия, взять верх над бурными порогами или снежными перевалами. Это поход со спортивными целями. Можно отправиться в по­ход ради того, чтобы повидать какие-то края, например Кав­казские горы или сибирскую тайгу, познакомиться с бытом и нравами людей, населяющих их.

Такое желание часто возникает под действием прочитанных книг, просмотренных кино- или телефильмов, рассказов быва­лых путешественников. Это поход с познавательными целями.

Вряд ли удастся перечислить все цели туристского похода. Возникает вопрос: зачем же тогда настаивать на том, что цель похода должна быть непременно сформулирована и доведена до сведения каждого участника?

А вот зачем. У взрослых туристов нередко получается та­кое. В каком-нибудь цехе, отделе или лаборатории кто-то пред­лагает сходить в воскресенье в поход. Все радостно поддер­живают это предложение, всю неделю с нетерпением ожидают этого дня, тщательно готовятся. И вот долгожданный день приходит. Все в самом радужном настроении выступают в по­ход. Но проходит час-полтора, и вот уже раздается чей-то не­довольный голос: «Ну, куда нам еще идти? Поляна тут хоро­шая, вон речка — искупаться можно». Организуется бивак, но не успеют любители отдыха на поляне как следует устроиться, чтобы позагорать, как кто-то заявляет: «Ну, чего хорошего — сидеть на месте? Искупались — и хватит. Пойдем лучшее лес, нарвем цветов, ягод и грибов поищем, в конце концов, просто пройдемся, то на месте скучно». Бивак сворачивается. Группа вступает в лес. И тут опять находятся недовольные: «Что это мы еще тянемся? Давайте-ка в темпе, а? А то мы так за день никуда не придем». Группа пытается некоторое время «идти в темпе», но скоро выясняется, что кто-то запыхался, и идти так быстро не может, кто-то недоволен, что не удается на ходу искать ягоды и рвать цветы. Начинается спор; что делать дальше? Любители пассивного отдыха заявляют, что не надо было уходить с поляны, где был бивак, и предлагают вер­нуться. Кто-то согласен с ними, что незачем много ходить, но считает, что назад идти нецелесообразно, а надо идти дальше и поискать нового места для бивака. Спор разгорается, начи­нает назревать ссора. Некоторые просто не знают, что делать.

Так общее радостное вначале настроение окажется безвоз­вратно испорченным. Скорее всего, будет принято какое-то про­межуточное решение, которое, в сущности, ни одну из сторон не устраивает. Красивые мечты не сбылись, воскресный отдых не удался. Пожалуй, больше в этом цехе или лаборатории собрать людей на туристский поход не удастся;

Где причины такой неудачи? Люди не договорились заранее о цели похода. Одни видели ее в пассивном отдыхе на свежем воздухе — искупаться, полежать, позагорать; другие — в про­гулке по лесу, связанной с собиранием грибов и ягод, лесных цветов. Наконец, третьи хотели как следует пройтись, почувст­вовать к концу дня приятное утомление, вернуться в город, как обычно говорят, усталыми, но довольными. Ничего подобного не произошло бы, если тот, кто предложил устроить поход, за­ранее сформулировал цель похода. Совсем необязательно из­лагать ее в казенных фразах: «Цель похода заключается в пас­сивном отдыхе» или «Цель похода заключается в овладении активными способами передвижения». Не обязательно употреб­лять и само слово «цель». Можно было сказать совсем просто: «Мы особенно спешить не будем, нарвем по дороге цветов, пособираем грибы и ягоды. Если устанем, отдохнем. Пройденные километры нас не интересуют, главное — провести выходной день в лесу». Или так: «Мы пройдем за день километров 25 — 30, чтобы как следует размяться». Вероятно, что при такой постановке вопроса кто-то отказался бы от участия в походе и провел бы воскресный день так, как ему привычно. Но зато все участники похода одинаково понимали бы его цель, и меж­ду ними не возникало бы никаких недоразумений.

Все сказанное, вполне применимо и к походам юных турис­тов. Правда, столь ожесточенных споров у них обычно не бы­вает — дети привыкли подчиняться решению взрослого руко­водители. Разочарование тоже чаще всего проявляется не очень сильно — пусть поход прошел не так, как хотелось, но все равно это лучше, чем сидеть дома. Но некоторое чувство до­сады все равно остается. А кто-нибудь скажет так: «Все было хорошо. Вот только я думал научиться костер разводить, а у нас сразу поручили это Яше. Только он костром и занимал­ся». Или: «Поход прошел очень удачно. Жаль только, что в музей Тютчева не поспели. Надо было, чтобы нас Саша вел, он хорошо ходит по компасу». А Саша говорит: «Другим то­же надо учиться». Ну, и учились. В результате в музей опоз­дали».

Вот почему цель повода надо обязательно формулировать и сообщать всем участникам похода. Пусть каждый из них, по­думав, решит, идти ли ему в этот поход или нет. Это следует делать, чтобы ребята не ожидали от похода того, чего в нем наверняка не будет, и не испытывали потом разочарования. Кроме того, от целей зависит организация похода. Если цель исхода спортивная, то обязанности в группе нужно распреде­лить так; пусть каждый делает то, что у него лучше всего вы­ходит. Если же группа отправляется в поход с учебной целью, то распределение обязанностей будет другим: пусть каждый делает то, что у него плохо получается, пусть учится, приобре­тает навыки. Если руководитель предполагает использовать поход для того, чтобы научить ребят разводить костер, он по­просит каждого взять с собой топор, спички и предусмотрит длительный привал, чтобы каждый смог поработать с огнем. Значит, маршрут не должен быть слишком продолжительным. Если же руководитель хочет научить ребят ориентироваться на местности — значит, каждый должен взять с собой компас, а дневной привал делается по возможности короче, чтобы оста­лось больше времени на переходы и каждый смог побывать в роли ведущего. Маршрут в этом случае может быть доста­точно протяженным, но допускающим выход с него раньше достижения конечной точки: всегда может случиться, что кто-то из ребят запутается, группа потеряет много времени и нужно будет, в конце концов, кратчайшим путем выходить на станцию. Для такого похода лучше всего избрать кольцевой или полукольцевой маршрут с выходом на одну и ту же или близ­кие друг к другу железнодорожные станции. А вот линейный маршрут (с одной дороги на другую) для этого похода выби­рать не рекомендуется.

Вот еще совет, касающийся цели похода. Не следует на­мечать слишком много целей. Они предъявляют к походу пло­хо согласующиеся, а часто и вообще несовместимые требова­ния.

Лучше, если перед походом будет поставлена только одна цель. Если все же намеченных целей две или больше, то надо совершенно четко выделить среди них главную. Все остальные цели рассматриваются как необязательные, которые выпол­няются лишь постольку, поскольку остается время и возмож­ности.

К сожалению, это далеко не всегда понимают руководители детских походов. Часто они намечают для 8 — 10-дневного по­хода длинный список самых разнообразных целей. Тут и посе­щение памятных мест, связанных с историей образования и развития нашего государства, краеведческих,, художественных и литературных музеев и памятников, сбор материалов о геро­ях гражданской и Великой Отечественной войн, о первых ком­сомольцах или передовиках производства; экскурсии на заво­ды, фабрики, колхозы, совхозы или научно-исследовательские учреждения; выполнение заданий научных организаций или музеев; оказание помощи в работе колхозов, совхозов, лесни­честв; сбор коллекций и гербариев; обучение ребят, впервые участвующих в походе, основам туризма.

Пытаясь реализовать все перечисленные цели, руководите­ли и участники походов оказываются в большом затруднении. Как ни планируй, а множество целей, поставленных перед по­ходом, всегда приводит к хронической нехватке времени, спеш­ке, постоянной необходимости отдать предпочтение одному из двух одинаково важных дел. Долгие часы, проходящие в томи­тельном ожидании, сменяются лихорадочными марш-бросками. Постоянная нервотрепка приводит к тому, что все становятся раздражительными, ссоры возникают по пустякам. Ребята из­мучены. Руководитель и того больше. Да, кроме всего, пытаясь выполнить несколько взятых на себя заданий, туристы обычно не могут как следует выполнить ни одного. Надо также иметь в виду, что подготовить по-настоящему задание за 3—4 дня до выхода в поход невозможно. Например, реальную помощь колхозам, совхозам или лесничествам можно оказать только в том случае, если кто-то заранее съездит на место и догово­рится, в какой день, на какой срок и сколько человек приедет работать. Иначе председатель колхоза или бригадир попросту не сумеют занять работой всех ребят, и организация работы займет слишком много времени.

С выполнением заданий научных учреждений дело обстоит тоже далеко не так просто. Дело в том, что эти учреждения довольно неохотно дают задания юным туристам, полагая, что собранные ими сведения никакой научной ценности представлять не будут, так как они собраны не специалистами. Какая-то доля правды в этом есть; поэтому нужно потратить немало времени для того, чтобы добиться от представителей научного учреждения такого задания, которое было бы посильно юным туристам.

Конечно, все сказанное вовсе не означает, что ребятам во­обще лучше не заниматься выполнением общественно полез­ных заданий, посещением памятных историко-революционных мест, сбором сведений о героях войны, не знакомиться с передо­выми предприятиями — короче говоря, не заниматься всем тем комплексом дел, которые нередко рекомендуют проводить в походах. Однако надо учитывать, что по своему характеру эти дела часто таковы, что могут быть интересны для очень многих пионеров и школьников, а не только для тех, кто увлекается туризмом.

Разве, например, знакомство с архитектурными памятни­ками или посещение мест, связанных с историко-революционными событиями в стране, представляет интерес только для юных туристов? Разве не захотели бы принять участие в таком мероприятии все ребята? В транспортном отношении такие па­мятные места, как правило, хорошо доступны, посетить их можно не только походным порядком. Так пусть там побывают все желающие, а не только небольшая группа участников похода.

Некоторые подобные мероприятия лучше включать в план работы не туристского, а каких-то других кружков. Например, сбор сведений о героях войны, об участниках революционного - движения следует поручить скорее юным историкам, а туристам подключаться к этим делам периодически.

Наконец, надо всегда учитывать, что можно сделать в те­чение одного похода, а что требует систематической работы секции. Частая ошибка неопытного руководителя заключается в том, что все дела, которые уместны в годовом плане работы туристской секции, он включает в план 7 — 8-дневного похода.

И еще один практический совет относительно целей, наме­чаемых для походов. Как правило, перед походами новичков не следует ставить никаких специальных целей, кроме того, как успешно пройти данный маршрут и чему-то научиться. Слиш­ком многим должен еще овладеть новичок, слишком, занято его внимание выполнением элементарных с точки зрения опытно­го туриста вещей. Передвижение по маршруту, ориентирова­ние, разбивка бивака, разведение костра, приготовление пищи — все это представляет самостоятельные задачи для нович­ка, и овладение каждым из этих умений может быть для него целью похода. Только после того, как юный турист овладел всеми этими навыками, он может применить свои знания и навыки для достижения каких-то других целей.

Когда, например, ребята одной из московских школ прово­дили исследование верховьев речек бассейна реки Клязьмы, то в эти исследовательские походы ходили только достаточно опытные туристы. И если вдруг речка начинала ветвиться (а это почти всегда бывает при приближении к истокам), необходимость делиться на группы никого не ставила в тупик. Ребя­та спокойно расходились парами, и в назначенный час всегда собирались в условленном месте. Новички же, при всем своем желании, были бы не в состоянии этого сделать. Для них в школе устраивались туристские лагеря и походы без исследо­вательских целей.

Итак, азбучные истины, касающиесяцелей похода, сводятся к следующему:

1. Во всяком походе должна быть намечена цель, кото­рую надо словесно сформулировать и довести до сведения всех участников похода.

2. Для похода нельзя намечать много различных целей. Лучший вариант — это одна цель. Если целей намечено боль­ше одной, среди них должна быть совершенно четко определе­на главная.

3. Организация похода зависит от целей похода, при этом в первую очередь учитывается главная цель.

4. В походах новичков, как правило, не должно быть спе­циальных заданий. Цель такого похода заключается в успеш­ном прохождении маршрута и овладении элементарными тури­стскими навыками.

Комплектование группы

 

Комплектование группы очень тесно связано с целями по­хода и может осуществляться двумя способами. Первый из них — когда сначала намечают цель похода, а потом подби­рают подходящих участников. Вспомним ребят, исследовавших верховья притоков Клязьмы. Они сначала наметили себе цель, а уже в соответствии с ней подбирали участников. Цель ихпохода потребовала ограничения состава участников разряд­никами и значкистами. Новичков в такие походы не пригла­шали.

При втором способе организации похода нужно сначала выявить желающих участвовать в походе и лишь после этого намечать посильные для них цели.

Каким способом выгоднее пользоваться? Все зависит от условий, в которых приходится работать. Если в школе нет по­стоянно действующего кружка или секции туризма, если тури­стская работа там широко не развернута, то чаще всего при­дется начинать с подбора желающих участвовать в походе, а цели намечать исходя из того, что уже знают и умеют ребята.

Если в школе существует туристская секция, ведущая по­стоянную работу, если есть довольно много ребят, интересую­щихся туризмом, то, наверное, чаще будет использоваться пер­вый способ, когда сначала намечается туристское мероприятие, а потом подбираются участки, подходящие для его осуществ­ления.

Несколько слов о составе группы. Прежде всего, не следует формировать слишком многочисленные группы. Если в поход записалось человек 25 — 30, то, как правило, группа будет очень неоднородна если не по своему туристскому опыту, то, во всяком случае, по интересам и по силам. Различием в интере­сах можно еще пренебречь (хотя это тоже нежелательно), но от различия в физической подготовке никуда не уйдешь: одни будут все время отставать, другие выражать недовольство тем, что группа идет медленно. Такая группа растягивается чуть ли не на километр, люди идут на значительном удалении друг от друга, связь между ними нарушается. Управлять такой груп­пой очень трудно, да и в сколько-нибудь усложнившихся условиях — например в сумерках, в густом подлеске — часть группы может оторваться от основного ядра. Обучать чему-нибудь в такой группе нельзя. Все силы руководителя уходят на организацию передвижения группы и устройство быта. Мно­го времени занимает устройство бивака и свертывание его.

Некоторые руководители, чтобы управлять такой группой, вводят элементы строевой подготовки (построения, рапорты и т. д.), переходят на отдачу приказаний армейским, команд­ным языком. В ряде случаев это дает хорошие результаты, но прежде чем переходить на такой способ управления, надо хо­рошо знать команды и уметь их отдавать, иначе действия та­кого руководителя будут выглядеть комично. Нельзя не учи­тывать и того, что большие группы встречаются со значитель­ными трудностями на транспорте (не всегда удается усадить 25—30 человек в пригородный автобус, который и без того до­статочно заполнен) и в размещении на ночлег в населенных пунктах (хроме школы и клуба, остановиться, пожалуй, негде, а они есть не во всякой деревне). Короче говоря, лучше не собирать для похода большие группы. Кстати, если перед по­ходом стоят учебные дели, то оптимальный состав группы 4—6 человек, иначе обучать трудно.

Существует и другое мнение: чем больше народу в походе, тем он безопаснее. Однако опыт великих путешественников опровергает это. Р. Пири достиг Северного полюса в составе группы из 6 человек. Группа Р. Амундсена, открывшая Юж­ный полюс, состояла всего из 5 человек; группа Р. Скотта, побывавшего там чуть позже Амундсена, была такой же. Тур Хейердал, намереваясь пересечь па плоту Тихий океан, собрал команду из 6 человек. Все эти люди отлично понима­ли, что с увеличением численности группы возрастает ее не­однородность, а, следовательно, возможность всяческих проис­шествий. К этому же выводу пришла практика дальних и слож­ных доходов у нас в стране. Необходимый минимум участни­ков для походов I—III категорий сложности установлен в 4 человека, для доходов IV—V категории—в 6 человек. Неужели можно всерьез думать, что походы по густонаселённым районам страны (а именно здесь обычно, путешествуют юные туристы) могут таить больше опасностей, чем походы по Вос­точным Саянам или Приполярному Уралу? Нет, сторонники больших туристских групп не могут принести в защиту своей позиции достаточно убедительных доводов. В конце концов, все сводится приблизительно к такому аргументу: «Знаете, ког­да много народа, за детей как-то, спокойнее». Таким руководи­телям походов полезно напомнить, что; вероятность несчастного случая или серьезного заболевания в походе не превышает та­ковую на улице или дома. Поэтому не следует настаивать на том, чтобы группа была обязательно очень большой. Для мно­годневных походов численность группы ограничена 15 участ­никами, но лучше не набирать большие группы даже для вос­кресных походов.

Может возникнуть вопрос: а как же массовость? Maссовость достигается за счет повседневной работы секции, путем увеличения числа походов, систематической организации ту­ристских лагерей для обучения новичков, умелой агитации за туризм, включая проведение школьных слетов, туристских ве­черов, выпуск фотомонтажей и т. д. Иначе говоря, массовость достигается за счет систематического использования всех форм и видов туристской работы в школе, а вовсе не с помощью увеличения численного состава отправляющихся в поход групп.

Немалое значение при подборе группы имеет возрастной фактор. Желательно, чтобы разница в возрасте ребят не пре­вышала 1—2 лет. Понятно,

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.