Сделай Сам Свою Работу на 5

Радио в системе СМИ. Виды радиовещания и формы радиопрограмм. Тенденции развития

1. В структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным. 2. Из всех СМИ радио является самым удобным («неприхотливым», «комфортным») для восприятия аудиторией. Слушание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить и с производственной занятостью, и с бытовыми реалиями (уборкой квартиры, хозяйственными делами и т.п.). Колоссальную часть аудитории радио во всех направлениях вещания – от музыкальных программ, новостных выпусков до передач литературно-драматических композиций и «радиокниг» – составляют автомобилисты за рулем и их пассажиры. 3. Радиовещание оказывает несомненное психологическое влияние на людей. В системе СМИ радио, ориентированное прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на воображение человека.

Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства и тем самым дает работу и мышлению, и неосознанным эмоциям. Иначе говоря, оно помогает человеку выйти из той эмоциональной «стабильности», в которую приводят его бесконечно повторяющиеся, постоянно дублирующие друг друга служебные, рабочие и бытовые обстоятельства, условия среды, регламентирующие развитие личности. Радиовещание открывает огромные возможности воздействия на аудиторию. Логика материала, внутренние взаимосвязи между фрагментами литературного текста, система аргументации должны строиться по законам звучащей речи. Ибо преимущества радиокоммуникации могут обернуться большими потерями, сослужить роль «бумеранга», если пренебречь психологическими особенностями восприятия. На радио важно не только то, чтосказано, но и то, как сказано. Вариации тональности, логические и эмоциональные ударения, паузы, усиления и понижения силы звучания, темп, ритм – все это является приемами обращения к слушателям, факторами воздействия на аудиторию.

Взаимоотношения радио и прессы, как правило, обусловлены разделением задач этих видов СМИ. В условиях развитой системы современных СМИ получили распространение такие формулы: – дело радио – информировать; – дело телевидения – демонстрировать; – дело газеты – анализировать и объяснять. История отечественного радиовещания знает много примеров совместных действий с печатью (радиомитинги 30-х годов). Сегодня в случае выборов печать, радио и телевидение, принадлежащие одному хозяину, создают наиболее благоприятные коммуникативные возможности друг для друга: анонсируют публикации и программы, координируют выпуск соответствующих материалов по времени, стилю и адресу, тиражируют отзывы на программы, передачи и статьи, стремятся регулярно обнародовать ссылки на работу коллег. Важно отметить, что в подобной ситуации обеспечивается такое важное условие воздействия на общественное мнение, как непрерывность потока социальной информации.



Интернет расширяет возможности как радиовещателей, так и слушателей, способствуя их более тесному контакту. Вещание в Сети и электронные странички с наличием обратной связи (e-mail, раздел «Стена») дают возможность как программным директорам, так и ди-джеям узнать мнение своих слушателей о работе радиостанции, помочь сделать радиопрограммы более интересными и насыщенными, а следовательно, еще более привлекательными для потенциальных рекламодателей.

Главными формообразующими и выразительными средствами радиопублицистики являются звучащее слово, музыка, шумы и монтаж. Все они подчинены решению задачи, которую ставит перед собой журналист и которую он воплощает в творческом процессе. Форма и тип связи всех компонентов могут быть полифункциональными. В конкретном произведении они определяются идейно-творческим замыслом, стилистическими особенностями, профессиональной подготовкой журналиста и режиссера.

Радиовещание осуществляет разные функции одновременно, т.е. оно полифункционально. Информационная (рекламная), Интегративная (ф. формирования общественного мнения, общения, воспитательная, организаторская), Культурно-просветительская (эстетитческая, рекреативная).

Анализ структуры современного отечественного радиовещания позволяет выделить ряд важных тенденций в его развитии. Сформировался стабильный интерес аудитории к радиопрограммам и радиовещанию в условиях широкого выбора каналов. Определилась и консолидировалась аудитория различных станций. Специализация каналов, поиск своей вещательной ниши, своего формата программ, своей аудитории – важные направления развития вещания. Новый импульс получило развитие информационного радиовещания, возросла его оперативность, достоверность, динамичность благодаря использованию постоянно расширяющегося спектра источников информации, новейших технологий. Продолжают развиваться разговорные программы типа шоу. Особенно заметен дрейф радиовещания в сторону развлекательных, игровых программ, что в значительной степени объясняется не только стремлением привлечь аудиторию, но и конкурентной борьбой с телевидением. Главное действующее лицо современного радиовещания – ведущий (ди-джей, журналист, шоумен), поэтому так важны его профессиональные качества, индивидуальность. Прямой эфир и как его следствие – интерактивность радиовещательных программ стали повседневной вещательной практикой. Радиослушатель не только активен в выборе канала, он непосредственно включается в процесс создания передачи как его участник. Изменилось и программирование, его формы разнообразны: от четкого планирования сетки вещания до свободного программного потока. Жесткое форматное программирование заключается в верстке плей-листов и позволяет добиваться более строгой специализации коммерческой станции, гарантирует защиту от размывания формата, помогает удерживать аудиторию.

В новый век отечественное радио входит как сложившаяся система общенациональных (федеральных), региональных и местных каналов, различающихся по охвату аудитории, типам собственности, направленности и форматам вещания, популярности у слушателей.

Вместе с тем радиовещание продолжает развиваться в условиях жесткой конкурентной борьбы, коммерциализации и криминализации рынка СМИ, в том числе и электронных, столкновения профессиональных, экономических и политических интересов.

 

52)Характеристики онлайновых изданий на медиа-рынке!

Каждый год в интернете появляются сотни интернет-изданий. В Рунете все более заметную долю занимают специализированные издания, предоставляющие информацию о той или иной отрасли. В среднем одно такое отраслевое издание создает четыре информационных сообщения в сутки, а самые активные — 44 новости (то есть, примерно в 4 раза меньше, чем в среднем по медиасфере для активных СМИ).
География интернет-СМИ Рунета достаточно широка. Более 75% всех русскоязычных сообщений — от изданий, работающих в России, оставшаяся часть — преимущественно из ближнего зарубежья
Основным источником «непостоянной» аудитории для большинства интернет-СМИ остаются баннерные сети. Вклад баннеров в посещаемость интернет-изданий может достигать 50%. Два других заметных генератора трафика — это новостные агрегаторы и каталоги. СМИ, попавшие на первую страницу каталога Rambler’s Top-100, обычно получают до 10% своего трафика от этого каталога. Некоторые новостные ленты (например, сайты радиостанции «Эхо Москвы» и газет «Новые известия» и «Труд») получают около 35% своей аудитории со страниц только Яндекс.Новостей. В октябре 2006 года четыре миллиона посетителей службы Яндекс.Новости 20 миллионов раз переходили по ссылкам на новостные сайты. Таким образом, в среднем, каждый посетитель службы побывал на пяти новостных страницах партнерских СМИ.
Эффект «умножения трафика», создаваемый агрегаторами, приводит к тому, что часть интернет-СМИ корректируют редакционную политику, чтобы получать больше трафика (в частности, разделяют одно новостное сообщение на несколько более мелких, выбирают яркие заголовки и пр.).
Еще один способ привлечения аудитории — размещение ссылок на новости издания на крупных порталах. Но такой метод получения новостного трафика пока нельзя назвать распространенным: сегодня в Рунете им реально пользуется только деловая газета «Взгляд», около года назад сменившая новости РБК на главной странице портала Mail.ru (по оценке Яндекса, поддержка Mail.ru дает «Взгляду» до 300 тыс. посетителей в сутки, то есть вплоть до 70% ежедневной аудитории издания).
Выводы

Каждый будний день в российском интернете появляется около 27 тыс. новостей, в выходной – около 6 тыс. Число сообщений от русскоязычных интернет-СМИ растет так же быстро, как и дневная аудитория Рунета. При этом, по данным службы Яндекс.Новости, число новостей, копируемых одними изданиями у других, уже несколько лет составляет 20% от общего объема информационных сообщений.

В среднем только треть аудитории посещаемых русскоязычных СМИ «помнит», где именно они привыкли читать новости (то есть, вводит в строке браузера адрес издания или переходит на сайт издания из закладок браузера). Другие источники трафика (потока пользователей) для типичного интернет-СМИ – сети обмена баннерами, каталоги сайтов, новостные агрегаторы и поисковые системы.
Ф-ии сайтов:

  1. Lenta.ru
2. РИА «Новости» 2. «Взгляд»
3. РБК 3. NEWSru.com
4. Lenta.ru 4. «Газета.ру»
5. «Комсомольская правда» 5. «Коммерсантъ»
6. «Утро.ру» 6. РИА «Новости»
7. «Известия.ру» 7. «Комсомольская правда»
8. «Коммерсантъ» 8. «Эхо Москвы»
9. Newsru.com 9. «Афиша»
10. «Независимая газета» 10. REGNUM

 

6. Идеологические функции журналистики.
Идеология – это система взглядов, в которых оцениваются и осознаются отношения людей к действительности и к друг другу, социальные проблемы и способы их разрешения, определяются цели и средства социальной деятельности государственных образований, общественных объединений, различных социальных субъектов по поддержанию статус кво или преобразованию социальных отношений в соответствии с интересами и потребностями носителей данной идеологии.
В условиях существования множества социальных групп с их особым положением в обществе, особенностями их потребностей, формируются различные идеологии. И между носителями идеологий возникает борьба за влияние на массы. При этом идеологии могут быть верными и ложными.
Деидеологизация – идеология ложна в своей основе. Реидеологизация – когда ложная идеология утопична и для установления верного понимания явлений жизни требуются пересмотреть её. Переидеологизация - отход от одной идеологии к другой.
Журналистика стремится идеологическими средствами создать и укрепить в своей аудитории определённый тип сознательности как единства сознания и самосознания. Сознание – это совокупность представлений об окружающем мире во всех его проявлениях: от единичных фактов и глобальных законов. Самосознание – осознание себя, своего места в мире и системе отношений, понимание целей и смысла своей жизни, своих интересов, целей и путей их достижения.
Формирование сознательности осуществляется как в ходе самоориентации людей, так и под влиянием различных идеологических институтов, ставящих своей целью всестороннюю социальную ориентацию больших групп людей.
Социальная ориентация – умение разбираться в окружающей обстановке, понимать и оценивать социальные явления,
1. Ориентированность включает осознание того, что существует в реальной жизни. Поэтому журналистика представляет широкую панораму действительности.
2.Ориентированность в исторической основе предполагает составление представления о ближайших и далёких целях, вытекающих из системы ценностей и идеалов.
3. При составлении ориентации при сопоставлении представлений о желаемом будущем с реальностью возникают оценочные суждения о том, что есть.
4.Ориентаця предполагает овладение представлениями о совокупности норм, то есть о тех способах, применение которых будет способствовать достижению ближайших целей.
Идеологическая деятельность СМИ носит универсальный характер, то есть охватывает все компоненты массового сознания. Средства массовой информации предназначены быть силой взаимодействия с массовым сознанием.
Структура массового сознания – это совокупность мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания и общественного мнения.
Мировоззрение – это общие представления о сущностных основах жизни общества и мира явлений природы, движущих силах общественного развития, о человеке как субъекте социальных отношений, его места в жизни, о ценностях и смысле жизни.
Миросозерцание – это обобщенная модель действительности, дающая принципиальные ориентиры, построенная с помощью эмоционально-образных средств. Картина мира собранная из образных представлений о людях, событиях, отношениях.
Историческое сознание – представление о самых различных явлениях жизни прошлого, его связях с настоящим и будущим.
Общественное мнение – это отражённая в массовом сознании система понятых и оцененных конкретных ситуаций текущеё жизни общества и возникающая в связи с этим совокупность представлений о том, что, во имя чего и как должно быть изменено в действительности.
Сущность идеологических функций журналистики состоит в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путём всесторонней ориентации в действительности.

 

7.Непосредственно-организаторские функции.
Стремясь ориентировать аудиторию в происходящих событиях, журналисты анализируют деятельность социальных институтов, выдвигая соответствующие выводы, оценки и предложения. Это необходимо для формирования массового сознания и общественного мнения. Сама общественность высказывает своё отношение(через письма и звонки в редакцию) к деятельности учреждений, организаций, предприятий, должностных лиц. Редакции также стремятся получить и обнародовать представления и суждения специалистов.
ОМ чаще складывается не сразу вслед за публикацией, а требует некоторой «критической массы» информации на заданную тему. Важно налаживать прямое воздействие Ж-СИ наряду с активизацией общественного мнения. Кроме «давления» на социальные институты общественного мнения, осуществляется и прямое воздействие на них журналистики. Это реализация закономерности: журналистика как четвёртая ветвь власти в государстве играет управленческую роль в отношении не только массового сознания, но и социальных институтов.
Властные полномочия, которыми располагает четвёртая власть в обществе, проявляются в ряде направлений деятельности журналистов.
1.Журналистский анализ реальной практики, положения дел на том или ином участке жизни.
2.Анализ тех или иных решений и официальных документов государственных, общественных, частных организаций, объединений и других социальных структур (партий, объединений трудящихся и т.д.).
3.Выступления, реализующие роль журналистики как института общественного контроля за ходом дел в различных областях жизни.
Властные полномочия журналистики носят убеждающее-консультативный характер. Замечания и предложения журналистов – это выражение суждения общественности, а не решения законодательной, исполнительной или судебной власти. Невнимание СИ к материалам журналистики приводят к потере части важной для них информации, анализ и использование которой может способствовать их успешному функционированию.
Поэтому необходимо, чтобы реакция на выступления СМИ в адрес СИ стала нормой и определялась законом. Но к сожалению отменён Указ Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы», который определял формы реакции государственных органов на выступления журналистики. Законом о СМИ предусмотрено лишь право СИ «на ответ», а не обязательство отвечать. Поэтому выступления замалчиваются или на них даётся бездоказательное опровержение.
Характер реакции зависит и от объективности тех, к кому обращено слово журналиста, и от самих журналистов, от компетентности средств массовой информации.
Журналисты должны стремиться к созданию произведений, демонстрирующих их высокую компетенцию. Компетентное суждение – плод серьёзного, основанного на широкой и достоверной исходной информации анализа, проведенного на базе высокой методологической культуры.
Анализ функционирования социальных институтов ведётся журналистикой в интересах формирования, развития, совершенствования системы институтов общества и улучшения условий жизнедеятельности и оптимальной реализации прав личности.

 

 

12.Функции СМИ, как система и их «представленность» в различных СМИ.
Функции журналистики – это совокупность её обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельности в обществе и поскольку любая деятельность человека всегда целенаправленна, а для достижения целей нужны соответствующие средства журналистику как вид деятельности с её функциональной стороны можно представить следующим образом: цель - средства+способ действия – функционирование – результат.
Цель – это предвидение желаемого результата. Добиться которого можно с помощью релевантных средств, эффективно используемых в процессе функционирования.
В рыночной экономике каждое СМИ реализует экономическую функцию (получение прибыли или безубыточное функционирование).
Область сущностных целей лежит в сфере информационного обслуживания массовой аудитории и социальных институтов. Если журналистика не дойдёт до своих адресатов, она не сможет реализовать никаких побочных целей, выполнение которых связано с выполнением первичных. Поэтому так значимы ответы на вопросы кому? И зачем?
Если ответ на вопрос Кому? Выводится из представлений о журналистике, как функционирующей системе, где потоки информации фокусируется на массовой аудитории и социальных институтах, то получение ответа на вопрос Зачем? Требует большого развёртывания.
Учитывая социальное предназначение журналистики, как системы задач по адекватному информационному обеспечению жизнедеятельности массовой аудитории и социальных институтов в соответствии с их информационными потребностями, необходимо подробно рассмотреть всё пространство функций во всём их разнообразии и взаимодействии.
Говоря о роли журналистики в познании окружающего, выработки ценностных ориентаций, социализации личности, просвещении и воспитании, распространении культуры. Отмечает её регулятивное и контрольное участие в управлении общественными процессами, в социальной защите людей снабжении каждого утилитарными сведениями.
Рекламно-справочные функции. Удовлетворение интереса справочной информации по культуре речи и кулинарии, правилам хорошего тона, по способам проведения досуга – это и есть участие в развитии культуры на бытовом уровне (например, передача сводок погоды, ведение уголков садоводов, рыбаков и т.д.).
Рекреативная функция или развлекательная. Её цель – создание условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного времяпрепровождения.
Культуроформирующая функция журналистики заключается в том, чтобы журналистика участвовала в распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитывала массы на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему гуманистическому развитию человека.
Идеологическая деятельность СМИ носит универсальный характер, то есть охватывает все компоненты массового сознания. Средства массовой информации предназначены быть силой взаимодействия с массовым сознанием.
Анализ функционирования социальных институтов ведётся журналистикой в интересах формирования, развития, совершенствования системы институтов общества и улучшения условий жизнедеятельности и оптимальной реализации прав личности.
Исходной функцией журналистики является коммуникативная функция – функция общения налаживания контакта.

 

 

15. СМИ как социальный институт.
Социальный институт - совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни.

 

15.СМИ как социальный институт.
Социальный институт журналистики – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, регулируемая нормами, правилами и традициями, направленная на удовлетворение фундаментальных общественных потребностей в информации. Журналистика помогает решать ряд важных общественных вопросов. Это во многом определяет её столь важное положение в современном мире. Журналистика не только активно участвует в общественной жизни, но и оказывает существенное влияние, в том числе через СМИ.

Функции данного социального института довольно обширные. Во-первых, это обогащение знаниями об окружающем мире, передача накопленного опыта.

Во-вторых, это информационная функция. Благодаря труду многих журналистов, мы можем оставаться в центре событий в любом месте и в любое время.
В-третьих, это формирование определенных установок и моделей поведения. Эта функция во многом определяет роль СМИ в социализации человека. А социализация, как нам известно, формирует «внутренний стержень» личности. Журналистика выполняет и культурную функцию. Она является носителем культуры, проводником для обычного гражданина в мир знаний и информационных ресурсов.

Журналистика решает большое количество социальных вопросов. Без журналистики, которая во многом систематизирует и фильтрует информацию, обществу было бы слишком сложно воспринимать тот информационный поток, который на сегодняшний день имеет место быть. Кроме того, журналистика играет неотъемлемую роль в социализации, через которую проходит каждый человек. Иными словами, место журналистики как социального института в обществе неоспоримо.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.