Сделай Сам Свою Работу на 5

Идеология и социальная ориентация

Журналистика разных социальных ориентаций стремится идеологическими средствами создать и укрепить в своей аудитории определенный тип сознательности как единства сознания и самосознания.

Сознание как «внутренняя модель» внешнего мира представляет собой совокупность представлений об окружающем мире во всем богатстве его проявлений – от единичных фактов до глобальных законов, от суждений об отдельном человеке до понимания сущности человека и судеб человечества.

Самосознание характеризуется прежде всего осознанием себя, своего места в мире и системе отношений, пониманием цели и смысла своей жизни, своих интересов, целей и путей их достижения.

Сознательность как осознание мира и своей роли в нем, своих нужд, интересов и целей, своего места в системе человеческих отношений выступает направляющей силой поведения, является определяющим фактором социальной активности.

Формирование сознательности .выработка идеологических представлений осуществляется как в ходе самоориентации людей, так и под влиянием деятельности различных идеологических институтов, ставящих своей целью всестороннюю социальную ориентацию больших групп людей. Журналистика способна отслеживать быстро меняющуюся обстановку и тем самым способствовать в случае необходимости переориентации массовой аудитории.

Социальная ориентация – это умение разбираться в окружающей обстановке, понимать и оценивать социальные явления, выявлять их значимость для себя и влияние на протекающие процессы и в соответствии с этим определять свое к ним отношение, вырабатывать позицию, цели, направления и характер деятельности. Процесс ориентации имеет две стороны процесса – это ориентация человека в окружающем мире и ориентация его на достижение определенных целей в соответствии с его идеалами и оценками действительности.

1 Ориентированность включает осознание того, что существует в реальной жизни. Задача журналистики заключается в том, чтобы дать целостное представление о жизни, а не разрозненные факты и отрывочные сведения об отдельных ее явлениях.



2 Ориентированность в исторической перспективе предполагает составление представления о ближайших и более далеких целях, вытекающих из системы ценностей и идеалов.

3 В ходе ориентации при сопоставлении представлений о «желаемом будущем» с реалиями настоящей жизни возникают оценочные суждения «о том, что есть».

4 Ориентация предполагает овладение представлениями о совокупности норм – тех способах, методах, средствах, применение которых будет способствовать достижению ближайших и перспективных целей, приблизит «желаемое будущее».

Таким образом, ориентирование осуществляется в том же русле, что и информирование (информационный процесс организуется ради достижения ориентированности, а это требует передачи дескриптивной, преспективной, валюативной и нормативной информации).

Ориентация в действительности под влиянием СМИ бывает:

– широкая, глубокая и истинная (верная ориентация);

– слабая, неполная, противоречивая, нечеткая (неопределенная ориентация);

– широкая, развернутая, но неверная (дезориентация).

Уровень объективной ориентированности масс характеризует меру ответственности журналистики перед обществом и степень реализации творческих возможностей редакционных коллективов.

 

7) Непосредственно-организаторские функции журналистики

Журналистика, обращаясь к массовой аудитории, «выходит» и на различные социальные институты, и на официальных должностных лиц, когда затрагивает вопросы, находящиеся в сфере компетенции этих учреждений и лиц. Стремясь ориентировать аудиторию в происходящих событиях, журналисты часто анализируют деятельность различных социальных институтов (управленческих, хозяйственных, производственных, торговых, научных и учебных, культурно-просветительских и т.д.) самого разного уровня, делая соответствующие выводы, оценки и предложения. Все это необходимо для формирования массового сознания, и прежде всего общественного мнения. Сама общественность высказывает свое отношение к деятельности учреждений, организаций, предприятий, должностных лиц. Редакции также стремятся получить и обнародовать представления и суждения специалистов: политиков, ученых, инженеров, управленцев, хозяйственников.

Добиваться активного проявления позиции общественного мнения обязаны каждая редакция и каждый журналист.

Надо учитывать, что ОМ чаще всего складывается не сразу вслед за публикацией, а требует некоторой «критической массы» информации на заданную тему.

Журналистика как «четвертая власть» в государстве играет управленческую роль в отношении не только массового сознания, но и социальных институтов.

«Властные полномочия», которыми располагает «четвертая власть» в обществе, проявляется в ряде направлений деятельности журналистов.

1 Журналистский анализ реальной практики, положения дел на том или ином участке жизни. Результатом такого анализа выступают как позитивные, так и негативные выводы, сопровождаемые предложениями, рекомендациями, суждениями о путях и способах оптимизации деятельности СИ, их подразделений и отдельных должностных лиц.

2 Анализ тех или иных решений и официальных документов государственных, общественных, частных организаций, объединений и других социальных структур. Положительная или отрицательная оценка, которая будет дана в ходе анализа, должна быть строго аргументирована и нести в себе конструктивный заряд, который будет способствовать скорейшему выполнению зафиксированных в документах решений и проведению необходимых преобразований в них.

3 Выступления, реализующие положение журналистики как института общественного контроля за ходом дел в различных областях жизни.

На каждый практический вопрос журналистика стремится дать ответ и добиться позитивных изменений, используя свои «властные полномочия», вмешиваясь в общественный процесс, в жизнь социальных институтов, в работу их руководителей.

Однако «властные полномочия» журналистики носят не обязательный для исполнения, а убеждающе-консультативный характер.

Журналистика, будучи одним из средств социального управления, участвует не только в обнаружении проблемы и ее анализе, но и в выработке предложений по практическому ее решению, в том числе внедрению решений проблемы, найденных наукой, в стимулировании принятия решений соответствующими органами, в воспитании требуемого отношения и необходимого поведения людей по отношению к принятым решениям, в осуществлении общественного контроля за выполнением решений органами и организациями.

В целом СМИ осуществляют комплекс функций. Их можно объединить в следующие группы: информирования (просвещение, распространение фундаментальных и оперативных сведений, знаний), пропаганды (воспитание, убеждение, формирование отношения - ситуативного и устойчивого), организации (воздействие на поведение людей в различных сферах жизнедеятельности, прежде всего - политической; на принимаемые ими лично или в составе различных коллективов решения), коммуникативную (создание условий для выполнения других функций, регуляция обмена опытом между различными социально-профессиональными и территориальными частями общества).

 

Обе группы факторов – политические и практические – приводят к тому, что в тех подразделениях СИ, которые предназначены для взаимодействия со СМИ, создаются службы сбора и анализа выступлений журналистики, затрагивающих деятельность данного социального института. Результаты такого анализа доводятся до сведения соответствующих органов и социальных лиц, которые определяют характер реакции на выступления журналистики.

Характер реакции руководящих органов зависит и от внимания и объективности тех, к кому обращено слово журналиста, но не в меньшей, если не в большей степени – и от самих журналистов, от компетентности СМИ.

Компетенция газеты, журнала, теле- и радиопрограммы определяется их специализацией и масштабом деятельности. Характер компетенции сказывается и на характере выступлений, и на реакции на них различных СИ. Если журналистские издания обладают не только высоким престижем и влиятельностью в обществе, но и юридическим закреплением своей компетенции, то это значительно повышает авторитетность выступления.

Компетентность. Компетентное суждение – плод серьезного, основанного на широкой и достоверной исходной информации анализа, проведенного на базе высокой методологической культуры. Готовность к диалогу в поисках наилучшего решения – одна из черт компетентности журналиста, допускающая возможность другого подхода, наличие неизвестных ему фактов, обнаружение иных способов объяснения и формирования выводов и предложений. Взгляд журналиста носит как бы двоякий характер – в нем сочетаются специальный и социальный подходы.

 

 

9) Культурно-образовательные функции СМИ.

Культура – это выраженный в созданных людьми материальных и духовных ценностях, в характере и формах отношений между людьми уровень развития общества и составляющих его групп, слоев, отдельного человека с его творческими силами и созидательными способностями.

Культуроформирующая функция журналистики заключается в том, что, будучи одним из институтов культуры общества, может участвовать в пропаганде и распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека. Цель культуроформирующей функции – обогатить внутренний мир человека как самоценной личности. Главной задачей журналиста является высокопрофессиональное «обслуживание» предпочтений, стремлений и увлечений аудитории, сформировавшихся на базе ее собственного выбора.

Журналистика, благодаря широкому развитию системы каналов передачи информации, делает культуру доступной для самых широких кругов.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.