Сделай Сам Свою Работу на 5

СМИ как социальный институт.

Журналистская деятельность осуществляется в определенных общественно-политических условиях (государственных, экономических, культурно-исторических, религиозных, национальных) при определенном характере и взаимоотношениях различных социальных сил (классов, партий, профсоюзов, ассоциаций предпринимателей). При этом жизнедеятельность общества протекает в значительной мере как функционирование большого количества разнообразных социальных институтов. В обществе действует множество СИ. Они возникают как совокупность функционально-нормативных основ жизнедеятельности людей в той или иной сфере (семья, собственность, воспитание), которые затем обретают законодательные рамки и организационные формы. Журналистика является одним из важнейших СИ, без которого немыслимо нормальное функционирование общества, независимо от того, на каких основах оно создано и действует. Тенденции развития человеческого общества направлены на создание гуманистически ориентированного общества. Современная журналистика в обществе, находящемся в переходной стадии развития, очень разнообразна, в разных соотношениях несет черты «старого» и «нового». Журналистику, как Социальный Институт демократического общества (состоящего из трех подструктур) – гражданской, экономической, государственной), образуют три социальных типа СМИ.

СМИ гражданского «тела» общества. ГО – область «самостояния» человека как гражданина (а не подданного), активно добивающегося и реализующего свои гражданские права. Сюда входят СМИ организаций, открыто отстаивающие их позиции и выходящие на их средства (полит.партии, ассоциации предпринимателей, объединения ветеранов). СМИ коммерческого характера, выпускаемые ради прибыли. СМИ различных неполитических организаций. Государственные СМИ – создаваемые различными структурами власти, как общефедеральной, так и региональной. Государственно-общественные СМИ – наиболее полно могут реализовать общие интересы. Сущность демократии: делиберативная (требующая обдуманных решений), партиципарная (сознательное участие всех граждан) и диалогическая (когда решения рождаются в результате согласительных обсуждений). Журналистике принадлежит огромная роль в информационном обеспечении демократии через достижение максимальной информированности граждан. Необходим политич., идеологич., культурн. плюрализм («множественный»), а не монизм («1») или дуализм («2»). А также толерантность («терпение»), настроенность на конструктивное взаимодействие, ведение социального диалога в СМИ по поводу проблем, которые по-разному решают различные силы, открытый диалог, компромисс, консенсус.



Сферы СМИ, регулируемые законодательно: - Внутрижурналистские отношения; - отношения между СМИ и источниками информации; - права журналистов на распространение информации; - отношения между СМИ и аудиторией. Государство определяет объем и характер непосредственного участия государственных органов в массово-информационной деятельности и контролирует деятельность СМИ (цензура).

СМИ как 4 власть. Власть – это проявление способности какого-то субъекта доминировать в отношениях с другими социальными субъектами, возможность проводить свою волю, воздействуя на «контрагентов» в своих интересах теми или иными способами. Различают типы власти – государственное политическое регулирование, экономическое стимулирование, идеологическое воздействие. СМИ ГО и СМИ государственно-общественные – СМИ «четвертой власти». Ее сила в духовно-идеологическом воздействии, в формировании массового сознания.

Журналистика ведет мониторинг всех сфер жизни, является трибуной разнообразных мнений по широкому кругу вопросов, является общественным экспертом, участвует в создании духовной атмосферы в обществе, дает возможность гражданам высказываться и быть услышанными, выступает двигателем демократического прогресса, обеспечивает информационную безопасность, реализует часть общенациональной политики. Медиадемократия – взаимодействие на равных началах бизнеса, власти, некоммерческих организаций и СМИ.

 

 

Типология и система СМИ.

Среди имеющихся наиболее популярны следующие критерии: - по форме собственности (государственные, частные, корпоративные...); - по широте распространения (т.н. центральные и региональные); - по стилю (серьезные, бульварные или массовые, желтые или скандальные и т.д.); - по периодичности (газеты: ежедневные и ежнедельники); - по жанрам (общественно-политические, отраслевые, рекламные и т.д.); - по способу передачи и мощности радио- и телесигнала. Однако ни один из вышеприведенных критериев не кажется мне уникальным для всех СМИ. К тому же искусственное усложнение порождает путаницу. Потому предлагается следующий вариант, в котором все предельно обобщено.

Средства массовой информации.Печатные: Электронные и Информационные агентства.

Печатные:Газеты, Журналы, Бюллетени, Справочники, Листовки, Рекламные щиты

Газеты:государственные и частные, ежедневные и еженедельные, серьезные и массовые, общественно-политические и отраслевые (тематические), региональные и надрегиональные ("центральные"). Журналы:государственные и частные, еженедельные - ежемесячные – ежеквартальные, серьезные и массовые, общественно-политические и отраслевые (тематические), региональные и надрегиональные ("центральные"). Бюллетени:региональные и надрегиональные ("центральные"), политические - правовые – отраслевые. Справочники:региональные и надрегиональные ("центральные"), комбинированные и специализированные. Листовки:рекламные - социальные - политические

Электронные:Радио, Телевидение, Интернет, Видео- и аудиозаписи, кинематограф (условно). Радиокомпании (каналы):государственные и частные, региональные и надрегиональные ("центральные"), длинно-, средне- и коротковолновые – FM, информационные и развлекательные. Телевизионные компании (каналы): государственные и частные, региональные и надрегиональные ("центральные"), эфирные - спутниковые – кабельные, социально-политические - специализированные – развлекательные. Интернет: Онлайн-СМИ (сетевые СМИ): - интернет-газеты, - интернет-журналы, - новостные порталы (ленты), - интернет-дайджесты, - электронные версии печатных СМИ, - электронные версии либо представительские сайты радио- и ТВ-каналов. 1. Информационные и информационно-образовательные порталы. 2. Представительские сайты учреждений, предприятий, общественных и национальных организаций

Инфраструктура – система жизнеобеспечения деятельности журналистики. Эта система, с одной стороны, снабжает газеты и т. д. всем необходимым для их успешной деятельности – информацией, техникой и т.д., а с другой – обеспечивает доставку информационной продукции потребителям.

Информационные агентства и службы – система телеграфных агентств, агентств печати и аудиовизуальной информации, пресс-центров. Эти организации ведут деятельность по сбору и обработке информации, ее распространению и снабжению ею органов СМИ и т.д. эти службы не «выходят» непосредственно на массовую аудиторию, а снабжают информацией газеты и т.д.

Информационные агентства передают СМИ социальную, политическую, экономическую информацию, а рекламные сообщения – забота уже рекламных агентств. Деятельность последних разносторонняя. Для своего заказчика агентство готовит рекламные материалы, размещает их в газете, на телевидении и радио; проводит рекламные мероприятия на ярмарках и выставках; организует рекламно-технические семинары и пресс-конференции; разрабатывает товарный знак и элементы фирменного стиля и т.д. Агентство взаимодействует с производственными базами, типографиями, студиями, заводами по изготовлению элементов рекламы, осуществляет связь со средствами распространения рекламной продукции и др.

«Паблик рилейшнз» – связи с общественностью значительно шире и более опосредованы по сравнению с рекламой, поскольку они не имеют свойственной рекламе узкой практической направленности, хотя и могут быть предназначены также для организации поддержки определенному товару или услуге. PR – это, скорее, функция управления, менеджмента, тогда как реклама – функция маркетинга.

Пресс-центры и службы связи с общественностью создаются министерствами, ведомствами, крупными фирмами, общественными организациями в целях налаживания отношений со СМИ, информирования общественности. Пресс-центры являются посредниками между СМИ и подразделениями ведомств. Работники пресс-центров консультируют сотрудников СМИ. В пресс-центрах скапливается объем сведений, которыми могут воспользоваться журналисты, здесь же готовится пресс-релизы. Другое направление работы пресс-центров – сбор, регистрация и систематизация материалов, касающихся сферы компетенции данного ведомства. Они готовят ответные выступления от имени ведомства или его официальных лиц.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.