Сделай Сам Свою Работу на 5

Журналистика-массовая информация-управление.





Структура основных понятий курса

Среди множества понятий выделяются основные, узловые понятия, которые принято называть категориями. Для построения системы категорий прежде всего необходимо определить центральную категорию, вокруг которой группируются остальные, связанные с ней.

Основным требованиям центральной категории отвечает понятие «массовая информация. Определение «массовая» несет в себе глубокий смысл и требует серьезного анализа. Прежде всего оно указывает на то, что информация обращена к массе, оказывается доступной для нее, актуальной, интересной, отличается от специальной информации (научной, технической, профессиональной) своей общесоциальной направленностью. Другими словами, массовая информация обращена к массовому сознанию. Выбор линии поведения по отношению к массовому сознанию зависит от социальной позиции журналиста, проявляющейся в информационной политике канала массовой информации.

«Массовая информация» (центральная категория) является основной отправной точкой для развертывания совокупности других общих понятий. Исходя из центральной категории, все другие группируются вокруг нее через ряд цепочек, каждая из которых раскрывает определенную группу взаимосвязанных закономерностей массово-информаци-онной деятельности. Таких цепочек можно выделить пять.



Первая группа категорий раскрывает социальную роль журналистики, определяя, кому и зачем нужна массовая информация: МИ – функция – аудитория – функционирование – результативность.

Вторая – дает представление о социальной направленности и методологических основах деятельности в журналистике: МИ – социальная позиция в журналистике – СМИ как социальный институт – социальные типы журналистики – исторические типы журналистики.

Третья – описывает субъективную сторону функционирования журналистики: МИ – свобода журналистики – журналистская деонтология (представления журналистов о профессиональном долге, реализуемые в журналистском праве, этических нормах, кодексах поведения и др.) – качества журналистов как профессионалов.

Четвертая группа категорий обращена к используемым в журналистике средствам «доставки» массовой информации: МИ – средства коммуникации – каналы и типы изданий и программ – система и взаимодействие – распространение.



Пятая – дает характеристику творческих форм массово-информационной деятельности: МИ – информационная политика – типы творчества – творческие формы – методологическая культура.

Данная система категорий действительна для всех областей знаний о журналистике (теоретического, исторического, социологического).

 

 

Журналистика-массовая информация-управление.

"Informatio" (лат.) - сообщение, изложение, некоторые сведения, совокупность данных. Информация – это посредник между журналистом и аудиторией, это «инструмент», которым оперируют журналисты. Сама сущность журналистики заключается в поиске, сборе, обработке, интерпретации и распространении информации. Информация – "результат отражения многообразия действительности, такое знание, которое потребно и у которого есть потребитель". В узком понимании это событийная информация (совокупность кратких некомментированных сообщений). В широком понимании информация - это вся совокупность сведений, которые несет журналистика аудитории: любые опубликованные в СМИ произведения. Третье понимание - специальное. Информация как новое знание. Хроникальная заметка, содержащая важную новость, при таком подходе может быть более информативна, чем развернутая статья с банальным содержанием.

Инструментом журналистики является массовая информация, т.к. она общезначима и общедоступна. Массовая информация удовлетворяет ряд жизненно важных потребностей современного общества. Основной среди них является потребность в формировании массового сознания. Под массовым сознанием понимается совокупность представлений различных социальных групп о явлениях окружающей действительности, затрагивающих их интересы. Эту ведущую потребность удовлетворяют публикации, затрагивающие глобальные, общие вопросы политического, экономического, нравственного характера. При отсутствии таковых массовое сознание будет формироваться под воздействием других текстов – бульварной, нигилистической, экстремистской журналистики.



Схематично информационный процесс можно изобразить следующим образом: Ж → Т (И) → А. Где журналистика (Ж) несет определенную информацию (И), заключенную в разнообразных текстах (Т) для аудитории (А). В идеале полученная аудиторией информация «работает», становится источником новой информацией, которая посредством «обратной связи» возвращается к журналистам.

В целом эффективность взаимодействия текста с аудиторией складывается из двух составляющих. 1. Из информационной насыщенности текста. 2. Из высокой информативности текста. Для того, чтобы их добиться, существуют определенные правила. Они формулируются в соответствии с тремя этапами информационного процесса: фиксацией действительности и ее первичным отображением; созданием журналистского текста и освоением текста аудиторией. В соответствии с этими тремя этапами «текстовую деятельность» журналиста описывают с трех сторон: семантической (что и как отображено), синтаксической (как организован текст), прагматической (как он осваивается). Журналист должен проявлять равное внимание ко всем трем сторонам текста: точно отображать действительность, четко представлять композицию текста, стараться сделать текст ценным для аудитории. При следовании этим требованиям реализуется такая важная задача информационного процесса, как информированность аудитории. Информированность – это такое состояние сознания аудитории, при котором каждый ее субъект располагает необходимой и достаточной информацией, позволяющей верно ориентироваться в действительности.

Полностью соответствовать реальному положению вещей нельзя. На пути информированности стоит множество преград: неполнота знаний журналиста, неизбежный субъективизм журналистов при отображении действительности, внетворческие преграды, в т. ч. затрудненный доступ журналистов к информации, а информации – к аудитории. По данным Фонда защиты гласности в 2001 году на территории России было официально зафиксировано 180 отказов журналистам в доступе к информации, включая запреты на производство аудио- и видеозаписи, фотосъемки, отказы в аккредитации, ограничение прав на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях; 21 случай отказа от печатания и распространения газет; 44 случая отключения от эфира, 15 случаев изъятия, скупки или ареста тиража.

Журналистика как информационная деятельность призвана объективно отражать открывающуюся человеческому разуму картину мира. Она сама по себе есть часть этой картины, и как таковая тоже представляет собой систему. Журналисты должны обеспечить отражение как можно более полной картины общественной и личной жизни, держать руку на пульсе этой жизни, своевременно оповещая о сбоях ее ритма, разворачивать широкие общественные дискуссии по поводу возникающих проблем, с целью выработки оптимальных решений, обеспечивающих обществу и человеку жизнеспособность и развитие. Таким образом, журналистика, формирующая и направляющая информационные потоки, предстает как самый оперативный и массовый механизм управления общественным и личностным развитием. При этом она не выступает субъектом управления, принимающим управляющие решения. Ее дело в организации публичного циркулирования информации между объектом и субъектом управления как в первом, так и во втором контуре управления, в эмпирической и в теоретической сфере познания. Организация оперативного качественного информационного круговорота обеспечивает эффективную регулирующую и самоорганизующуюся деятельность и позволяет обществу устойчиво развиваться.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.