Сделай Сам Свою Работу на 5

Состояние идеального порядка





Точка «равновесия» на земле определяется следую­щим образом: «Айян, это было разделение двух стран... под именем Белой Стены [Мемфиса]»121.

Мы уже видели, что аналогом этой точки на земной поверхности является в небе точка на пересечении эк­липтики и западного берега Млечного Пути, где нахо­дится туманность Ml (Крабовидная).

Однако при ближайшем рассмотрении Мемфисской теологии оказывается, что хотя Айяну и отводится роль шарнира «точки взвешивания» двух стран, действитель­ный процесс «взвешивания», согласно описанию, про­исходит в другом месте, конкретно — «в стране... по­гребения Осириса в доме Сокара».

Поскольку мы уже показали, что «землей дома Сока­ра» является Ростау, то есть некрополь Гизы, то можно сделать вывод, просто отталкиваясь от аналогии между картиной небесной и земной, что «взвешивание» или «уравновешивание» земли производилось каким-то об­разом в Гизе, скорее всего — рядом с Великой пирами-



 

дои, первоначальным «домом» Сокара-Осириса, или внутри нее122.

Но почему Великая пирамида рассматривалась как «ин­струмент», при помощи которого «две страны» — небо и земля — могли бы «уравновешиваться» в особой точ­ке, то есть в Айяне — Мемфисе?



Вспомним, что хронология и контекст событий «объе­динения» должны рассматриваться на фоне космичес­кого ландшафта Первого Времени. Так что отнесем рас­сматриваемую образную систему назад, в эпоху 10 500 года до н. э., и посмотрим, каким образом предполага­емое «идеальное равновесие» достигалось в космичес­ком «Айянс», то есть в точке, где находится Крабовид-ная туманность.

Тогда три великих пирамидыГизы оборачиваются, разумеется, Поясом Ориона на меридиане, а конкретно Великая пирамида — своим небесным аналогом, звез­дой Аль-Нитак, самой нижней из трех.

На рисунке 74 воспроизводится участок звездного неба 10 500 года до н. э. со звездой Аль-Нитак на меридиане. В этот момент, как мы видели в главе 17, точка весенне­го равноденствия расположена прямо на востоке, чуть ниже Льва. «Противоположная» же ей точка осеннего равноденствия находится прямо на западе (чуть ниже Водолея). Короче говоря, в это время «два неба» — по одному с каждой стороны Млечного Пути — находи­лись в идеальном равновесии, совершенно симметрич­но, как и описывается в текстах.



Многое говорит в пользу того, что последователи Гора рассматривали дугу солнечной эклиптики как коромысло гигантских весов, пересекающее видимое небо. На од­ном конце этого коромысла оказывается Лев в точке весеннего равноденствия, на другом — Водолей в осен­нем равноденствии. Так что когда в 10 500 году до н. э. в день весеннего равноденствия Аль-Нитак оказывалась на

небесном меридиане, можно было справедливо считать, что небеса находятся в идеальном порядке.

Маат

В символической терминологии древних египтян кос­мический порядок был известен как Маат. Это слово означает также «справедливость» и «закон» — напри­мер, справедливость, которая была проявлена «советом богов» Гелиополиса, когда они приняли решение в пользу Гора после его конфликта с Сетом и вернули ему права на трон Осириса.

Древнеегипетские религиозные тексты воспроизво­дят подробности одного из высших ритуалов литургии Осириса — «взвешивания души» умершего в Зале Вели­кого Суда Осириса. Это своего рода прообраз «Соломо­нова суда». При этом взвешивание производится на Ве­ликих Весах Маата.

В папирусе Ани, хранящемся в Британском музее,

дается особенно красочное описание Зала Великого Суда, а также Великих Весов Маата. Последние именуются Мекхаат — что в других контекстах может означать «рав­новесие Земли».

Иероглиф для обозначения глагола «взвешивать» име­ет вид треугольника, с вершины которого спускается отвес; этот знак может иметь также значение «уравнове­сить землю». Треугольник явно напоминает профиль или поперечное сечение пирамиды.



Как говорилось в части II этой книги, в 1872 году в Великой пирамиде были найдены странный каменный шар, кусок деревянного бруска и бронзовый крюк, на­ходившиеся с момента постройки в шахтах камеры Ца­рицы. Генри Унльямс Чизхольм, заведующий отделом стандартов Министерства торговли в Лондоне, внима­тельно изучил эти предметы в том же году и пришел к выводу, что шар скорее всего является гирей, а брусок и крюк также могут служить для взвешивания и измере­ния. Свои выводы он опубликовал в авторитетном жур­нале «Нсйчур» 26 декабря 1872 года.

Аналогичного мнения придерживается и Королевс­кий астроном из Шотландии Чарльз Пьяцци-Смит, который также изучал эти находки в 1872 году.

Некий Э. X. Прингл высказал в письме в «Нейчур» мнение, что каменный шарик является «отвесом камен­щика», а «бронзовый крючок и кедровый брусок могли входить в состав того же инструмента».

Разумеется, какой-то отвес вполне мог употреблять­ся для выверки уклона шахт. К тому же мы видели, как «отвес» использовался в составе иероглифа, означаю­щего «взвешивание», а иногда и «равновесие».

Возможно, Великая пирамида — земной аналог звез­ды Аль-Нитак — рассматривалась как устройство для взве­шивания или «инструмент», играющий какую-то роль в необъяснимой пока попытке восстановить «равновесие»,

или космический порядок в мире, то есть Маат, в том виде, как было в Первом Времени. Рассмотрим возмож­ность этого.

Трюки во имя равновесия

Мы говорили в главе 3, что Великая Пирамида моде­лирует северное полушарие земли в масштабе 1:43 200123. Можно сделать вывод, что она может служить архитек­турной и математической моделью и северного небесно­го полушария124.

Если посмотреть на поперечное сечение пирамиды, то можно заметить, что каждый из двух комплектов «звез­дных шахт» — то есть северная и южная в камерах Царя и Царицы соответственно — задуман так, чтобы их вы­ход находился на северной и южной гранях пирамиды на одной высоте. Они «висят», как гигантские плечи ры­чагов, как бы уравновешивающие всю геометрическую структуру пирамиды. Но имеется некая странность в раз­мещении двух камер, от которых идут эти шахты. Если камера Царицы находится точно на центральной линии пирамиды, то камера Царя несколько смещена к югу, как будто для восстановления равновесия гигантских ве­сов противовес был сдвинут влево.

Это любопытная архитектурная аномалия влечет за собой следующие последствия:

1. Камера Царицы: «проектный» угол наклона состав­ляет в среднем 38°08', то есть они образуют прямой угол с гранями пирамиды (51°52' + 38°08' = 90°)125.

2. Камера Царя: «проектный» угол наклона южной шахты составляет 45°00', северной шахты — 32°30'.

Это уравновешивает эффект смещения камеры и вос­станавливает «равновесие» геометрической конструкции в целом.

В 2500 году до н. э. Аль-Нитак находилась на мериди-

ане на высоте 45°, то есть прямо по направлению юж­ной шахты камеры Царя. Как помнит читатель, в эту эпоху точка весеннего равноденствия находилась чуть выше Гиад - Тельца, чьим земным аналогом, как мы установили, является район пирамид Дашура.

А теперь посмотрим, в какую эпоху Аль-Нитак пере­секала меридиан на высоте 38°08', то есть находилась против южной шахты камеры Царицы.

Расчеты показывают, что такая соосность могла иметь место около 3850 года до н. э., эта дата весьма близка к той, что ранние египтологи так охотно приписывали эпохе «объединения», которое предположительно со­стоялось в Айяне-Мемфнсе. Не правда ли, любопытно отметить, что в 3850 году до н. э. точка весеннего равно­денствия находилась около Крабовидной туманности, точки на небесном ландшафте (и на эклиптике), кото­рая является небесным аналогом Айяна - Мемфиса...

Трое волхвов

В 10 500 году до н. э. звезда Аль-Нитак Пояса Ориона находилась в наиннзшей точке прецессионного цикла, а точка весеннего равноденствия - в созвездии Льва. В нашу эпоху, близкую к 2000 году н. э„ своеобразные «весы» Гизы находятся в другом крайнем положении:

Аль-Нитак отстоит всего на несколько дуговых секунд от наивысшего положения, а точка весеннего равноден­ствия вот-вот войдет в созвездие Водолея. Иными сло­вами, с Первого Времени до Последнего небеса развер­нулись наоборот - точнее говоря, слева направо, - и Водолей теперь отмечает весеннее равноденствие, а

Лев — осеннее.

Интересно, нс ухитрились ли мудрецы Гелиополиса,

работая на заре истории, создать некое устройство, спо­собное давать старт мессианским событиям, под флагом

которых проходят эпохи: скажем, эпоха Пирамид (точ­ка весеннего равноденствия — в Тельце), эпоха Хрис­тианства (Рыбы); может быть, на Водолея придется не­кая «новая эпоха»?

В связи с этим отметим, что около 330 года до н. э., когда точка весеннего равноденствия начинала «вплы­вать» в эпоху Рыб, высота Аль-Ннтак (на широте Гизы) составляла 51°52' — угол наклона Великой пирамиды. В этот период завоевания Александра Великого (356—323 годы до н. э.) и слияние в результате этого Восточного и Западного миров пробудили на Востоке великие ожи­дания мессианского «возврата». Сначала в Александрии, а затем по всему Лсванту началось всеобщее брожение, как будто сработало некое пророческое трнггсрное уст­ройство, кульминацией чего стали великие мессианс­кие события христианства126.

Три звезды Пояса Ориона отражены в фольклоре многих стран как геральдические «три мудреца» или «царя», или «волхвы» с Востока, которые фигурируют в истории рождения Христа. Интересно, что звездопок­лонники — сабиане из Харрана, прототип волхвов, со­вершали, по-видимому, ежегодные паломничества в Гизу не менее., чем со II тысячелетия до н. э. по XI век н. э. Интересно также, что, если наблюдать из Харрана, который находится к востоку от Вифлеема и на более высокой широте, чем Гиза, звезда Аль-Нитак достигала кульминации на меридиане (51"52') в 4 году до н. э. — в год общепринятого рождения Христа. В этом году так­же «звезда рождения» Сириус восходила и была отчет­ливо видна на востоке в сумерках на закате Солнца.

Нет ли. чего-то — скажем, древнего предания, заву­алированного, но живого до сих пор, — что несет через века какие-то планы, направленные на возбуждение ли­хорадочного ожидания мессии и изменение хода исто­

рии в определенные поворотные моменты,, «записан­ные звездами»?

Не приближается ли и сейчас такой момент? Не собирается ли опять сработать это «устройство»? Мы вернемся к этим вопросам в нашей следующей книге.

ПРИЛОЖЕНИЕ!

ПРЕЦЕССИЯ, ИСТИННОЕ ДВИЖЕНИЕ И НАКЛОНЕНИЕ

Определение положения ярких звезд Рсгула, Сириуса и Аль-Нитак в далеком прошлом.

В отлнчпс от фиксированных значений широты и дол­готы, которыми картографы пользуются для обозначе­ния положения объектов на карте Земли, астрономичес­кие карты приходится периодически перерисовывать из-за постоянно меняющихся координат звезд. Это опреде­ляется прежде всего эффектами прецессии, а также мно­гочисленными другими, но более мелкими факторами, которые мы вскоре рассмотрим, проявляющимися в те­чение длительных промежутков времени.

Каждая звезда меняет свое положение очень медлен­но, и это обстоятельство в сочетании с необходимос­тью выполнять сложные вычисления с тригонометри­ческими функциями и многочленами весьма осложняло в докомпьютерную эпоху попытки археоастрономов определить возраст архитектурного сооружения, исхо­дя из его ориентации относительно приметных небес­ных тел. К. счастью, однако, большинство этих факто­ров можно учесть при выполнении расчетов на персо­нальных компьютерах, используя специальные астро­номические программы.

Прецессия

Земля обращается вокруг Солнца в почти неизменной плоскости, известной как эклиптика, причем ее ось вра­щения в пространстве в настоящее время наклонена к перпендикуляру, восстановленному к этой плоскости (то есть линии, соединяющей северный и южный полюса эклиптики), под углом примерно 23,4°. Этот угол, кото­рый слегка ( и довольно непредсказуемо) меняется в те­чение длительных промежутков времени, известен как наклонение и служит причиной изменений времен года.

Как первым объяснил сэр Исаак Ньютон, явление прецессии лучше всего рассматривать по аналогии с вра­щающимся волчком. Солнце и Луна оказывают гравита­ционное воздействие на экваториальное расширение нашей планеты, вызывая так называемую лунно-солнеч­ную прецессию, в результате чего земная ось описывает круг с радиусом почти 23,4° относительно северного по­люса эклиптики в течение периода почти 26 000 лет.

Результатом общей прецессии, то есть суммы лунно-солнечной и планетарной прецессий (последняя есть ре­зультат гравитационного воздействия других членов Сол­нечной системы), является медленное смещение в запад­ном направлении весеннего и осеннего равноденствий по эклиптике с противоположных сторон небесной сфе­ры примерно на 50,3" (дуговых секунд) за год, или на 1° каждые 71,6 лет.

Это означает, что весеннее равноденствие, где Солн­це пересекает небесный экватор с юга на север каждую весну, смещается назад относительно зодиака (полоса неба, непосредственно примыкающая с обеих сторон к эклиптике) со скоростью в одно созвездие за каждые 2100 лет или около того. В настоящее время точка весен­него равноденствия находится в созвездии Рыб недалеко от Водолея. Большинство авторитетов приписывают от­крытие прецессии Гиппарху (в 130 году до н. э.), но су-

ществует убедительное свидетельство в пользу того, что его эффекты были известны древнеегипетскому обще­ству. Подобное математическое описание прецессии име­ется в приложении II к книге «Тайна Ориона».

Нутация

Траектория медленного вращения земной оси отно­сительно полюсов эклиптики не является идеально кру­говой — скорее волнообразной, поскольку представляет собой небольшие периодические «кивки» туда и обратно («нутация», собственно, и означает «кивание»). Главный компонент этого движения имеет период 18,6 года и ам­плитуду, близкую к 9 дуговым секундам — слишком малую, чтобы наблюдать невооруженным глазом. Винов­ницей этого является Луна, и эффект определяется се относительной близостью, изменением положения по отношению к Солнцу и расстоянием.

Аберрация звездного света

Еще одна поправка, которую приходится вводить при оценке положения звезды, но которая также неощутима для невооруженного глаза, связана с конечной скорос­тью света и орбитальной скоростью движения Земли вокруг Солнца, равной примерно 30 километрам в се­кунду. Она смещает положение звезды где-то до 20 дуго­вых секунд, или на 1/180 градуса.

Истинное движение

Все звезды движутся в космосе. Более молодые звезды, которые лишь недавно (в космических масштабах) роди­лись из газа и пыли, зачастую движутся в виде слабо свя­занного скопления — кластера (примером могут служить Плеяды, или «Семь Сестер» в созвездии Тельца), посте­

пенно расходясь и меняя направление под действием внешних гравитационных воздействий.

Характеристика, которую мы называли «истинным дви­жением», есть движение звезды перпендикулярно нашей линии зрения, и обычно ее разделяют на две составляю­щих: прямое восхождение и скопление. Это две главных координаты, которые используются для указания поло­жения на небесной сфере и аналогичные земным поня­тиям широты и долготы. Движения эти малы в связи с огромными расстояниями-между звездами, но их резуль­таты накапливаются и способны проявиться за длитель­ные периоды, характерные для археоастрономическнх исследований.

Наибольшее известное истинное движение наблюда­ется у звезды Барнарда, которая перемещается в небе со скоростью 10,3 дуговых секунд в год, или 1 градус за 350 лет. Для самой яркой звезды, Сириуса, также характерно довольно большое истинное движение по склонению — около 1,21 дуговой секунды в год; Сириус перемешается и южном направлении по отношению к другим звездам, покрывая расстояние, зрительно эквивалентное ширине Млечного Пути в течение каждых 1500 лет или около того.

Рефракция

Это явление стоит сразу же за долговременной пре­цессией по величине погрешности, которую может вне­сти в наблюдаемое положение звезды. Однако его легко выявить, и к тому же оно заметно лишь для объектов, которые находятся близко к горизонту. Наблюдая звезду на малой высоте, мы смотрим на нее под углом через толстый слой атмосферного воздуха, который ведет себя подобно слабой линзе, несколько отклоняя лучи, так что зрительно объект находится выше, чем на самом деле. Благодаря рефракции (преломлению) небесные тела вос-

ходят раньше и заходят позднее, чем предсказывают рас­четы. Впрочем, самое большое смещение звезды, находя­щейся вблизи горизонта, составляет порядка 0,6°, то есть чуть больше, чем полная Луна.

Наклонение

Нынешний наклон земной оси к эклиптике (23,4°) не есть величина постоянная, и на протяжении несколь­ких последних веков он постепенно уменьшается. Поэто­му если требуется высокая точность, то для определения наклонения в ближайшие 500 лет можно пользоваться следующим эмпирическим полиномиальным выражени­ем:

Наклонение = 23,452294° - 0,0130125°Т -0,000001б4°Т2 + 0,000000503°Т3 , где Т — число юлианс­ких столетий по 36,525 эфемерических дней (отсчет ве­дется от 1900 года). Однако для более длительных интер­валов времени формула начинает давать чрезмерные по­грешности, и приходится пользоваться другими метода­ми. Они в основном опираются на математические моде­ли Солнечной системы, приложенные к системе Земля — Луна. При расчетах наклонения по этому методу самая большая неопределенность связана с непредсказуемыми динамическими изменениями эллиптичности Земли, которые могут произойти в ледниковые периоды. По­добное математическое исследование вопроса представ­лено Ласкаром, Жутелем и Будэном в «Джорнэл оф Ас-трономн энд Астрофизике», № 270 (1993 год). Согласно их данным, наклонение может колебаться в пределах от 22° до 24,5°, хотя полной определенности здесь нет.

Расчет положений Регула, Сириуса и Аль-Ннтак в прошлом:

Используя перечисленные выше поправки, на ком­пьютере Эпл-Макинтош по программе Скаит-Чарт-2000 были рассчитаны для разных дат положения звезд Регул,

Сириус и Аль-Нитак, находящихся соответственно в созвездиях Льва, Большого Пса и Ориона:

    РЕГУЛ        
Эпоха Правое Склонение Высота в
    восхождение     кульминации
2000 г. н. э. 10 час. 08,4 мин. +11°58' +72,0°
2500 г. до н. э. 05 час. 50,7 мин. +24°10' +84,2'
7500 г. до н. э. 01 час. 12,2 мин. +07°28' +67,5°
10 500 г. до н. э. 22 час- 34,5 мин. -10-25' +49,6°
Истинное движение принято: -0,017' +0,003"

 

    СИРИУС        
Эпоха Правое /-'" Склонение Высота в
    восхождение     кульминации
2000 г. н. э. 06 час. 45,2 мин. -16°43' +43,3°
2500 г. до н. э 03 час. 28,0 мин. -20"52' +39,1°
7500 г. до н. э. 23 час. 39,8 мин. -44-22' +15,6°
10 500г. до н.э. 20 час. 12,0 мин. -58°43' +01,6°
Истинное движение принято: -0,038' -1,211"

 

АЛЬ-НИТАК
Эпоха Правое Склонение Высота в
    восхождение     кульминации
2000 г. н. э. 05 час. 40,8 мин. -01"57' +58,0°
2500 г. до н. э. 02 час. 02,1 мин. -15°03' +44,9°
7500 г. до н. э. 21 час. 45,1 мин. -42-19' +17,7°
10 500г. до н. э. 17 час. 58,3 мин. -50° 34' +09,5°
Истинное движение принято: -0,000' -0,002"

 

Примечание: Программа Sky Chart 2000 была написана Тимом Де Бенедиктисом и может быть найдена либо в библиотеке программ Макинтош, либо в Интернете (Ipl.seds.arizona.edu).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПЕРЕПИСКА С МАРКОМ ЛЕНЕРОМ ПО ПОВОДУ ГЛАВЫ 5

Мы посылали египтологу Марку Ленеру первый ва­риант главы 5, которая в значительной степени касается его. Его замечания и поправки были учтены, и глава переписана в том виде, как она опубликована. Когда док­тор Ленер получил исправленный вариант, то прислал нам письмо с дополнительными комментариями, кото­рое мы согласились полностью воспроизвести в виде приложения. Здесь же приводится нами ответ на письмо доктора Лснсра.

Отправитель: Марк Лснср Кому: г-дам Роберту Ж. Бьювэлу и Грэму Хэнкоку

16 ноября 1995 года

Дорогие Грэм и Роберт,

Благодарю за письмо от 12 ноября 1995 года и второй вариант Вашей главы 5 «История о медиуме, ученом и Сфинксе». Он оказался намного более точным, чем пер­вый, в отношении событий, в которых я участвовал.

Должен сделать следующие замечания и предложить следующие поправки (открыто для всех):

«его пророчества... породили деятельность... с капита­

лом в много миллионов долларов... с ортодоксальными егип­тологами... первый раз мы услышали о... когда знакомились с... Марком Ленером».

Нс хотите ли вы сказать этим, что Кейси в одиночку (без всякой теософии, антропософии, масонства, астро­логии, священной метрологии, каналирования, люби­телей НЛО и Ширли Маклейн) породил некую много­миллионную деятельность, непосредственным результа­том которой явилось мое вовлечение в египтологию? Это было бы несколько абсурдно.

«...установка была доставлена... Вслед за этим работы были немедленно прекращены».

Это не совсем точно. Буровая установка была испыта­на и использовалась в другом месте, например, к западу от второй пирамиды, прежде чем ее доставили в Храм Сфинкса для бурения двух скважин. И проект не был прекращен немедленно после этого. Команда RSI/SRI пробурила еще две скважины в юго-восточном углу ос­нования Сфинкса и под его южной передней лапой. Пос­ле этого проект как-то выдохся, как в результате ссоры между RS[ и SRI, так и, насколько помню, из-за того, что бригада SRI уже занималась в Египте пару месяцев какой-то другой работой.

«Недооценила... привело к... ухудшению отношении меж­ду RSI SRI».

Насколько помню, хотя RSI действительно не слиш­ком высоко ценила роль Кейси в проекте, причиной для охлажцения послужили какие-то вопросы, связанные с доверенностями. Не уточнить ли вам эти моменты у SRI?

«К этой интриге добавляются... еще одного проекта, который финансировался Фондом Эдгара Кейси».

Далась вам эта интрига! Нет же, это не был еще один проект. Акустическое зондирование с погружением гене­ратора в скважину проводилось в последние дни поле­вых работ SRI у Сфинкса еще в 1978 году, а никак не 1982 году. У меня сейчас нет под рукой экземпляра публи-

кации «Рывок вглубь», но, если там утверждается, что в 1982 году был организован новый проект, то это неверно. Все, что я описываю в использованной вами цитате, про­исходило в последние дни работ по проекту 1978 года.

«Как помнит читатель, работа была внезапно останов­лена... организации древностей».

Всюду вам так и видятся «внезапные остановки». Вам не следовало бы ссылаться на меня в подтверждение это­го обстоятельства, потому что при этих событиях я не присутствовал. У меня впечатление, что Шоху, Уэсту и Добецки никто не мешал в первый сезон их работ у Сфинкса. Разрешение на подобные работы дастся (или в нем отказывают) большой комиссией Верховного сове­та по древностям (бывшая Египетская организация древ­ностей).

«Отход. Когда именно профессор Ленер стал выходить из-под влияния Фонда Эдгара Кейси и переметнулся в лоно ортодоксальной профессиональной египтологии, не особен­но ясно».

Следует ли понимать, что, исходя из своих представ­лений об убеждениях человека, вы можете четко сказать:

«до этого момента вы верите», а «теперь — не верите»? Похоже, что вас этот вопрос особенно занимает. Ваши формулировки напоминают слушания в Конгрессе США по поводу Уотергсйта: «Что именно знал президент и когда именно знал он это?» Так и у вас: «Во что Лснср верил и когда он перестал в это верить?!»

Попробую предложить некоторые автобиографичес­кие заметки, которыми вы вправе воспользоваться, если захотите.

Некоторые сомнения меня посещали, еще когда я на­правлялся в Епшет в 1973 году, поскольку древняя исто­рия Кейси не слишком согласовывалась с курсом антро­пологии, который я прослушал в университете Север­ной Докоты. Но, как я указывал в своем последнем пись­ме, у меня были кое-какие надежды, что удастся найти

свидетельства событий прошлого, в какой-то степени согласующиеся с прозрениями Кейси.

В течение двухлетнего пребывания в Американском университете в Каире я специализировался в антрополо­гии и прослушал свой начальный курс по египетской археологии и доисторическому периоду. Основную часть свободного времени я проводил в Гизе; кроме того, я посещал и другие памятники древности и археологичес­кие раскопки. И никакие «следы богов» мне нс попада­лись. Но зато ознакомившись с большим количеством ранее обнаруженного археологического материала, о ко­тором окружение Ксйсн и их египетские союзники-эн­тузиасты имеют лишь минимальное представление, я встречал «следы людей» — риски, оставленные их инст­рументами, их имена, родственные связи, скелеты и предметы материальной культуры.

В 1974 году я читал труды социального психолога Ли­она Фсстннгера по «когнитивному диссонансу», в част­ности его книгу «Когда пророчество не сбывается». Фсс-тингер анализирует поведение людей в случае, когда воз­никает противоречие между открывшейся системой ве­рований и эмпирически полученной информацией, то есть физическим свидетельством. В этих трудах я узнал много черт, присущих мировоззрению Кейси, моим соб­ственным верованиям и моим растущим сомнениям.

Вернувшись в Вирджиния-Бич, я обсуждал в своих лекциях и беседах реальные археологические свидетель­ства, окружающие Сфинкса и Пирамиды, и их противо­речия с картиной Египта, нарисованной Кейси. Я гово­рил со своими друзьями и сторонниками, вроде Хью Линна и Джозефа Ягоды (кстати, нс названные вами два человека из ARE так и останутся столь же загадочными, что и «Ученый»?), о своих сомнениях и о том, насколько окружение и система верований Кейси походят на мно­гое из того, о чем говорят Фсстингер и другие ученые-обществоведы .

В этих беседах я пытался объяснить окружению Ксй-си, что они относятся к истории о Египте и Атлантиде как мифу в том смысле, который популяризировал Джо-зеф Кэмпбелл, или о каком говорил Карл Юнг в своей психологии прототипов. Хотя миф и не является истиной в прямом смысле, он в некотором смысле правдив литера­турно. «Прозрения» Кейси говорят по-своему, что внут­ренний мир символов и прототипов более «реален», чем подробности мира физического. Я сравнивал зал Запи­сей Кейси с Волшебником из Страны Оз. Да, нам всем хочется, чтобы «звук и ярость» и могучее волшебство существовали на самом деле; при этом мы не обращаем внимания на маленького человека за занавеской (на себя). В археологии масса дилетантов и новичков хотят найти след пропавшей цивилизации, пришельцев, да и «бо­гов», но нс обращают при этом внимания на реальных людей за занавеской времени и на «неудобные» матери­альные свидетельства, на которые опираются взгляды так называемых «ортодоксальных» ученых.

К слову: как может Джон Уэст поносить египтологов за подавление священной науки, присущей египетской культуре, не умея читать по-египетски? Не смахивает ли это на то, что, скажем, кто-то претендует на знание подлинного смысла Шекспира, не умея читать по-анг­лийски? Другой теоретик по части пирамид как-то зая­вил во время оживленного разговора за обедом: «А где свидетельство? Пирамида стоит, а никаких свидетельств о том, как древние египтяне могли ее построить, нс имеется». Я назвал ему четыре работы египтологов — все на английском языке, — посвященные древнеегипетским инструментам, технологии, каменной кладке, материа­лам и производству. И, хотя он опубликовал пользую­щуюся широким признанием книгу с новой теорией пи­рамид, он был вынужден признаться, что не читал ни одной из этих фундаментальных работ. Было бы намного интереснее и полезнее, если бы подобные теоретики,

прежде чем вступать в дискуссию, прочитали и усвоили бы подобные первоисточники.

Об этом я размышлял, когда собирался принять учас­тие в своих первых «ортодоксальных» раскопках в 1976 году. Эти мысли нашли отражение в заявлении, что зал Записей стоит искать, но не так, как что-то реально ося­заемое. В общем, вроде Святого Грааля.

В 1977—1978 годы у меня была возможность работать не только по проекту SRI в Гизе, но и с Захи Гавасом, который занимался раскопками древних культурных сло­ев, которыми пренебрегли ранее археологи. Эти раскоп­ки мы вели в северо-восточном углу основания Сфинк­са, прямо рядом с северной передней лапой, и в основа­нии Храма Сфинкса. Мы обнаружили керамическую по­суду, обломки каменных инструментов и другие предме­ты прямо в основании, где ими были заполнены глубо­кие расщелины, трещины и разные укромные уголки. Единственное разумное объяснение нам — там этих пред­метов — что они были оставлены теми, кто возводил Сфинкса и пирамиды во времена Древнего царства.

Такие находки и отрицательные результаты проекты SRI поставили для меня на нем крест. В том смысле, что теперь я знал: вероятность того, что толкование Кейси истории Епшта и монументов Гизы, а также его древняя «история», включающая Атлантиду и пр., отражает ре­альные факты, чрезвычайно мала.

И я утратил интерес к литературному жанру имени Кейси, в том смысле, что он ничего общего не имеет с данными археологии, хотя он и продолжает интересо­вать меня как явление социальное и литературное. Мои встречи с каменной реальностью захватывают куда боль­ше. Меня возбуждает процесс реконструкции прошлого по эмпирическим свидетельствам. По мере того как я за­нимался в следующем десятилетии полевыми археологи­ческими изысканиями в различных районах Египта, я все больше утрачивал интерес к трансформации верова-

ний и к общим вопросам философии и религии. В Гизе мои интересы и исследования перестали определяться мнениями Кейсн и ему подобных. В 1982 году я провел исследование гробницы Гетефера и написал об этом монографию, опубликованную в 1985 году Германским археологическим институтом. Идеи Ксйси не имеют ни малейшего отношения к этой работе.

Тем временем Хью Лннн Кейси (до своей смерти), а также Чарльз Томас Ксйси и другие окружавшие их люди оставались моими весьма близкими друзьями. Некоторые (хотя и не все) сохраняли интерес к спонсированию изучения Гизы. Поддержка, которую они оказывали про­екту радиоизотопной датировки пирамид, была полез­ной как для развития археологии пирамид, так и для проверки их идей о происхождении и возрасте Великой пирамиды и Сфинкса.

Вспоминаю один очень личный момент. В 1983 году я работал на экспедицию в Абидасе, центре культа Осири­са в Верхнем Египте. Там, далеко к западу от возделыва­емых земель, захоронения первых египетских фараонов буквально утонули в языке пустыни недалеко от огром­ной расщелины в скалах, которую, возможно, видевшие ее древние считали входом в ад. Много столетий спустя одну из могил, принадлежавшую человеку, кто был од­ним из царей I династии, объявили гробницей Осириса. После этого столетиями паломники оставляли здесь в качестве пожертвований керамическую посуду. Целые холмы из миллионов черепков заполонили все вокруг;

отсюда арабское название этого места — Умм эль-Кааб, «Мать горшков». Как-то вечером на закате я пришел, прогуливаясь, к Умм эль-Кааб и остановился на одном из холмов над гробницами. Интересно, размышлял я, действительно ли древние паломники верили, что здесь персональная могила бога Осириса. Может быть, те, «кто сидит возле храма» (как выражаются дзэн-буддисты) — местные жрецы — знали, что могила одного из фарао­

нов I династии просто выбрана, чтобы символизировать захоронение Осириса. Я думал о собственном паломни­честве, которое привело меня в Египет, вспомнил миф о зале Записей. И я почувствовал, что эта часть мировоз­зрения как-то все удаляется от меня, словно айсберг, который оторвался от материка, и, уплывая, тает где-то в далеком море.

Извините, что так расписался. Но ведь, Грэм, я совер­шенно согласен с вами в том, что, как вы отметили в последующем письме, читатели должны располагать фак­тами, чтобы оценить мнение академической науки.

Искренне Ваш, Марк Лснер.

P.S. Это, может быть, и не очень существенно для по­пулярного издания, но с точки зрения послужного списка доцент («помощник профессора»), мое звание в Инсти­туте Востока, — не то же, что профессор. Сейчас я ушел из штата, но остаюсь внештатным доцентом в Чикагском университете и Институте Востока, где появляюсь каж­дый год в качестве преподавателя.

Копии: Брюсу Людвигу, Дугласу Ролсу.

Кому: Марку Ленеру Отправитель: Грэм Хэнкок

8 декабря 1995 года

Дорогой Марк,

Благодарю за Ваше очередное письмо от 16 ноября 1995 года в ответ на наш исправленный вариант главы 5. Мы высоко ценим Вашу откровенность.

Если не возражаете, мы предлагаем напечатать исправ­ленный вариант главы 5 в том виде, как Вы его видели, и

одновременно полностью напечатать Ваше письмо от 16 ноября 1995 года в качестве приложения к нашей книге. Мы считаем, что это — частный и разумный способ представить вопрос общественности. Если мы не полу­чим от Вас ответа в ближайшие пару недель, то будем считать, что Вы с нами согласны.

Веселого Рождества и счастливого Нового года!

С наилучшими и теплыми пожеланиями, Грэм Хэнкок

P.S. Мы помним один из заголовков книги по египто­логии (правда, не четыре), который Вы назвали как-то во время «оживленной беседы за обедом». Я имею в виду «Древнеегипетское строительство и архитектуру» Кларка и Энгельбаха. Мы оба прочитали ее затем, правда, без особого впечатления. Роберт Бьювэл, как Вы знаете, по образованию инженер-строитель и провел двадцать лет, занимаясь реальным возведением крупных сооружений на Среднем Востоке. И, по моему мнению (Бог с ними, с Кларком и Энгельбахом), это дает ему достаточно воз­можностей участвовать в «интересном и полезном» диа­логе относительно организации строительства Великой пирамиды. Реальный опыт ничем заменить нельзя, сколько бы «первоисточников» мы ни «прочитали и усвоили». Кстати, в каком смысле считать Кларка и Энгельбаха первоисточником? Они, что, присутствовали при стро­ительстве пирамиды? Строили ее?

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

КАК УВЯЗАТЬ ВРЕМЯ СО ЗВЕЗДАМИ? ГЕРМЕТИЧЕСКАЯ АКСИОМА «НАВЕРХУ, КАК ВНИЗУ» И ГОРИЗОНТ ГИЗЫ

Наблюдателю в Гизе, как и в любом другом месте на земном шаре, где горизонт ничем не заслонен, ландшафт представляется огромным кругом, краем которого слу­жит горизонт, а в центре находится он сам. Отсюда и термин «горизонт» в том смысле, как его использовали древние применительно к некрополю Гизы. В непосред­ственном контакте с горизонтом находится и небесный ландшафт, который воспринимается как огромный круг­лый купол, или полусфера.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.