Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Звезды восходят вместе с Солнцем

Описание Хассаном небесного ландшафта Дуата вер­но лишь в том смысле, что, как он отмечает, все наблю­дается на востоке, само наблюдение происходит в мо­мент перед рассвотом (по его терминологии, «ложный рассвет»), а созвездие Ориона (Осириса), звезда Сириус (Иснда), Солнце (Ра) и ряд других космических объек­тов, представляющих Атума (отца богов), все находятся в Дуате. Однако поскольку он не силен в основах небес­ной механики и не рассматривает соответствующие строки из «Текстов Пирамид» в контексте времени и места, то допускает те же серьезные ошибки, которые впослед­ствии усугубились другими многочисленными учеными, которые были неграмотными в вопросах астрономии:

1. Время, когда бьыи составлены «Тексты Пирамид», — это приблизительно эпоха 2800—2300 годов до н. э.65.

2. Место наблюдения неба находилось чуть южнее со­временного Каира, в так называемом Мемфисском не­крополе (названном в честь Меннефера, который по­зднее стал Мемфисом, первой исторически признанной столицей Древнего Египта), где стоят пирамиды Гизы (и меньшие пирамиды Древнего царства в Абу-Роаше, Абу-сире, Саккаре, Дашуре и Мейдуме)66.

3. Ошибка Хассана заключается в том, что он утверж­дает, будто рассматриваемые звезды — то есть Орион и Сириус — проглатываются «каждое утро... нарастающим сиянием рассвета».

На самом деле, в году существует только один мо­мент, когда происходит это «проглатывание», — момент, который постепенно перемещается в результате прецес­сионного движения Земли. Говоря конкретно, в эпоху

Ориентируясь на этот звездный ландшафт, мы теперь можем набросать довольно подробный образ Дуата, «цар­ства Осириса» в небесах — конкретное размещение звезд относительно «космического Нила».

Но когда было «основано» это космическое царство?

Первое Время

В своих наиболее проникновенных и прекрасных ре­лигиозных текстах, как мы отмечали в части I, древние египтяне говорили о «времени богов», Зеп Тепи (дослов­но «Первое Время»), с твердой уверенностью, что такая эпоха действительно существовала. Иными словами, они верили, что Зеп Тепи — реальный исторический факт.



И в соответствии со своим пресловутым дуализмом они также верили, что оно как-то спроектировано на звезд­ное небо и «записано» там. То есть эта история вновь и вновь разыгрывается на космической сцене в цикличес­ких постановках небесных светил и созвездий.

Иначе говоря, они имели в виду некую космическую драму, выраженную языком астрономической аллегории, в которой каждый из основных персонажей ассоцииру­ется с определенным небесным телом. Pa — это Солнце, Осирис — Орион, Исида — звезда Сириус, Тот — Луна и так далее. Причем драма не ограничивается рамками небесного царства; напротив, как и можно было ожидать в дуалистическом Древнем Египте, она разыгрывалась и на Земле, посреди космического окружения астрономи­ческих пирамид Гизы, где события Первого Времени были увековечены на тысячелетия в тайных ритуалах и литур­гиях69.

Об этих литургиях и лифах, которые они олицетворя­ли, известно очень немного. Как объясняет египтолог Р. Т.Рандл Кларк:

«Создание мифов опиралось на определенные принци­пы. Они довольно страшны и пока поняты лишь от­части. По-видимому, самым важным в них является следующее: •

а) Основные принципы жизни, природы и общества были определены богами еще задолго до появления цар­ства. Эта эпохаЗеп Тепи — Первое Время — про­стиралась от того момента, когда Великий бог впер­вые заворочался в Первобытных Водах, до воцарения Гора на троне и воскрешения Осириса. Все подлинные мифы связаны с событиями или упоминаниями об этой эпохе.

б) Все, чье существование или власть должны быть оправданы или объяснены, должно быть увязано с Первым Временем. Это относится и к природным

явлениям, и к ритуалам, знакам царской власти, пла­нам храмов, магическим и медицинским формулам, иероглифической системе письма, календарю — коро­че, ко всем принадлежностям цивилизации...»

Рандл Кларк отмечал также, что египетское искусство «насквозь символично», что, например, «архитектурные элементы и украшения образуют своего рода мифичес­кий ландшафт», проработанный до последней подроб­ности, где все имеет свое значение:

«Святыню [гробницу или комплекс пирамид] бога [или царя] считали, например, «Горизонтом», Землей вели­колепного света, где обитают боги, простирающейся за тем горизонтом, откуда встает рассвет. Храм был образом существующей Вселенной, и одновременно земля, на которой он стоит, была Первобытным хол­мом, который поднялся из вод Первобытного океана в момент Творения... В конце ежедневной храмовой службы жрецы поднимали фигурку Маат (богини За­кона и Порядка) перед божественным образом. Это должно было символизировать, что право и порядок восстановлены, но кроме того, этим же воспроизво­дилось некое мифическое событие, которое имело место в начале мира... Во времена богов...»

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.