Сделай Сам Свою Работу на 5

Славное место Первого Времени





Мы расстались с космическим царем-Гором в тот мо­мент, когда он стоял вместе с солнечным диском между «лап» небесного льва, созвездия Льва — в точке, где на­ходится звезда Регул.

В эпоху Пирамид Регул восходил примерно на 28° се­вернее чисто восточного направления91. Поэтому именно

отсюда должно начинаться небесное путешествие царя-Гора к Поясу Ориона по одной из дорог, ведущих в Ростау.

Теперь снова перенесемся к земному царю-Гору, ко­торый стоит в Гизе между лап Великого Сфинкса. Итак, сейчас рассвет в день летнего солнцестояния в эпоху 2500 года до н. э., Лев восходит в 28° севернее чисто восточно­го направления, и мы сразу же замечаем, что в нашей системе «небо—земля» что-то не так.

Сфинкс смотрит прямо на восток, то есть не смотрит на Льва, своего небесного двойника.

Что касается эстакады, соединяющей центральную пи­рамиду с комплексом Сфинкса, то она направлена на 14° южнее чисто восточного направления, то есть намного правее точки, где предположительно остановился на при­вал космический царь-Гор между лап Льва, прежде чем двигаться к Ростау.

Но почему небесная картина находится «не на том месте» восточного горизонта? Или, пользуясь термино­логией пресловутого дуализма, почему Гор-эм-Ахет, Гор на Горизонте, то есть Великий Сфинкс, не нацелен на Горахти, Гора Горизонта, то есть созвездие Льва? И по­чему эстакада Сфинкса не нацелена на восходящее солн­це, дабы связать царя-Гора с его космическим солнеч­ным собратом? '



Похоже, что между землей и небом в день летнего солнцестояния в 2500 году до н. э. наблюдается странная «нестыковка». Более того, как помнит читатель по главе 8, это ощущение того, что все как-то не сходится в эту эпоху, относится не только к Сфинксу и созвездию Льва, но и к трем пирамидам Гизы.

Однако похоже, что решение этой загадки все время где-то рядом. На гранитной стеле между сильно вывет­ренными лапами Сфинкса, которая установлена там в честь Тутмоса IV, могущественного царя-Гора, мы чита­ем следующий список монарших титулов:

«Величество Гора, Могучий Бык, излучающий сияние, Любимец двух богинь, прочно сидящий на престоле по­добно Атуму, Золотой Гор, обладатель Могучего меча, способный противостоять девяти лучникам, царь Верхнего и Нижнего Египта, сын Ра, Тутмос... кото­рому жизнь, стабильность и удовлетворение дарова­ны... навсегда. Да живет Великий бог, сын Атума, защитник Горахти, живой образ Вседержителя, Су­верен... прекрасный лицом, как его отец, что явился в образе Гора... Сын Атума, тела его, Тупиюс... На­следник Гора на троне его...»



Неужели это сказано о человеке, не располагавшем ключом, как полагают некоторые египтологи92, к тому, что в действительности представляют Великий Сфинкс и

другие монументы Гизы? Конечно нет. Так что же, по словам этого величественного царя-Гора, представляет собой сие священное владение?

Как помнит читатель, ответ был краткий, но внуши­тельный: «Славное место Первого Времени».

Разве нс похоже, что произнося эти слова, Тутмос, «наследник Гора на его троне», повторял то же, что все цари-Горы до него о плато Гизы?

Разве не похоже, что он назвал это место так потому, что так о нем говорилось в преданиях, дошедших из глу­бокой древности?

Может быть, именно поэтому небо 2500 года до н.э. выглядит таким косым — перекрученным, где все «не на том месте»? Может быть, не столько не на том месте, сколько не в то время^.

Нс поручить ли нам компьютеру поискать другое вре­мя, когда монументы будут соотноситься с небом, время задолго до Тутмоса, задолго до Хафры и Хуфу, время, когда Осирис основал свое царство на Земле — иными словами, Первое Время?

Когда оно было, это Первое Время?

ЧАСТЬ IV

КАРТА

Глава 11

НЕВИДАННАЯ АКАДЕМИЯ

«Египтяне верили, что вначале их страной правила династия великих богов, последним из которых был Гор, сын Исиды и Осириса. За ним последовала ди­настия полубожествснных существ, известных как «последователи Гора», которые, в свою очередь, ус­тупили место историческим царям Египта».



Селим Хассан, «Сфинкс», Каир, 1949 год

Когда произошло «зарождение» цивилизации в Егип­те? Когда началась его «история»?

Согласно Т. Дж. X. Джеймсу, бывшему хранителю еги­петских древностей Британского музея, выражавшему ор­тодоксальную точку зрения, «первым действительно ис­торическим периодом является тот, который начинается с изобретения письменности; он широко известен как династический. Этот период простирается примерно с 3100 по 332 год до н. э. и получил свое название по 31 динас­

тии, на которые были подразделены все последователь­ные цари Египта по схеме, приведенной в работе Мане-то, жреца-историка, жившего в III веке до н. э. Культу­ры, не имевшие письменности, которые существовали в Египте до начала династического периода и обладали рядом черт, которые характерны и для ранних фаз еги­петской культуры в династический период, известны как додннастические... Следы человеческой жизни, которые найдены в долине Нила и относятся к временам, пред­шествующим додинастическому периоду, обычно опи­сываются теми же терминами, что и европейская преды­стория: палеолит, мезолит и неолит».

Вот так. Египетская история, а вместе с ней и циви­лизация, началась около 3100 года до н. э. До этого суще­ствовали просто «бесписьменные культуры» (за которы­ми, правда, признается ряд черт «цивилизованности»), которым, в свою очередь, предшествовали дикари Ка­менного века -(«палеолит» дословно означает «древнека­менный век»).

Картина, которую рисует Джеймс, выглядит весьма четкой, упорядоченной и точной. Причем он излагает ее так, будто в нашем распоряжении имеются все факты, касающиеся додинастических египтян и их предков, и никаких открытий, относящихся к ним, ожидать не при­ходится.

Такие успокоительные идеи относительно прошлого распространены среди египтологов, которые вновь и вновь создают в своих учебниках, а также в массовых изданиях вроде «Нешнл Джиогрэфик» и серий, выпус­каемых журналами типа «Тайм» и «Лайф», ошибочно называемых «Потерянные цивилизации», умиротворяю­щее впечатление, будто предыстория Египта хорошо понята, систематизирована и разложена по полочкам. Джеймс даже отсылает нас в конкретное место в Британ­ском музее, в «Шестую египетскую комнату», с экспози-

цией «примитивных инструментов, изготовленных па­леолитическими обитателями Египта». Аналогичным об­разом, по другую сторону Атлантики, как мы видели в части I, доктор Питер Лековара, хранитель Музея изоб­разительных искусств в Бостоне, уверяет нас, что «тыся­чи египтологов, работавших на протяжении нескольких столетий, изучили эту проблему [предысторию Египта], и хронология довольно хорошо проработана. Больших неожиданностей здесь не предвидится».

Но действительно ли все в таком порядке и так прора­ботано, как утверждают «эксперты»? И можно ли быть уверенным в том, что «больших неожиданностей не пред­видится»?

Но Лековаре, Джеймсу и многим другим ученым, раз­деляющим их мнение, стоило бы помнить совет покой­ного Лабиба Хабачи, бывшего главным инспектором древностей при египетском правительстве. В 1984 году он предупреждал, что «египтология — такая область, в ко­торой случайное открытие способно погубить принятую теорию». В связи с этим Хабачи советовал египтологам избегать «категорических заявлений» и быть достаточно честными, чтобы «приправлять свои комментарии сло­вами «вероятно» и «возможно».

Да, слова «вероятно» и «возможно» вполне уместны при обсуждении додинастического и более ранних пери­одов египетской истории. В отличие от впечатления, ко­торое ученые обычно стараются произвести на публику, некоторые из них готовы признать, что в XX столетии состояние знаний в области египетской предыстории остается фрагментарным.

Николае Грималь, профессор египтологии Сорбон-нского университета в Париже, признает:

«После Второй мировой войны стало ясно не только то, что дофараонская «предыстория» расширяется в неожиданном масштабе, но и то, что она оказалась

столь разноплановой и автономной, что уже трудно относиться к ней просто как к «подготовительному» этапу династического периода...»

Преобладающая же у египтологов точка зрения (ис­ключением из этого консенсуса является, по крайней мере, Грималь) неспособна предложить согласованной теории, которая объяснила бы эти «разно плановые» и «автоном­ные» особенности египетской предыстории или учиты­вала бы серьезные нестыковки между додинастическим и династическим периодами. В то же время сами древние египтяне оставили нам записи, в которых может содер­жаться разгадка всей тайны. В этих знаниях содержится подробная информация о периоде, который уходит в прошлое на много тысячелетий до внезапного появления государства фараонов в эпоху около 3000 года до н.э.

Беда только в том, что никто не готов серьезно отно­ситься к этим записям. Может быть, потому, что они противоречат консенсусу, сложившемуся у современных ученых по вопросу о египетской хронологии? Пусть у читателей формируется собственное мнение, но, как мы увидим ниже, египтологи склонны серьезно относиться к тем элементам этих записей, которые не противоречат принятым теориям, и принимать их.

Три эпохи

Как отмечает Джеймс в приведенной выше цитате, современный подход к древнеегипетской хронологии ос­новывается в значительной степени на «Истории Егип­та» Мането. Уважаемый профессор Уолтер Эмери так же подходит к этому вопросу, когда сообщает, что труды Мането имеют «огромную важность и образуют фунда­мент, на который опирается история Египта».

Одной из причин того, что система Мането является такой стойкой и продолжает использоваться археолога-

ми, является ее точность, которая вновь и вновь под­тверждается. Известно, что он опирался на «гораздо бо­лее старые документы, или царские листы, к которым имел доступ в качестве ученого жреца». Впоследствии были найдены и переведены еще документы, относящиеся к этой категории: Палсрмский камень, Туринский папи­рус и Абидосский список царей. Говоря словами покой­ного профессора Майкла Хофмана, ведущего специали­ста по Египту до фараонов, «археологи и египтологи от­крыли пять таких текстов, которые, несмотря на ряд рас­хождений, в целом согласуются с Мането».

Исходя изо всех уцелевших источников, ясно, что в памяти сохранились три различных эпохи царствований:

. Первая эпоха — когда Египтом правили не/перу («не-теры» или «боги»); кульминацией эпохи явилось правле­ние Гора, сына Осириса и Исиды.

» Затем наступила эпоха «Последователей Гора», Шемсу Гор (также известных под многочисленными другими ти­тулами и эпитетами, чья родословная протянулась через века от Гора до фараона — человека по имени Менее (известного также как Нармер, или царь Скорпион), легендарного «объединителя двух земель Верхнего и Ниж­него Египта».

• После Мснеса пришли так называемые «династичес­кие» цари, чьи имена перечислены в царских списках.

Египтологи относят правление Менеса примерно к 3000 году до н. э. и считают его первым «историческим» царем династического Епшта. Они признают, что ему должен был предшествовать ряд додинастических вож­дей как на севере, так и на юге страны, но категорически отвергают любое предположение о том, что нстеру и «последователи Гора, перечисленные в царских списках (о них Мането говорит как о лицах известных), могут быть историческими личностями. Напротив, преобладает точка зрения, что боги-нетеру являются плодом религи­озного вымысла, а Шемсу Гор следует считать всего лишь

«мифическими царями», которые правили в столь же «мифическом царстве».

Таким образом, ученые воспринимают как истори­ческий факт лишь часть информации Мането и только те уцелевшие царские списки, которые не противоречат их теории, то есть записи династического периода, начиная с Мснеса, и отвергают все записи в этих списках, где фигурируют более ранние и более загадочные времена.

Так, в «Кембриджской древней истории» профессор Т. Э. Пит собирает в одну группу все древнеегипетские источники, касающиеся хронологии эпохи «Богов» и «Последователей Гора», после чего чохом отвергает весь этот материал со следующим уничижительным коммента­рием: «С исторической точки зрения, в этом мало проку».

Подобным же образом в своем подробном исследова­нии государства фараонов «Царство и боги» видный про­фессор доклассичсской древности Лондонского универ­ситета Генри Франкфорт выразился о «последователях Гора» следующим образом:

«...по-видимому, «последователи Гора» всего лишь рас­плывчатое название царей далекого прошлого... и было бы неумно воспринимать этот термин прямо как ис­торический факт. Каждый из этих царей после смер­ти становился членом «корпорации бестелесных ду­хов»... и вливался в туманную духовную силу, которая с незапамятных времен поддерживала живых прави­телей и наследников трона Гора».

Высокие посвященные

Мы должны отметить, что сами древние египтяне ни­когда не воспринимали свою собственную историю та­ким образом. Для них никогда не возникало вопроса о мифических эпохах или о «туманных духовных силах», таившихся в далеком прошлом. Надо прямо сказать: для

них и «последователи Гора», и географический ландшафт, в котором происходило их правление, были несомнен­ной реальностью, с которой они были непосредственно и нерасторжимо связаны. Если же относиться к египетс­ким записям и преданиям серьезно, то складывается впе­чатление, что «последователи Гора» — это реальные, хотя и безымянные личности, чьей задачей, как предполо­жил и Генри Франкфорт, являлось обеспечить «духов­ную силу» монархии ( но уж никак не «расплывчатым» или «туманным» образом). Записи, сделанные самими египтянами, наводят на мысль, что задачей этих «после­дователей» являлось пронести через века некий объем знаний исключительной важности, восходящих к еще более таинственной эпохе богов нетсру.

Иными словами, на основе имеющихся первоисточ­ников складывается картина, согласно которой «после­дователи Гора», возможно, и не были царями в обычном смысле этого слова, а скорее, весьма сильными и про­свещенными личностями, посвященными, которых тща­тельно отбирала элитарная академия, которая организо­валась в священном месте Гслиополис-Гиза за тысячи лет до того, как началась история. Можно предположить так­же, что древнеегипетские тексты говорят правду, а ци­вилизация фараонов обязана своей вспышкой гения имен­но такому «братству», берущему начало из древней эли­тарной академии.

Кто же были на самом деле эти Шсмсу Гор? И чему они «следовали»?

Следуя по пути Гора

Гелиополис, древний Он, или Инну, был древней­шим религиозным центром в Египте, а скорее всего и в мире. Расположенный километрах в двадцати к северо-востоку от плато Гизы, он было весьма древним уже на заре эпохи фараонов. Согласно преданиям, он хранил

секреты астрального бессмертия, которые якобы унасле­довали строители пирамид. Как недавно продемонстри­ровал профессор А. И. С. Эдварде, верховный жрец Ге-лиополиса носил титул «Главы астрономов» и был обла­чен в церемониальную мантию, усыпанную пятиконеч­ными звездами93.

Как мы отмечали в части III, главной заботой этих элитарных ученых жрецов Гелиополиса было регистри­ровать движение звезд, засекать и фиксировать течение времени и вникать в тайны своей эпохи. Уже давно было известно, что они тщательно изучали годичный цикл движения Солнца по зодиакальной траектории. Однако позднее было получено убедительное свидетельство того, что они следили и за гораздо более продолжительным космическим циклом «Великого года», а именно за пре­цессионным дрейфом звезд, который вызывается «пока­чиванием» земной оси. Читатель помнит, что продолжи­тельность этого огромного цикла (25 920 лет) была опре­делена по скорости медленного поворота двенадцати зо­диакальных созвездий по отношению к точке солнечно-

го восхода в день весеннего равноденствия — короче го­воря, по «прецессии равноденствий»; эта последователь­ность астрологических «веков», каждый продолжитель­ностью 2160 лет, стала, как считают, открываться людям после своего рода духовного и культурного «Большого взрыва», известного как Зеп Тепи — Первое Время богов.

Наблюдать и точно измерить скорость прецессии рав­ноденствий — подвиг, который мог совершить лишь со­средоточенный на науке, интеллектуально развитый и высокоорганизованный народ, имевший давнюю тради­цию точных астрономических наблюдений. Подобным же образом возведение трех великих пирамид в Гизс не было делом рук технически примитивных людей, едва вышед­ших из Каменного века. Напротив, как отмечают истори­ки науки Джордже де Сантильяна и Герта фон Дсхснд, такие достижения «дают серьезное основание считать, что за кулисами этой работы стояли серьезные и интел­лигентные мужи, которые наверняка владели техничес­кой терминологией».

Мы тоже будем настаивать на том, что «серьезные и интеллигентные мужи» (и, по-видимому, женщины тоже) фигурировали на сцене предыстории Египта, и предполагаем, что одним из многих имен, под которы­ми они были известны, было «последователи Гора». Мы предполагаем также, что их целью, во имя которой мно­гие поколения трудились в течение тысячелетий с месси­анским рвением, было воплощение в жизнь великого космического проекта. И у нас имеется свидетельство того, что постепенное осуществление этого плана включало в себя наблюдение двух маршрутов, «путей» перемещения небесных тел на протяжении веков— «путей», которые являются следствием прецессии земной оси:

• Первый «путь» — звездный; наблюдаемый «дрейф» звезд выражается в том, что меняется место и день их восхода из-за горизонта, что сопровождается изменени­ем высоты, на которой они пересекают меридиан.

• Второй «путь» — солнечный; оно тоже «дрейфует», причем в западном направлении по эклиптике, так что «стрелка» весеннего равноденствия постепенно перехо­дит каждые 2160 лет от одного к другому из двенадцати знаков зодиака.

При этом мы настаиваем на том, что на шифрован­ном астрономическом языке древних обитателей Гелио-полиса эта идея дрейфа Солнца на запад последователь­но через знаки зодиака звучала как «следование путем Гора (Солнца), через века». И мы покажем, что «последо­ватели Гора» скорее всего обрели свой таинственный титул именно потому, что он четко описывал то, чем и во имя чего они занимались. Они, как мы предполагаем, были астрологами и астрономами высочайшего уровня, кото­рые отслеживали и регистрировали положение весенней точки на протяжении веков, начиная с эпохи Первого Времени и кончая эпохой исторических царей Египта.

И, наконец, мы выдвинем гипотезу, которую в даль­нейшем стоит проверить, что в некоторый заранее опре­деленный исторический момент, «записанный в звездах», «последователи Гора» предприняли шаги, направленные на то, чтобы мобилизовать коренных жителей Египта, объединить их в теократическое государство и употре­бить их энергию на дальнейшее претворение в жизнь космического плана, в котором ключевую роль предсто­яло сыграть великим пирамидам на западном берегу Нила.

Глава 12

МУДРЕЦЫ И «ПОСЛЕДОВАТЕЛИ»

«Введение к первому космическому тексту Эдфу свидетельствует, что, согласно преданию, содер­жание этих записей есть «слова Мудрецов». Нам

говорят, что эта священная книга считается «Ко­пией писаний, которые Тот сделал со слов Муд­рецов»...»

И. Э. И. Реймонд, «Мифические корни египетской церкви», 1969 год

Между современными учеными существует договорен­ность, согласно которой мифы не считаются историчес­кими свидетельствами — и, как мы видели в последней главе, особенно твердыми приверженцами этого явля­ются египтологи.

Между тем в археологии известны случаи, когда мифы отметались как «нсисторичсские», а позднее оказывались абсолютно точными. Одним из примеров является все­мирно известная Троя из «Илиады» Гомера, великой поэмы в прозе, составленной из более ранних устных источников около 800 года до н. э. До недавнего времени большинство ученых было убеждено, что Троя — «ми­фический город», являющийся лишь плодом богатого воображения Гомера. Однако в 1871 году немецкий «пи­рат» — исследователь Генрих Шлиман доказал ложность ортодоксальной точки зрения, когда использовал гео­графические ключи, содержащиеся в «Илиаде», и открыл Трою в Западной Турции вблизи Дарданелл (древнего Геллеспонта) — точь-в-точь там, где она находилась со­гласно Гомеру. Затем Шлиман и два других отважных ис­следователя — греческий ученый Калокайринос и анг­лийский археолог сэр Артур Эванс — продолжили эту линию и пошли по следам мифов о другой великой ци­вилизации — миносской, которая, согласно мифам, су­ществовала на острове Крит. Ортодоксы отвергали и эти мифы как неисторические, но были посрамлены, когда Шлиман и его группа откопали следы высокоразвитой культуры, которая теперь окончательно признана офи­циальной наукой.

Аналогичным образом, на Индийском субконтиненте в большом собрании рукописей на санскрите, извест­ном под названием «Риг-Веда», неоднократно упомина­ется высокоразвитая цивилизация людей, обитавших в укрепленных городах, еще до вторжения ариев (более 4000 лет тому назад). Эти упоминания тоже повсеместно отвергались как мифические — до тех пор, пока в XX столетии нс стали откапывать руины великих городов долины Инда, таких, как Гараппа и Мохенджодаро, от­носящиеся к 2500 году до н.э.

Короче говоря, опыт показывает, что целые города и цивилизации, которые некогда считались мифическими, а потому не представляющими исторического интереса, имеют привычку вновь и вновь вдруг материализоваться из тумана неизвестности и становиться исторической реальностью.

Не могло ли то же самое произойти в Египте?

Стражи записей

У таких народов, как римляне и греки, которые жили в эпоху, гораздо более близкую к Древнему Египту, чем наша, считалось аксиомой, что фараоны и их жрецы были хранителями точных записей о неких весьма важных со­бытиях, происходивших давным-давно. Такие записи действительно видели и изучали в святом городе Гслио-полнс такие выдающиеся гости, как Геродот (V век до н. э.), творец греческих законов Солон (640 — 560 годы до н.э.) и его ученый соотечественник Пифагор (VI век до н. э.). На основании их сообщений сложилось впечат­ление греков о Египте, которое Платон сформулировал следующим образом:

«Мы, греки, в действительности сущие дети по срав­нению с этим народом, чьи предания в десять раз старше. И в то время, как в нашей стране не сохра-

нилось ничего равноценного, Египет записывал и на­вечно сохранил мудрость прежних времен. Стены его храмов покрыты надписями, и это чудесное наследие всегда перед глазами их жрецов... Из поколения в по­коление передаются неизменными такие священные вещи, как песни, танцы, ритмы, ритуалы, музыка, росписи, восходящие к незапамятным временам, ког­да на заре цивилизации боги правили землей».

Мы часто упоминали Зеп Тспн, предположительно мифическое Первое Время богов — отдаленную эпоху, с которой древние египтяне связывали происхождение своей цивилизации. А в последней главе мы отмечали, что «История», сочиненная Мансто, а также ряд надпи­сей, известных как списки царей, тоже сообщают о да­леких Золотых веках, когда в долине Нила правили боги, а вслед за ними таинственные «последователи Гора». Но прежде, чем в следующей главе обратиться к хроноло­гии, о которой говорят все тексты, давайте последуем совету Платона, взглянем на «стены храмов», и особен­но на так называемые «Тексты Строителей» (ок. 200 года до н. э.), начертанные на стенах храма Эдфу, который стоит в Верхнем Египте на полпути между Луксором и Ассуаном. Ученые считают эти тексты, содержащие нео­рдинарные ссылки на Первое Время, единственным уце­левшим фрагментом намного более древней, более объем­ной и последовательной космогонической литературы (давно уже утраченной), которая некогда охватывала всю «мифическую историю» Египта, его богов и построен­ных в их честь храмов. В этих текстах «последователи Гора» фигурируют наравне ( и перемешиваются) с другими «мифическими» существами, иногда ближе к богам, иног­да—к людям, которые всегда характеризуются как да­рители и хранители знания в веках, некое элитарное братство, посвятившее себя передаче мудрости и борьбе за воскрешение и возрождение.

Воспоминания о рассвете

Храм Эдфу в его нынешнем виде возводился в течение почти двух веков (между 237 и 57 годами до н. э.); однако в нем имеются элементы, относящиеся к эпохе Пирамид (например, внутренняя и внешняя западные ограждаю­щие стены). Более того, подобно всем крупным храмам, он был построен «на освященной земле», и вокруг него витают тени древнего и великого прошлого.

На первый взгляд, «Тексты Строителей» — не более чем история собственно храма Эдфу вкупе с описаниями его комнат и залов, а также их ритуального назначения и важности. Однако при более внимательном рассмотре­нии в них выявляется подтекст, который, как показал И. Э. И. Рсймонд из Манчестерского университета, сви­детельствует

«о существовании определенных мифологических со­бытии... где основание, строительство и освоение этого исторического храма [Эдфу] интерпретирует­ся, как имевшее место в мифическую эпоху. Этот исторически существующий храм провозглашается делом рук самих богов и сооружением мифической при­роды. Этот... указывает, по-видимому, на веру в то, что данный исторический храм является прямым про­должением и отражением мифического храма, кото­рый возник в самом начале мира...»

Ясно, что «начало мира» в текстах Эдфу является си­нонимом Первого Времени, известного также как «ран­няя первобытная эпоха». В эту эпоху, как мы узнаем, «слова мудрецов» были записаны богом мудрости Тотом в книгу, где бьыо зашифровано местонахождение ряда «священных курганов» вдоль Нила. Согласно текстам, эта утраченная книга именовалась «Перечень курганов ран­ней первобытной эпохи» и, как считали, содержала сведе-

ння не только обо всех малых «курганах», но также и о самом «Великом первобытном кургане», месте, где пред­положительно «начиналось время».

Здесь следует обратить внимание на ряд интересных моментов:

1. Профессор И. И. С. Эдварде недавно связал «Вели­кий первобытный курган» с природным обнажением скального грунта, которое, как известно, находится под Великой пирамидой и вписывается в нижние ряды се кладки94. По-видимому, это также свидетельствует в пользу связи между некрополем Гизы и Первым Време­нем, которую мы отмечали в части I.

2. «Мудрецов», которые упоминаются в «Текстах Стро­ителей» Эдфу, было семеро. Их особая роль состояла в том, что они были «единственными божественными су­ществами, которые знали, как создавать храмы и вообще святые места». Именно они были инициаторами строи­тельства на «Великом первобытном кургане». Эта работа, в которой принимал участие и Тот, включала в себя раз­бивку и возведение первого «мифического» храма Пер­вого Времени.

3. Сооружение, воздвигнутое под руководством семи мудрецов, именовалось хвтнтр, что означает «дворец бога»: «Воздвигнутый быстро» именовали его люди. Внутри него находится святилище, именуемое «Великий трон», и все его молельни обустроены, как положено».

4. Когда все эти работы были завершены, «мудрецы обеспечили волшебную защиту (сет мдв) этого места».

5. Из всех древнеегипетских текстов упоминания о «семи мудрецах» сохранились до наших дней лишь в «Текстах Строителей» Эдфу. Может быть, поэтому египтологи мало внимания уделяли личности этих существ, признавая лишь, что они, видимо, играли определенную роль «в более широкой и более общей теории, касающейся про­исхождения священных территорий и их храмов». По

нашему же мнению, в контексте, в котором мудрецы описаны в текстах, имеется кое-что примечательное. Здесь явно доминируют образы «потопа», «первобытные воды» которого, отступая, обнажают постепенно «Великий первобытный курган». Это весьма напоминает вершину горы, на которой осел Ноев ковчег после библейского потопа, а также дрсвнсвавилонское предание о «семи мудрецах», которые «жили до наводнения» и построили стены священного города Урук. И случайно ли в индий­ском предании фигурируют семь мудрецов — риши, ко­торые пережили потоп, дабы сохранить и передать гря­дущим поколениям мудрость допотопного мира?

И всегда мудрецы появляются в облике просветите­лей, спасшихся от катаклизма, который стер все с лица земли, после чего они начинают с нуля на заре новой эры, которую в Древнем Египте называли Первым Вре­менем. Как отмечают в своем блестящем исследовании текстов Эдфу Рсймонд:

«Первая эра, известная нам по основным источникам, была периодом, который начинался с того, что суще­ствовало в прошлом. Основной смысл текста состо­ит в том, что древний мир, будучи построен, был затем разрушен; затем этот мертвый мир стал фун­даментом нового созидательного периода, который первоначально был посвящен воссозданию, воскреше­нию того, что некогда существовало в прошлом».

Мудрость и знание

Согласно текстам Эдфу, семь мудрецов и прочие боги прибыли с некоего острова, «родины первобытных». Как отмечалось выше, тексты настойчиво утверждают, что яв­лением, погубившим остров, было наводнение. Они так­же говорят, что он погиб внезапно, и большинство его

«божественных обитателей» утонули. Прибыв в Египет, немногие уцелевшие стали «богами — строителями, ко­торые всем заправляли в первобытную эпоху, владыка­ми Света... призраками, предками... которые взрастили богов и людей... старшими, которые возникли в самом начале, которые освещали эту землю, когда вместе сту­пали по ней».

Этих удивительных существ вовсе нс считали бессмер­тными. Напротив, выполнив свои задачи, они умерли, и их место заняли их дети, совершив положенный ри­туал погребения. Таким вот образом, подобно «после­дователям Гора», поколения «богов-строителей», «муд­рецов», «призраков», «владык Света», описанных в тек­стах Эдфу, могли постоянно обновляться, передавая в будущее традиции и мудрость, которые коренились в предыдущей эре. Таким образом, сходство между «стар­шими» из Эдфу и Шемсу Гор из преданий Гслиополиса так велико, что трудно избежать вывода, что оба эпите­та, равно как и многие другие, описывают одно и то же призрачное братство.

Это впечатление подкрепляется постоянными ссыл­ками в текстах Эдфу на «мудрость мудрецов» (кстати, это свойство было одной из основных характеристик после­дователей Гора) и неоднократным подчеркиванием того, что их особым даром было знание — которое включало в себя архитектурные познания, но ими не ограничива­лось. Аналогичным образом, о мудрецах говорится, что именно они разработали планировку и конструкцию всех будущих храмов; та же роль в других текстах приписыва­лась «последователям Гора». Например, в храме Дендеры (чуть севернее Эдфу) имеются собственные тексты стро­ителей, которые гласят, что «великий план», которому следовали его строители, был «записан в древних писа­ниях, которые дошли от последователей Гора».

Корни — в Гелиополисе

Самые ранние упоминания о последователях Гора встречаются в «Текстах Пирамид». Поэтому вряд ли слу­чайно, что Великий первобытный курган из текстов Эдфу, выглядывающий из вод всемирного потопа, точь-в-точь совпадает с образом, который сохранен и в «Тек­стах Пирамид». О последнем Реймонд говорит так: «Зем­лю на ее ранней стадии изображали в виде холма, кото­рый поднимался над первобытными водами. Этот холм сам почитался как божественное существо и первичная суша, на которой обитал творец Атум».

Как хорошо известно, компиляция «Текстов Пира­мид» была предпринята жрецами Гслиополиса. Поэтому интересно отметить, что египетские предания приписы­вают основание Гелнополиса последователям Гора, при­чем в период задолго до династических времен, и что имеется египетский папирус (он хранится в Берлинском музее), в котором ясно говорится, что Гелиополис в какой-то форме «существовал до того, как Земля была создана». Здесь вновь прослеживается прямая связь с цен­тральным положением текстов Эдфу о том, что «новый мир», созданный Мудрецами после потопа, был заду­ман и спроектирован, его творцами как «воссоздание прежнего мира богов».

Имеются и другие связи. Например, то, что Реймонд называют «воссозданием прежнего мира богов», прини­мает в текстах Эдфу вид вертикальной колонны, столба, «насеста», на котором отдыхала великая птица, боже­ственный Сокол. Так вот, в Гелиополисе действительно стоял столб (египетское название Гелиополиса Инну дос­ловно и означает «столб»), на котором, как верили, пе­риодически отдыхает другая божественная птица — Бон­ну, или феникс. Интересно, что иероглиф, означающий «Гелиополис», — колонна, увенчанная крестом, стоит над или рядом с кружком, разделенным на восемь час-

тей, — практически идентичен иероглифу, обозначаю­щему «шсст-насест» в Эдфу, как его воспроизводит Флин-дерс-Петри в своей книге «Царские гробницы ранних династии».

Исходя из всех этих причин (а также многих других), Рсймонд делает вывод, что «документальные источники Эдфу являются... еще одним аргументом в пользу гипоте­зы, что ритуалы египетской церкви происходят из Ге-лиополиса... Мы придерживаемся мнения, что записи Эдфу хранят память о додинастичсском религиозном цен­тре, который некогда существовал вблизи Мемфиса, ко­торый египтяне считали родиной египетской церкви».

Что же может быть лучшим кандидатом на звание «до-династичсского религиозного центра вблизи Мемфиса», «родины египетской церкви», чем священный город Ге-лиополис и связанные с ним пирамиды и другие соору­жения на плато Гизы? Более того. Как помнит читатель, комплекс Гиза-Гслиополис расположен к северу от древ­него Мемфиса. В этом свете совершенно особенно звучит хорошо известный текст на внутренней стороне ограж­дающей стены храма Эдфу, где говорится, что храм бьш построен «по воле предков» и в соответствии с тем, что было написано в некоей «книге», что «спустилась с неба к северу от Мемфиса».

Правда, в известном смысле космические монументы Гизы сами могут быть названы своего рода каменной «книгой», сошедшей с небес, поскольку, как мы уже знаем, три великих пирамиды являются земными анало­гами трех звезд Пояса Ориона, а Сфинкс является земным отображением царственного льва, небесного созвездия.

Цикл феникса

Первобытный курган, отождествляемый с Великой пи­рамидой и природным холмом из скального грунта, ко­торый вписывается в основание этого монумента, пред­

ставлен в «Текстах Пирамид» одновременно как место рождения и смерти, а также как место возрождения. Эти идеи хорошо сочетаются с древнеегипетскими ритуала­ми «пробуждения Осириса» и достижения астрального бессмертия, а также поиска царя-Гора, которые мы опи­сывали выше.

Они гармонируют с ощущением того, что тексты от­ражают некий циклический ритм Вселенной, в соответ­ствии с которым грандиозная «мельница» зодиака пере­малывает судьбы мировых эпох.

В теологии Гелиополиса все эти процессы были собра­ны воедино, суммированы и выражены в едином образе птицы Бенну, легендарного Феникса, который через боль­шие промежутки времени «устраивает гнездо из арома­тических ветвей и благовоний, поджигает его и сам сго­рает в этом пламени. Из погребального костра чудесным образом рождается новый феникс, который собирает пепел своего отца в яйцо из мирры и летит с ним в Гелиополис и сжигает себя в огне алтаря, откуда затем

возникает молодой феникс... У египтян феникс символи­зировал бессмертие».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.