Сделай Сам Свою Работу на 5

МОРСКОЙ ПОХОД ЧЕРЕЗ ПЕСКИ И ВРЕМЯ





Здесь, в Абидосе, меня ждала еще одна загадка. Она была погребена в пустыне, примерно в километре к северо-западу от Осириона, среди песков, горбящихся от холмов, и курганов древних кладбищ.

На этих кладбищах, многие из которых восходили к раннединастическим и даже додинастическим временам, тра­диционно правили бал боги-шакалы Анубис и Упуат. От­крыватели пути, стражи духов мертвых, они, как мне было известно, на протяжении всей древнеегипетской истории играли центральную роль в мистериях Осириса, которые каждый год разыгрывались в Абидосе.

Мне показалось даже, что в каком-то смысле они до сих пор продолжают хранить тайны. Потому что чем же является Осирион, если не большой, неразгаданной тайной, которая заслуживает гораздо более внимательного изуче­ния, чем то, которому ее подвергли ученые, чье ремесло — вникать в такие проблемы? И чем еще являются погребен­ные в пустыне двенадцать морских кораблей с высоко заг­

нутыми носами, если не тайной, которая буквально во весь голос вопиет, требуя разгадки?

Именно для того, чтобы увидеть место погребения этих судов, я пересекал сейчас кладбища, охраняемые богами-шакалами. 21 декабря 1991 года лондонская "Гардиан" пи­сала:



"В 13 километрах от Нила обнаружен захо­роненным царский флот из судов, которым 5000 лет. Американские и египетские архео­логи нашли в Абидосе 12 больших деревянных лодок... Специалисты утверждают, что эти лодки, длина которых 15-18 метров, имеют возраст около 5000 лет, что делает их самы­ми старыми царскими судами в Египте и од­ними из самых старых судов в мире... По мне­нию специалистов, эти суда, открытые в сен­тябре, предназначались, возможно, для риту­ала погребения, чтобы на них могли путеше­ствовать души фараонов. "Мы никогда не надеялись найти такой флот, особенно так далеко от Нила", — сказал Дэвид 0'Коннор, руководитель экспедиции и хранитель египетс­кого отдела Пенсильванского университета... "

Лодки покоились в тени огромного сооружения из не­обожженного кирпича, которое" по некоторым предполо­жениям, должно было служить храмом-усыпальницей фа­раона II династии по имени Хасехемви, который правил Египтом в XXVII веке до н.э. Однако 0'Коннор был уве­рен, что они были связаны не столько с Хасехемви, сколько с расположенным поблизости (и почти разрушенным) "по­гребальным комплексом, построенным для фараона Джера (начало I династии). Маловероятно, чтобы эти лодочные захоронения возникли раньше, возможно, что они на самом деле были построены для Джера, но это пока остается недо­казанным".



Внезапно сильный порыв ветра пронесся по пустыне, поднимая песок. Мне пришлось на некоторое время ук­рыться под защитой нависающих стен, построенных Хасе­хемви, рядом с тем местом, где археологи Пенсильванского университета по понятным соображениям безопасности за­рыли двенадцать таинственных лодок, на которые они на­ткнулись в 1991 году. Они надеялись продолжить раскопки

в 1992 году, но возникли разные препятствия, и теперь, в 1993 году, раскопки все еще откладывались.

В процессе моих исследований 0'Коннор прислал мне официальный доклад о сезоне 1991 года 80, где упоминает­ся, что некоторые лодки достигали в длину 22 метров. Он отмечал также, что сложенные из кирпича могилы-эллин­ги, в которых лодки помещались, сами имели форму лодок;

возвышаясь над уровнем окружающей пустыни в начале династической эпохи, будучи новыми, они должны были выглядеть грандиозно:

"Некогда каждое захоронение было снаружи оштукатурено и побелено, так что должно было создаваться впечатление, что в пусты­не, сверкая под ярким египетским солнцем, стоят на якоре двенадцать (или больше) ог­ромных лодок. К идее постановки их на якорь относились достаточно серьезно, потому что вблизи "носа" или "кормы" нескольких захоро­нений были положены небольшие булыжники неправильной формы. Они не могли там ока­заться ни случайно, ни по каким-то есте­ственным причинам; ясно, что их положили туда сознательно, а не просто так. И очень похоже, что они должны были играть роль "якорей".



О лодках из Абидоса можно было сразу же смело ска­зать то же, что о морском 42-метровом корабле, чье захоро­нение было найдено рядом с Великой пирамидой в Гизе:

они достаточно совершенны, чтобы бороться с самыми силь­ными волнами и самой плохой погодой в открытом море. По словам Черила Халдейна, специалиста по морской архе­ологии из Техасского университета "Эй-энд-ам", они де­монстрируют "высокую степень технического совершенства в сочетании с изяществом". Как и лодка у Великой пира­миды (но как минимум на 500 лет раньше), флот из Абидо­са показывает, что с самого начала трехтысячелетней исто­рии Египта на его территории жили люди, которые могли опираться на большой опыт и давние традиции мореход­ства. Более того, мне известно, что в древнейшей настенной росписи, обнаруженной в долине Нила и датируемой при­мерно 4500 годом до н.э. (примерно за полторы тысячи лет

до захоронения флота в Абидосе), можно встретить изоб­раженные на плаву длинные, изящные суда с высоким носом 81.

Не могла ли нация опытных мореходов древности всту­пить в взаимодействие с туземными обитателями долины Нила в какой-то неопределенный период до того, как око­ло 3000 года до н.э. началась официальная история? Не может ли это объяснить странный, парадоксальный, но стой­кий интерес египтян к кораблям в пустыне? Кстати, в "Тек­стах пирамид" есть намеки на некие весьма совершенные суда, одно из которых якобы имело свыше 600 метров в длину к.

Высказывая эти предположения, я не ставлю под со­мнение то, что в Древнем Египте существовала религиозная символика, в рамках которой, как постоянно указывают ученые, корабли понимались как средство перевозки душ фараонов. Тем не менее этот символизм не решает пробле­мы, связанной с высоким техническим уровнем захоронен­ных судов; такая отработанная и совершенная конструкция говорит о длительном периоде совершенствования. Не сле­дует ли рассмотреть возможность — пусть даже с тем, чтобы затем отвергнуть — того, что суда из Гизы и Абидоса явля­ются частью культурного наследия и не влюбленных в свою землю землепашцев из речной долины, вроде исконных оби­тателей Древнего Египта, а нации отважных мореплавате­лей?

Такие мореплаватели вполне могли быть штурманами, которые способны прокладывать курс по звездам и обла­дать умением вычерчивать точные карты морей и океанов, которые они пересекали.

Может быть, они были также архитекторами и камен­щиками, любимым приемом которых было использование огромных многоугольных блоков, как в Храме долины и Осирионе?

И может быть, они были каким-то образом связаны с легендарными богами Первого Времени, которые, по преда­нию, принесли в Египет не только цивилизацию, астроно­мию и архитектуру, не только математику и письменность, но и множество других ценных навыков и умений, среди которых далеко не последнее место занимает сельское хо­зяйство.

Существует свидетельство удивительно раннего перио­да сельскохозяйственного прогресса и экспериментов в до­лине Нила, совпадающее по времени с концом последнего ледникового периода в Северном полушарии. Особенности

этого египетского "Большого скачка" позволяют предполо­жить, что корни его — в притоке новых идей из какого-то неизвестного источника.

ГЛАВА 46

ОДИННАДЦАТОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ ДО НОВОЙ ЭРЫ ____

Если бы не развитая мифология об Осирисе и если бы этого бога-цивилизатора, просветителя и законотворца не помнили добром за внедрение земледелия в долине Нила в далекую и легендарную эпоху Первого Времени, то, может быть, не было бы так интересно узнать, что некогда, между 13000 и 10000 годами до н.э., Египет пережил период так называемого "преждевременного сельскохозяйственного раз­вития" — возможно, первой "зеленой революции" в мире, уверенно установленной историками.

Как мы видели в предыдущих главах, источники типа Палермского камня, Манефона и Туринского папируса со­держат различную и временами противоречивую хроноло­гию. Тем не менее все эти хронологии сходятся в древней­шей дате Первого Времени Осириса — золотом веке, когда, согласно повериям, боги правили Египтом. Кроме того, все источники с удивительным единодушием придают особую важность одиннадцатому тысячелетию до новой эры ", пре­цессионному Веку Льва, когда происходило окончательное и бурное таяние ледовых шапок Северного полушария.

Может быть, это совпадение, но данные, полученные, начиная с 70-х годов этого века, геологами, археологами и специалистами по доисторическим эпохам, такими как, на­пример, Майкл Хофман, Фекри Хасан и профессор Фред Вендорф, подтверждают, что XI тысячелетие до н.э. дей­ствительно играло важную роль в предыстории Египта, в течение которого мощные и разрушительные наводнения не раз прокатывались вниз по долине Нила. Фекри Хасан выс­казал предположение, что именно эта затянувшаяся серия стихийных бедствий, которые достигли своего крещендо около 10500 года до н.э. и периодически повторялись до 9000 года до н.э., повинна в прекращении древнего сельс­кохозяйственного эксперимента.

Как бы то ни было, этот эксперимент действительно прекратился (по какой причине — разговор особый), и к нему не пытались вернуться в течение, по крайней мере, 5000 лет.

БУРНЫЙ СТАРТ

Есть что-то таинственное в египетской так называемой "палеолитической сельскохозяйственной революции". Ниже приводятся некоторые ключевые факты из той немного­численной информации о "большом скачке", который та­ким необъяснимым образом произошел в конце последнего ледникового периода; материалы заимствованы из моногра­фий Хофмана "Египет до фараонов" и Вендорфа "Предыс­тория долины Нила".

1. "Вскоре после 13000 года до н.э. среди находок па­леолитических орудий появляются каменные жернова и сер­пы с характерным блеском режущей кромки (след взаимо­действия кромки со стеблями, содержащими кремнезем)... Ясно, что жернова использовались для приготовления рас­тительной пищи".

2. Во многих поселениях по берегам рек в то же самое время рыба перешла из разряда главных продуктов питания во второстепенные, если судить по отсутствию находок ры­бьих костей. "Падение роли рыболовства как источника пропитания прямо связано с появлением нового пищевого продукта — молотого зерна. Образцы пыльцы дают основа­ние предполагать, что соответствующим злаком был ячмень;

существенно важно, что эта пыльца появляется в заметных количествах непосредственно перед тем, как в этом районе возникают первые оседлые поселения..."

3. "Столь же впечатляющим, как подъем древнего зем­леделия в долине Нила в эпоху позднего палеолита, являет­ся его резкое падение. Никто не знает точно, почему, но вскоре после 10500 года до н.э. ранние лезвия серпов и жернова исчезают; их место по всему Египту занимают ка­менные орудия охотников, рыболовов и собирателей верх­него палеолита".

Как ни скудны эти свидетельства, но они дают ясно понять: Египет испытал золотой век земледелия, который - начался около 13000 года до н.э. и резко прервался около середины XI тысячелетия до н.э. Бурный старт процессу дало культивирование ячменя в долине Нила; вслед за этим появляется ряд первых поселений земледельцев. Последние

обладали простыми, но весьма эффективными сельскохо­зяйственными орудиями и приспособлениями. Однако пос­ле XI тысячелетия до н.э. наступает длительный рецидив примитивного образа жизни.

Воображение вольно свободно парить над этими дан­ными в поисках объяснения — но любое объяснение может опираться лишь на догадки. Однако, по-видимому, ника­кое объяснение не может базироваться/на предположении, что "зеленая революция" в палеолитическом Египте яви­лась результатом местной инициативы. Напротив, больше всего это смахивает на трансплантацию. Трансплантат вне­запно появляется, но и столь же внезапно может быть от­торгнут при изменении условий — точь-в-точь, как, види­мо, было отторгнуто оседлое земледелие в Древнем Егип­те после мощных нильских наводнений в XI тысячелетии до н.э.

ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА

Что тогда была за погода?

Мы отмечали в предыдущих главах, что Сахара, срав­нительно молодая пустыня, была зеленой саванной до Х ты­сячелетия до н.э.; эта саванна, оживляемая озерами и киша­щая дичью, занимала большую часть Верхнего Египта. Даль­ше к северу шла болотистая дельта Нила, но и среди болот встречались большие острова плодородных земель. В целом климат был значительно более прохладным, облачным и дождливым, чем в наше время. Как начались дожди за 2-3 тысячи лет до 10500 года до н.э., так и продолжались при­мерно тысячу лет после него. Затем, как-будто отмечая точ­ку экологического перелома, пришли наводнения. Когда они кончились, пришло время прогрессирующей засухи. Засушливый период длился примерно до 7000 года до н.э., когда вновь начался период дождей — на протяжении тыся­чи лет шли сильные дожди. За ним последовали 3000 лет умеренных осадков, идеальных для земледелия. "На неко­торое время пустыня расцвела, и люди стали осваивать пус­тыню, которая в наше время не способна кормить столь же плотное население".

Увы, к моменту зарождения династического Египта около 3000 года до н.э. климат снова развернулся на 180 °, и начался новый засушливый период, продолжающийся до наших дней.

Итак, вот что представляла собой, в общих чертах, сце­

на окружающей среды, на которой разыгрывались мисте­рии египетской цивилизации: дожди и наводнения с 13000 по 9500 годы до н.э., сухой период до 7000 года до н.э.;

снова дожди, хотя постепенно редеющие, примерно до 3000 года до н.э.; вслед за этим вновь продолжающийся до сих пор сухой период.

Перед нами значительный промежуток времени, но если искать в нем Первое Время — золотой век богов, то мысли естественным образом обращаются к таинственной эпохе давних сельскохозяйственных экспериментов, которая про­глядывает среди дождей и наводнений между 13000 и 10500 годами до н.э.

СКРЫТЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ?

Эта эпоха была решающей не только для древних егип­тян, но и для многих других народов. Действительно, как мы видели в Части IV, это бьыа эпоха драматических изме­нений климата, быстрого подъема уровня моря, землетрясе­ний, наводнений, вулканических извержений и лавовых дождей с черного неба. Именно эта эпоха явилась наиболее вероятным источником многих распространенных по всему миру мифов о вселенском катаклизме.

Возможно ли, чтобы именно в эту эпоху "боги" дей­ствительно разгуливали среди людей, как это утверждают легенды?

На боливийском Альтиплано эти боги были известны как виракочи и их связывали с удивительным мегалитичес­ким городом Тиауанако, который, возможно, существовал еще до ужасных наводнений в Андах в XI тысячелетии до н.э. После этого, согласно профессору Артуру Познански, хотя воды и отступили, "культура Альтиплано не только не вер­нулась на прежний уровень, но, напротив, пришла в пол­нейший упадок". /••"

Конечно, вьцюды Познански противоречивы и разби­рать их надо по существу. Тем не менее интересно, что и Альтиплано, и Египет были опустошены наводнениями в XI тысячелетии до н.э. В обоих регионах существуют при­знаки исключительно давних сельскохозяйственньга экспе­риментов — по-видимому, на основе заимствованной тех­нологии, — которые были потом заброшены. И в обоих регионах существуют Проблемы датировки памятников: на­пример, Пума-Пунку и Каласасайя в Тиауанако, которые, как утверждал Познански, могли быть построены около

15000 года до н.э.; в Египте это такие мегалитические со­оружения, как Осирион, Великий Сфинкс и Храм долины/ Хафры в Гизе, который Джон Уэст и геолог из Бостонского университета Роберт Шох датировали по геологическим при­знакам не позднее чем 10000 годом до н. э.

Возможна ли какая-нибудь невидимая связь между этими прекрасными и загадочными памятниками, аномальными аграрными экспериментами 13000-10000 годов до н.э. и ле­гендами о богах-цивилизаторах Осирисе и Виракоче?

"КУДА ЖЕ ПОДЕВАЛАСЬ ЭТА ЦИВИЛИЗАЦИЯ"?

Когда мы двинулись из Абидоса в Луксор, где собира­лись встретиться с Джоном Уэстом, мне подумалось, что все эти связи начнут проявляться сами собой, если удастся разрешить центральный вопрос о возрасте памятников. Ины­ми словами, если подтвердятся геологические аргументы Джона Уэста насчет того, что Сфинксу свыше 12000 лет, историю человеческой цивилизации придется переписывать. И тогда, как часть этого увлекательного процесса, начнется осмысление всех других странных, выглядящих порой не­понятным анахронизмом, "следов богов", появляющихся по всему свету, и подспудных древних связей между внешне не связанными друг с другом цивилизациями...

Когда данные Уэета были представлены в 1992 году на ежегодном собрании Американской ассоциации содействия развитию науки, они были восприняты достаточно серьезно для того, чтобы их стал публично обсуждать египтолог из Чикагского университета Марк Ленер, руководитель Про­екта топографической съемки Гизы, который — к изумле­нию почти всех присутствующих — не смог дать убедитель­ного опровержения. В заключение своего выступления Ле­нер сказал буквально следующее:

"Когда вы утверждаете, что такое серьезное сооружение, как Сфинкс, датируется 9000-10000 годами до н.э., то тем самым подразу­меваете, что в тот период существовала вы­сокоразвитая цивилизация, способная выпол­нить такую работу. Но тогда я, как архео­лог, должен вас спросить: где же остальная часть этой цивилизации, где остальная часть этой культуры?"

Здесь, пожалуй, Ленер сильно промахнулся.

Если Сфинкс действительно датируется 9000-10000 го­дами до н.э., то не на Уэсте лежит бремя доказательства существования цивилизации, его породившей, а египтоло­гам и археологам придется объяснить, как это они ухитрялись так долго и последовательно упорствовать в своих ошибках.

Итак, в состоянии ли Уэст доказать древность Сфинкса?

ГЛАВА 47 СФИНКС

"Египтологи, — сказал Джон Уэст, — это последние люди, к кому можно обращаться по поводу аномалий".

В Египте, конечно, аномалий много. Конкретно в дан­ный момент Уэст имел в виду аномалию пирамид IV дина­стии: аномалию вследствие того, что происходило в течение III, V и VI династий. Ступенчатая пирамида Зосера в Сак-каре (III династия) — внушительное сооружение, но пост­роено оно из сравнительно небольших, подъемных блоков, которые можно было перетаскивать впятером-вшестером;

конструкция внутренних камер ненадежна. Пирамиды V и VI династий, хоть и украшены изнутри прекрасными "Тек­стами пирамид", построены так плохо, что почти полнос­тью обрушились, и сегодня большая часть их представляет собой просто груды щебня. Однако пирамиды IV династии в Гизе настолько великолепно построены, что простояли тысячи лет почти неповрежденными.

Именно на последовательность этих событий, или даже скорее на их смысл, следовало бы, по мнению Уэста, обра­тить больше внимания египтологам. "Есть противоречие в сценарии, который звучит следующим образом: сначала воз­водятся никуда не годные пирамиды, неразумные конст­руктивно; внезапно начинается строительство совершенно невероятных пирамид, конструктивно превосходящих все, что только можно себе представить; и вдруг внезапно пово­рот назад, к дрянным пирамидам. В этом нет логики... При­менительно, скажем, к автомобилестроению это выглядело бы так: промышленность изобретает и строит "форд-Т", затем внезапно изобретает "порше" 93-года и выпускает их несколько штук, потом забывает, как это делается, и воз-

вращается к выпуску модели "форд-Т"... Цивилизации так не работают".

— Так что вы хотите сказать? — спросил я. — Что пирамиды IV династии были построены вовсе не IV динас­тией?

— Нутром чувствую, что именно так. Они не похожи на скамейки-мастаба, что стоят перед ними. Они вообще не похожи ни на одно из детищ IV династии... Они туда не вписываются...

— А Сфинкс?

— И Сфинкс не вписывается. Но тут есть большая раз­ница: в случае со Сфинксом нам не нужно полагаться на ощущения нашего нутра. Мы можем доказать, что он был построен задолго до IV династии...

ДЖОН УЭСТ

Мы с Сантой стали поклонниками Джона Энтони Уэс-та с нашего первого путешествия по Египту. Его путеводи­тель "Ключ путешественника" оказался блестящим и нео­ценимым введением к тайнам этой древней страны, и мы все еще возили его с собой. В то же время его научные труды, в особенности "Змея в небе", открыли нам глаза на революционную возможность того, что египетская цивили­зация, при всех разнообразных примерах ее ни к месту, ни ко времени развитой науки, может оказаться вовсе не ре­зультатом развития в рамках долины Нила, а представлять собой наследие более ранней, более великой, но до сих пор неопознанной цивилизации, "опережавшей династический Египет и все другие известные цивилизации на тысячи лет".

Высокому и крепкому Уэсту пошел седьмой десяток. Он носил аккуратно подстриженную седую бородку и был одет в костюм "сафари" цвета хаки и тропический шлем образца XIX века. Держался он молодо и энергично, с озор­ной искоркой в глазах.

Мы сидели втроем на открытой верхней палубе прогу­лочного теплохода, пришвартованного к причалу в несколь­ких метрах вниз по течению от "Уинтер-Пэлас-Отеля" в Луксоре. К западу от нас, на другой стороне Нила, большое красное солнце, искривленное атмосферной рефракцией, садилось за скалы Долины царей. На востоке лежали разби­тые, но благородные руины Луксорского и Карнакского храмов. А снизу через корпус судна доносились плеск и

журчание воды, которая текла себе вдоль меридиана к дале­кой дельте.

Первый раз Уэст представил свой тезис относительно более старого Сфинкса в своей "Змее в небе" вместе с об­стоятельным изложением работы французского математика Р. А. Шваллера де Любича. В процессе своих исследований, которые Шваллер проводил в Луксорском храме между 1937 и 1952 годами, ему удалось найти математическое свиде­тельство того, что египетская наука и культура бьши на­много более развиты и сложны, чем считают современные ученые. Однако, как выражался Уэст, это свидетельство было изложено "глубокомысленным, сложным и бескомп­ромиссным языком... Мало кому из читателей было бы при­ятно переваривать сырого Шваляера. Это вроде того, чтобы навалиться на физику высоких энергий без серьезной под­готовки".

Основными трудами Шваллера (опубликованными пер­воначально на французском языке) являются трехтомный "Храм человека" (Temple de 1'Homme), где основное вни­мание сосредоточено на Луксоре, и носящая более общий характер "Правитель теократии фараонов" (Roi de la the ocratie Pharaonique). В последней работе, впоследствии вы­шедшей на английском языке под названием "Священная наука" (Saered Science), Шваллер мимоходом упомянул о наводнениях и дождях, которые опустошили Египет в XI ты­сячелетии до н.э. Почти в конце нашего разговора он доба­вил:

— Великая цивилизация, должно быть, предшествовала ужасному паводку, который прокатился по Египту, что по­зволяет нам предполагать, что Сфинкс уже существовал к этому времени, вырубленный из скалы в Гизе — тот самый Сфинкс, чье львиное, за исключением головы, тело несет явные следы водной эрозии".

Работая над своей "Змеей", Уэст был потрясен потен-циальной"важностью этого замечания и решил пойти по этому пути дальше:

— Я-понял, что, если смогу эмпирически доказать им­провизированное утверждение Шваллера, это будет желез­ным свидетельством существования в далекой древности неопознанной высокоразвитой цивилизации.

— Почему?

— Как только мы установили, что именно вода была средой, вызвавшей \эрозию Сфинкса, ответ становится по-детски простым. Это можно объяснить даже тому, кто чита-

ет "Нейшл инкуайрер" или "Ныос оф зе уордц". Это про­сто даже для дебилов... Предполагается, что Сфинкс был воздвигнут Хафрой около 2500 года до н.э., но ведь с само­го начала династического периода, скажем, с 3000 года до н.э., на плато Гизы просто не было достаточного количества дождей, чтобы вызвать такую обширную эрозию, какую мы можем наблюдать по телу Сфинкса. Вам придется заб­раться во времена до 10000 года до н.э., чтобы встретиться в Египте с климатом, достаточно влажным, чтобы произош­ла эрозия такого типа и такого масштаба. Отсюда следует, что Сфинкс должен был быть сооружен до 10000 года до н.э., а поскольку это огромное и сложное произведение искусства, то создать его могла только развитая цивилиза­ция.

— Но, Джон, — спросила Санта, — почему вы так уве­рены, что причиной эрозии бьша дождевая вода? Не могли ли сделать то же самое ветры пустыни? В конце концов даже ортодоксальные египтологи признают, что Сфинкс существует уже почти 5000 лет. Неужели этого времени недостаточно, чтобы тот же урон нанесло выветривание?

— Естественно, это было первое предположение, кото­рое я стремился исключить. Только, если бы мне удалось показать, что несомый ветром песок-абразив не мог приве­сти Сфинкса в его нынешнее состояние, имело бы смысл рассматривать дальше логическую цепочку, тянущуюся от водной эрозии.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.