Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 4 глава





Основные функции губернского прокурора заключались в сохранении «целостности власти, установлений и интересов императорского величества». Иными словами, губернский прокурор являлся представителем центральной власти на местах и обязан был следить за реализацией установлений императрицы. Кроме того, он наделялся правом вести надзор за законностью в деятельности губернских и уездных органов, в том числе и судов; обязан был доводить до сведения указанных органов содержание вновь принятых законов; в судах прокурор призван был охранять интересы «лиц беспомощных» (глухонемые, слепые, несовершеннолетние и т.п.). На прокурора также было возложено осуществление надзора за законностью содержания лиц под стражей.

Любопытной особенностью реализации надзорных полномочий прокурора в это время было то, что он сам не мог устранить выявленные нарушения, а должен был докладывать о них генералу-прокурору или же органу, правомочному устранить указанные нарушения.

Уставом благочиния от 8 апреля 1782 года устанавливался надзор прокурора за нормативно-правовыми актами[56].

Павел I провел довольно противоречивую реформу прокуратуры. С одной стороны, он усилил власть и значение генерал-прокурора. В одном из своих указов он прямо указывал, что «повсеместная бдительность о благоуспешном течении всякого рода дел, в приказах производимых, и о точном сохранении законов, на все части государственного правления изданных», лежит не на Сенате, а исключительно на обязанности генерал-прокурора, у которого также сосредоточились как доклады по делам Сената, так и финансовой и контрольной части[57]. С другой, - наделение генерал-прокурора чрезмерными распорядительными полномочиями способствовало размыванию надзорной власти прокурора и, в конечном счете, снижению значения прокуратуры как контрольного органа.



Возрождение надзорных полномочий прокуратуры произошло при Александре I. В Манифесте об учреждении министерств от 8 сентября 1802 г. учреждается Министерство юстиции. В Именном Высочайшем указе Правительствующему Сенату в частности говорилось: «…Министром юстиции или Генерал-Прокурором повелеваем быть Действительному Тайному Советнику Державину, предоставляя впредь назначить ему Товарища…»[58]. Таким образом, генерал-прокурор стал одновременно министром юстиции.



Манифестом от 25 июля 1811 года об «Общем учреждении министерств» на Министерство юстиции была возложена задача управления всей системой судов и прокуратурой: назначение на должность и освобождение от должности всех лиц судебного и прокурорского ведомства, учреждение и упразднение судов, надзор за их деятельностью.

Согласно ст. 2474 Общих губернских учреждений 1857 года прокурорский надзор включал в себя три направления: охранение общего благоустройства, надзор по казенному управлению и надзор по суду и расправе[59].

В первом случае прокурор обязан был наблюдать за точным исполнением узаконений, охранять общественный порядок, содействовать пресечению противных ему деяний и злоупотреблений, особенно в случаях нарушения верности присяги, общественной тишины, казенного и общественного ущерба, лихоимства, непослушания, ропота, лености и волокиты в отправлении дел; он также должен был посещать тюрьмы рабочие и смирительные дома, заботиться о доставлении им надлежащего продовольствия и т.п.

Надзор по казенному управлению включал в себя: охрану повсеместно выгоды и пользы казны; содействие пресечению недозволенных казенных расходов, присутствие при производстве от казны всяких торгов и подрядов, участие в освидетельствовании казенного имущества, отвращение подлогов в приписках купцов к семейным капиталам, наблюдение за тем, чтобы с народа не взимались сборы, законами не установленные, и т.п.



Надзор по суду и расправе заключался в осуществлении надзора за сохранением в судебных решениях точной силы законов, охране установленных формы и обрядов судопроизводства и внутреннего порядка судебных мест. Прокурор обязан был отвращать всякую медленность и проволочку в производстве дел, возбуждать дела безгласные, отвращать явные по суду утеснения, самоуправство и злоупотребления.

Кроме того, ст. 2475 Общих губернских учреждений возлагала на прокурора обязанность присутствовать в комитете земских повинностей, в комиссии народного продовольствия, в статистическом комитете и, в звании директора, в попечительном о тюрьмах комитете[60].

Таким образом, к началу XIX века прокуратура в Российской империи окончательно сформировалась как орган надзора законностью.

Судебная реформа Александра II существенно изменила правовое положение отечественной прокуратуры. Она стала больше представлять обвинение в суде и осуществлять надзор за следствием и полицейским дознанием. Роль же прокуратуры как органа надзора была значительно снижена, но, вместе с тем, не утрачена полностью. Характеризуя роль прокуратуры после судебной реформы, выдающийся русский ученый-процессуалист И.Я. Фойницкий писал: «… мы примкнули к французскому типу прокуратуры. Она не только обвинительная сторона в уголовном процессе … но вместе с тем контрольный орган правительственной власти, обязанный наблюдать за правильным применением закона судебными установлениями. Судебные уставы, однако воздержались от крайностей французского законодательства …они сообщили судам более самостоятельно положение, так что в этом отношении законодательство наше стоит выше не только французского, но и исправивших его австрийского и германского»[61].

Правовыми основами деятельности прокуратуры в этот период был принятые Государственным советом Российской империи в 1862 г. Основные положения о прокуратуре, а также утвержденные Уставом Правительствующему Сенату от 20 ноября 1864 г. четыре правовые акта: 1) Учреждение судебных установлений (далее – УСУ); 2) Устав уголовного судопроизводства (далее – УУС); 3) Устав гражданского судопроизводства (далее – УГС) и 4) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Указанные акты определяли принципы, основные направления деятельности прокуратуры, кадровый состав, систему и структуру прокуратуры, а также компетенцию прокурорских работников.

Учреждение судебных установлений определяло, что прокурорская служба строится на началах иерархической подчиненности и единства.

Основные положения о прокуратуре устанавливали, что «прокуроры суть органы правительства для охранения силы законов, и на этом основании сущность их обязанностей заключается: 1) в обнаружении и преследовании всякого нарушения законного порядка и в требовании распоряжений к его восстановлению; 2) в предложении суду предварительных заключений по судебным делам, подчиненных особому их наблюдению уставами гражданского и уголовного судопроизводства; 3) в наблюдении за единообразным и точным применением закона; 4) в представлении о пояснении и дополнении законов, если о том возникнут недоразумения или вопросы по судебному ведомству»[62].

Таким образом, содержание прокурорской деятельности распадалось на законноохранительную (надзорную) и обвинительную (уголовное преследование).

Надзорное направление прокурорской деятельности заключалось в «охране правительственного интереса применения законов, точного и согласного с разумом их»[63]. При этом оно включало в себя как надзор за несудебными органами, так и «по отношению к судебным местам».

Надзор за несудебными органами («местами») заключался: «1) в побуждении полиции и других установлений, обязанных оказывать помощь правосудию, к исполнению их обязанностей и в привлечении виновных к ответственности; 2) в участии, для охранения закона, в разных частях правительственного и общественного управления, причем прокуратура или входит в них как равноправный член, с правом решающего голоса, или участвует в них только своими заключениями, имеющими значение необязательных юридических советов»[64]; 3) в исполнительно-судебной деятельности, заключающей в надзоре за администрациями исправительных учреждений и участии в судебном разрешении вопросов, возникающих после обращения приговора к исполнению (разрешение сомнений и неясностей, возникших при исполнении (ст. 955 УУС)[65]; извещение суда о последующем исполнении приговора и т.п. (956 УСС).

Надзор по отношению к суду заключался в том, что «прокуратура имеет значение стража закона как в судебном разборе, так и в судебном управлении»[66]. Осуществляя надзор за деятельностью суда, прокурор выступал: 1) в судах гражданских, где он должен после состязания сторон предъявить суду свое заключение или юридическое мнение по делам казенного управления; по делам земских учреждений, городских и сельских обществ; по делам лиц, не достигших гражданского совершеннолетия; безвестно отсутствующих, глухонемых и умалишенных и т.п. (ст. 343-347 УГС)[67]; 2) в судах уголовных, где он как орган закона должен или может принимать участие своими заключениями по всем делам, за исключением только преследуемых в порядке частного обвинения; 3) при предварительном производстве по всем уголовным делам, производимым в публичном порядке, до открытия судебного по делу заседания; 4) при возобновлении уголовных дел.

Надзор за судебным управлением заключался в формулировании заключений по дисциплинарным делам в отношении должных лиц судебного ведомства, а также осуществлении дисциплинарного преследования этих лиц и т.п. (ст.272-282 УСУ).

Обвинительная деятельность прокурора заключалась: 1) в руководстве дознанием, наблюдении за предварительным следствием и возбуждении уголовного преследования (основная масса дел возбуждалась прокурорами окружных судов, прокуроры судебных палат возбуждали уголовные дела лишь по наиболее общественно значимым составам преступлений (ст. 250-251 УУС)[68]; 2) в поддержании обвинения по делам, производящимся во всех судебных местах в публичном порядке; 3) в принесении протестов на определения и приговоры суда.

Прокуратуру возглавлял Министр юстиции, одновременно замещающий должность генерал-прокурора, ему подчинялись обер-прокуроры и их товарищи при Сенате, прокуроры и их товарищи при судебных палатах и окружных судах.

Уложение устанавливало дополнительные требования для занятия прокурорских должностей. По образовательному цензу они совпадали с требованиями, предъявляемыми к коронным судейским должностям – наличие юридического образования (ст. 202 УСУ). Стаж юридической работы для товарища прокурора окружного суда составляя 4 года, для прокурор окружного суда и товарища прокурора судебной палаты – 6 лет, для прокурор судебной палаты – 8 лет и 12 лет – для обер-прокурор Сената (ст. 210 УСУ).

Анализ проведенных положений позволяет сделать вывод о том, что в результате судебной реформы 1864 года была учреждена смешанная модель прокуратуры, сочетающая в себе как функцию надзора, так и функцию уголовного преследования, с преобладанием последнего направления деятельности.

Александр III учредил комиссию, которая в течение шести лет работала над проектом по усилению прокурорского надзора. Однако выработанные комиссией предложения не были реализованы в полной мере.

В таком виде прокуратура просуществовала до 1917 года.

 

2.2. Становление и развитие советской прокуратуры (1922-1992 гг.)

 

24 ноября 1917 года Декрет СНК РСФСР № 1 «О суде» постановил: «Упразднить доныне существовавшие институты… прокурорского надзора… Для принятия и дальнейшего направления дел и производств… прокурорского надзора… соответствующие местные Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов избирают особых комиссаров, которые принимают в свое ведение архивы и имущества этих учреждений»[69].

Функция надзора за исполнением законов была возложена на различные органы власти и управления: ВЦИК, СНК, НКЮ, Рабоче-крестьянские инспекции, Советы, комиссаров юстиции, ВЧК, а позже – на губернские отделы юстиции. Осуществление отдельных направлений надзора за законностью было возложено также и на судебные органы (к примеру, в местах лишения свободы)[70].

Инструкцией НКЮ «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и порядке ведения его заседаний» от 19 декабря 1917 г.[71] при производстве судебного следствия предусматривалось участие обвинения и защиты, причем в качестве обвинителей и защитников допускались «все пользующие политическими правами граждане обоего пола».

Позже, предварительное производство по уголовным делам было возложено на следственные комиссии, состоящие в коллегиях при Советах рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, и при революционных трибуналах, а также на народных судей. Поддержание обвинения – на коллегии обвинителей, состоявшей не менее чем из трех лиц, избираемых местными Советами рабочих и крестьянских депутатов непосредственно или по представлению революционного трибунала или НКЮ[72].

Коллегии обвинителей также осуществляли надзор за деятельностью следственных комиссий, кроме того, давали заключения следственной комиссии о полноте предварительного следствия, а также о подсудности[73].

Положением о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г. были упразднены следственные комиссии и учрежден институт народных следователей, избираемых губернскими исполкомами Советов и состоящих при советах народных судей, а также должности следователей по важнейшим делам при губернских отделах и НКЮ[74].

Таким образом, специфика регулирования надзорной деятельности и осуществления уголовного преследования первых лет советской власти заключалась в учреждении многочисленных контрольных и следственных органов, их подконтрольности Советам и Наркомату юстиции.

Низкий авторитет органов юстиции, недостаточная численность следственного аппарата, вмешательство партийных, советских и иных органов в работу следователей с целью оказывания давления вынудили прогрессивную юридическую общественность выступить за создание прокуратуры. В результате в январе 1922 г. на IV Всероссийском съезде деятелей советской юстиции были приняты следующие решения:

Органы предварительного следствия объявлялись судебными, и следственный аппарат сосредотачивался в органах юстиции.

Прокуратура учреждалась как надзорный орган за следствием.

Признавалась необходимость издания УПК РСФСР[75].

Признание необходимости учреждения советской прокуратуры вызвало ожесточенную полемику вокруг организационных принципов ее построения. В этой связи В.И. Ленин в своем историческом письме «О «двойном» подчинении и законности» был вынужден изложить целостный подход к социалистической законности и прокурорском надзоре, обоснована важность принципа независимости органов прокуратуры от местных властей и подчиненность центральной власти[76].

28 мая 1922 года 3-я сессия ВЦИК IX созыва утвердила первое Положение о прокурорском надзоре. Советская прокуратура учреждалась «в целях осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью»[77].

Согласно данному положению, на органы прокуратуры возлагалось:

1) осуществление надзора за законностью и обоснованностью действий органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц с помощью возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;

2) наблюдение за деятельностью органов следствия в области раскрытия преступлений;

3) выдвижение и поддержание обвинения в суде;

4) контроль за правильностью содержания заключенных под стражей.

26 июня 1922 г. коллегия НКЮ РСФСР утвердила структуру прокуратуры. Прокуратура РСФСР входила в состав Наркомата юстиции РСФСР на правах отдела. Возглавлял отдел прокуратуры Прокурор республики, одновременно являющийся наркомом юстиции. Предварительным следствием занималась следственная часть, входящая в подотдел государственного обвинения. В непосредственном подчинении у Прокурора республики также находились губернские прокуроры, не подчиняющиеся местным властям. В губернских прокуратурах создавались подотделы, занимающиеся предварительным следствием и осуществлением надзора (подотдела общего надзора). В уездах действовали помощники прокуроров.

29 июля 1922 г. циркуляром НКЮ РСФСР была введена «Временная инструкция губернским прокурорам об общих задачах, возлагаемых на прокурора»[78]. Инструкция устанавливала состав, структуру, а также основные принципы распределения обязанностей в губернских прокуратурах.

Первым прокурором РСФСР стал нарком юстиции Дмитрий Иванович Курский (1874-1932).

Образование Союза ССР вызвало необходимость создания союзных органов прокуратуры. В это связи в 1923 году была образована прокуратура при Верховном Суде СССР [79]. Первым прокурором Верховного Суда СССР был Петр Ананьевич Красиков (1870-1939).

24 октября 1924 г. было учреждено Положение о Верховном Суде СССР, в котором имелся отдельный раздел VII «О прокуратуре». В этом разделе определялся порядок назначения на должность прокурора Верховного Суда СССР, а также его полномочия в области руководства прокурорской системой, в сфере общего надзора за законностью и судебного надзора.

Дальнейшее развитие правового регулирования прокурорского надзора связано с принятием 31 января 1924 г. Конституции СССР, 29 октября 1924 г. – Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик[80], 31 октября 1924 г. – Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик[81].

Статья 63 Конституции СССР предусматривала надзор прокурора Верховного Суда СССР «за закономерностью действий» Объединенного государственного политического управления на основе специального постановления ЦИК СССР.

Статья 12-14 Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик возлагали на народных комиссаров юстиции союзных и автономных республик осуществление надзора за «судебной практикой всех судебных мест», право «через прокурорский надзор» опротестовывать любое судебное решение, а также осуществление общего надзора и других обязанностей. Статья 132 устанавливала, что во главе прокуратуры в качестве прокурора республики находился народный комиссар юстиции этой республики. Таким образом, формально подчиняясь прокурору Верховного Суда СССР, фактически республиканские прокуратуры, включая прокуратуру РСФСР, были независимы, и входили в состав соответствующих республиканских наркоматов юстиции.

Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик возлагали на республиканские прокуратуры осуществление следующих функций: 1) уголовное преследования; 2) надзор за предварительным следствием; 3) поддержание обвинения в суде; 4) надзор за исполнением приговоров.

Таким образом, прокуратура была централизована только в пределах союзных республик. На уровне Союза ССР органы прокуратуры централизованы не были.

20 июня 1933 года ЦИК и СНК СССР «в целях укрепления социалистической законности и должной охраны общественной собственности по Союзу ССР от покушений со стороны противоборствующих элементов» было принято Постановление об образовании прокуратуры СССР[82], а 17 декабря 1933 г. соответствующее Положение о ней.

Положение устанавливало следующие направления деятельности союзной прокуратуры:

1) надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств СССР, союзных республик и местных органов власти Конституции СССР и постановлениям Правительства СССР;

2) наблюдение за правильным, обоснованным и единообразным применением законов судами союзных республик, а также опротестование и приостановление исполнения решений всех судов;

3) возбуждение уголовного преследования и поддержание государственного обвинения во всех судах на территории СССР;

4) надзор за законностью и правильностью действий милиции и исправительно-трудовых учреждений;

5) руководство деятельностью прокуратур союзных республик.

Прокуратуру Союза ССР возглавлял Прокурор СССР, который назначался ЦИК СССР. Указания и распоряжения прокурора СССР были обязательны для исполнения всеми органами прокуратуры. Прокуроры союзных республик назначались и отзывались Прокурором СССР по согласованию ЦИК союзных республик. При прокуроре СССР действовали помощники и старшие помощники, а также следователи по особо важным делам.

Завершение централизации союзной прокурорской системы произошло после принятия постановления ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 г. «Об образовании Народного комиссара юстиции СССР»[83]. Этим актом прокуратуры союзных республик и органы следствия были выделены из республиканских наркоматов юстиции и подчинены непосредственно Прокурору СССР.

В ноябре 1936 г. производится реорганизация аппарата союзной прокуратуры, создаются отделы по отраслям прокурорского надзора[84]

Принятая 5 декабря 1936 г. Конституции СССР посвятила прокуратуре и суду специальную главу, закрепляющую положение прокуратуры как единой централизованной системы органов. На прокуратуру СССР был возложен высший надзор за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, должностными лицами и отдельными гражданами СССР (ст. 113).

Конституция СССР 1936 г. ввела должность Генерального прокурора СССР, которые возглавляет органы прокуратуры и осуществляет функции по надзору за законностью и организацией борьбы с преступностью независимо от местных органов. Первым Генеральным прокурором СССР был Роман Андреевич Руденко (1907-1981).

24 мая 1955 г. Президиумом Верховного Совета СССР было утверждено Положение о прокурорском надзоре СССР [85]. Этот акт кодифицировал нормы, регулирующие организацию и деятельность органов прокуратуры.

Положение 1955 года состояло из шести глав. Первая – содержала общие положения, раскрывающие понятия осуществляемого прокуратурой надзора за исполнением законов, его задачи, основные направления деятельности, принципы организации и деятельности прокуратуры. Главы со второй по пятую посвящались отдельным отраслям прокурорского надзора.

Положение закрепляло следующие отрасли надзора:

за исполнением законов учреждениями, организациями, должностными органами и гражданами СССР;

за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия;

за законностью и обоснованностью приговоров, решений, определений и постановлений судебных органов;

за соблюдением законности в местах лишения свободы.

Содержание шестой главы определяло структуру органов прокуратуры, порядок назначения и прохождения службы работников прокуратуры.

Формирование самостоятельной советской централизованной системы органов прокуратуры окончательно завершилось в 1979 г. в результате принятия Закона СССР «О прокуратуре СССР».

Закон состоял из четырех разделов: общие положения; система органов прокуратуры и их организация; прокурорский надзор; иные вопросы организации и деятельности прокуратуры.

Прокуратура СССР была подконтрольна Верховному Совету СССР.

Закон закреплял четыре отрасли прокурорского надзора:

1) общий надзор;

2) надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия;

3) надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах;

4) надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний, и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

В связи с ликвидацией СССР и провозглашением государственного суверенитета РСФСР Прокуратура СССР прекратила сове существование. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 15 ноября 1991 года № 1879-1 «Об образовании единой системы органов прокуратуры РСФСР»[86] Генеральному прокурору РСФСР предписывалось принять в ведение расположенные на территории РСФСР органы и учреждения прокуратуры, а также находящиеся в подчинении Прокуратуры СССР предприятия, организации и учреждения, расположенные на территории РСФСР.

Первый российский закон о прокуратуре был принят 17 января 1992 г. Закон состоял из шести разделов и 47 статей. Раздел 1 излагал общие положения: функции и направления деятельности, принципы организации и деятельности, правовые основы. Раздел 2 закреплял систему, структуру и состав органов прокуратуры. Разделы 3 и 4 раскрывали содержание основных функций прокуратуры. Раздел 5 регулировал вопросы кадрового обеспечения, а также меры правовой и социальной защиты работников прокуратуры, материального и социального обеспечения прокурорских работников. Раздел 6 содержал нормы, регулирующие финансовые и материально-технические вопросы деятельности прокуратуры.

Данный закон впервые обозначил такую функцию прокуратуры как «участие прокурора в рассмотрении дел судами», до принятия закона считалось, что прокурор осуществляет надзор за деятельностью судов.

Принятие Конституции в 1993 г. обусловило необходимость пересмотра закона 1992 года. 17 ноября 1995 года Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» была принята новая редакция закона о прокуратуре.

Особенность редакции закона 1995 г. заключалась в том, что: восстанавливалась функция координацию деятельности ПОО по борьбе с преступностью; на Генеральную прокуратуру РФ возлагалась функция международного сотрудничества; закреплялась новая отрасль прокурорского надзора – надзор за соблюдением конституционных прав и свобод граждан.

Проведенная историческая ретроспектива развития отечественного законодательства о прокуратуре в рамках досоветского и советского этапов позволяет выделить следующие периоды:

1. С 1722 г. по 1864 г. становление и развитие прокуратуры Российской империи как органа надзора за законностью.

2. С 1864 г. по 1917 г. учреждение прокуратуры Российской империи преимущественно как органа, осуществляющего уголовное преследования и обслуживающего интересы правосудия, одновременно осуществляющего надзор за судебной деятельностью и деятельностью органов юстиции.

3. С 1917 г. по 1922 г. ликвидация института прокуратуры. Возложение прокурорских функций на многочисленные вновь учрежденные советские органы.

4. С 1922 г. по 1933 г. восстановление института прокуратуры. Учреждение советской прокуратуры как органа надзора за законностью.

5. С 1933 г. по 1979 г. формирование централизованной прокуратуры Союза ССР.

6. С 1979 г. по 1992 г. дальнейшее развитие прокуратуры СССР как централизованной системы органов государственной власти.

7. С 1992 г по настоящее время – формирование и развитие прокуратуры Российской Федерации.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Каковы основные этапы развития российской прокуратуры?

2. Прокуратура какого государства явилась прототипом российской прокуратуры?

3. Какую основную функцию выполняла российская прокуратура при Петре I?

4. Какие задачи были возложены на российскую прокуратуру Екатериной II?

5. Какие функции были возложены на российскую прокуратуру после реформ Александра II?

6. Почему была упразднена прокуратура в начальный период советской власти?

7. Что явилось причиной возрождения прокуратуры как органа надзора в советский период?

8. Когда была образована прокуратура РФ?

 

Источники:

 

1. Ведомости Верховного Совета СССР. – 1955. – № 9.

2. Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. – 1923. - № 10. – Ст. 311.

3. Еженедельник советской юстиции. – 1922. - № 28. – С. 14-16.

4. Еженедельник советской юстиции. – 1922. - № 5.

5. Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Российские прокуроры. – М.: Мол. Гвардия, 1999.

6. Игошин В.С., Степанов В.И. История становления и развития органов предварительного следствия в России. – Барнаул, 2006.

7. Казанцев С.М. История царской прокуратуры. – СПб., 1993. – С. 134.

8. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. – Т. 45.

9. Министерство юстиции за сто лет. 1802-1902. – М., 2001.

10. Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности: Пособие для прокурорской службы. – Т. 1. – Прокуратура на западе и в России. – М., 1889.

11. О революционном трибунале: Декрет СНК РСФСР от 04.05.1918 г. // Пролетарская революция и право. – 1918. - № 8-10.

12. Об образовании единой системы органов прокуратуры РСФСР: Постановление Верховного Совета РСФСР от 15.11.1991 г. № 1879-1 // Энциклопедия российского права: Справочно-правовая система. – М.: АО АРБТ. – 1996. – Режим доступа: Компакт диск.

13. Российское законодательство Х-ХХ веков. В девяти томах. – Т.4. – Законодательство периода становления абсолютизма. – М., 1986.

14. Российское законодательство Х-ХХ веков. В девяти томах. – Т.5. – Законодательство периода становления абсолютизма. – М., 1987.

15. СЗ СССР. – 1924. – № 23. – Ст. 203.

16. СЗ СССР. – 1924. – № 24. – Ст. 206.

17. СЗ СССР. – 1933. – № 40. – Ст. 239.

18. СЗ СССР. – 1936. – № 59. – Ст. 59.

19. СЗ СССР. – 1936. – № 40. – Ст. 338.

20. Спиридонов Б.М. Прокурорский надзор за соблюдением законности в исправительно-трудовых учреждениях. – М., 1978.

21. СУ РСФСР. – 1917. - № 12. – Ст. 12.

22. СУ РСФСР. - 1917. - № 4. – Ст. 50.

23. СУ РСФСР. – 1920. – № 83. – Ст. 407.

24. СУ РСФСР. – 1922. - № 36. – Ст. 424.

25. Уложение судебных установлений. – СПб., 1913.

26. Устав гражданского судопроизводства с позднейшими узаконениями, законодательными мотивами, разъяснениями Правительствующего Сената и циркулярами Министерства юстиции. – СПб., 1913.

27. Устав уголовного судопроизводства с позднейшими узаконениями, законодательными мотивами, разъяснениями Правительствующего Сената и циркулярами Министерства юстиции. – СПб., 1913.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.