Сделай Сам Свою Работу на 5

Исключительная экономическая зона

 

Исключительная экономическая зона является одним из самых молодых институтов международного морского права, его развитие началось в конце 1940-х гг. с провозглашением рядом латиноамериканских государств своих претензий на права в отношении вод, находящихся за пределами территориального моря. Понятие «экономическая зона» появилось в начале 1970-х гг. при обсуждении в Комитете по мирному использованию дна морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции. Концепция экономической зоны юридически оформляла стремление развивающихся стран после получения ими политической независимости к провозглашению их суверенных прав на ресурсы 200-мильных зон, что позволяло бы им самим заниматься разведкой и разработкой этих ресурсов, либо получать доходы от продажи лицензий развитым в промышленном отношении странам.

Исключительная экономическая зона - это пояс морского пространства, расположенный за внешней границей территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Эта зона не входит в состав территории прибрежного государства; для нее Конвенцией 1982 г. установлен особый правовой режим с учетом прав и юрисдикции прибрежных государств и прав и свобод всех других государств.

Исключительная экономическая зона является частью открытого моря, в которой прибрежное государство осуществляет определенные международным правом суверенные права:

на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов, как живых, так и неживых;

на управление этими ресурсами;

на другие виды деятельности по использованию зоны в экономических целях, например производство энергии путем использования воды, течений и ветра.

Прибрежное государство осуществляет в исключительной экономической зоне юрисдикцию в отношении:

создания и использования искусственных островов, установок и сооружений;

морских научных исследований;

защиты и сохранения морской среды;



другие права и обязанности, предусмотренные Конвенцией 1982 г.

 

Прибрежное государство само определяет допустимый улов живых ресурсов в своей зоне, не подвергая их опасности истощения, а также устанавливает условия ведения рыбного промысла в экономической зоне гражданами других государств. Оно может принимать такие меры, включая досмотр, инспекцию, арест и судебное разбирательство, которые могут быть необходимы для обеспечения соблюдения принятых им законов и правил.

Прибрежное государство имеет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений, которые не обладают статусом островов, не имеют своего территориального моря и не влияют на определение границ территориального моря, прилежащей и экономической зон и континентального шельфа. Они могут иметь лишь зону безопасности шириной до 500 м, отмеряемых от каждой точки их наружного края.

Прибрежное государство имеет право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своей зоне, принимать законы и правила по предотвращению загрязнения морской среды, сообразуясь с действующими международными стандартами и нормами.

Все другие государства в исключительной экономической зоне прибрежного государства пользуются свободами судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов (с учетом уже проложенных кабелей и трубопроводов). В Конвенции 1982 г. специально отмечено, что ст. 88-115 (судоходство, статус судов, обязанности государства флага, иммунитет военных кораблей, оказание помощи, борьба с пиратством, незаконной торговлей наркотиками, преследование и остановка судов и др.) и другие соответствующие нормы международного права применяются и к исключительной экономической зоне.

 

 

Континентальный шельф

Под континентальным шельфом с геологической точки зрения понимается подводное продолжение материка в сторону моря до его резкого обрыва или перехода в материковый склон.

С международно-правовой точки зрения континентальный шельф - это морское дно и его недра, расположенные за внешней границей территориального моря прибрежного государства до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не распространяется на такое расстояние.

Если подводная окраина материка простирается и за пределы 200 миль, внешняя граница континентального шельфа должна находиться не далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от изобаты 2500 м.

Карты и информация о внешней границе континентального шельфа сдаются Генеральному секретарю ООН, который надлежащим образом публикует их.

Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях его разведки и разработки его ресурсов. Последние включают минеральные ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим» видам (организмы, которые в период, когда возможен их промысел, либо находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним, либо неспособны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами - крабы, устрицы, моллюски, водоросли, другие живые биоресурсы).

 

Формула «суверенные права», как и в случае с исключительной экономической зоной, является данью странам, претендовавшим на полный суверенитет в отношении этих пространств. На самом деле речь идет о специализированной юрисдикции, ограниченной международным правом.

Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ним. Все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе любого прибрежного государства, определяя трассу для их прокладки с согласия этого прибрежного государства и учитывая уже проложенные кабели и трубопроводы.

Если прибрежное государство не производит разведку и разработку ресурсов шельфа, никто не может делать этого без определенно выраженного согласия этого прибрежного государства.

Прибрежное государство обладает также исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на шельфе для любых целей. Все, что касается искусственных островов, установок и сооружений в пределах исключительной экономической зоны, применимо и к сооружению их в пределах континентального шельфа. Положения Конвенции 1982 г. о континентальном шельфе не затрагивают право прибрежного государства разрабатывать недра путем прокладки туннелей, независимо от глубины водного покрова над недрами. Кроме того, Конвенция обязывает прибрежное государство производить отчисления или взносы натурой Международному органу по морскому дну в связи с разработкой минеральных ресурсов шельфа за пределами 200 миль.

Разграничение шельфа между смежными государствами производится на основе международного права. Ст. 83 Конвенции ООН по морскому праву гласит: «делимитация континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права, как это указывается в ст. 38 Статута Международного Суда, в целях достижения справедливого решения».

В нашей стране действует Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации», соответствующий положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., он охватывает вопросы изучения, разведки и разработки минеральных ресурсов, изучения и использования живых ресурсов ("сидячих" видов), создания искусственных сооружений и прокладки подводных кабелей и трубопроводов, проведения морских научных исследований, защиты и сохранения минеральных и живых ресурсов, захоронения отходов и других материалов, особенностей экономических отношений при пользовании континентальным шельфом, обеспечения выполнения положений Закона.

 

 

Открытое море

Открытое море - это морские пространства, находящиеся за пределами территориального моря, на которые не распространяется суверенитет какого-либо государства или государств и находящиеся в общем и равноправном пользовании всех народов.

Открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. К открытому морю, включая прилежащую и экономическую зоны, применяется ст. 89 Конвенции ООН 1982 г., в соответствии с которой никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

 

Свобода открытого моря включает, в частности: свободу судоходства; полетов; прокладки подводных кабелей и трубопроводов; возведения искусственных островов, установок и сооружений; научных исследований; рыболовства. Все государства, осуществляя эти свободы, должны учитывать заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря, а также права государств в отношении деятельности в Международном районе морского дна.

Открытое море резервируется для мирных целей, и никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету. Каждое государство имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Аналогичное право имеют и суда, состоящие на официальной службе ООН, ее специализированных учреждений и МАГАТЭ, плавающие под флагом ООН. Каждое государство самостоятельно определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов и права плавать под его флагом, а также эффективно осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом.

Торговое судно в открытом море подчиняется исключительно юрисдикции государства флага, и ни одно государство не имеет права вмешиваться в его законную деятельность. Из этого общепризнанного правила есть исключения, точно установленные Конвенцией 1982 г. Военный корабль вправе остановить торговое судно в открытом море и подвергнуть его осмотру, если есть разумные основания подозревать, что это судно занимается пиратством, работорговлей, несанкционированным вещанием, не имеет национальности или имеет ту же национальность, что и данный военный корабль, хотя на нем поднят иностранный флаг (или оно отказывается поднять флаг). Если подозрения оказались необоснованными, судну должны быть возмещены любые причиненные убытки или ущерб.

Кроме того, торговое судно может быть остановлено в открытом море на основании и других действующих норм международного права, например, по подозрению в разрыве подводного телеграфного кабеля, при наличии подозрения в том, что это судно осуществляет перевозки в страну, в отношении которой Совет Безопасности ООН осуществляет коллективные санкции по ст. 41 или 42 Устава ООН.

Все государства обязаны принимать эффективные меры для предотвращения перевозки рабов на их судах. Раб, нашедший убежище на судне под любым флагом, ipso facto свободен. Конвенция 1982 г. обязывает все государства сотрудничать в борьбе с пиратством.

Пиратством является любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту, а также любой акт добровольного участия в таких действиях, любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению таких действий (ст. 101).

Пиратские действия, когда они совершаются военным кораблем, государственным судном или государственным летательным аппаратом, экипаж которого поднял мятеж и захватил контроль над этим кораблем, судном или летательным аппаратом, приравниваются к действиям, совершаемым частновладельческим судном или летательным аппаратом. Любое государство может захватить пиратское судно, арестовать находящихся на нем лиц и судить по своим национальным законам.

Государства обязаны сотрудничать в пресечении незаконной торговли наркотиками и психотропными веществами в открытом море, а также в пресечении несанкционированного вещания из открытого моря. Несанкционированное вещание означает передачу, в нарушение международных правил, звуковых, радио- или телевизионных программ с судна или установки в открытом море, предназначенных для приема населения, за исключением передачи сигналов бедствия.

Любое лицо, занимающееся несанкционированным вещанием, может быть привлечено к ответственности в суде:

- государства флага судна; государства регистрации установки;

- государства, гражданином которого является это лицо;

- любого государства, где могут приниматься сигналы;

- любого государства, санкционированной связи которого чинятся помехи, с конфискацией передающей аппаратуры.

Преследование по "горячим" следам иностранного невоенного судна может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Такое преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или его шлюпка находится во внутренних водах, в архипелажных водах, территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно не прерывается. Если иностранное судно или его шлюпка находится в прилежащей зоне, преследование может начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлена эта зона.

Право преследования по "горячим" следам, осуществляемое военным кораблем или военным летательным аппаратом или судами, специально уполномоченными на то прибрежным государством, применяется аналогично к нарушениям в экономической зоне или на континентальном шельфе прибрежного государства. Преследование прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своего или какого-либо третьего государства.

Военные корабли и летательные аппараты могут применять оружие против судов-нарушителей в ответ на применение ими силы, а также в других исключительных случаях при преследовании таких судов в соответствии с международным правом по "горячим" следам, когда исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для прекращения нарушения и задержания судна-нарушителя.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.