Сделай Сам Свою Работу на 5

Международные стандарты прав человека.

 

Международные процедуры и механизмы защиты прав человека

Международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека, часто называют международными стандартами в области прав человека. Это обязательства не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой, национальной и другой дискриминации, применения пыток и т. д.). В соответствии с Уставом ООН государства обязуются соблюдать международные прав человека. Вопрос соблюдения прав человека отнесен к внутренней компетенции государства. Если для соблюдения одних прав (гражданских и политических) государства должны приложить минимальные усилия - принятие Конституции и основных законов, то для соблюдения других (культурных, социальных и политических) необходимы прежде всего экономические и культурные предпосылки.

Международные стандарты могут быть универсальными, т. е. признанными во всем мире, и региональными. Региональные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широкими, конкретными (стандарты в рамках общеевропейского процесса).

Международные стандарты обычно закрепляются в различного рода документах, как являющихся источниками международного права, так и носящих морально-политический характер.

Международное право обязывает государство обеспечить реализацию его прав. В исключительном случае, если государство не в состоянии обеспечить средствами внутреннего права реализацию основных прав и свобод граждан. Международное право предусматривает непосредственное применение своих норм при помощи международных органов.

Существует два уровня международной защиты прав человека:

- универсальный;

- региональный.

На универсальном уровне контроль осуществляет ООН (Генеральная Ассамблея, Экономический и социальный совет - ЭКОСОС, Комиссия по правам человека, Комиссия по правам женщин, верховный комиссар по правам человека, ЮНЕСКО, МОТ).



Примером регионального уровня защиты может служить работа Совета Европы. Первой инстанцией при рассмотрении дел в Совете Европы выступает Европейская комиссия по правам человека. Право на обращение в данную комиссию имеют государства, а также отдельные индивиды.

После рассмотрения дела в комиссии любое заинтересованное лицо вправе обратиться в Европейский суд по правам человека. Обеспечение исполнения решений указанных органов возложено на Комитет министров Совета Европы.

Существует три основные меры контроля за соблюдением прав человека:

- рассмотрение в ООН периодических докладов государств;

- рассмотрение споров о толковании и осуществлении конкретных соглашений;

- рассмотрение индивидуальных петиций.

 

 

Тема 10. МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО

 

Понятие, принципы и источники международного морского права

 

Международное морское право – отрасль международного права, принципы и нормы которой регламентируют правовой режим морских пространств, включая дно и ресурсы, а также порядок пользования ими.

В отечественной науке проблемы международного морского права разрабатывались С.В. Молодцовым, А.Л. Колодкиным, А.П. Мовчаном, М.И. Лазаревым, К.А. Бекяшевым, А.Ф. Высоцким.

Основные принципы международного морского права:

1. свободы открытого моря;

2. использования открытого моря в мирных целях;

3. рационального использования морских ресурсов;

4. предотвращения загрязнения морской среды;

5. исключительной юрисдикции государства флага;

6. полного иммунитета военных кораблей от иностранной юрисдикции;

7. ответственности государств за деятельность в Мировом океане и др.

В течение столетий правовой основой деятельности государств в морских пространствах были международные обычаи, затем появились Родосский кодекс, византийская Базилика, Кодекс Ганзы и другие, имели место притязания феодальных властителей на неограниченный суверенитет над морем как на собственную территорию. Венеция приписывала себе суверенные права на Адриатическое море, Генуя и Пиза - на Лигурийское, Турция - на Черное море. В конце XVIII в. развитие капитализма привело к повсеместному утверждению принципа свободы открытого моря.

На конгрессах в Вене (1815 г.) и Париже (1856 г.) и конференциях конца XIX - начала XX вв. (Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., Лондонская морская конференция 1908-1909 гг.) морские державы рассматривали отдельные вопросы морского права исключительно в целях обеспечения свободы действий для своих военных флотов, добиваясь ограничения морской правоспособности побежденных государств (запрещение иметь военный флот, подводные лодки, раздел флотов побежденных государств и др.). Кроме того, заключались договоры по отдельным вопросам морского права.

Большой вклад в кодификацию норм международного морского права внесли I, II и III конференции ООН по морскому праву, международные межправительственные организации ИМО, ЮНЕСКО, ЮНЕП и др.

На I конференции ООН в 1958 г. были приняты четыре конвенции: "О территориальном море и прилежащей зоне", "Об открытом море", "О континентальном шельфе", "О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря" (Россия не участвует в этой конвенции).

На II конференции в 1960 г., закончившейся безрезультатно, обсуждались вопросы ширины территориального моря.

III конференция ООН (1973-1982 гг.) завершилась принятием Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (вступила в силу 16 ноября 1994 г., Россия ратифицировала Конвенцию 26 февраля 1997 г.); 28 июля 1994 г. было принято Соглашение об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (Соглашение подлежит толкованию и применению вместе с частью XI Конвенции ООН по морском праву 1982 г. как единый документ); 4 декабря 1995 г. принято Соглашение об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управлении ими.

Конвенция ООН 1982 г. является основой международного морского права, однако она не охватывает все аспекты этой сложной отрасли. В качестве других источников можно назвать многочисленные конвенции, касающиеся предотвращения загрязнения морской среды, оказания помощи и спасания на море, регулирования безопасности судоходства, прокладки подводных телеграфных кабелей, Антарктики, Суэцкого и Панамского каналов, Черноморских и Балтийских проливов и др.

 

Внутренние морские воды

Внутренние морские воды - это морские пространства, входящие в состав территории прибрежного государства и расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Иными словами, это воды, расположенные между прилегающей к берегу, внутренней границей территориального моря и сухопутной территорией государства.

К внутренним морским водам относятся:

моря, омывающие берега одного или двух государств с шириной входа менее 24 миль;

воды заливов, губ, бухт, лиманов с шириной входа менее 24 миль;

воды портов;

заливы и проливы шириной более 24 миль, исторически принадлежащие данному государству (например, залив Петра Великого, губы Чесского, Байдарацкая, проливы Вилькицкого, Санникова и Д. Лаптева, принадлежащие России, заливы Рижский (Латвия), Гудзонов (Канада), Бристольский (Англия) и др.).

На внутренние воды распространяется суверенитет прибрежного государства, их правовой режим определяется прибрежным государством, которое устанавливает правила судоходства, рыболовства и связи, лоцманской проводки и буксировки, спасания и подъема затонувшего имущества и иной деятельности, а также навигационные, портовые, таможенные, санитарные, фискальные и иные правила.

Во внутренних водах деятельность иностранных судов, физических и юридических лиц может осуществляться только по разрешению прибрежного государства, заход в такие воды иностранных судов производится в разрешительном порядке, за исключением вынужденного захода (при аварии, стихийном бедствии, для оказания срочной медицинской помощи больному).

Морские порты открыты для иностранного судоходства за исключением тех, которые объявлены закрытыми. Список портов, открытых для захода в них торговых судов, публикуется в "Извещениях мореплавателям". В России такими открытыми портами являются Новороссийск, Мурманск, Архангельск, Игарка, Находка, Санкт-Петербург, Охотск и др. Для захода в иностранные морские порты иностранных военных кораблей и государственных судов, используемых в некоммерческих целях, требуется разрешение. При нахождении в порту они пользуются иммунитетом от местной юрисдикции, что не освобождает их от необходимости соблюдать местные законы и правила. В российском порту допускается одновременное пребывание не более трех иностранных военных кораблей одного государства до семи суток. Военный корабль освобождается от таможенного досмотра и санитарного контроля. Командир корабля вручает представителю санитарного надзора по его просьбе сведения о санитарном состоянии корабля по форме Морской санитарной декларации, справку о вакцинации и свидетельство о дератизации или освобождении от нее.

В целях обеспечения безопасности прибрежного государства и окружающей среды может быть выдвинуто требование, особенно к танкерам, соблюдать особые правила для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды (Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973/1978 гг., Часть XII Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.), а к судам с ядерной энергетической установкой - предоставлять надлежащую информацию о безопасности такого судна (Глава VIII Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974-1978 гг.). Отдельные государства требуют получения предварительного разрешения для захода в порты научно-исследовательских, ледокольных, спасательных, буксирных и других аналогичных судов.

Правовой режим пребывания иностранных торговых судов в порту определяется или соответствующим соглашением между государством флага судна и государством порта (о торговле и мореплавании) или нормами международного обычного права (на общих основаниях) без какой-либо дискриминации флагов. Договорный порядок предусматривает, как правило, один из двух видов режима:

- национальный режим (наравне с национальными судами государства порта) или

- режим наиболее благоприятствуемой нации (наибольшего благоприятствования), когда предоставляются условия не хуже тех, которыми пользуются суда какого-либо третьего государства.

На находящиеся в порту иностранные суда, на их пассажиров и экипаж распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция прибрежного государства, однако местные власти обычно воздерживаются от ее осуществления, кроме случаев, затрагивающих права государства порта или его граждан.

Договорная и обычная практика свидетельствуют о том, что уголовная юрисдикция прибрежного государства не применяется, если:

- совершен проступок, затрагивающий лишь иностранное судно и его экипаж;

- последствия правонарушения не распространяются на территорию государства порта, не затрагивают общественный порядок и безопасность прибрежного государства;

- правонарушение по законам государства порта не являются тяжким преступлением;

- правонарушение не связано с незаконной торговлей и распространением наркотиков и психотропных веществ;

- к местным властям не поступила просьба о помощи со стороны капитана судна или консула государства флага судна.

Иностранные суда не имеют права предоставлять убежище лицам, преследуемым местными властями за совершенные преступления. О применении уголовной юрисдикции в отношении судна и его экипажа (пассажиров) ставится в известность консул государства флага судна.

Гражданская юрисдикция может осуществляться по различным гражданско-правовым основаниям (возмещение ущерба, спасание имущества и судна, ненадлежащее исполнение договорных обязательств и др.) и может включать арест торгового судна в обеспечение исковых требований или исполнения судебных или арбитражных решений. Постановление о наложении ареста должно быть вынесено судом с информированием консула государства флага судна.

Уголовная и гражданская юрисдикция государства порта не распространяется на военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях. Военным кораблям, нарушающим правила порта, касающиеся порядка захода в порт и пребывания в нем, может быть предложено покинуть порт. Все споры между военным кораблем и местными властями разрешаются в дипломатическом порядке.

Административная юрисдикция осуществляется в отношении всех иностранных невоенных судов с учетом национальных правил и действующих международных конвенций, касающихся посадки и высадки пассажиров, погрузочно-разгрузочных работ, сбора пошлин и налогов, осуществления таможенного досмотра и санитарного контроля, предотвращения загрязнения морской среды и т.д. Если судно, находящееся в порту, нарушает применимые международные нормы и стандарты, касающиеся годности судов для плавания, и тем самым создает угрозу нанесения ущерба морской среде, местные власти принимают в той мере, в какой это практически осуществимо, административные меры, чтобы предотвратить выход данного судна в море. Ему может быть разрешено лишь перейти на ближайшую подходящую судоремонтную верфь для устранения причин нарушения, после чего судну немедленно разрешают продолжить свой путь (ст. 219 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.