Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 55. Искусство ренессансной графики Дюрер и Гольбейн





гравюры Ганса Гольбейна Младшего

Первая треть 16 века была временем бурных социальных, политических и культурных изменений. В эти годы религиозных войн и крестьянских восстаний работают великие мыслители и гуманисты Германии, художники и писатели. Многие художники были не только лично знакомы с выдающимися политическими деятелями своего времени, но и принимали активное участие в событиях, происходящих в стране. Вполне естественно, что их произведения носили острый, часто злободневный характер. Крупнейшим мастером, связанным с Реформацией, отразившим в своей графике все сложные стороны движения, был Ганс Гольбейн Младший. Гуманист, активный и деятельный участник Реформации, Гольбейн оставил значительный след в гравюре, работая главным образом как иллюстратор. Влияние итальянского гуманизма, знакомство с Эразмом Роттердамским способствовали развитию у художника рационального взгляда на мир.

Гуманистическое мировоззрение, политическая активность, яркая сатирическая направленность произведений характерны для этого мастера. Гольбейн не скрывал своих социальных и религиозных взглядов и воплощал их в своем искусстве. Используя гравюру как наиболее действенное средство в борьбе с Римом, с папой римским, он выпустил несколько листов против торговли индульгенциями («Въезд папы в ад», 1527). Гравюры Гольбейна, как и народные картинки, были доходчивы и пользовались большой популярностью среди самых разных слоев общества. Особой популярностью в 16 веке пользовались иллюстрации Гольбейна к «Пляске смерти» (1526).



Содержание каждой гравюры этой серии очень близко народным представлениям о смерти: смерть всегда, везде, со всеми, она действует, она карает. Главная мысль серии - та же, что и у Дюрера, о равенстве всех перед смертью. Художник показывает, как каждый представитель общества встречает смерть. В его поведении заключена обличительная сила критики Гольбейна. Насмешливо-сатирическое отношение художника к папе, кардиналам и монахам сродни народному отношению к священнослужителям и недвусмысленно напоминает о возмездии. Сатирическое и трагическое соединены в этой серии. Острота содержания, лаконизм художественных средств придают этим маленьким по размеру гравюрам особую значительность.



Г.Гольбейн Младший Старик и смерть. 1526. Из серии «Пляска смерти"

А. Дюрер Дюрер (Durer) Альбрехт (1471–1528), немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. Основоположник искусства немецкого Возрождения, Дюрер учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, живописи – в мастерской нюрнбергского художника М.Вольгемута (1486–1489), у которого воспринял принципы нидерландского и немецкого позднеготического искусства, ознакомился с рисунками и гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения (в том числе А.Мантеньи). В эти же годы Дюрер испытал сильное влияние М.Шонгауэра. В 1490–1494, во время обязательных для цехового подмастерья странствий по Рейну, Дюрер выполнил несколько станковых гравюр в духе поздней готики, иллюстрации к “Кораблю дураков” С.Бранта и др. Воздействие на Дюрера гуманистических учений, усилившееся в результате его первой поездки в Италию (1494–1495), проявилось в стремлении художника к овладению научными методами познания мира, к углубленному изучению натуры, в которой его внимание привлекали как самые, казалось бы, незначительные явления (“Куст травы”, 1503, собрание Альбертина, Вена), так и сложные проблемы связи в природе цвета и световоздушной среды (“Домик у пруда”, акварель, около 1495–1497, Британский музей, Лондон). Новое ренессансное понимание личности Дюрер утверждал в портретах этого периода (автопортрет, 1498, Прадо).
Настроения предреформационной эпохи, кануна мощных социальных и религиозных битв Дюрер выразил в серии гравюр на дереве “Апокалипсис” (1498), в художественном языке которой органично слились приемы немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства. Второе путешествие в Италию (1505–1507) еще более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченности композиционных построений (“Праздник четок”, 1506, Национальная галерея, Прага; “Портрет молодой женщины”, Музей искусств, Вена), внимательному изучению пропорций обнаженного человеческого тела (“Адам и Ева”, 1507, Прадо, Мадрид). При этом Дюрер не утратил (особенно в графике) зоркости наблюдения, предметной выразительности, жизненности и экспрессивности образов, свойственных искусству поздней готики (циклы гравюр на дереве “Большие Страсти”, около 1497–1511, “Жизнь Марии”, около 1502–1511, “Малые Страсти”, 1509–1511). Изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объема, сложнейшая философская подоснова содержания отличают три “мастерские гравюры” на меди: “Всадник, смерть и дьявол” (1513) - образ непоколебимого следования долгу, стойкости перед испытаниями судьбы; “Меланхолия” (1514) как воплощение внутренней конфликтности мятущегося творческого духа человека; “Святой Иероним” (1514) - прославление гуманистической пытливой исследовательской мысли. К этому времени Дюрер завоевал почетное положение в родном Нюрнберге, получил известность за рубежом, особенно в Италии и Нидерландах (куда совершил поездку в 1520–1521). Дюрер дружил с виднейшими гуманистами Европы. Среди его заказчиков были богатые бюргеры, германские князья и сам император Максимилиан I, для которого он в числе других крупных немецких художников исполнил рисунки пером к молитвеннику (1515).
В серии портретов 1520-х годов (Я.Муффеля, 1526, И. Хольцшуэра, 1526, – оба в картинной галерее, Берлин-Далем, и др.) Дюрер воссоздал тип человека ренессансной эпохи, проникнутого гордым сознанием самоценности собственной личности, заряженного напряженной духовной энергией и практической целеустремленностью. Интересен автопортрет Альбрехта Дюрера в 26 лет в перчатках. Руки модели, лежащие на постаменте, - хорошо известный прием создания иллюзии близости между портретируемым и зрителем. Дюрер мог научиться этому визуальному трюку на примере таких произведений, как, например, леонардовская Мона Лиза, - он видел ее во время путешествия в Италию. Пейзаж, который виден в открытое окно, - особенность, характерная для северных художников, таких как Ян Ван Эйк и Робер Кампен. Дюрер революционизировал североевропейское искусство, объединив опыт нидерландской и итальянской живописи. Многосторонность устремлений проявилась и в теоретических трудах Дюрера (“Руководство к измерению...”, 1525; “Четыре книги о пропорциях человека”, 1528). Художественные искания Дюрера завершила картина “Четыре апостола” (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре характера-темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину.



 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.