Сделай Сам Свою Работу на 5

Живопись у Леонардо как наука и дочь природы.





Несомненно, что универсальность творчества великого флорентийца объясняется неразрывной связью его художественного и научного творчества, с требованиями реальной действительности. Недаром не только принадлежащие его гениальной кисти портреты, но и картины на легендарные религиозные сюжеты проникнуты благородными идеями прославления красоты тела, богатства чувств человека и величия его разума.

 

Леонардо пришел к науке от практики искусства, быть может, даже от техники живописи и скульптуры, и на протяжении всего длинного и тернистого творческого пути искусство и наука в его жизни и в мастерстве живописца и скульптора были неразрывно связаны.

 

Леонардо да Винчи чувствовал взаимосвязь искусства и науки как методов познания действительности, и в его творчестве искусство и наука стали неделимы. Эту особенность гения Леонардо да Винчи высоко ценил наш великий соотечественник Иван Петрович Павлов. Известны его высказывания о Леонардо да Винчи (см. "Павловские среды", т. 1, 1949).

 

По И.П. Павлову, "Человек прежде всего воспринимает действительность через первую сигнальную систему, затем он становится хозяином действительности — через вторую сигнальную систему (слово, речь, мышление). Высшая нервная деятельность нормального среднего человека представляет собой работу двух систем" (Среда 2 ноября 1932 г., стр. 239).



 

По мнению великого физиолога, „Лишь немногие — Леонардо да Винчи, Гете — были в состоянии распространить свою гигантскую работу гармонично на обе системы. У большинства же вся сила сосредоточивается на какой-либо одной системе — великие художники, великие ученые" (Среда 2 ноября 1932 г., стр. 239).

 

Искусство в понимании Леонардо не просто отражает, а познает природу. Самым совершенным инструментом познания природы является живопись. В "Трактате о живописи" Леонардо да Винчи писал: "Если ты будешь презирать живопись, единственную подражательницу всем видимым творениям природы, то наверное ты будешь презирать тонкое изобретение, которое с философским и тонким размышлением рассматривает все качества форм: моря, местности, деревья, животных, травы и цветы, — все то, что окружено тенью и светом. И поистине, живопись — наука и законная дочь природы, ибо она порождена природой; но, чтобы выразиться правильнее, мы скажем: внучка природы, так как все видимые вещи были порождены природой и от этих вещей родилась живопись. Поэтому мы справедливо будем называть ее внучкой природы и родственницей бога".



 

Художник не должен ограничивать свое творчество, не имеет права останавливаться на повторении избранных предметов и тем.

 

„Можно с очевидностью сказать, что некоторые ошибаются, называя хорошим мастером того живописца, который хорошо делает только голову и фигуру. Конечно, невелико дело, изучая одну только вещь в течение всей своей жизни, достигнуть в этом некоторого совершенства. Но так как мы знаем, что живопись обнимает и заключает в себе все вещи, произведенные природой и созданные случайной деятельностью людей, и, наконец, все то, что может быть понято при помощи глаз, то мне кажется жалким мастером тот, кто только одну фигуру делает хорошо. Или ты не видишь, сколько и каких движений производится людьми? Разве ты не видишь, сколько существует различных животных, а также деревьев, трав, цветов, какое разнообразие местностей гористых и равнинных, источников, рек, городов, зданий общественных и частных, орудий, приспособленных для человеческого употребления, различных одежд, украшений и ремесел? Все эти вещи достойны того, чтобы быть в равной мере хорошо исполненными и как следует примененными тем, кого ты хочешь называть хорошим живописцем". И далее: „Тот не будет универсальным, кто не любит одинаково всех вещей, содержащихся в живописи".



 

Леонардо подходил к самому себе и к своему мастерству с высокой требовательностью, выражаясь современным языком, — самокритично. "Тот живописец, который не сомневается, немногого и достигает. Когда произведение превосходит мысль творца, то такой художник немногого достигает, а когда мысль превосходит произведение, то это произведение никогда не перестает совершенствоваться, если только скупость не помешает этому". Поэтому заниматься искусством значило для Леонардо да Винчи научно наблюдать природу, производить эксперименты, направленные на усовершенствование своей работы художника. Он чувствовал и понимал, что любой этап художественного творчества может потребовать подкрепления и обоснования методом научного познания природы и человека. Разнообразие задач, которые искусство выдвигало перед Леонардо как живописцем и скульптором, заставило великого художника стать и разносторонним ученым.

 

В центре художественного творчества Леонардо да Винчи, как и других гигантов „высокого Возрождения", — Рафаэля и Микельанджело, стоит человек. Недаром главное произведение Леонардо — знаменитая миланская фреска "Тайная вечеря" — потрясает силой выражения и правдивостью содержания потому, что каждый из персонажей этой драматической сцены сурового v непримиримого осуждения апостолами предательства Иуды действует в разнообразных лицах, типических позах атлетических фигур и в ярких жестах, как живая и своеобразная человеческая индивидуальность. Здесь действуют „типичные характеры в типичных обстоятельствах", как говорил Энгельс об основном признаке реализма (Маркс и Энгельс. Соч., т. XXVIII стр. 27). Леонардо да Винчи и был одним из величайших деятелен реалистического искусства.

 

 

рис. 3. Битва десятых обнаженных гладиаторов. Гравюра Паллайуоло.

 

 

рис. 4. Портрет Джиневры де Винчи. 1474 г. Галерея Лихтенштейна. Вена.

 

Естественно, что важнейшим условием реального и жизненного воспроизведения человека в живописи для Леонардо, как и для его непосредственных предшественников — флорентийских художников и скульпторов XV века, и его великих современников и учеников, стало анатомическое знание. Недаром еще соотечественник Леонардо, выдающийся скульптор Лоренцо Гиберти (1381—1455), автор прославленных бронзовых рельефов на дверях баптистерия, в „Комментариях" говорил, что художнику не надо быть врачом, но он должен хорошо изучить анатомию и „точно знать каждую кость человеческого тела и все мышцы, сухожилия и связки, в которых может встретиться надобность при лепке".

БИЛЕТ 22: КАРТИНА «СЛЕПЫЕ»


Питер Брейгель Старший (1525-1569) - южнонидерландский художник, который также известен под прозвищем "Мужицкий". Представитель целой семьи знаменитых художников. Картины живописца находятся в самых крупных музеях мира, включая Музей истории искусств в Вене, Музей Прадо в Мадриде, музей Метрополитен в Нью-Йорке, Лувр в Париже и другие. Здесь хотелось бы остановиться на одной из самых примечательных картин нидерландского художника, которая называется «Слепые» или «Притча о слепых».

Картина «Слепые» была написана в 1568 году. В настоящее время находится в Национальной галерее Неаполя. Сюжет полотна описывает одну из притч, которая гласит: "Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму". Притча носит не прямой характер, а скорее - аллегорический. Слепцы не по физическому недостатку, а по своей недальновидности, объединяясь и надеясь друг на друга, которых не ведёт "видящий", неминуемо упадут в "яму". Картина описывает притчу прямо и без всяких полунамёков. Группа слепых, которые держатся один за другого, идут вперёд, ведомые своей ничем необоснованной уверенностью. Первый человек падает в яму, за ним следует второй, и третий уже начинает спотыкаться, чтобы последовать за впереди идущими. Те, кто находятся дальше, ещё не подозревают, что ждёт их впереди, но они также упадут в овраг с водой.

Питер Брейгель Старший в своей картине попытался избежать трагического исхода. По всей видимости, группе людей ничто не угрожает, так как яма заполнена водой и неглубока. Главным в характере картины он хотел подчеркнуть другое. Если посмотреть на лица "слепых", то можно увидеть, что они изображены нарочито уродливыми и страшными. Такими он изобразил их вовсе не потому, что как-то хотел оскорбить людей, лишённых зрения, так как о слепых людях, как таковых, здесь вообще не идёт речи. В гримасах людей отображены все пороки человечества - лживость, лицемерие, похоть, жадность, коварство, злоба, жестокость. Именно эти пороки, которые заставляют людей быть слепыми к истинным ценностям жизни, ведут человека к ямам, каждая из которых становится всё глубже и глубже...

Шедевр мировой живописи «Слепые» стал последней картиной художника. Питер Брейгель будто выразил своё отношение к людям перед своим уходом. Известно, что перед смертью он работал над ещё одной картиной, которая называлась «Торжество правды», но до наших дней она не сохранилась.

 

Питер Брейгель Старший - Слепые (Притча о слепых)

Мечтаете о том, чтобы в вашем доме стало красиво, уютно и комфортно? Заходите в интернет магазин мебели "Мебелюка", где вы сможете найти всё, что вам необходимо. Диваны, кресла, столы, шкафы, комоды и другая мебель отличного качества.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.