Сделай Сам Свою Работу на 5

Проанализируйте правовые основы энергетической политики государств - членов ЕврАзЭс.





Под энергетической политикой государств ЕврАзЭС понимается их совместная деятельность по рациональному использованию энергоресурсов и формированию общего взаимодополняющего топливно-энергетического комплекса стран Сообщества, основанная на повышении эффективности функционирования энергосистем, развитии транзитного потенциала государств ЕврАзЭС и создании благоприятных условий для увеличения межгосударственных поставок энергоресурсов. Она направлена на обеспечение энергетической независимости государств ЕврАзЭС путем восстановления и развития между ними взаимовыгодных хозяйственных связей в области энергетики и формирования общего энергетического рынка.Энергетическая политика государств ЕврАзЭС формируется на основе их конституций, законов и других нормативно-правовых актов, международных договоров, участниками которых они являются, решений органов управления интеграцией в рамках ЕврАзЭС и общепринятых принципов и норм международного права.Объектом энергетической политики являются топливно-энерге-тические комплексы государств ЕврАзЭС.Субъектами энергетической политики являются органы управления интеграцией в рамках ЕврАзЭС, органы государственной власти, органы государственного управления энергетикой, международные энергетические организации и общественные объединения.Цель энергетической политики государств ЕврАзЭС – обеспечение энергетической независимости и энергетической безопасности стран Сообщества путем формирования общего рынка энергоресурсов, создание надежной энергетической базы для их устойчивого экономического роста.Основные задачи энергетической политики государств ЕврАзЭС:



развитие взаимовыгодного сотрудничества в области энергетики и принятие совместных мер по формированию общего энергетического рынка;

насыщение внутреннего рынка энергоресурсами и увеличение их экспорта в третьи страны;

формирование оптового рынка электрической энергии и мощ-ности;

рациональное использование водных и топливно-энергетических ресурсов;

расширение сотрудничества в освоении новых месторождений углеводородного сырья, его переработке и транспортировке для экспорта;



развитие транзитного потенциала;

обеспечение энергетической безопасности и создание условий для устойчивого экономического роста.

Принципы энергетической политики государств ЕврАзЭС:

взаимное уважение суверенитета и национальных интересов;

всестороннее сотрудничество в вопросах формирования общего взаимодополняющего топливно-энергетического комплекса;

взаимная ответственность за принятие мер по обеспечению национальных интересов в развитии энергетического сектора с учетом интересов энергетической безопасности государств ЕврАзЭС;

признание приоритетности совместных решений по вопросам энергетической безопасности.

Определите роль государственного и частного страхования для обеспечения энергетической безопасности.

 

Обоснуйте необходимость совершенствования законодательства в области использования энергии ветровой и солнечной энергии в РК.

В Послании Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 г. Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства указывается о необходимости развития производства альтернативных видов энергии, и активного внедрения технологий, использующих энергию солнца и ветра.

Потенциал возобновляемых энергетических ресурсов (гидроэнергия, ветровая и солнечная энергия) в Казахстане весьма значителен. Но, несмотря на это, процент выработки альтернативной энергии в Казахстане составляет только 0,4% от общего количества.

Государство предпринимает комплексные меры для увеличения доли энергии из возобновляемых источников, для чего в 2009 году был принят Закон «О поддержке использования возобновляемых источников энергии».После принятия Закона, начатая работа в области развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) выявила необходимость разработки показателей эффективности проектов, в частности через установление верхнего предельного тарифа для каждого вида объектов ВИЭ, что поможет внести ясность по величине тарифов от объектов ВИЭ.



Одним из наиболее динамично развивающихся видов возобновляемых источников энергии в мире выступает ветроэнергетика. С географической и метеорологической точки зрения Казахстан является благоприятной страной для крупномасштабного использования ветроэнергетики.

Развитие и использование возобновляемых источников энергии в Республике Казахстан должно являться приоритетным направлением при разработке государственных программ развития электроэнергетики и экономии энергии, решения экологических проблем.

Государственная заинтересованность проблемами энергоснабжения и повышения энергосбережения отразилась в принятии закона Республики Казахстан «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» от 13 января 2012 г..

Развитие использования возобновляемых источников энергии в Казахстане до сих пор находится на начальной стадии. Однако, ввиду огромного потенциала страны, инвестиции в данный сектор энергетики с каждым днем становятся потенциально все более привлекательными и выгодными.

Разработке и принятию любого законопроекта предшествует разработка и принятие Концепции к нему. Однако та идея, суть, те приоритеты и интересы, которые закладываются в концепции как основополагающие, зачастую не находят отражения в нормах принятого Закона. Данная ситуация складывается в результате различных факторов: сжатые сроки разработки и принятия законопроекта, обязательная процедура согласования текста законопроекта с различными государственными и негосударственными органами и структурами; изменение состава рабочей группы законопроектов и др. Необходимо предусмотреть правовой механизм соответствия положений, заложенных в Концепции к законопроекту, с нормами непосредственно самого законопроекта. Так, например, основная идея Концепции законопроекта «Об энергоснабжении и повышении энергосбережения» заключалась в создании действенной системы стимулирования энергоснабжения повышения энергосбережения, однако на выходе законопроекта от основных, ключевых положений не осталось ни одной нормы.

Однако для урегулирования отношений в наиболее важной сфере – сфере продажи произведенной энергии – предлагается ряд существенных льгот, которые могут в перспективе сделать проекты по использованию возобновляемых источников энергии привлекательными для инвесторов.

42. Раскройте понятие и дайте описание видов возобновляемых источников энергии.
Возобновляемая или регенеративная энергия («Зеленая энергия») — энергия из источников, которые по человеческим масштабам являются неисчерпаемыми. Основной принцип использования возобновляемой энергии заключается в её извлечении из постоянно происходящих в окружающей среде процессов и предоставлении для технического применения. Возобновляемую энергию получают из природных ресурсов, таких как: солнечный свет, ветер, дождь, приливы и геотермальная теплота, которые являются возобновляемыми (пополняются естественным путем).
Ветроэнергетика — отрасль энергетики, специализирующаяся на преобразовании кинетической энергии воздушных масс в атмосфере в электрическую, механическую, тепловую или в любую другую форму энергии, удобную для использования в народном хозяйстве. Такое преобразование может осуществляться такими агрегатами, как ветрогенератор (для получения электрической энергии), ветряная мельница (для преобразования в механическую энергию), парус (для использования в транспорте) и другими.
Гидроэнергетика — область хозяйственно-экономической деятельности человека, совокупность больших естественных и искусственных подсистем, служащих для преобразования энергии водного потока в электрическую энергию.
Прили́вная электроста́нция (ПЭС) — особый вид гидроэлектростанции, использующий энергию приливов, а фактически кинетическую энергию вращения Земли. Приливные электростанции строят на берегах морей, где гравитационные силы Луны и Солнца дважды в сутки изменяют уровень воды. Колебания уровня воды у берега могут достигать 18 метров.
Эне́ргия волн океана — энергия, переносимая волнами на поверхности океана. Может использоваться для совершения полезной работы — генерации электроэнергии, опреснения воды и перекачки воды в резервуары. Энергия волн — неисчерпаемый источник энергии.
Солнечная энергетика — направление нетрадиционной энергетики, основанное на непосредственном использовании солнечного излучения для получения энергии в каком-либо виде. Солнечная энергетика использует неисчерпаемый источник энергии и является экологически чистой, то есть не производящей вредных отходов. Производство энергии с помощью солнечных электростанций хорошо согласовывается с концепцией распределённого производства энергии.

 

43. Обозначьте правовые аспекты транспортировки углеводородного сырья( вопросы права собственности и права пользования трубопроводами).
В изучении проблем нефтегазового законодательства особое место занимают вопросы правового регулирования отношений, складывающихся в сфере деятельности предприятий нефтегазового комплекса по обращению с уже добытым углеводородным сырьем. Эти отношения завершают цепь хозяйственных связей нефтегазового комплекса и попадают в правовое поле нефтегазового законодательства. Отношения в этой области прежде всего регулируются гражданским правом, а значит, преобладать здесь должен диспозитивный метод правового регулирования. Основными договорами, регулирующими отношения между участниками нефтяного бизнеса в области отношений в нефтяной промышленности, связанной с процессом обращения уже добытой нефти, являются договоры переработки, транспортировки и поставки. Очевидно, что они представляют собой серию последовательных соглашений, обеспечивающих движение нефти и газа от места добычи к конечному потребителю.
Особенность транспортировки трубопроводным транспортом состоит также и в том, что после поступления в сеть нефть не может быть индивидуализирована, следовательно, производитель фактически теряет право собственности на нефть, сохраняя только право требования к транспортировщику. Компании-транспортировщики имеют возможность распоря-жаться находящейся у них нефтью по своему усмотрению. (Например, в 2000 г. рассматривался спор между «Транснефтью», «Сибнефтепроводом» и «Роснефть-Пурнефтегаз» о взыскании стоимости транспортируемой нефти «Роснефть-Пурнефтегаза», которую «Транснефть» изъяла в погашение долга).
Следует отметить, что договор на перевозку грузов трубопроводным транспортом практически не имеют специального законодательного регулирования, в отличие от договоров железнодорожной перевозки грузов, перевозки грузов водным транспортом и др.

 

44. Правовое обеспечение энергетической безопасности и внешняя энергетическая политика РК.
Энергетический фактор является одной из центральной компонент, формирующей степень развития государств в экономической, социальной, политической сферах, а также в области экономической и национальной безопасности.

Обеспечение энергетической безопасности является одним из основных условий стабильности всей системы экономических, социальных и экологических критериев, которые позволяют определить уровень жизни населения и показывающих по своей сути эффективность государственного управления.
Казахстан выдвинул идею так называемой Азиатской энергетической стратегии. В ее основе заложена идея создания надежного энергообеспечения региона, а также оптимальных условий, обеспечивающих равную выгоду для поставок энергоресурсов на внутренний и внешний рынки с учетом энергетической политики, энергетической и экологической безопасности стран региона.
Во внешней политике Республика Казахстан учитывает собственные интересы, выбирая выгодные приоритеты и направления сотрудничества. Рассматривая сотрудничество между Казахстаном, Россией и Китаем в сфере энергетики, необходимо отметить фактор двустороннего партнерства между государствами. В треугольнике взаимоотношений в сфере энергетического сотрудничества Россия и Казахстан являются экспортерами нефти и газа, Китай же потребителем ресурсов. Сотрудничество России с Казахстаном в области энергетики можно назвать наиболее стабильным и эффективным. Правительствами России и Казахстана предпринимают многое для формирования и развития общего рынка энергоресурсов.
Создание нефтепровода из Казахстана в Китай совершенно не означает, что Китай откажется от российской нефти. Все будет зависеть от того, насколько стремительно китайская экономика будет испытывать потребности в нефти, и от того, какими темпами Казахстан будет наращивать добычу нефти.
Очевидно, что энергетическое сотрудничество между Китаем, Россией и Казахстаном стремительно развивается, оно является одним из краеугольных основ партнерства, но построено оно в основном на двустороннем сотрудничестве государств-членов ШОС. В условиях нестабильности мировой экономики активизация энергетической политики ШОС могла бы сыграть серьезную роль в обеспечении устойчивого роста не только экономик стран-членов и стран-наблюдателей ШОС, но и оказала бы положительное воздействие на мировую экономику в целом.
Таким образом, энергетическая безопасность формируется в результате процесса взаимного воздействия энергетики трех стран, проявляющегося в изменении целей и методов развития.

 

45. Выявите ключевые этапы правового обеспечения энергетической безопасности и внешней энергетической политики. РК.
Международное сотрудничество в энергетической сфере активно развивается, и позволяет формировать сбалансированные системы поставок энергоресурсов, обеспечивать физическую защиту объектов энергетической инфраструктуры, создавать свободные рынки энергетической продукции. Однако данная сфера в настоящее время подвержена большому количеству 1 См. например: Селиверстов С.С. Программа курса «Энергетическое право ЕС» // Энергетика и право. Вып.2. М., 2009. С. 611-623. разнообразных рисков, которые угрожают не только устойчивому экономическому росту, но и международной стабильности в целом. Неравномерное обеспечение энергоресурсами, перебои в их поставках, нарушение заключенных международных контрактов, искусственное закрытие рынков сбыта, использование энергетических аргументов в политическом давлении - вот лишь небольшая часть проблем, способных внести дисбаланс в сложившуюся систему международной безопасности. Конфликты на почве борьбы за устойчивое энергообеспечение — это уже реалии сегодняшнего дня, и в условиях сокращения отдельных видов ресурсов имеется риск увеличения количества таких конфликтов. Именно это обуславливает стремление большинства государств обеспечить свою энергетическую безопасность путем создания международно-правовых гарантий и использования механизмов международных организаций.

В настоящее время международным правом не выработано единого понятия энергетической безопасности. В ряде случаев значения, которые разные государства вкладывают в это понятие, прямо противоположны друг другу. Но большинство официальных точек зрения сходятся на том, что энергетическая безопасность означает не только предотвращение конфликтов за энергетические ресурсы между поставщиками и потребителями, внутри групп стран-поставщиков и внутри групп стран-потребителей, но и расширение доступа к энергетическим ресурсам. Большинству государств в настоящее время понятно и другое: невозможность развития экономики без энергообеспечения означает невозможность преодоления проблем, которые давно признаны мировым сообществом как глобальные: бедность, эпидемии, низкий уровень образования, угрозы экологии и др.

Таким образом, энергетическая безопасность является неотъемлемой частью современной международной системы безопасности.
Во внешней политике Республика Казахстан учитывает собственные интересы, выбирая выгодные приоритеты и направления сотрудничества. Рассматривая сотрудничество между Казахстаном, Россией и Китаем в сфере энергетики, необходимо отметить фактор двустороннего партнерства между государствами. В треугольнике взаимоотношений в сфере энергетического сотрудничества Россия и Казахстан являются экспортерами нефти и газа, Китай же потребителем ресурсов. Сотрудничество России с Казахстаном в области энергетики можно назвать наиболее стабильным и эффективным. Правительствами России и Казахстана предпринимают многое для формирования и развития общего рынка энергоресурсов.

 

 

46. Укажите правовые, экономические и политические причины кризисных ситуаций в энергетике.
Анализ динамики потерь от аварий, катастроф и стихийных бедствий, достигающих, по оценкам некоторых экспертов, 5-7 % валового внутреннего продукта (ВВП), приводит к выводу, что они значимо влияют на социально-политическое и экономическое положение страны, становясь одной из предпосылок социально-экономического и экологического кризисов. Средний материальный ущерб, причиненный только техногенными ЧС, без учета менее масштабных, но более частых техногенных происшествий, а также социальных ЧС и ЧС военного характера. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является важнейшим фактором развития экономики. Кризисные процессы последнего десятилетия, реформирование экономики. Это сопровождалось снижением надежности топливо- и энергоснабжения территорий. За последнее время расширился перечень причин нарушения бесперебойности энергоснабжения.

 

47. Энергетическая безопасность, как необходимое условие устойчивого развития рыночной экономики и общества. Сделайте правовой анализ.
Энергетическая безопасность – одна из важнейших составляющих национальной безопасности страны. Она трактуется как защищенность граждан и государства в целом от угроз дефицита всех видов энергии и энергоресурсов, возникающих из-за воздействия негативных природных, техногенных, управленческих, социально-экономических, внутри- и внешнеполитических факторов.

В наши дни актуальность проблемы энергетической безопасности вполне очевидна. Это обусловлено рядом крупных аварий, произошедших за последние годы в США и в ряде стран Европы, Африки, Азии и Южной Америки.
Всего за последние 40 лет в энергосистемах мира произошло более четырех десятков крупных системных аварий, при этом половина из них – в США. Основные причины таких аварий лежат в стремлении решать в полном объеме коммерческие задачи без учета технологических возможностей электрических сетей, что приводит к многочисленным их перегрузкам и отключениям. Этому способствуют, в частности, либерализация и дерегулирование в электроэнергетике.
Расширение масштабов аварий по территории и времени наблюдалось также в связи с проблемами в информационном обеспечении, включая нарушения в работе телекоммуникационных и компьютерных сетей, в средствах системной автоматики и управления. Кроме того, отмечались отсутствие четкости в распределении ответственности между диспетчерскими центрами и недостаточный уровень подготовки персонала диспетчерских центров. Совершенно очевидно, что аварии энергосистем невозможно исключить полностью. Однако их частоту и масштабы можно существенно снизить, и это вполне реально. Энергетическая безопасность, рассматри ваемая в системе экономической безопасности как одна из основных ее элементов, подразуме вает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных природо-, энерго-, и материало-сберегающих техно логий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение от ходов. Необходимость решения задачи обеспечения энергетической безопасности государства в на стоящее время приобретает чрезвычайную ак туальность в связи с напряженностью топливно-энергетического баланса в большинстве своем энергодефицитных ресурсов, старением и нарас танием физического и морального износа обору дования, ограничением объемов реконструкции и развития основных фондов ТЭК. Все это в резуль тате может привести к энергокризису, который в свою очередь ограничит экспорт нефти и газа для «для энергобезопасности мирового сообщества» и связано с дефицитом мощностей, дефицитом энергоресурсов, высокой энергоемкостью эконо мики и дефицитом финансовых ресурсов.

 

49. Выявите проблемы правового регулирования отношений между производителем, потребителем и транзитным государством. Для Европейского Союза одной из наиболее важных стратегических задач на текущий момент остается задача формиро­вания ясной и реализуемой энергетической политики. С 90-х годов прошлого столетия зависимость от импорта энергоносителей Ев­ропы стремительно увеличивается. Энергети­ческая безопасность и изменения климата пе­рестали быть абстрактными понятиями. Необ­ходимость в энергетической политике для ЕС, включающей и внешний аспект, был отражен в Зеленой книге Еврокомиссии «Европейская стратегия для устойчивой, конкурентоспособ­ной и безопасной энергии», принятой 8 марта 2006 года, 3 приоритета которых - поддержка, конкурентоспособность и безопасность поста­вок - были подтверждены в заключительном документе Европейского Совета 23 -24 марта 2006 года.В этих условиях Совет и Комиссия были призваны разработать План действий, который был обсужден в марте 2007 г. Внешний аспект энергетической безопасности был важной ча­стью общей политики и вошел в План дейст­вий. Еврокомиссия и Высокое Представитель­ство затем совместно разработали документ «Внешняя политика на службе Европейских энергетических интересов», которая была при­нята за основу внешней политики Евро Совета, проводимой в духе солидарности, 15-16 июня 2006 года. Европейский совет также поддержал другие направления политики Сообщества и пригласил Комиссию улучшить баланс между внутренними и внешними аспектами Страте­гического Энергетического Обзора (Анализа), подготавливаемого позже на этот же 2006 год. 10 января 2007 года предложения Комиссии были внесены на рассмотрение Евро Советом на встрече в Брюсселе 8-9 марта 2007 г., тогда же был одобрен План действий на период 2007 - 2009 гг. План действий указывал, что «разви­тие общих подходов к внешней энергетической политике должно быть ускорено через вовле­чение отношений потребитель - производи­тель, также как и связей, потребитель - потре­битель и потребитель - транзитные страны, через диалоги и партнерство». Также План вновь подчеркнул единство стран ЕС как су­щественный элемент во внешней энергетиче­ской политике /1/. В условиях усиливающихся потребно­стей на носители энергии Европейский Союз стал проводить более интенсивную политику в отношении стран Ближнего Востока.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.