|
Этапы постепенного приучения глаз к солнцу
Первый этап. Встаньте на краю густой тени, так, чтобы одна нога находилась на освещенном солнцем участке, а другая в тени. Снимите очки, поднимите голову, закройте глаза и мягко поворачивайте голову то на солнце, то в тень, говоря при этом: "Солнце приходит, солнце уходит". Можно просто покачиваться, перенося вес тела с одной ноги на другую, можно просто делать большие повороты. Даже при сильной светобоязни и серьезных заболеваниях глаз этот прием совершенно безопасен и не принесет никакого вреда. Лишь привыкнув к свету солнца в таком комфортном варианте, следует переходить на следующий этап взаимодействия с солнцем. У кого-то первый этап может занять совсем немного времени, а кому-то могут понадобиться недели и месяцы. Не спешите. Всему свое время.
Второй этап. Встаньте лицом к солнцу, ноги на ширине плеч. Поднимите голову, закройте глаза и делайте большие повороты, повторяя про себя: "Солнце уходит вправо, солнце уходит влево..." Повторение такой фразы помогает не прилипать взглядом к солнцу во время вращений и избавляет от головокружения.
На этом этапе можно остановиться и делать соляризацию только таким способом. Она удобна тем, что не требует никаких специальных условий: где застало вас солнышко, там и начали качаться. На остановке, на улице, в парке, возле своего парадного и даже на балконе. Кстати, соляризацию можно делать и сидя, просто поворачивая из стороны в сторону голову и закрыв глаза. И не надо искать уединенных мест, ждать, когда вы окажетесь за городом или на своем Дачном участке. Я многократно демонстративно качалась с закрытыми глазами прямо на Невском проспекте, в скверах и на остановках. И ни разу никто не остановился и никак не обидел меня. За все время лишь дважды поинтересовались упражнением скучающие бабульки в парке, и они мне были очень благодарны, когда узнали, как просто можно помочь глазам.
И вот когда ваши глаза совершенно перестанут вздрагивать, попадая закрытыми веками на яркий свет, вы можете пойти дальше.
Третий этап. Встаньте напротив солнца, закройте один глаз ладонью или повязкой и делайте медленные повороты корпусом, скользя взглядом открытого глаза по земле у своих ног. При этом следует быстро и легко моргать обоими глазами и правильно дышать. Затем, подняв голову и локоть, продолжаем поворачиваться и быстро моргать, глядя прямо на солнце. Выполнив повороты несколько раз, повторяем то же самое с другим глазом, а затем объединяем оба глаза. Если в процессе выполнения этого и других вариантов упражнения вы почувствуете, что в глазах появились рябь и блики, отойдите в тень и сделайте пальминг в два раза дольше, чем длилась сама соляризация.
В периоды, когда нет солнца, можно выполнять данное упражнение с лампой, лучше галогенной, с ярким рефлектором. Лампа должна быть расположена примерно в 15 см от лица, мощностью около 150 ватт. Можно взять и более мощную лампу с очень ярким рефлектором, но расположить ее подальше, примерно в метре от себя. При этом вы должны чувствовать легкое тепло на своем лице.
Согласитесь, что такое безобидное взаимодействие с солнцем не может быть вредным для здоровья и опасным для глаз. Однако восстановление нормальной реакции на свет является лишь одним из важных моментов в искусстве видения. Приобретенное заново умение легко и комфортно реагировать на солнечный свет станет элементом динамической релаксации, без которой не может быть безупречного зрения. И плюс к тому вы обретете великолепный способ снятия психического напряжения, доступный каждому и эффективный для всех.
Вот что пишет о пользе соляризации знакомая уже нам Маргарет. Д. Корбетт: "Как только ваши глаза начнут воспринимать солнечный свет с легкостью, вас охватит приятное чувство физического комфорта, что дает вам солнце. Вас не будет покидать чувство успокаивающей легкости и психического расслабления. Даже половины тех ощущений, что вы достигаете на солнечном свете, вы не получите в своих темных комнатах.
С физиологической точки зрения укрепление чувствительных к свету глаз бесценно, поскольку они перестают страдать от бликов солнца на поверхности горных озер и на океанском просторе, искрящегося на солнце снега. Не говоря уж о достижении чувства комфорта в условия городской жизни, где полно иллюминации и света автомобильных фар. Один лишь этот комфорт стоит того, чтобы заняться расслаблением нервов сетчатки, позволяющим легко воспринимать любой свет, каким бы сильным он ни был.
Добавьте к этому возросшую зрительную мощь, которая дает солнце нервам сетчатки и зрительному нерву, и вы поймете, что солнце – это то, с чем надо считаться. Когда человек понимает, что солнце поддерживает здоровье глаз в хорошем состоянии и укрепляет слабые глаза, увеличивая обмен веществ в них, очищая таким образом их от шлаков, он вряд ли сможет переоценить полезность солнечного света для глаз".
Существует еще множество способов и приемов соляризации, описанных у Бейтса и его последователей, часть из которых описаны в одном из моих сборников, которые я даю в качестве приложения своим слушателям.
При всем разночтении вариантов соляризации все авторы сходятся в главном:
– Правильно выполненная соляризация совершенно безвредна, несмотря на все устрашающие угрозы и предупреждения врачей. Напротив, глаза всегда расслабляются, кровообращение усиливается, зрение улучшается, воспаление век и самих глаз замедляется или вовсе сходит на нет.
– Нельзя смотреть на солнце долго и пристально, а лучше вообще не смотреть на него открытыми глазами, когда светило находится в зените. Но даже временное ухудшение зрения в таких случаях вскоре проходит без всяких последствий, особенно при освоении приемов расслабления.
Цветотерапия для глаз
И в заключение этой главы хотелось бы немного поговорить о цветотерапии. Считается, что именно нехватка определенных цветов в солнечном спектре и недополучение их организмом приводят к развитию тех или иных заболеваний. Есть множество классификаций цветов в соответствии с их влиянием на человека. На мой взгляд, все это достаточно спорно, однако цветовые ванны для глаз, которые я стала использовать на занятиях, действительно, дают ощутимый положительный эффект.
Раздав специальные карточки, я предлагаю попеременно смотреть на чистые красный, серый и синий цвета, расположенные в определенной форме и на определенном фоне. Характерно, что после длительного смотрения на красный цвет люди видят на сером фоне бирюзовый квадрат. А длительное вглядывание в синий цвет приводит к появлению на сером фоне желтого пятна. Это является наглядным подтверждением того, что наши глаза способны не только принимать, но и излучать цвет и свет.
Регулярное выполнение цветовых ванн является, как мне кажется, прекрасным способом стимулирования центральной части сетчатки – макулы, отвечающей как раз за цветовосприятие. Активизировать эту функцию глаз особенно полезно в осенне-зимний период, когда так мало красок в природе, да и на улицах мы наблюдаем преимущественно черно-серо-коричневые оттенки в одежде и окружающих нас объектах. Тем, кто приходит на наши курсы, мы раздаем специальные цветные карточки вместе с инструкцией и демонстрацией работы с ними.
Замечательно помогает моим слушателям и игра с цветом, отражающим настроение и психоэмоциональное состояние на момент проведения упражнения в группе. Соратники не только определяют, каким цветом они сами окрашены, но и стремятся прочувствовать цветовой фон своих соседей. Научившись этому на занятиях, ученики продолжают работать с цветами в своих дневниках.
Главный вывод, который следует из этой простенькой игры: каждый человек имеет свои ассоциации, связанные с цветами. Для одного человека зеленый цвет олицетворяет весну, пробуждение, тепло и надежду, а у другого тот же цвет может быть связан с тоской, унынием и даже с окраской стен в тюремных камерах и общественных туалетах, как заявила одна из наших соратниц во время игры. И еще: нельзя идти в своем настроении за реальностью: на улице пасмурно – и на душе серо; появились проблемы – и все видится в темных красках. Достаточно одеться в яркие цвета, найти их в природе или в окружающей обстановке, а может, просто представить себе любимый цвет – и уныния как не бывало. Если даже жизнь просто слегка расцветится и засияет новыми красками, игра стоит свеч.
Кстати, о свечах. Если недоступны природные источники цвета и света, смотрите почаще на пламя свечи. Своим умиротворяющим видом она будет и успокаивать вас, и выжигать все плохое, наносное, лишнее. Представляйте, что на очищающем пламени свечи сгорают все ваши дурные мысли, тревоги, страхи и сомнения. Соляризацию на свече можно сочетать с пальмингом и использовать ее в любое время суток. Я хорошо знакома с семьей своих коллег по "Оптималисту" из Владимира, которые при каждой трапезе обязательно зажигают свечу. И в обычный завтрак, обед или ужин вносится элемент праздничности и торжественности.
Очень успокаивают, как известно, и пламя огня в камине, и завораживающие языки пламени костра – не случайно так любимы нами походы и так популярны ныне камины во многих домах европейских стран и в большинстве загородных особняков.
Важно лишь, чтобы дым от костра или камина не разъедал глаза и не создавал пожароопасной ситуации.
Что касается популярной у американских коллег соляризации на лампе, то такой способ светолечения грешит, на мой взгляд, тем, что искусственный свет не окажет такого глубокого терапевтического и эстетического воздействия, какое оказывает солнце. Поэтому пользуйтесь каждым удобным моментом, чтобы подставить глаза солнечному свету. Он вам даст и здоровье, и силу, и красоту. Хорошо соляризованные глаза блестят и сияют!
Глава 10 Центральная фиксация
Это, пожалуй, самый трудный для усвоения прием снятия психического и физического напряжения. При этом из описания самого Бейтса явствует, что способность к центральной фиксации имеет колоссальное значение для нормального зрения. Однако то, как он преподносит пути и способы восстановления ЦФ (центральной фиксации), понять, на мой взгляд, невозможно.
Мне кажется, что знакомство с этим приемом лучше всего начать с краткого описания механизма зрительного восприятия. Мы не будем разбирать здесь устройство глаз (этих описаний предостаточно в других пособиях), отметим лишь, что все лучи от воспринимаемого объекта фокусируются на задней поверхности глазного яблока, в частности на его сосудистой оболочке, именуемой ретиной или сетчаткой. И этим устройство глаз, действительно, напоминает фотоаппарат. Но в отличие от светочувствительной пленки фотоаппарата, сетчатка неодинаково чувствительна в каждой своей точке. Имея сложнейшее строение из восьми слоев, тончайшая ткань ретины уменьшается в центре до предела, образуя впадину – центральную ямку. Находится она внутри небольшого возвышения, именуемого желтым пятном или макулой. Это и есть место максимальной чувствительности, или точка наиболее зоркого зрения, которое и отвечает за четкость изображения.
Таким образом, центральная фиксация – это способность глаз видеть наиболее четко то, на что мы смотрим, а не то, что вокруг. Почему же в реальности мы этого не ощущаем, а видим объект либо одинаково отчетливо, либо повсеместно размыто? Почему при взгляде на человека мне не кажется, что я более ярко вижу его нос, к примеру, и менее ясно щеки?
Чтобы понять это, необходимо вспомнить, что главный закон зрения – движение. И это не просто работа мышц, а перемещение нервов сетчатки с огромной скоростью – 70-100 и более раз в секунду. Такое мгновенное сканирование затрудняется в результате перенапряжения глаз и психики, возникающего вследствие чрезмерной эксплуатации глаз без отдыха либо вследствие любых негативных эмоций. При этом нарушается аккомодационная способность глаз фокусировать лучи через хрусталик прямо на центральную часть сетчатки, и чувствительность самой ямки снижается до такой степени, что глаз начинает лучше видеть другими частями сетчатки.
Человек обнаруживает это, когда пытается приспособиться, чтобы увидеть объект боковым или верхним зрением: он сильно прищуривается, изображая китайца, и ему кажется, что четкость повышается. В дальнейшем он начинает использовать эти приемы уже сознательно, потом по привычке, что приводит к образованию эксцентрической фиксации.
Это противоестественно для глаз и приводит к различным аномалиям рефракции, к еще большему напряжению зрительного механизма, ибо лишает его расслабленного состояния и возможности к непроизвольной вибрации и перемещению нервов сетчатки. Следовательно, способность к фиксации изображения в любой точке объекта на зрительном центре тесно связана со способностью глаз к движению. А она, эта двигательная активность, зависит от степени расслабленности глаз и всей психической и физической сферы человека.
"Если излагать этот процесс в физиологических терминах, – пишет О. Хаксли, – глаза двигаются так, чтобы световые лучи, отраженные от той части, к которой проявляется интерес, падали непосредственно на желтое пятно и в центральную ямку. Например, если мы держим книгу, то с расстояния, удобного для чтения, мы легко можем видеть всю страницу. Однако площадь, различимая с превосходной четкостью, будет ограничена кругом диаметром в сантиметр, при этом максимальная четкость придется на одну буковку в середине этого круга. Эта буковка и фокусируется на центральную ямку, и, когда такое происходит, это называется "ощущать центральной фиксацией". Представляете, какое множество мгновенных перемещений с точки на точку нужно сделать глазам, чтобы ощутить каждую часть объекта с максимальной четкостью! Если же подобное не удается, мы лишаемся возможности видеть ясно и отчетливо".
По мнению Бейтса, главной причиной потери центральной фиксации является психическое и физическое перенапряжение, а поскольку все аномальные состояния глаз сопровождаются напряжением психики, абсолютно всем нужно ее восстанавливать. Ведь когда мозг находится в напряжении, глаза обычно в большей или меньшей степени слепнут, и в первую очередь страдает зрительный центр. Когда глаза овладевают центральной фиксацией, они овладевают не только безупречным зрением, но и находятся в идеальном состоянии покоя и могут использоваться долгое время без утомления, то есть отсутствуют какие-либо мышечные недостатки глаз: не появляется ни морщин, ни темных кругов, ни воспаления, ни слезотечения.
Второй серьезной причиной потери способности к Центральной фиксации является, как мы помним, ношение очков и особенно их неправильный подбор по размеру. Если центр линзы не соответствует нашему зрительному центру, то происходит образование ложной точки острого зрения где-то на боковой, нижней или верхней области сетчатки. Вот почему так важно правильно подбирать не только оптическую силу линзы и определять количество диоптрий, но и устанавливать расстояние между зрительными центрами.
Определяя это расстояние, очень сложно не допустить погрешности. Если же и в "Оптике" неверно сцентруют линзы по оправе, то возникают головокружение, тошнота, рези в глазах. И это еще не полный перечень ощущений, которыми мы расплачиваемся за ошибки врачей и оптиков. Или за свою легкомысленность, когда мы покупаем очки без рецепта, выбираем оправы по вкусу, по эстетическим соображениям, по веянию моды, а не по размеру. Либо просто пользуемся чужими очками, как это часто бывает в семьях пожилых людей.
В конце кондов мы привыкаем к такой оправе, но за счет выработки ложного зрительного центра на боковых частях сетчатки. В итоге, когда мы снимаем такие очки, изображение либо размывается, либо раздваивается, а подчас выдает нам и сразу несколько изображений. Это происходит в случаях частой смены очков с разной формой и размером оправ, а также при покупке их без рецепта врача. И нам приходится снова щуриться, скашивать глаза или изображать китайца.
Для чего, спрашивается, нужны нам остальные участки сетчатки? Оказывается, ночью или вечером, когда освещение минимально, мы яснее и лучше ощущаем объект боковыми частями нашей сосудистой оболочки. Этот факт еще в позапрошлом веке подметили астрономы, обнаружившие, что если смотреть прямо на созвездие, то видны только самые яркие звезды, а вот если посмотреть в сторону, как бы боком, то можно различить звезды гораздо меньшей величины. Как сказал французский физик Франсуа Араго, "чтобы увидеть слабо освещенный объект, необходимо не смотреть на него". Поэтому, если вам нужно найти тропинку в темном лесу, лучше смотреть не прямо под ноги, а несколько в сторону. Тогда уголками глаз можно уловить немало объектов, недоступных "впередсмотрящему взгляду".
Таким образом, активизировать нужно как центральное, так и периферическое зрение. И прежде чем изложить способы восстановления центральной фиксации, отмечу, что в таком виде и последовательности они нигде еще не описаны. Все способы собраны по крупицам из анализа различных источников и из богатой практической работы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|