|
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 17 глава
И поэтому, о друзья мои, ни в коем случае не делайте того, что доставит мне мучения после моей смерти! Кроме того, им следует наказывать, чтобы они проявляли доброту по отношению к детям, слугам, служанкам и другим людям, которые окружали человека при жизни. И им следует наказывать, чтобы они оказывали благодеяния его друзьям, напоминая, что посланник Аллаха, , сказал:
− Высшее проявление почтительности состоит в том, чтобы человек поддерживал связи с теми, кого любил его отец.[925]
Кроме того, известно, что после смерти Хадиджи[926], да будет доволен ею Аллах, посланник Аллаха, оказывал знаки уважения её подругам.[927]
Весьма желательно также наказывать родным и близким человека, чтобы они отстранялись от всевозможных нововведений во время похорон и всегда обращались к Аллаху с мольбами за покойного. Время от времени им желательно говорить: «Если вы увидите, что в этом я допущу какое-либо упущение, мягко укажите мне на это и дайте совет, ибо и я проявляю небрежение и нерадение, так помогайте же мне, когда в этом возникнет необходимость».
Указания на то, о чём мы говорили в этой главе, многочисленны и общеизвестны, в силу чего мы не стали их приводить, ибо иначе нам потребовалось бы заполнить ими несколько тетрадей.
С началом агонии желательно как можно чаще повторять слова “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/”, чтобы они стали последними словами человека в его жизни.
402. Передают со слов Му‘аза, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:
− Войдёт в рай тот (человек), последними словами которого (станут слова): «Нет бога, кроме Аллаха».[928]
403. Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:
− Внушайте своим умирающим, чтобы они произносили слова «Нет бога, кроме Аллаха».[929]
Этот же хадис Муслим передаёт со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.
Улемы говорили, что если человек, у которого начинается агония, не станет произносить эти слова сам, присутствующим следует мягко подсказывать ему делать это, чтобы не вызвать у него раздражения, поскольку иначе умирающий может их отвергнуть. Один раз подсказав умирающему, что следует говорить, не следует повторять подсказку, если только он не станет произносить какие-либо иные слова. Наши товарищи указывали на желательность того, чтобы человек, который будет указывать на необходимость произнесения слов свидетельства, пользовался доброй славой, поскольку иначе это может доставить беспокойство умирающему, в результате чего он, возможно, обвинит в нечестии того, кто станет советовать ему проявлять благочестие в последние минуты жизни.
Знай также, что некоторые наши товарищи говорили: «Мы внушаем умирающему, чтобы он говорил: “Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад − посланник Аллаха /Ля иляха илля-Ллах, Мухаммадун расулю-Ллах/”», однако в большинстве своём они внушают умирающим произносить слова “Ля иляха илля-Ллах”. Я подробно разбираю этот вопрос, приводя соответствующие указания в главе о похоронах своей книги “Шарх аль-мухаззаб”.
Глава 108. Что желательно говорить после того, как покойному закроют глаза
404. Сообщается, что Умм Салама, которую звали Хинд, да будет доволен ею Аллах, сказала:
− Посланник Аллаха, , вошёл к Абу Саламе[930], когда взор его уже угас. Он закрыл ему глаза, а потом сказал: «Поистине, когда дух забирают, взор следует за ним». Близкие (покойного) стали громко причитать, и тогда (пророк, ,) сказал: «Не призывайте на себя ничего, кроме блага[931], ибо после любых ваших слов ангелы станут говорить: “Амин”». А потом он сказал: «О Аллах, прости Абу Саламе, и возвысь степень его среди ведомых правильным путём, и стань его преемником[932] для тех, кто останется после него, и прости нас и его, о Господь миров, и сделай просторной для него его могилу и освети её для него! /Аллахумма-гфир ли-Аби Салама, ва-рфа‘ дараджата-ху фи-ль-махдийина, ва-хлюф-ху фи ‘акыби-хи фи-ль-габирина, ва-гфир ля-на ва ля-ху, йа Рабба-ль-‘алямина, ва-фсах ля-ху фи кабри-хи ва наввир ля-ху фи-хи!/»[933]
405. Сообщается, что видный последователь Бакр бин ‘Абдуллах, да помилует его Аллах, сказал: «После того как закроешь покойному глаза, скажи: “С именем Аллаха, следуя религии посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует /Би-сми-Лляхи, ‘аля милляти расули-Ллахи, саля-Ллаху ‘аляй-хи ва салляма/”, когда же будешь нести его на кладбище, говори: “С именем Аллаха /Би-сми-Лляхи/”, и всю дорогу славь Аллаха».[934]
Глава 109. Что желательно говорить, находясь
возле покойного
406. Сообщается, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала:
− Посланник Аллаха, , сказал: «Когда будете находиться у (постели) больного (или: покойного), говорите (только) благое, ибо, поистине, после любых ваших слов ангелы станут говорить: “Амин”». Когда умер Абу Салама, я пришла к пророку, , и сообщила (ему): «О посланник Аллаха, поистине, Абу Салама умер!» − (на что) он сказал: «Говори: “О Аллах, прости меня и его и дай мне хорошую замену ему /Аллахумма-гфир ли ва ля-ху, ва а‘кыб-ни мин-ху ‘укба хасанатан/”». И я произнесла (эти слова), а (потом) Аллах заменил мне его тем, кто был для меня лучше его − Мухаммадом, [935].[936]
В той версии, которую приводят Муслим и ат-Тирмизи, сказано: «Когда будете находиться у (постели) больного (или: покойного)…»[937], тогда как Абу Дауд и другие (мухаддисы) приводят только слово “покойного”.
407. Передают со слов Ма‘киля бин Йасара, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Читайте над своими покойными суру “Йа Син”».[938]
Ибн Абу Дауд приводит слова Муджалида, являвшегося слабым передатчиком, который сообщил, что аш-Ша‘би сказал: «Когда ансары присутствовали на похоронах, они читали над покойным суру “Корова”».
Глава 110. Что следует говорить тому, у кого скончался кто-либо из близких
408. Сообщается, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала:
− Я слышала, как посланник Аллаха, , сказал: «Если кого-либо из рабов (Аллаха) постигнет несчастье, а он скажет: “Поистине, мы принадлежим Аллаху и, поистине, к Нему мы вернёмся. О Аллах, вознагради меня в несчастье моём и дай мне взамен нечто лучшее! /Инна ли-Лляхи ва инна иляй-хи раджи‘ун. Аллахумма-джур-ни фи мусыбати ва-хлюф ли хайран мин-ха!/”, Аллах Всевышний непременно вознаградит (такого человека) в его беде и даст ему взамен нечто лучшее». А после того как Абу Салама умер, я произнесла те (слова), которые велел мне (произносить) посланник Аллаха, , и Аллах заменил мне (Абу Саламу) тем, кто стал для меня лучше, чем он, − посланником Аллаха, .[939]
409. Передают со слов Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Если кого-либо из вас постигнет несчастье, пусть скажет: “Поистине, мы принадлежим Аллаху и, поистине, к Нему мы вернёмся. О Аллах, надеюсь на Твою награду за терпение в том, что меня постигло, вознагради же меня за это и дай мне взамен нечто лучшее! /Инна ли-Лляхи ва инна иляй-хи раджи‘ун. Аллахумма, ‘инда-кя ахтасибу мусыбати, фа-джур-ни фи-ха ва абдиль-ни би-ха хайран мин-ха!”»[940]
410. Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:
− Когда у раба (Аллаха) умирает ребёнок, Аллах Всевышний спрашивает Своих ангелов: «Вы забрали дитя Моего раба?» − и они отвечают: «Да». Тогда Он спрашивает: «Вы забрали плод его сердца?» − и они отвечают: «Да». Тогда Он спрашивает: «И что же сказал раб Мой?» − и они отвечают: «Он воздал Тебе хвалу и сказал: “Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернёмся”». И тогда Аллах Всевышний говорит: «Постройте для раба Моего дом в раю и назовите его “Домом хвалы”».[941]
411. Такой же смысл имеет тот хадис, в котором со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, , сказал:
− Аллах Всевышний говорит: «Не будет у Меня иного воздаяния, кроме рая, для Моего верующего раба, если заберу Я того из людей, которого он любил, а он станет безропотно переносить утрату в надежде на награду Аллаха».[942]
Глава 111. Что желательно сказать тому, кто узнает о смерти своего товарища
412. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал:
− Смерть (внушает) страх, и если до кого-либо из вас дойдёт известие о смерти его брата (в исламе), пусть скажет: “Поистине, мы принадлежим Аллаху, и, поистине, к Нему мы вернёмся, и, поистине, вернёмся мы к нашему Господу. О Аллах, запиши его у Себя как одного из творивших добро, и помести запись (о делах) его в ‘иллийун[943], и замени его для (членов) его семьи, которые останутся после него, и не лишай нас награды за него[944], и не подвергай нас испытаниям после него[945]! /Инна ли-Лляхи, ва инна иляй-хи раджи‘ун, ва инна иля Рабби-на ля-мункалибун. Аллахумма-ктуб-ху ‘инда-кя фи-ль-мухсинина, ва-дж‘аль китаба-ху фи ‘иллийина, ва-хлюф-ху фи ахли-хи фи-ль-габирина, ва ля тахрим-на аджра-ху, ва ля тафти-на ба‘да-ху!”»[946]
Глава 112. Что желательно сказать тому, кто узнает о смерти врага ислама
413. Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
− (В своё время) я пришёл к посланнику Аллаха, , и сказал (ему): «О посланник Аллаха, Всемогущий и Великий Аллах погубил Абу Джахля[947]!» (Услышав это, пророк, ,) воскликнул: «Хвала Аллаху, Который помог Своему рабу и сделал могущественной Свою религию! /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи насара ‘абда-ху ва а‘азза дина-ху!/»[948]
Глава 113. О том, что над покойным запрещается громко причитать и произносить такие слова, которые люди произносили во времена джахилийи[949]
Улемы мусульманской общины едины во мнении о запретности громких причитаний, и обращений к Аллаху с такими мольбами, с которыми обращались люди во времена джахилийи, и призывания на себя всевозможных несчастий и гибели в случае беды.
414. Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Не относятся к нам бьющие себя по щекам, разрывающие на себе рубахи[950] или взывающие к Аллаху[951] так, как это делалось во времена джахилийи!»[952]
415. Передают со слов Абу Бурды[953], что (однажды) тяжело заболевший Абу Муса, да будет доволен им Аллах, голова которого покоилась на коленях одной женщины из его семьи[954], лишился чувств. Она принялась громко причитать, он же ничего не мог сказать ей, а когда пришёл в себя, сказал: «Я не имею отношения к тем, от кого отстранялся посланник Аллаха, , он же, поистине, отстранялся от кричащей, обривающей и разрывающей![955]»[956]
“Кричащая” − это та, которая громко причитает и плачет; “обривающая” − это та, которая обривает себе голову, когда её постигает горе; “разрывающая” − это та, которая разрывает на себе одежду. Всё это, равно как и распускание волос, царапание щёк и призывание на себя всевозможных бедствий, по единодушному мнению улемов, является запретным.
416. Сообщается, что Умм ‘Атыййа Нусайба, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Принимая от нас[957] клятву (на верность исламу), посланник Аллаха, , взял с нас обещание не причитать по покойным».[958]
417. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Два (дела, которые совершают) люди, являются (признаком) их неверия: поношение происхождения (других)[959] и громкие причитания по покойному[960]».[961]
418. Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, , проклял причитающую и слушающую».[962]
Под причитаниями (нийаха) подразумевается громкое перечисление достойных качеств покойного. Говорят также, что имеется в виду плач с перечислением достойных качеств покойного. Наши товарищи говорили, что запрещается громко и слишком много рыдать. Что же касается плача по покойному без причитаний, то он запретным не является.
419. Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
− Когда Са‘д бин ‘Убада[963] заболел, пророк, , пришёл навестить его вместе с ‘Абд ар-Рахманом бин ‘Ауфом, Са‘дом бин Абу Ваккасом и ‘Абдуллахом бин Мас‘удом, да будет доволен ими Аллах. Зайдя к (больному) и увидев, что он лишился чувств, (пророк, ,) спросил: «Он уже умер?» (Люди) ответили: «Нет, о посланник Аллаха», и тогда посланник Аллаха, , заплакал, увидев же, что пророк, , плачет, заплакали и другие. Затем он сказал: «Разве вы не слышите? Поистине, Аллах не подвергает мучениям ни за слёзы, (текущие из) глаз, ни за печаль сердца, однако Он подвергает мучениям за это, − и (пророк, ,) указал на свой язык − или милует (за это)![964]»[965]
420. Передают со слов Усамы бин Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда посланнику Аллаха, , передали сына[966] его дочери, который уже находился при смерти, глаза посланника Аллаха, , наполнились слезами. (Увидев это,) Са‘д спросил (его): «Что это, о посланник Аллаха?» Он ответил: «Это − милосердие, которое Аллах Всевышний вложил в сердца Своих рабов, а Аллах помилует только милосердных из числа рабов Своих».[967]
421. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , зашёл к своему сыну Ибрахиму, да будет доволен им Аллах, когда тот уже еле дышал, и из глаз посланника Аллаха, , полились слёзы, а ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф воскликнул: «И ты (плачешь), о посланник Аллаха?!» (На это пророк, ,) сказал: «Поистине, глаза плачут, а сердце печалится, но мы говорим лишь то, что угодно нашему Господу! Поистине, мы опечалены разлукой с тобой, о Ибрахим!»[968]
Известно и много других хадисов, где говорится об этом.
Во многих достоверных хадисах сообщается, что из-за плача близких покойный подвергается мучениям, однако понимать их буквально не следует. Улемы, расходившиеся во мнениях относительно этого, дают таким хадисам разные толкования. Наиболее верным, а Аллах знает об этом лучше, является толкование, согласно которому речь идёт о человеке, велевшем своим близким делать это[969].
Наши товарищи говорили, что плакать разрешается как до кончины человека, так и после, но лучше делать это перед кончиной, поскольку в одном из достоверных хадисов сообщается, что пророк, , сказал: «Если уж это неизбежно, пусть (женщина) ни в коем случае не плачет».[970] Аш-Шафи‘и и его последователи указывают, что речь идёт не об абсолютном запрете, а о крайней степени нежелательности.
Глава 114. Утешение
422. Передают со слов ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Такую же награду, как и тот, кто попал в беду, получит (человек), который утешит его[971]».[972]
423. Передают со слов Абу Барзы, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «На (плечи) того, кто утешит женщину, потерявшую близкого человека, в раю накинут плащ».[973]
424. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, , спросил Фатиму, да будет доволен ею Аллах: «Что заставило тебя покинуть свой дом?» − на что она ответила: «Я ходила к родным этого покойного, чтобы сказать: “Да помилует его Аллах /Рахмату-Ллахи ‘аляй-хи/ (или: чтобы утешить их)”».[974]
425. Передают со слов ‘Амра бин Хазма, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «В День воскресения Всемогущий и Великий Аллах оденет в почётные одежды любого верующего, который утешит своего брата (по вере) в его беде».[975]
Знай, что утешать людей желательно, смысл же утешения состоит в том, чтобы внушить терпение человеку, которого постигла беда, и сказать то, что могло бы успокоить такого человека и облегчить его положение. Утешение включает в себя побуждение к одобряемому шариатом, удержание от порицаемого и всё то, на что указывают слова Аллаха Всевышнего, Который сказал: {Помогайте друг другу в (том, что касается) благочестия и богобоязненности...}[976], и на это лучше всего полагаться тому, кто утешает людей.
426. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Аллах будет оказывать помощь (Своему) рабу, пока сам раб оказывает её брату своему».[977]
Знай также, что утешать родных покойного желательно как до, так и после погребения. Наши товарищи говорили, что начинать утешать их уместно с момента смерти человека, продолжая делать это в течение примерно трёх дней после его погребения. Такого мнения придерживался шейх Абу Мухаммад аль-Джувайни.
В большинстве своём наши товарищи считали, что по истечении трёх дней продолжать утешать родных покойного нежелательно, поскольку смысл утешения состоит в том, чтобы успокоить сердце того, кого постигла беда, однако через три дня сердце обычно успокаивается, и печаль уже не охватывает его. Абу-ль-‘Аббас бин аль-Касс, также относившийся к числу наших товарищей, сказал: «Если кто-нибудь утешает людей больше трёх дней, в этом нет ничего дурного, пусть даже он станет делать это долго». Имам аль-Харамейн передал, что такого же мнения придерживался ещё один из наших товарищей, однако по истечении трёх дней предпочтительно этого не делать, за исключением двух случаев, на которые указывали все наши товарищи или некоторые из них. Речь идёт о таких случаях, когда утешающий, или тот, кого постигло горе, не присутствует при погребении и возвращается больше чем через три дня. Наши товарищи говорили, что обращаться со словами утешения после погребения лучше, чем до него, поскольку до погребения члены семьи покойного заняты подготовкой к похоронам, а также в силу того, что после погребения они в большей степени ощущают подавленность из-за разлуки с умершим. Здесь речь идёт о таких случаях, когда скорбь близких покойного не является чрезмерной, если же дело обстоит иначе, постараться утешить их предпочтительнее до погребения, а Аллах знает об этом лучше.
Желательно обращаться со словами утешения ко всем членам семьи покойного и его родственникам, старым и малым, мужчинам и женщинам, за исключением молодых женщин, которых следует утешать только ближайшим родственникам[978]. Наши товарищи говорили, что если со словами утешения обращаются праведные, слабые и дети, то можно ожидать, что они преуспеют в этом больше, нежели остальные.
Аш-Шафи‘и и наши товарищи, да помилует их Аллах, говорили, что сидеть для выслушивания утешений нежелательно. Имеются в виду такие случаи, когда члены семьи покойного собираются дома для того, чтобы к ним приходил каждый, кто пожелает их утешить. Близким покойного следует заниматься своими делами, сидеть же нежелательно ни мужчинам, ни женщинам, на что ясно указывает аль-Махамили, который передаёт слова аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах. Если это не сопровождается каким-нибудь другим нововведением, подобное следует считать только лишь нежелательным делом, от которого следует отказаться. Если же к этому, как обычно, добавится и какое-нибудь запретное нововведение, подобное сидение превратится в одну из наиболее отвратительных запретных вещей. Это относится к числу новоизобретённых дел, а в одном из хадисов сообщается что посланник Аллаха, , сказал: «...худшими из дел являются дела новоизобретённые[979], а всякое нововведение есть заблуждение!»[980]
Что касается формы утешения, то здесь нет никаких ограничений, и можно использовать любые слова, лишь бы это способствовало достижению цели. Наши товарищи считали, что мусульманину, который утешает мусульманина, желательно сказать: «Да сделает Аллах великой твою награду, да пошлёт тебе прекрасное утешение и да простит Он твоему покойному! /А‘зама-Ллаху аджра-кя, ва ахсана ‘аза’а-кя, ва гафара ли-маййити-кя!/»; когда неверный утешает мусульманина, желательно сказать: «Да сделает Аллах великой твою награду и да пошлёт тебе прекрасное утешение!»; когда мусульманин утешает неверного, желательно сказать: «Да пошлёт тебе Аллах прекрасное утешение и да простит Он твоему покойному!»; когда же неверный утешает неверного, желательно сказать: «Да пошлёт тебе Аллах возмещение! /Ахляфа-Ллаху ‘аляй-кя!/»
Наилучшим утешением послужили слова пророка, , приводимые в следующем хадисе:
427. Сообщается, что Усама бин Зайд, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
− (В своё время) дочь[981] пророка, , послала к нему (человека, чтобы пригласить его к себе, так как) её сын находился при смерти. Однако (пророк, ,) отослал (этого человека обратно, велев ему) приветствовать их и сказать: «Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего определил Он свой срок, так пусть же она проявляет терпение и надеется на награду Аллаха».[982]
Этот хадис является одной из величайших основ ислама. Он включает в себя многое из того, что относится к основам и ответвлениям религии, этике, необходимости проявлять терпение в случае любых бедствий, тревог и болезней, и имеет отношение к целому ряду других вещей. Слова “Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал” означают: весь мир принадлежит Всевышнему, и Он забрал не то, что принадлежит вам, но то, что был дано вам как бы взаймы. Слова “Аллаху принадлежит то, что Он даровал” означают: то, что Он даровал вам, не перестаёт принадлежать Ему, и Он распоряжается этим по Своему усмотрению. Аллах установил определённый срок для всего, а поэтому не скорбите, ибо если Он забрал кого-либо, значит, истёк срок его жизни, который невозможно ни уменьшить, ни увеличить. И если вы узнали обо всём этом, терпите и надейтесь на награду Аллаха за проявление терпения в постигшем вас горе, а Аллах знает об этом лучше.
428. Му‘авийа бин Курра бин Ийас передал, что его отец, да будет доволен им Аллах, сказал:
− (В своё время) куда-то исчез один из сподвижников пророка, , который стал спрашивать о нём. (Люди) сказали: «О посланник Аллаха, умер его маленький сын, которого ты видел». Спустя некоторое время пророк, , повстречавший этого человека, спросил его о сыне, и тот сообщил ему, что он умер. (Пророк, ,) стал утешать его, а потом спросил: «О такой-то, что бы ты предпочёл: наслаждаться (общением с) ним всю твою жизнь или подойти завтра к любым из врат рая и обнаружить, что он опередил тебя и открывает перед тобой (эти врата)?» Тот ответил: «О пророк Аллаха, конечно, я предпочёл бы, чтобы он первым оказался в раю и открыл мне (его врата)!» (Тогда пророк, ,) сказал: «Это (будет дано) тебе!»[983]
В “Манакиб аш-Шафи‘и” аль-Байхаки, да помилует Аллах их обоих, приводится сообщение о том, что в своё время аш-Шафи‘и узнал, что у ‘Абд ар-Рахмана бин Махди умер сын, из-за чего ‘Абд ар-Рахмана охватила сильная скорбь. Аш-Шафи‘и послал к нему человека, чтобы передать следующее: «О брат мой, утешай себя так же, как ты утешаешь других, и считай отвратительными те свои дела, которые представляются тебе таковыми, когда их совершают другие. Знай, что наиболее тяжким бедствием является утрата радости и лишение награды, а что если к этому прибавится и совершение греха? Пользуйся же уделом своим, о брат мой, когда он близок к тебе, чтобы не пришлось искать его, когда он будет от тебя далёк. Да внушит тебе Аллах терпение в горе и дарует нам и тебе награду за терпение!»
И он послал ему такие стихи:
Поистине, я утешаю тебя не потому, что уверен
в том, что сам я вечен, а потому, что таков религиозный
обычай.
Ни утешающий, ни тот, кого утешают после смерти его
близкого,
не будут жить вечно, хотя и проживут некоторое время.
Один человек написал своему брату письмо, чтобы утешить его в связи со смертью его сына. В этом письме говорилось: «А затем, поистине, пока сын жив, для отца он является причиной огорчения и искушения[984], если же сын умирает прежде отца, он становится причиной благословения и милости[985]. Не скорби же об огорчениях и искушениях, причиной которых он являлся, и не губи благословение и милость, которые дал тебе взамен Всемогущий и Великий Аллах!»
Утешая Ибрахима бин Салима в связи со смертью сына, Муса бин аль-Махди сказал ему: «Он радовал тебя, когда был бедствием и искушением, и опечалил тебя, когда стал благословением и милостью!»
Один человек сказал другому, желая утешить его: «Тебе следует бояться Аллаха и хранить терпение, ибо этого придерживается тот, кто надеется на награду Аллаха, и это служит прибежищем для скорбящего».
Другой человек сказал в утешение кому-то такие слова: «Поистине, тот, кто послужит для тебя наградой в мире вечном, лучше того, кто радовал тебя в земной жизни».
Сообщается, что после погребения своего сына ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, рассмеялся у его могилы. Его спросили: «Как можешь ты смеяться у могилы?!» − на что он ответил: «(Так) я хотел унизить шайтана».
Ибн Джурайдж, да помилует его Аллах, сказал: «Тот, кто в своей беде не утешится надеждой на награду Аллаха,[986] будет утешаться так, как утешаются животные».
Хумайд аль-А‘радж сказал: «Я слышал, как Са‘ид бин Джубайр, да помилует его Аллах, смотревший на своего сына, сказал: “Поистине, знаю я, какое из твоих свойств является наилучшим”. Его спросили: “Что же это за свойство?” Он сказал: “Если он умрёт, я стану терпеливо переносить это в надежде на награду Аллаха”».
Сообщается, что один человек, скорбевший о своём сыне, пожаловался на это аль-Хасану аль-Басри, да помилует его Аллах, который спросил: «Покидал ли тебя твой сын?». Тот ответил: «Да, и он отсутствовал больше, чем находился при мне». Аль-Хасан сказал: «Так предоставь ему возможность отсутствовать, ибо нет такого отсутствия, за которое ты получил бы большую награду, чем за это!» − и тогда этот человек воскликнул: «О Абу Са‘ид, ты облегчил мою печаль по сыну!»
Маймун бин Михран передал, что, когда один человек стал утешать ‘Умара бин ‘Абд аль-‘Азиза в связи с кончиной его сына ‘Абд аль-Малика, да будет доволен Аллах ими обоими, ‘Умар сказал: «О том, что случится с ‘Абд аль-Маликом, мы знали заранее, когда же это случилось, мы не нашли это неприятным для себя»[987].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|