Сделай Сам Свою Работу на 5

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 9 глава





Знай, что, как указывает наш имам аш-Шафи‘и и другие улемы, да будет доволен ими Аллах, для произнесения ташаххуда можно выбрать любой из приведенных нами его видов. Наилучшим из них аш-Шафи‘и считает тот вид ташаххуда, слова которого приводятся в хадисе Ибн ‘Аббаса[441], поскольку там добавлено отсутствующее в других сообщениях слово “аль-мубаракату” /благословеные/. Аш-Шафи‘и и другие улемы, да помилует их Аллах, говорили: «Слова, которые передаются передатчиками хадисов, отличаются друг от друга ввиду того, что при произнесении ташаххуда молящемуся предоставляется свобода выбора, а Аллах знает об этом лучше».

Молящийся может полностью произнести любой из трёх первых видов ташаххуда.[442] Можно ли считать заменой ташаххуду частичное его произнесение? Об этом следует поговорить подробно. Знай, что слова “аль-мубаракату”, “ас-салявату”, “ат-таййибату” и “аз-закиййату” произносятся в соответствии с сунной, но произнесение их не является необходимым условием действительности ташаххуда, и если человек не признесёт ни одно из них, а скажет только: «Приветствия Аллаху; мир тебе, о пророк... /Ат-тахийату ли-Лляхи; ас-саляму ‘аляй-кя, аййу-ха-н-набиййу.../», после чего произнесёт остальные слова до конца, этого будет достаточно, и подобные разночтения у нас допускаются. Что же касается слов “...мир тебе, о пророк... /... ас-саляму ‘аляй-кя, аййу-ха-н- набиййу.../” и далее до конца ташаххуда, то произносить их обязательно, а опускать нельзя ничего, за исключением слов “милость Аллаха и благословения Его /ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху/”. Относительно этого наши товарищи высказывали три мнения. Наиболее верным следует считать то, согласно которому ни одно из слов фразы “милость Аллаха и благословения Его” опускать нельзя. Указанием на это служит то обстоятельство, что эти слова приводятся во всех хадисах. Согласно второму мнению, опускать эти слова можно. Согласно третьему мнению, можно опустить слова “и благословения Его /ва баракяту-ху/”, а слова “милость Аллаха /ва рахмату-Ллахи/” – нельзя. Абу-ль-‘Аббас бин Сурайдж, являющийся одним из наших товарищей, сказал: «Можно ограничиться словами “Приветствия Аллаху; мир тебе, о пророк, мир праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад − посланник Аллаха /Ат-тахиййату ли-Лляхи; салямун ‘аляй-кя, аййу-ха-н-набиййу, салямун ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихин. Ашхаду ан ля иляха илля-Ллаху ва анна Мухаммадан расулю-Ллах/”». Что касается слова “мир”, то в большинстве хадисов приводятся слова “ас-саляму ‘аляй-кя, аййу-ха-н-набиййу” и “ас-саляму ‘аляй-на”, однако в некоторых версиях это слово пишется без артикля, то есть не “ас-саляму”, а “салямун”. Наши товарищи говорили: «Допускается и то и другое, однако лучше произносить его как “ас-саляму”, поскольку так пишется в большинстве версий, а также из предосторожности».





Что касается произнесения слов “С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/” перед приветствием, то в “Сунан” ан-Наса’и и аль-Байхаки приводится хадис, относящийся к категории “марфу‘”, в котором говорится о допустимости произнесения ташаххуда в такой форме. Мы также привели хадис Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах,[443] свидетельствующий о допустимости этого, однако аль-Бухари, ан-Наса’и и другие выдающиеся мухаддисы указывали на отсутствие достоверных сообщений, которые указывали бы на то, что эти слова во время ташаххуда произносил посланник Аллаха, . Вот почему в большинстве своём наши товарищи говорят, что в данном случае произносить их нежелательно. Другие же говорят, что желательно и предпочтительно не произносить их, поскольку в большинстве сообщений сподвижников о ташаххуде никаких упоминаний об этом нет.

Знай, что придерживаться определённого порядка при произнесении ташаххуда желательно, но не обязательно. Большинство улемов считает, что менять местами отдельные фразы ташаххуда допустимо, на что прямо указывает аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, в своём труде “Аль-Умм”. По мнению некоторых, делать это не разрешается, как не разрешается переставлять слова “Аль-Фатихи”, однако на дозволенность таких перестановок указывает то, что в одних версиях приведенных нами хадисов слово “мир” предшествует свидетельству, а в других стоит после него. Что же касается “Аль-Фатихи”, то и сами её слова, и их порядок представляют собой нечто недостижимое, и поэтому люди ничего не должны менять в ней. Тому, кто может произнести слова ташаххуда по-арабски, не разрешается произносить их на другом языке. Если же человек не может сделать это, ему разрешается произнести их на своём языке, но он должен научиться произносить их по-арабски, на что мы уже указывали в главе о “такбират аль-ихрам”.



Все мусульмане считают, что, согласно сунне, слова ташаххуда следует произносить про себя. Указанием на это служит хадис, приводимый в “Сунан” Абу Дауда, ат-Тирмизи и аль-Байхаки.

157. Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Согласно сунне, слова ташаххуда произносятся про себя».[444]

Ат-Тирмизи считал этот хадис хорошим, а аль-Хаким – достоверным.

Когда кто-либо из сподвижников говорил: «То-то соответствует сунне», это означало, что он передал смысл слов посланника Аллаха, . Таково правильное направление, которого в большинстве своём придерживаются улемы из числа факихов, мухаддисов, знатоков основ религии и богословов, да помилует их Аллах. Произносить слова ташаххуда вслух нежелательно, однако если молящийся сделает это, его молитва не станет недействительной, и ему не надо будет совершать два земных поклона в качестве искупления.

Глава 45. Мольба за пророка, , после ташаххуда

Знай, что аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, считает обращение к Аллаху с мольбой за пророка, , после второго ташаххуда обязательным и говорит, что если молящийся не обратится с такой мольбой, то его молитва действительной не будет. По мнению большинства улемов, обращаться с мольбой за семейство пророка, , не обязательно, но желательно. Некоторые же наши товарищи считали, что делать это обязательно. Лучше всего говорить так: «О Аллах, благослови Мухаммада, Твоего раба и посланника, неграмотного пророка, и (благослови) семейство Мухаммада, его жён и его потомство, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима! О Аллах, пошли благословения[445] неграмотному пророку Мухаммаду, семейству Мухаммада, его жёнам и его потомству, как послал Ты их в мирах Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты − Достойный похвалы, Славный! /Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин, ‘абди-кя ва расули-кя, ан-набиййи-ль-уммиййи, ва ‘аля али Мухаммадин, ва азваджи-хи, ва зуррийати-хи, кя-ма салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима, ва барик ‘аля Мухаммадин, ан-набиййи-ль-уммиййи, ва ‘аля али Мухаммадин, ва азваджи-хи, ва зуррийати-хи кя-ма баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима фи-ль-‘алямина, инна-кя Хамидун, Маджид!/»[446]

О том, что приведенные выше слова произносил посланник Аллаха, , сообщается в хадисе, передаваемом со слов Ка‘ба бин ‘Уджры, да будет доволен им Аллах. Если не считать отдельных фраз, в таком виде этот достоверный хадис, который передаётся не только со слов Ка‘ба, приводят аль-Бухари и Муслим. Если будет угодно Аллаху Всевышнему, более подробно мы разберём данный вопрос в “Книге мольбы за посланника Аллаха, ”, а Аллах знает об этом лучше.

При обращении с мольбой за пророка, , обязательно произнести слова “О Аллах, благослови пророка... /Аллахумма, салли ‘аля-н-набиййи.../” Если молящийся захочет, он может сказать: «Да благословит Аллах Мухаммада... /Салля-Ллаху ‘аля Мухаммадин.../», или: «Да благословит Аллах Своего посланника... /Салля-Ллаху ‘аля расули-хи.../», или: «Да благословит Аллах пророка... /Салля-Ллаху ‘аля-н-набиййи.../» У нас есть основания считать, что можно говорить только: «О Аллах, благослови Мухаммада... /Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин.../» Кроме того, у нас есть основания считать, что можно говорить: «...и да благословит Аллах Ахмада... /...ва салля-Ллаху ‘аля Ахмада.../» И у нас есть основания считать, что можно говорить: «Да благословит его Аллах и да приветствует /Салля-Ллаху ‘аляй-хи ва салляма/», а Аллах знает об этом лучше.

Что касается первого ташаххуда, то, по общему мнению, в это время обращаться к Аллаху с мольбой за пророка, , необязательно, но желательно ли делать это? На этот счёт есть два мнения. Согласно более верному из них, желательно обращаться к Аллаху с мольбой за пророка, , но не за его семейство. Согласно другому мнению, желательно делать и это. Мы считаем, что обращаться с мольбами при совершении первого ташаххуда нежелательно. Более того, наши товарищи говорили, что это достойно порицания, поскольку основой первого ташаххуда, в отличие от второго, является лёгкость, а Аллах знает об этом лучше.

Глава 46. Об обращении с мольбами к Аллаху после второго ташаххуда

Знай, что обращение с мольбами к Аллаху после второго ташаххуда, по общему мнению, является узаконенным.

158. Передают со слов ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что пророк, , который научил их[447] словам ташаххуда, в конце (разговора) сказал: «А потом, пусть обратится с мольбой к Аллаху по своему выбору[448]».[449]

В той версии этого хадиса, которую приводит только аль-Бухари, сообщается, что пророк, , сказал: «...пусть выберет мольбу, которая ему понравится, и обратится с ней к Аллаху». В той версии, которую приводит только Муслим, сообщается, что пророк, , сказал: «...а потом пусть выберет то, о чём он хотел бы попросить».

Знай, что обращение с подобной мольбой желательно, но не обязательно. Если тот, кто обращается с мольбой к Аллаху, не является имамом, желательно также, чтобы мольба была долгой. Человек может молить Аллаха о том, что имеет отношение к любым религиозным и мирским делам, повторяя слова мольбы, с которыми обращался к Аллаху пророк, , или обращаясь к Аллаху с такими мольбами, которые он придумает сам, но следовать примеру пророка, , предпочтительнее. Известны такие мольбы, с которыми пророк, , обращался именно после второго ташаххуда, и такие, которые он произносил в иных обстоятельствах. В данном случае лучше выбрать первые.

В хадисах приводятся многочисленные примеры обращений с мольбами после второго ташаххуда.

159. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Когда кто-либо из вас закончит произносить слова последнего ташаххуда, пусть обратится к Аллаху с мольбой о защите от четырёх (вещей): от мук геенны, от мучений могилы, от испытаний жизни и смерти и от зла Антихриста[450]».[451]

160. В другой версии этого хадиса, которую приводит только Муслим, сообщается, что пророк, , сказал: «Когда кто-либо из вас закончит произносить слова последнего ташаххуда, пусть обратится к Аллаху с мольбой о защите от четырёх (вещей) и скажет: “О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от мук геенны, от мучений могилы, от испытаний жизни и смерти и от зла испытания Антихриста! /Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ‘азаби-ль-джаханнами, ва мин ‘азаби-ль-кабри, ва мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мамати, ва мин шарри фитнати-ль-масихи-д-даджжаль!/”»

161. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что во время молитвы пророк, , обычно обращался к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от мучений могилы, и я прибегаю к Твоей защите от искушения Антихриста и я прибегаю к Твоей защите от искушений жизни и смерти! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от (бремени) греха и долга! /Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ‘азаби-ль-кабри, ва а‘узу би-кя мин фитнати-ль-масихи-д-даджжали, ва а‘узу би-кя мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мамат! Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин аль-ма‘сами ва-ль-маграм!/»[452]

162. Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:

− Когда посланник Аллаха, , становился на молитву, в конце её, между ташаххудом и таслимом, он среди прочего часто говорил: «О Аллах, прости мне то, что я совершил прежде и что отложил[453], то, что делал тайно и явно, то, в чём я преступил границы, и то, о чём Ты знаешь лучше меня! Ты − Выдвигающий вперёд и Ты − Отодвигающий, нет бога, кроме Тебя! /Аллахумма,-гфир ли ма каддамту, ва ма аххарту, ва ма асрарту, ва ма а‘лянту, ва ма асрафту, ва ма Анта а‘ляму би-хи мин-ни! Анта-ль-Мукаддиму ва Анта-ль-Му’аххыру, ля иляха илля Анта!/»[454]

163. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, что однажды Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен ими Аллах, попросил посланника Аллаха, : «Научи меня словам мольбы, с которой я обращался бы к Аллаху во время своей молитвы», и (пророк, ,) сказал: «Говори: “О Аллах, поистине, я обижал самого себя[455] много раз, а никто, кроме Тебя, грехов не простит! Прости же меня, (и даруй) мне Твоё прощение, и помилуй меня, ведь Ты − Прощающий, Милосердный! /Аллахумма, инни залямту нафси зульман касиран, ва ля йагфиру-з-зунуба илля Анта, фа-гфир ли магфиратан мин ‘инди-кя ва-рхам-ни, инна-кя Анта-ль-Гафуру-р-Рахим!/”»[456]

В большинстве случаев этот хадис передаётся со словами “залямту нафси зульман касиран” /обижал много раз/, но в некоторых его версиях, которые приводит Муслим, говорится “залямту нафси зульман кабиран” /нанёс себе великую обиду/. Поскольку правильным может быть и то и другое, необходимо объединять эти слова и говорить: «...залямту нафси зульман касиран кабиран /много раз наносил самому себе великие обиды/». Аль-Бухари, аль-Байхаки и другие имамы использовали этот хадис в качестве доказательства желательности обращения к Аллаху с мольбой в конце молитвы, и подобный вывод является правомерным. Слова Абу Бакра “во время своей молитвы” могут иметь отношение к любой её части, но не следует забывать, что между ташаххудом и таслимом обращаться к Аллаху с мольбами уместно и желательно.

164. Передают со слов Абу Салиха Заквана, что один из сподвижников пророка, , сказал:

− (Как-то раз) пророк, , спросил одного человека: «Что ты говоришь во время молитвы?» Тот ответил: «Я произношу слова ташаххуда, а потом говорю: “О Аллах, поистине, я прошу Тебя о рае и прибегаю к Твоей защите от огня! /Аллахумма, инни ас’алю-кя-ль-джанната ва а‘узу би-кя мин ан-нар!/” – но я не в состоянии точно повторить ни то, что бормочешь ты,[457] ни то, что бормочет Му‘аз[458]». Тогда пророк, , сказал: «Об этом и бормочи».[459]

Под бормотанием подразумеваются слова, смысл которых непонятен. Слова пророка, , сказавшего: «Об этом и бормочи», означают: проси о рае и о защите от огня, а Аллах знает об этом лучше.

Желательно при каждом удобном случае обращаться к Аллаху во время молитвы с такими словами: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о прощении и избавлении! О Аллах, поистине, я прошу Тебя о руководстве, благочестии, воздержании[460] и богатстве[461]! /Аллахумма, инни ас’алю-кя-ль-‘афва ва-ль-‘афийата! Аллахумма, инни ас’алю-кя-ль-худа, ва-т-тука, ва-ль-‘афафа ва-ль-гына/», а Аллах знает об этом лучше.

Глава 47. О произнесении приветствия перед

завершением молитвы

Знай, что произнесение приветствия перед завершением молитвы является одним из столпов и обязательных элементов молитвы, без которого, согласно мазхабам аш-Шафи‘и, Малика и Ахмада, а также по мнению наших праведных предшественников /салаф/ и тех, кто пришёл им на смену, молитва является недействительной. На это же ясно указывают известные достоверные хадисы.

И знай, что наиболее совершенным является такое привет­ствие, когда молящийся поворачивается направо и говорит: «Мир вам и милость Аллаха /Ас-саляму ‘аляй-кум ва рах­мату-Ллах/», а потом повторяет те же слова, повернувшись налево. Добавлять к сказанному слова “и Его благословения /ва баракату-ху/” нежелательно, поскольку это противоречит большинству известных сообщений о том, как поступал в по­добных случаях посланник Аллаха, . В одной из версий хадиса, приводимого Абу Даудом, есть такие слова, и эту версию приводят Имам аль-харамейн[462], Захир ас-Сарахси и ар-Руййани в своём труде под названием “Аль-Хилйа”, однако вышеупомянутый хадис относится к категории “шазз”[463], обще­принятой же является та форма таслима, о которой мы гово­рили, а Аллах знает об этом лучше. Как уже было сказано, таслим произносится дважды каждым молящимся, который поворачивается сначала направо, а потом налево. Это в рав­ной степени касается имама, участника общей молитвы неза­висимо от того, много или мало людей на ней присутствует, и каждого, кто совершает обязательную или добровольную мо­литву индивидуально. Обязательно произносить один тас­лим[464], второй же произносится по примеру пророка, , и молящемуся не причинит вреда, если он не сделает этого. Обязательно говорить «Ас-саляму ‘аляй-кум». Форма «Саля­мун ‘аляй-кум» не может служить заменой этому, тогда как вместо «Ас-саляму ‘аляй-кум» скорее всего можно говорить «‘Аляй-кум ас-салям». Вместо этого, бесспорно, нельзя гово­рить ни «Ас-саляму ‘аляй-кя /Мир тебе/», ни «Салями ‘аляй-кя /Желаю тебе мира/», ни «Салями ‘аляй-кум /Желаю вам мира/», ни «Саляму-Ллахи ‘аляй-кум /Мир Аллаха вам/», ни «Саляму ‘аляй-кум», когда слово “Салям” в неопределённой форме произносится без танвина[465], ни «Ас-саляму ‘аляй-хим /Мир им/». Если молящийся намеренно произнесёт таслим в какой-либо из вышеупомянутых форм, зная, что это недопустимо, его молитва будет недействительной, за исключением того случая, когда он скажет: «Ас-саляму ‘аляй-хим /Мир им/», поскольку эти слова являются обращением с мольбой. Если же молящийся скажет нечто подобное по невнимательности, его молитва не станет недействительной, но останется незавершённой, и ему будет необходимо произнести таслим правильно. Если имам ограничится одним таслимом, участник общей молитвы, проводимой под его руководством, может произнести его дважды. Один из наших товарищей, кади[466] Абу-т-Таййиб ат-Табари, и другие улемы говорили: «После того как имам произнесёт слова таслима, участник общей молитвы под его руководством может по собственному выбору либо произнести эти слова сразу, либо продолжать сидеть, сколько захочет, взывая с мольбами к Аллаху, а Аллах знает об этом лучше».

Глава 48. О том, что желательно сказать в ответ, если кто-нибудь обратится к молящемуся

165. Передают со слов Сахля бин Са‘да ас-Са‘иди, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Пусть тот, с кем во время молитвы случится нечто (непредвиденное), скажет: “Преславен Аллах! /Субхана-Ллах!/”»[467]

В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, , сказал: «Если (во время молитвы) с вами случится нечто (непредвиденное), пусть мужчины произносят слова “Субхана-Ллах!”, а женщины хлопают в ладоши».

В третьей версии этого хадиса сообщается, что пророк, , сказал: «Прославление Аллаха – для мужчин, а хлопание в ладоши – для женщин».

Глава 49. О словах поминания, которые желательно

произносить после молитвы

Все улемы сходились во мнении о желательности произнесения слов поминания после молитвы. Известно множество достоверных хадисов, в которых приводятся примеры того, какие слова произносил в таких случаях пророк, . Ниже приводятся важнейшие из таких хадисов.

166. Сообщается, что Абу Умама, да будет доволен им Аллах, сказал:

− (Однажды) посланника Аллаха, , спросили: «Какие мольбы скорее всего будет услышаны?» − на что он ответил: «Те, с которыми обращаются в конце ночи и после обязательных молитв».[468]

167. Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я узнавал об окончании молитвы, (проводившейся под руководством) посланника Аллаха, , по (громкому) произнесению слов “Аллаху акбар”».[469]

В одной из версий этого хадиса, которую приводит только Муслим, сказано: «Мы узнавали...»

В другой версии этого хадиса, приводимой в обоих “Сахихах”, сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «При жизни посланника Аллаха, , люди громко произносили слова поминания, когда расходились после обязательной общей молитвы». Ибн ‘Аббас также сказал: «Я узнавал о том, что они разошлись, услышав это[470]».

168. Сообщается, что Саубан, да будет доволен им Аллах, сказал:

− Закончив молиться, посланник Аллаха, , всегда трижды просил Аллаха о прощении, а потом говорил: «О Аллах, Ты − Мир и от Тебя − мир[471], благословен Ты, о Обладатель величия и щедрости! /Аллахумма, Анта-с-Саляму ва мин-кя-с-салям, табаракта, йа За-ль-джаляли ва-ль-икрам!/»

Аль-Ауза‘и, одного из передатчиков этого хадиса, спросили: «Как (следует) просить Аллаха о прощении?» − (на что) он ответил: «Говори: “Прошу Аллаха о прощении, прошу Аллаха о прощении /Астагфиру-Ллах, астагфиру-Ллах/”».[472]

169. Сообщается, что аль-Мугира бин Шу‘ба, да будет доволен им Аллах, сказал:

− После каждой обязательной молитвы пророк, , обычно говорил: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он всё может! О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезным перед Тобой окажется богатство[473] обладающего богатством /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху. Ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир! Аллахумма, ля мани‘а ли-ма а‘тайта, ва ля му‘тыйа ли-ма мана‘та ва ля йанфа‘у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадд/».[474]

170. Сообщается, что после каждой молитвы ‘Абдуллах бин аз-Зубайр, да будет доволен Аллах ими обоими, говорил: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он всё может! Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха, и мы никому не поклоняемся, кроме Него. Он оказывает благодеяния и милости, и Ему (следует воздавать) достойную хвалу. Нет бога, кроме Аллаха, и мы искренни в исповедании религии пред Ним, даже если это ненавистно многобожникам! /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху. Ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир! Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях, ва ля на‘буду илля иййа-ху. Ля-ху-н-ни‘мату ва ля-ху-ль-фадлю, ва ля-ху-с-сана’у-ль-хасан. Ля иляха илля-Ллаху, мухлисына ля-ху-д-дина, ва ляу кариха-ль-кафирун!/»

Сообщается, что Ибн аз-Зубайр сказал: «Посланник Аллаха, , произносил эти слова после каждой молитвы» Муслим.

171. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

− (Однажды) к пророку, , пришли бедные (из числа его сподвижников) и сказали: «Богачи достигнут самого высокого положения и обретут вечное блаженство. Они молятся подобно нам и постятся подобно нам, но (помимо этого) у них есть преимущество обладания богатством, благодаря которому они совершают хаджж и умру, принимают участие в борьбе на пути Аллаха и дают милостыню». (Пророк, ,) сказал: «Так не указать ли вам на то, благодаря чему сможете вы догнать опередивших вас, и никто из тех, кто придёт после вас, не сможет догнать вас, и станете вы лучшими из тех, среди кого находитесь, если они не будут делать того же? Говорите по тридцать три раза после каждой молитвы “Преславен Аллах /Cубхана-Ллах/”, “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/” и “Аллах велик /Аллаху акбар/”».[475]

Абу Салих передал, что Абу Хурайра сказал:

− Когда люди стали спрашивать о том, как произносить эти слова, (пророк, ,) говорил: «(Следует говорить) по тридцать три раза и “Субхана-Ллах”, и “Аль-хамду ли-Ллях”, и “Аллаху акбар”».

172. Передают со слов Ка‘ба бин ‘Уджры , да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Не разочаруется тот, кто после каждой обязательной молитвы станет по тридцать три раза произносить слова “Субхана-Ллах” и “Аль-хамду ли-Ллях” и по тридцать четыре раза − слова “Аллаху акбар”».[476]

173. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Тому, кто после каждой молитвы[477] будет по тридцать три раза произносить слова “Слава Аллаху”, и слова “Хвала Аллаху”, и слова “Аллах велик”, на сотый раз говоря: “Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, и Ему – хвала, и Он всё может! /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху. Ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду, ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир!/” − простятся его грехи, даже если будут они подобны пене морской».[478]

174. Передают со слов Са‘да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, что после молитвы посланник Аллаха, , обращался к Аллаху с мольбами о защите, произнося такие слова: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от малодушия и я прибегаю к Твоей защите от мучений могилы! /Аллахумма, инни а‘узу би-кя мина-ль-джубни ва а‘узу би-кя мин ‘азаби-ль-кабр!/»[479]

175. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) пророк, , сказал: «Непременно войдёт в рай тот раб (Аллаха), который станет неуклонно совершать два дела. Они легки, но тех, кто станет совершать эти дела, будет немного: (следует) по десять раз прославлять[480] Аллаха Всевышнего, по десять раз воздавать Ему хвалу[481] и по десять раз возвеличивать[482] Его после каждой молитвы. (Всего эти слова придётся произнести) сто пятьдесят раз, а на Весах окажется тысяча пятьсот (благих дел).[483] Кроме того, когда мусульманин уляжется в постель, ему следует по тридцать четыре раза возвеличивать Аллаха и по тридцать три раза прославлять Его и воздавать Ему хвалу. (Всего эти слова придётся произнести) сто раз, а на Весах окажется тысяча (благих дел)».

(‘Абдуллах бин ‘Амр) сказал:

− И я видел, как посланник Аллаха, , вёл счёт этим словам с помощью (пальцев правой) руки. (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, если эти дела легки, почему же тех, кто станет совершать их, будет немного?» (Пророк, ,) сказал: «К некоторым из вас будет являться (шайтан) и усыплять человека, прежде чем тот произнесёт эти слова, к иным же он будет являться во время молитвы и напоминать человеку о чём-либо[484], прежде чем тот произнесёт их».[485]

Иснад этого хадиса является достоверным, но одним из его передатчиков был ‘Ата бин ас-Са’иб, относительно надёжности которого среди мухаддисов не было единого мнения ввиду путаницы в его передаче. Однако Аййуб ас-Сухтийани указывал, что этот хадис, переданный Ибн ас-Са’ибом, является достоверным.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.