|
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 3 глава
12. Передают со слов Самуры бин Джундаба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Есть четыре слова, которые Аллах Всевышний любит больше всего, − “Слава Аллаху /Субхана-Ллах/”, “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/”, “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/” и “Аллах велик /Аллаху акбар/”, и с какого бы ты ни начал, это не повредит тебе». [93]
13. Передают со слов Абу Малика аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Очищение − половина веры[94], (слова) “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/” заполнят собой[95] Весы, (слова) “Слава Аллаху и хвала Аллаху /Субхана-Ллах ва-ль-хамду ли-Ллях/” заполнят собой (пространство) между небесами и землёй...».[96]
14. Передают со слов матери правоверных[97] Джувайрийи бинт аль-Харис, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) утром после совершения молитвы[98] пророк, , вышел от неё, когда она находилась на месте совершения своей молитвы[99], а утром /духа/[100] он вернулся обратно, (увидел, что) она сидит (там же)[101], и спросил: «Ты всё ещё находишься в том же положении, в котором я тебя оставил?» (Джувайрийа, да будет доволен ею Аллах,) ответила: «Да», и тогда пророк, , сказал: «(Выйдя от) тебя, я трижды повторил четыре слова[102], но если (сравнить их) по весу со всем сказанным тобой с начала дня, (мои слова) обязательно перевесят! (Я говорил): “Слава Аллаху и хвала Ему (столько раз, сколько существует) Его творений, и (столько раз, сколько будет) Ему угодно, и (пусть вес этих славословий и похвал будет равен) весу Его престола, и (пусть для записи их потребуется столько же) чернил, (сколько нужно их для записи) Его слов![103] /Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи ‘адада халькы-хи, ва рида нафси-хи, ва зината ‘арши-хи ва мидада кялимати-хи!/”»[104]
В другой версии (этого хадиса, также приводимой Муслимом, сообщается, что пророк, , сказал): «Слава Аллаху (столько раз, сколько существует) Его творений, слава Аллаху (столько раз, сколько будет) Ему угодно, и (пусть вес этих славословий будет равен) весу Его престола и (пусть для записи их потребуется столько же) чернил, (сколько нужно их для записи) Его слов! /Субхана-Ллахи ‘адада халькы-хи, субхана-Ллахи рида нафси-хи, субхана-Ллахи зината ‘арши-хи, субхана-Ллахи мидада кялимати-хи!/».
В той версии (этого хадиса, которую приводит ат-Тирмизи, сообщается, что пророк, сказал):
− Не научить ли тебя (другим) словам, которые ты (могла бы) говорить? (Говори): «Слава Аллаху (столько раз, сколько существует) Его творений, слава Аллаху (столько раз, сколько существует) Его творений, слава Аллаху (столько раз, сколько существует) Его творений, слава Аллаху (столько раз, сколько будет) Ему угодно, слава Аллаху (столько раз, сколько будет) Ему угодно, слава Аллаху (столько раз, сколько будет) Ему угодно, слава Аллаху, (и пусть вес славословий Ему будет равен) весу Его престола, слава Аллаху, (и пусть вес славословий Ему будет) весу Его престола, слава Аллаху, (и пусть вес славословий Ему будет равен) весу Его престола, слава Аллаху, (и пусть для записи славословий Ему потребуется столько же) чернил, (сколько нужно их для записи) Его слов, слава Аллаху, (и пусть для записи славословий Ему потребуется столько же) чернил, (сколько нужно их для записи) Его слов, слава Аллаху, (и пусть для записи славословий Ему потребуется столько же) чернил, (сколько нужно их для записи) Его слов! /Субхана-Ллахи ‘адада халькы-хи, субхана-Ллахи ‘адада халькы-хи, субхана-Ллахи ‘адада халькы-хи, субхана-Ллахи рида нафси-хи, субхана-Ллахи рида нафси-хи, субхана-Ллахи рида нафси-хи, субхана-Ллахи зината ‘арши-хи, субхана-Ллахи зината ‘арши-хи, субхана-Ллахи зината ‘арши-хи, субхана-Ллахи мидада кялимати-хи, субхана-Ллахи мидада кялимати-хи, субхана-Ллахи мидада кялимати-хи!/».
15. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, сказал: «Поистине, произнесени слов “Слава Аллаху /Субхана-Ллах/”, “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/” и “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/” я люблю больше того, над чем восходит солнце[105]».[106]
16. Передают со слов Абу Аййуба аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал:
− Человек, который десять раз в день скажет: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть, Ему хвала, и Он всё может /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир/», подобен тому, кто освободил четырёх рабов из числа потомков Исма‘ила[107]».[108]
17. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:
− Тому, кто сто раз в день скажет: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть, Ему хвала, и Он всё может», запишется такая же (награда, какая полагается) за освобождение десяти рабов, и запишется ему (совершение) ста добрых дел, и будут стёрты записи о ста его дурных делах, и послужат они ему защитой от шайтана на этот день до самого вечера, и никто не сможет сделать ничего лучше сделанного им, кроме (такого) человека, который сделает ещё больше[109]».[110]
18. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «С того, кто по сто раз в день будет говорить: “Слава Аллаху и хвала Ему /Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи/”, будет снято (бремя всех) его грехов[111], даже если окажутся они подобны пене морской».[112]
19. Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «Лучшим поминанием является произнесение слов “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/”».[113]
20. Передают со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «(Человек,) поминающий своего Господа, и тот, кто своего Господа не поминает, подобны живому и мёртвому»..[114]
21. Сообщается, что Са‘д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал:
− (Как-то раз) к посланнику Аллаха, , пришёл один бедуин, который попросил (его): «Научи меня (каким-нибудь) словам, которые я стал бы повторять», (на что пророк, ,) сказал (ему): «Говори: “Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Аллах велик, намного (более велик, чем всё остальное), многая хвала Аллаху, слава Аллаху, Господу миров, и нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха, Всемогущего, Мудрого! /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху. Аллаху акбар кябиран, ва-ль-хамду ли-Лляхи кясиран ва субхана-Ллахи, Рабби-ль-‘алямин, ва ля хауля ва ля куввата илля би-Лляхи-ль-‘Азизи-ль-Хаким!/”» (Бедуин) сказал: «Это − для моего Господа, а что же для меня?» (Пророк, ,) сказал: «Говори: “О Аллах, прости меня, и помилуй меня, и выведи меня на правильный путь, и даруй мне средства к существованию /Аллахумма,-гфир ли, ва-рхам-ни, ва-хди-ни ва-рзук-ни/”».[115]
22. Сообщается, что Са‘д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал:
− (Однажды, когда) мы находились у посланника Аллаха, , он спросил: «Сможет ли кто-нибудь из вас ежедневно совершать по тысяче добрых дел?» Один из его собеседников спросил: «Как же может (человек) совершать по тысяче добрых дел?!» − (и тогда пророк, ,) сказал: «(Он может делать это,) восхваляя Аллаха по сто раз (в день)[116], и тогда ему будет записываться по тысяче добрых дел[117] (или: и тогда будет с него сниматься (бремя) тысячи прегрешений)[118]».[119]
Аль-Хумайди сказал:
− Так (этот хадис) приводится в книге Муслима, (где сказано): «или: и тогда будет с него сниматься…»
Аль-Баркани сказал:
− (Этот хадис) передавали также Шу‘ба, Абу ‘Авана и Йахйа аль-Каттан, ссылавшиеся на слова Мусы, со слов которого одним из путей передавал его и Муслим, и они говорили: «…а (бремя)…будет с него сниматься», передавая его без “алифа”[120].
23. Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «(Каждый день) с наступлением утра каждому из вас следует давать садаку[121] столько раз, сколько есть (в его теле) суставов[122]. Каждое произнесение слов “Слава Аллаху /Субхана-Ллах/” есть садака, и каждое произнесение слов “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/” есть садака, и каждое произнесение слов “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/” есть садака, и каждое произнесение слов “Аллах велик /Аллаху акбар/” есть садака, и побуждение к одобряемому (шариатом) есть садака, и удержание от порицаемого (им) есть садака, но всё это заменяют собой два раката (добровольной дополнительной молитвы) утром /духа/[123]».[124]
24. Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сказал:
− (Однажды) посланник Аллаха, , спросил меня: «Не указать ли тебе на одно из сокровищ рая?» Я сказал: «Конечно, о посланник Аллаха!» − (и тогда) он сказал: «(Это − слова) “Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха”».[125]
25. Передают со слов Са‘да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) он вместе с посланником Аллаха, , зашёл к одной женщине, которая прославляла Аллаха, перебирая лежавшие перед ней косточки[126] /или: мелкие камешки/. (Увидев это, пророк, ,) сказал:
− Я укажу тебе на то, что будет для тебя легче /или: лучше/. (Говори:) «Слава Аллаху по числу Его творений в небесах, и слава Аллаху по числу Его творений на земле, и слава Аллаху по числу (Его творений) между (небом и землёй), и слава Аллаху по числу (всего) того, что Он ещё создаст /Субхана-Ллахи ‘адада ма халяка фи-с-сама’и, ва субхана-Ллахи ‘адада ма халяка фи-ль-арди, ва субхана-Ллахи ‘адада ма байна заликя, ва субхана-Ллахи ‘адада ма хуа Халик/». И то же самое касается слов “Аллах велик”, “Хвала Аллаху”, “Нет бога, кроме Аллаха” и “Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха”[127].[128]
26. В хадисе с хорошим иснадом, приводимом в “Сунан” Абу Дауда и ат-Тирмизи и передаваемом со слов сподвижницы из числа мухаджиров[129] Йусайры, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что пророк, , велел им[130] уделять внимание произнесению слов “Аллах велик /Аллаху акбар/”, “Преславный, Пресвятой /Суббухун, Куддус/” и “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/” и вести счёт с помощью кончиков пальцев,[131] ибо, поистине, их будут спрашивать.
27. Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я видел, как посланник Аллаха, , прославлял Аллаха, ведя счёт с помощью пальцев». В другой версии этого хадиса также сказано: «...правой руки».[132]
28. Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:
− Обязательно войдёт в рай тот, кто скажет: «Доволен я Аллахом как Господом, исламом − как религией и Мухаммадом − как посланником /Радийту би-Лляхи Раббан, ва би-ль-ислами динан ва би-Мухаммадин расулян».[133]
29. Сообщается, что ‘Абдуллах бин Буср, да будет доволен им Аллах, сказал:
− (Как-то раз) один человек попросил: «О посланник Аллаха, поистине, установлений ислама для меня слишком много[134], так скажи мне что-нибудь такое, чего я стану твёрдо придерживаться». (В ответ ему пророк, ,) сказал: «Пусть язык твой без устали поминает Аллаха».[135]
30. Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) посланника Аллаха, , спросили: «Кто из рабов займёт наиболее высокое положение пред Аллахом в День воскресения?» Он ответил: «(Люди,) часто поминающие Аллаха». Я спросил: «О посланник Аллаха, (неужели положение их будет выше,) чем положение сражающегося на пути Аллаха?!» Он сказал: «Даже если он будет рубить мечом своим неверных и многобожников, пока меч не сломается и не окрасится кровью, поминающие Аллаха (всё равно будут) выше него».[136]
31. Сообщается, что Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал:
− (Однажды) посланник Аллаха, , сказал (людям): «Не сообщить ли мне вам о лучшем и наиболее чистом из дел ваших пред вашим Владыкой[137], благодаря которому вы возвыситесь в наибольшей степени и которое лучше для вас, чем расходование золота и серебра, и лучше для вас, чем встреча с вашими врагами, которые станут рубить головы вам и которым станете рубить головы вы?» Они сказали: «Конечно!» − (и тогда пророк, ,) сказал: «(Это −) поминание Аллаха Всевышнего».[138]
32. Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:
− Во время своего ночного путешествия я встретил Ибрахима, , который сказал (мне): «О Мухаммад, передай мои приветствия (членам) своей общины и скажи им, что земля в раю благодатна, а вода сладка, и что (рай) представляет собой равнину, и что растениями, которые растут там, являются (слова) “Слава Аллаху /Субхана-Ллах/”, “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/”, “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/” и “Аллах велик /Аллаху акбар/”».[139]
33. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Для того, кто произнесёт слова “Слава Аллаху и хвала Ему /Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи/”, в раю будет посажена пальма».[140]
34. Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал:
− (Однажды) я спросил посланника Аллаха, : «О посланник Аллаха, какие слова Аллах любит больше всего?» − на что он ответил: «Те, которые Аллах избрал для Своих ангелов, − “Преславен Господь мой, хвала Ему, преславен Господь мой, хвала Ему /Субхана Рабби ва би-хамди-хи, Субхана Рабби ва би-хамди-хи/”».[141]
А теперь я перейду к тому, что является целью моей книги, и буду приводить слова поминания в соответствии с тем, как в большинстве случаев проводят своё время люди. Я начну с пробуждения человека, потом перейду к делам, которыми он занимается, пока не наступает ночь, а потом − к тому, что он должен говорить, когда пробуждается ото сна ночью, после чего снова засыпает, а помощи следует просить у Аллаха.
Глава 2. О том, что желательно говорить после пробуждения
35. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Когда любой из вас засыпает, шайтан завязывает у него на затылке три узла, ударяя по каждому из них[142] (и говоря): “Ночь твоя будет долгой, спи же!” И если (человек) проснётся и помянет Аллаха, то один узел развяжется, если он совершит омовение, развяжется (второй) узел, а если совершит молитву, развяжется (и третий), и человек проснётся утром бодрым и довольным, в противном же случае он вcтанет ото сна в дурном расположении духа и будет вялым».[143]
36. Сообщается, что Хузайфа бин аль-Йаман и Абу Зарра, да будет доволен ими Аллах, передавали следующее:
− Укладываясь ночью в постель, пророк, , ложился щекой на (правую) руку и говорил: «О Аллах, с именем Твоим я умру (и с ним) я живу! /Аллахумма, би-сми-кя амуту ва ахйа!/» − когда же он просыпался, то говорил: «Хвала Аллаху, Который оживил нас после того, как Он умертвил нас, и Который воскресит нас (и призовёт) к Себе (для отчёта)! /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи ахйа-на ба‘да ма амата-на ва иляй-хи-н-нушур!/»[144]
37. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал:
− Когда кто-нибудь из вас проснётся, пусть скажет: «Хвала Аллаху, Который вернул мне дух, исцелил тело моё и позволил мне поминать Его /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи радда ‘аляййа рухи, ва ‘афа-ни фи джасади ва азина ли би-зикри-хи/»[145]
38. ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, передала, что пророк, , сказал: «Аллах Всевышний обязательно простит грехи любого раба, который станет говорить: “Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища; Ему принадлежит власть, Ему хвала, и Он всё может /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду, ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир/”, (каждый раз) после того, как станет возвращать ему его дух[146], даже если (грехи его) будут подобны пене морской[147]».[148]
39. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, , сказал:
− Когда любой человек просыпается и произносит слова: «Хвала Аллаху, Который создал сон и бодрствование, хвала Аллаху, Который оживил меня целым и невредимым! Свидетельствую, что Аллах оживляет мёртвых, и Он всё может /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи халяка-н-наума ва-ль-йакзата, аль-хамду ли-Лляхи аллязи ба‘аса-ни салиман савийан! Ашхаду анна-Ллаха йухйи-ль-маута ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир/», Аллах Всевышний всегда говорит: «Правду сказал раб Мой».[149]
40. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
− Когда посланник Аллаха, , просыпался ночью, он десять раз произносил слова “Аллах велик /Аллаху акбар/” и “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/”, десять раз говорил: «Слава Аллаху и хвала Ему /Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи/», десять раз говорил: «Преславный, Пресвятой /Субхана-ль-Куддус», десять раз обращался к Аллаху с мольбой о прощении, десять раз произносил слова “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/”, потом десять раз говорил: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от трудностей мира этого и трудностей Дня воскресения /Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин дыки-д-дунйа ва дыки йауми-ль-кийама/», а потом начинал молиться.[150]
41. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, когда посланник Аллаха, , просыпался ночью, он говорил: «Нет бога, кроме Тебя, преславен Ты, о Аллах, прошу у Тебя прощения за мой грех и прошу у Тебя милости. О Аллах, добавь мне знания, и не сбивай с пути сердце моё, после того, как Ты указал ему прямой путь, и даруй мне от Тебя милость, ведь, поистине, Ты − Дарующий! /Ля иляха илля Анта, Субхана-кя, Аллахумма, астагфиру-кя ли-занби ва ас’алю-кя рахмата-кя. Аллахумма, зид-ни ‘ильман, ва ля тузиг кальби ба‘да из хадайта-ни, ва хаб ли мин лядун-кя рахматан, инна-кя Анта-ль-Ваххаб!/»[151]
Глава 3. О том, что желательно говорить после того, как человек наденет свою одежду
Желательно произносить слова “С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/”, как желательно произносить их, начиная любое дело.
42. Сообщается, что Абу Са‘ид Са‘д бин Малик бин Синан аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:
− Надев что-либо из одежды, пророк, , произносил её название, (например) “рубаха”, или “накидка”, или “чалма”, (а потом) говорил: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о благе её и благе того, для чего она была изготовлена, и прибегаю к Твоей защите от зла её и зла того, для чего она была изготовлена! /Аллахумма, инни ас’алю-кя мин хайри-хи ва хайра ма хуа ля-ху, ва а‘узу би-кя мин шарри-хи ва шарри ма хуа ля-ху!/»[152]
43. Муа‘з бин Анас, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, , сказал:
− Аллах простит прошлые грехи[153] тому, кто, надев новую одежду, скажет: «Хвала Аллаху, Который одел меня в эту (одежду) и даровал мне её, тогда как сам я ни мощью, ни силой не обладаю[154] /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи каса-ни хаза ва разака-ни-хи мин гайри хаулин мин-ни ва кувватин/».[155]
Глава 4. О том, что желательно говорить после того, как человек наденет новую одежду, сандалии или ещё что-нибудь
Надев новую одежду, желательно говорить всё то, на что указывалось в предыдущей главе.
44. Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:
− Надев новую одежду, посланник Аллаха, , произносил её название, (например) “чалма”, или “рубаха”, или “накидка”, (а потом) говорил: «О Аллах, хвала Тебе! Ты одел меня[156] в эту (одежду), и я прошу Тебя о её благе и благе того, для чего она была изготовлена, и прибегаю к Твоей защите от её зла и зла того, для чего она была изготовлена! /Аллахумма, ля-кя-ль-хамду, Анта кясаута-ни-хи, ас’алю-кя хайра-ху ва хайра ма суни‘а ля-ху, ва а‘узу би-кя мин шарри-хи ва шарри ма суни‘а ля-ху!/»[157]
45. Передают со слов ‘Умара, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, , сказал: «Аллах будет хранить и защищать того, кто наденет новую одежду и скажет: “Хвала Аллаху, Который одел меня в то, чем я прикрою свою наготу[158] и что послужит мне украшением в моей жизни /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи каса-ни ма увари би-хи ‘аурати ва атаджаммалю би-хи фи хайати/”, а потом возьмёт изношенную им одежду и отдаст её (нуждающемуся), и не сойдёт (такой человек) с пути Аллаха ни при жизни, ни после смерти».[159]
Глава 5. О том, что желательно говорить тому, на ком увидят новую одежду
46. Сообщается, что Умм Халид, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) посланнику Аллаха, , принесли одежды, среди которых была и чёрная хамиса[160], и он сказал: «Кому нам подарить эту хамису, как вы считаете?» Люди промолчали, а он сказал: «Приведите ко мне Умм Халид», когда же меня привели к нему, он надел на меня[161] (эту хамису) своими руками и дважды сказал: «Износи и истрепи /Абли ва ахликы»[162].[163]
47. Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что (однажды) пророк, , увидевший на ‘Умаре, да будет доволен им Аллах, какую-то одежду, спросил: «Это новая одежда или уже стиранная?» (‘Умар) ответил: «Уже стиранная», и тогда (пророк, ,) сказал: «Носи новое, живи достойно и умри шахидом[164] /Ильбас джадидан, ва ‘иш хамидан ва мут шахидан/».[165]
Глава 6. О том, как следует надевать и снимать одежду и сандалии
Надевая одежду, сандалии, шаровары и тому подобные вещи, желательно начинать с правого рукава или с правой штанины, а, снимая, желательно начинать слева. Начинать справа желательно также при подкрашивании глаз сурьмой, использовании зубочистки, подстригании ногтей, удалении волос под мышками и бритье головы; необходимо в первый раз произнести слова таслима[166], повернувшись направо, необходимо входить в мечеть и выходить из отхожего места, делая первый шаг правой ногой, начинать частичное /вуду/ и полное /гусль/ омовение справа, есть, пить, пожимать руки людям, касаться Чёрного камня[167], брать что-либо у человека и давать ему что-либо правой рукой. Все эти и им подобные действия совершаются правой рукой или ногой, а противоположные им − левой.
48. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланнику Аллаха, , нравилось отдавать предпочтение правой стороне во всём, (что бы он ни делал, совершал ли) омовение, причёсывался или надевал обувь».[168]
49. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, , пользовался правой рукой для омовения и еды, а левой − при (посещении) отхожего места[169] и (в тому подобных случаях[170])».[171]
50. Передают со слов Хафсы, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, , пользовался правой рукой, когда ел, пил и одевался, а левой − во всех остальных случаях.[172]
51. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Когда будете одеваться или совершать омовение, начинайте с правых частей тела».[173]
Известно и много других хадисов, относящихся к теме данной главы, а Аллах знает об этом лучше.
Глава 7. О том, что желательно говорить, когда человек
снимает одежду перед совершением полного омовения, перед
сном и в прочих подобных случаях
52. Анас, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, , сказал:
− Если человек, исповедующий ислам, произнесёт слова «С именем Аллаха, помимо Которого нет иного бога /Би-сми-Лляхи аллязи ля иляха илля хуа/», когда захочет снять одежду, они послужат преградой, которая не позволит джиннам увидеть его наготу.[174]
Глава 8. О том, что желательно говорить человеку,
который выходит из своего дома
53. Передают со слов матери правоверных Умм Саламы Хинд бинт Абу Умаййа Хузайфа аль-Махзумийа, да будет доволен ею Аллах, что, выходя из своего дома, пророк, , обычно произносил такие слова: «С именем Аллаха, уповаю на Аллаха! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от того, чтобы сбиться с пути или оказаться сбитым с него, от того, чтобы самому допустить ошибку, и от того, чтобы меня заставили ошибиться, от того, чтобы самому допустить несправедливость, и от того, чтобы со мной поступили несправедливо, от того, чтобы поступать подобно невежественным, и от того, чтобы другие поступали так со мной /Би-сми-Лляхи, таваккяльту ‘аля-Ллах! Аллахумма, инни а‘узу би-кя ан адылля ау удалля, ау азилля ау узалля, ау азлима ау узлима, ау аджхаля ау йуджхаля ‘аляййа/».[175]
В версии ат-Тирмизи сообщается, что пророк, , говорил: «Прибегаю к Твоей защите от того, чтобы мы допустили ошибку, а также от того, чтобы мы оказались сбитыми с пути, и чтобы с нами поступили несправедливо, и чтобы мы поступали подобно невежественным /А‘узу би-кя мин ан назилля ва кязаликя нудалля, ва нузляма, ва наджхаля/».
В другой версии Абу Дауда сообщается, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала:
− Когда бы посланник Аллаха, , ни выходил из моего дома, он неизменно поднимал взор к небу и говорил: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите! /Аллахумма, инни а‘узу би-кя!/»[176]
54. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:
− Тому, кто (при выходе из своего дома) скажет: «С именем Аллаха, уповаю на Аллаха и нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха /Би-сми-Лляхи, таваккальту ‘аля-Ллахи, ва ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях/», говорят[177]: «Ты ведом прямым путём, избавлен[178] и защищён[179]», и шайтан удаляется от него.[180]
В той версии (этого хадиса, которую приводит) Абу Дауд, сказано:
− И (один шайтан) говорит другому: «Как (можешь) ты (добиться желаемого) от человека, который ведом прямым путём, избавлен и защищён?!»
55. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|