Сделай Сам Свою Работу на 5

Организационный период (1-3 день)





ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для студентов педагогических специальностей

НОВОПОЛОЦК 2010


Одобрено и рекомендовано к изданию

научно-методической комиссией спортивно-педагогического факультета

Кафедра технологии и методики преподавания

 

Составители:

Е.В. Дроботова, ст. преподаватель кафедры Т и МП

С.А. Воеводина, ст. преподаватель кафедры Т и МП

Т.Л. Жукова, ст. преподаватель кафедры Т и МП

 

Рецензенты:

 

В.М. Наскалов, канд.пед.наук, доцент

С.В. Остапчук, старший преподаватель

Методические рекомендации содержат цели, задачи и содержание летней педагогической практики, раскрываются основные права и обязанности студентов-практикантов. Представлен практический материал для успешной подготовки и прохождения данного вида практики.

Методические рекомендации предназначены для студентов-практикантов педагогических специальностей и могут представлять интерес для организаторов летнего оздоровительного отдыха детей и подростков.




СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКОЙ

В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТФЕЛЬ БУДУЩЕМУ ВОЖАТОМУ

Литература

Приложение


ВВЕДЕНИЕ

 

В процессе практической подготовки студентов педагогических специальностей к самостоятельной профессиональной деятельности одним из этапов является летняя педагогическая практика. Она выполняет несколько функций: дополняет и обогащает теоретическую подготовку будущих педагогов, создает условия для применения теоретических знаний при решении конкретных педагогических задач в условиях летнего оздоровительного лагеря, стимулирует самостоятельное профессиональное самовоспитание и самообразование, расширяет возможности для формирования педагогических умений.

Летняя практика является самостоятельным видом педагогической деятельности и имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в большой самостоятельности, конкретности и ответственности студента-практиканта за жизнь и здоровье детей. Данная практика единственная в процессе обучения в вузе, которая воспроизводит модель будущей практической деятельности без скидок на неопытность и не имеет жестких рамок руководства со стороны методиста. Необычность, многоплановость, сложность вхождения студентов в эту деятельность требует адекватной предварительной подготовки студентов.



Студенты III курса включаются в непосредственную педагогическую деятельность, сопряженную с необходимостью планировать ежедневную работу одновозрастной или разновозрастной группы и управлять динамикой ее развития; создавать условия для самореализации подростков; организовывать быт и самообслуживание детей; организовывать многообразие игр, конкурсов; оказывать помощь в решении личных проблем учащихся и др. Длительность летней практики дает возможность каждому студенту овладеть разными формами взаимодействия, как с группой учащихся, так и с отдельными детьми в условиях формальных и неформальных ситуаций.

Практическое формирование умений и навыков во временных детских коллективах летних оздоровительных лагерей задает базовый уровень освоения педагогической профессии и создает тем самым новые возможности для выбора образовательных и профессиональных маршрутов.

 


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Цельпедагогической практики в летних оздоровительных лагерях:

- формирование и закрепление в практической деятельности профессиональных знаний, умений и навыков воспитательной работы с детским и юношеским коллективом в условиях летних оздоровительных лагерей.



Задачами практики являются:

1. Расширение и углубление знаний, формирование умений воспитательной работы с учащимися разных возрастов, изучение проявления возрастных и индивидуальных особенностей в условиях лагерей.

2. Овладение на практике методикой изучения детского коллектива и методикой воспитательной работы с детьми в процессе постоянного общения с ними.

3. Формирование субъектной педагогической позиции в процессе организации коллективной творческой и индивидуальной воспитательной работы с детьми по всем направлениям: идеологическое, нравственное воспитание, трудовое, экологическое и эстетическое воспитание, профориентационная работа и работа по расширению кругозора, физическое и гигиеническое воспитание и др.

4. Формирование и развитие самостоятельного педагогического подхода и активности студентов-практикантов, потребности в самообразовании и самовоспитании.

5. Приобретение и совершенствование профессионально важных качеств будущего педагога, отвечающих требованиям современного общества.

6. Определение степени готовности будущих педагогов к самостоятельной педагогической деятельности, оценке себя, своих способностей, профессиональных качеств.

Педагогическая практика в летних оздоровительных лагерях должна способствовать приобретению студентами следующих компетенций:

а) академических:

- владеть и применять теоретические знания по психолого-педагогическим дисциплинам для решения теоретических и практических задач в период отдыха школьников;

- уметь организовывать жизнедеятельность детей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;

- уметь работать самостоятельно в качестве воспитателя детского коллектива;

б) социально-личностных:

- обладать качествами гражданственности и патриотизма;

- навыками социального взаимодействия и коммуникации с детьми различных возрастных групп;

- умения работать в педагогическом коллективе;

- проектирования и прогнозирования воспитательной работы с учетом социально и общественно-значимых событий;

в) профессиональных:

- умения постоянно повышать свою квалификацию, самосовершенствования;

- планировать, организовывать и вести воспитательную работу в условиях летних оздоровительных лагерей;

- использовать интерактивные методы, средства и формы воспитания, прогрессивные приемы руководства оздоровительной деятельностью детей;

- самостоятельно принимать решения, разрабатывать и методически верно вести документацию;

- анализировать и обобщать передовой педагогический опыт по организации оздоровления школьников;

- организовывать коллективные творческие дела.

Базами прохождения практики могут быть различные типы воспитательных учреждений: сезонные круглосуточного пребывания; сезонные дневного пребывания; профильные: художественные, экологические, туристические, спортивные, санаторные, объединения школьников на базе внешкольных учреждений.

Конкретные сроки проведения практики и ее длительность устанавливаются в соответствии с учебным планом.

По результатам прохождения педагогической практики студенты должны сдать отчетную документацию, отражающую особенности деятельности студента-практиканта (дневник, разработку воспитательного мероприятия, продукты творческой деятельности, характеристику с места прохождения практики).

Перед началом практики проводится организационное собрание, на котором студенты-практиканты знакомятся с приказом по практике, получают инструктаж по технике безопасности и направление на практику с индивидуальными заданиями.

Во время прохождения практики студентам-практикантам следует подчиняться правилам внутреннего распорядка предприятия (организации, учреждения) и соблюдать требования по технике безопасности.

Знания, умения и навыки,

которыми должны овладеть студенты - практиканты:

- знать особенности работы с детьми разного возраста;

- уметь найти индивидуальный подход к каждому ребенку;

- использовать в работе с детьми методы стимулирования поведения;

- составить план работы отряда;

- уметь организовать в отряде, дружине интересные дела;

- создать временный коллектив;

- проводить в отрядные и дружинные линейки, огоньки;

- создавать экологические тропы в лесном массиве лагеря;

- уметь поводить утреннюю зарядку, игры - эстафеты, конкурсы и другие нетрадиционные формы воспитательной работы;

- оказать первую медицинскую помощь;

- уметь вести анализ проводимых мероприятий;

- уметь вести дневник отряда и отрядного вожатого.

Умения использования различных форм работы с отрядом:

- уметь подготовить и провести отрядные сборы;

- уметь подготовить и провести трудовые десанты;

- уметь проводить КТД;

- уметь поводить часы веселых развлечений;

- уметь проводить экскурсии в природу

- уметь проводить общелагерные праздники.

Умения использования различных форм работы с активом отряда:

- уметь проводить заседания совета отряда;

- уметь организовать учебу актива отряда;

- уметь распределять поручения;

- уметь организовывать работу “Пресс-центра”

Умения использования различных форм культурно-массовой работы

- знать и уметь провести спортивные, развлекательные, познавательные игры;

- разучивать детские песни

- уметь поставить сказку на новый лад;

- уметь делать различные поделки из бумаги;

- овладеть художественным чтением;

- овладеть искусством флористики, составление букетов;

- сочинять литературные миниатюры;

- иметь запас загадок, шуток, шарад, ребусов, головоломок, занимательных задач, шуточных вопросов, пословиц, поговорок.

Умения художественного оформления работы отряда

- уметь организовать работу редколлегии, оформлять газету “молнию”, сатирическую газету, редактировать материал;

- уметь оформлять дневник отряда, — отрядный уголок;

- уметь создать эстетику быта ребят.

Показателями сформированности умений у студентов являются: осознание цели воспитательной работы, качество решения воспитательных задач, степень осознанности своих действий и их обоснованности, степень самостоятельности и уверенности в своих силах, быстрая ориентация в вопросах, организованность в выполнении должностных обязанностей. Эти качества проявляются при постановке цели, планировании, организации, проведении мероприятий в отряде, лагере.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

В процессе педагогической практики студенты приобретают опыт самостоятельной организации жизни и деятельности детского и юношеского коллектива в летний период.

Содержание практической деятельности студентов в период лагерной смены можно разделить на 3 основных периода.

Организационный период (1-3 день)

Ознакомление с условиями работы, правилами внутреннего распорядка, традициями, учреждением, которое является базой практики.

Установление контакта с коллегами и детьми. Определение целей своей деятельности на период практики. Разработка плана работы на весь период смены и на каждый день.

Осуществление выбора органов самоуправления, оформление отряда как детского коллектива.

Использование различных методов изучения детского коллектива и личности ребенка, их состояния здоровья с целью активизации их творческого потенциала, знаний, умений, навыков.

Изучение специфики проявления возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их состояния здоровья, условий жизни и воспитания.

Организация самообслуживания детского режима и распорядка дня.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.