Организационный период (1-3 день)
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для студентов педагогических специальностей
НОВОПОЛОЦК 2010
Одобрено и рекомендовано к изданию
научно-методической комиссией спортивно-педагогического факультета
Кафедра технологии и методики преподавания
Составители:
Е.В. Дроботова, ст. преподаватель кафедры Т и МП
С.А. Воеводина, ст. преподаватель кафедры Т и МП
Т.Л. Жукова, ст. преподаватель кафедры Т и МП
Рецензенты:
В.М. Наскалов, канд.пед.наук, доцент
С.В. Остапчук, старший преподаватель
Методические рекомендации содержат цели, задачи и содержание летней педагогической практики, раскрываются основные права и обязанности студентов-практикантов. Представлен практический материал для успешной подготовки и прохождения данного вида практики.
Методические рекомендации предназначены для студентов-практикантов педагогических специальностей и могут представлять интерес для организаторов летнего оздоровительного отдыха детей и подростков.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА
РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКОЙ
В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТФЕЛЬ БУДУЩЕМУ ВОЖАТОМУ
Литература
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В процессе практической подготовки студентов педагогических специальностей к самостоятельной профессиональной деятельности одним из этапов является летняя педагогическая практика. Она выполняет несколько функций: дополняет и обогащает теоретическую подготовку будущих педагогов, создает условия для применения теоретических знаний при решении конкретных педагогических задач в условиях летнего оздоровительного лагеря, стимулирует самостоятельное профессиональное самовоспитание и самообразование, расширяет возможности для формирования педагогических умений.
Летняя практика является самостоятельным видом педагогической деятельности и имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в большой самостоятельности, конкретности и ответственности студента-практиканта за жизнь и здоровье детей. Данная практика единственная в процессе обучения в вузе, которая воспроизводит модель будущей практической деятельности без скидок на неопытность и не имеет жестких рамок руководства со стороны методиста. Необычность, многоплановость, сложность вхождения студентов в эту деятельность требует адекватной предварительной подготовки студентов.
Студенты III курса включаются в непосредственную педагогическую деятельность, сопряженную с необходимостью планировать ежедневную работу одновозрастной или разновозрастной группы и управлять динамикой ее развития; создавать условия для самореализации подростков; организовывать быт и самообслуживание детей; организовывать многообразие игр, конкурсов; оказывать помощь в решении личных проблем учащихся и др. Длительность летней практики дает возможность каждому студенту овладеть разными формами взаимодействия, как с группой учащихся, так и с отдельными детьми в условиях формальных и неформальных ситуаций.
Практическое формирование умений и навыков во временных детских коллективах летних оздоровительных лагерей задает базовый уровень освоения педагогической профессии и создает тем самым новые возможности для выбора образовательных и профессиональных маршрутов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Цельпедагогической практики в летних оздоровительных лагерях:
- формирование и закрепление в практической деятельности профессиональных знаний, умений и навыков воспитательной работы с детским и юношеским коллективом в условиях летних оздоровительных лагерей.
Задачами практики являются:
1. Расширение и углубление знаний, формирование умений воспитательной работы с учащимися разных возрастов, изучение проявления возрастных и индивидуальных особенностей в условиях лагерей.
2. Овладение на практике методикой изучения детского коллектива и методикой воспитательной работы с детьми в процессе постоянного общения с ними.
3. Формирование субъектной педагогической позиции в процессе организации коллективной творческой и индивидуальной воспитательной работы с детьми по всем направлениям: идеологическое, нравственное воспитание, трудовое, экологическое и эстетическое воспитание, профориентационная работа и работа по расширению кругозора, физическое и гигиеническое воспитание и др.
4. Формирование и развитие самостоятельного педагогического подхода и активности студентов-практикантов, потребности в самообразовании и самовоспитании.
5. Приобретение и совершенствование профессионально важных качеств будущего педагога, отвечающих требованиям современного общества.
6. Определение степени готовности будущих педагогов к самостоятельной педагогической деятельности, оценке себя, своих способностей, профессиональных качеств.
Педагогическая практика в летних оздоровительных лагерях должна способствовать приобретению студентами следующих компетенций:
а) академических:
- владеть и применять теоретические знания по психолого-педагогическим дисциплинам для решения теоретических и практических задач в период отдыха школьников;
- уметь организовывать жизнедеятельность детей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;
- уметь работать самостоятельно в качестве воспитателя детского коллектива;
б) социально-личностных:
- обладать качествами гражданственности и патриотизма;
- навыками социального взаимодействия и коммуникации с детьми различных возрастных групп;
- умения работать в педагогическом коллективе;
- проектирования и прогнозирования воспитательной работы с учетом социально и общественно-значимых событий;
в) профессиональных:
- умения постоянно повышать свою квалификацию, самосовершенствования;
- планировать, организовывать и вести воспитательную работу в условиях летних оздоровительных лагерей;
- использовать интерактивные методы, средства и формы воспитания, прогрессивные приемы руководства оздоровительной деятельностью детей;
- самостоятельно принимать решения, разрабатывать и методически верно вести документацию;
- анализировать и обобщать передовой педагогический опыт по организации оздоровления школьников;
- организовывать коллективные творческие дела.
Базами прохождения практики могут быть различные типы воспитательных учреждений: сезонные круглосуточного пребывания; сезонные дневного пребывания; профильные: художественные, экологические, туристические, спортивные, санаторные, объединения школьников на базе внешкольных учреждений.
Конкретные сроки проведения практики и ее длительность устанавливаются в соответствии с учебным планом.
По результатам прохождения педагогической практики студенты должны сдать отчетную документацию, отражающую особенности деятельности студента-практиканта (дневник, разработку воспитательного мероприятия, продукты творческой деятельности, характеристику с места прохождения практики).
Перед началом практики проводится организационное собрание, на котором студенты-практиканты знакомятся с приказом по практике, получают инструктаж по технике безопасности и направление на практику с индивидуальными заданиями.
Во время прохождения практики студентам-практикантам следует подчиняться правилам внутреннего распорядка предприятия (организации, учреждения) и соблюдать требования по технике безопасности.
Знания, умения и навыки,
которыми должны овладеть студенты - практиканты:
- знать особенности работы с детьми разного возраста;
- уметь найти индивидуальный подход к каждому ребенку;
- использовать в работе с детьми методы стимулирования поведения;
- составить план работы отряда;
- уметь организовать в отряде, дружине интересные дела;
- создать временный коллектив;
- проводить в отрядные и дружинные линейки, огоньки;
- создавать экологические тропы в лесном массиве лагеря;
- уметь поводить утреннюю зарядку, игры - эстафеты, конкурсы и другие нетрадиционные формы воспитательной работы;
- оказать первую медицинскую помощь;
- уметь вести анализ проводимых мероприятий;
- уметь вести дневник отряда и отрядного вожатого.
Умения использования различных форм работы с отрядом:
- уметь подготовить и провести отрядные сборы;
- уметь подготовить и провести трудовые десанты;
- уметь проводить КТД;
- уметь поводить часы веселых развлечений;
- уметь проводить экскурсии в природу
- уметь проводить общелагерные праздники.
Умения использования различных форм работы с активом отряда:
- уметь проводить заседания совета отряда;
- уметь организовать учебу актива отряда;
- уметь распределять поручения;
- уметь организовывать работу “Пресс-центра”
Умения использования различных форм культурно-массовой работы
- знать и уметь провести спортивные, развлекательные, познавательные игры;
- разучивать детские песни
- уметь поставить сказку на новый лад;
- уметь делать различные поделки из бумаги;
- овладеть художественным чтением;
- овладеть искусством флористики, составление букетов;
- сочинять литературные миниатюры;
- иметь запас загадок, шуток, шарад, ребусов, головоломок, занимательных задач, шуточных вопросов, пословиц, поговорок.
Умения художественного оформления работы отряда
- уметь организовать работу редколлегии, оформлять газету “молнию”, сатирическую газету, редактировать материал;
- уметь оформлять дневник отряда, — отрядный уголок;
- уметь создать эстетику быта ребят.
Показателями сформированности умений у студентов являются: осознание цели воспитательной работы, качество решения воспитательных задач, степень осознанности своих действий и их обоснованности, степень самостоятельности и уверенности в своих силах, быстрая ориентация в вопросах, организованность в выполнении должностных обязанностей. Эти качества проявляются при постановке цели, планировании, организации, проведении мероприятий в отряде, лагере.
СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
В процессе педагогической практики студенты приобретают опыт самостоятельной организации жизни и деятельности детского и юношеского коллектива в летний период.
Содержание практической деятельности студентов в период лагерной смены можно разделить на 3 основных периода.
Организационный период (1-3 день)
Ознакомление с условиями работы, правилами внутреннего распорядка, традициями, учреждением, которое является базой практики.
Установление контакта с коллегами и детьми. Определение целей своей деятельности на период практики. Разработка плана работы на весь период смены и на каждый день.
Осуществление выбора органов самоуправления, оформление отряда как детского коллектива.
Использование различных методов изучения детского коллектива и личности ребенка, их состояния здоровья с целью активизации их творческого потенциала, знаний, умений, навыков.
Изучение специфики проявления возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их состояния здоровья, условий жизни и воспитания.
Организация самообслуживания детского режима и распорядка дня.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|