Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на летней практике
Проведение психологических тренингов, фокус-групп, индивидуальная диагностика, консультативные практики, наблюдение и беседа, технологии регистрации и учета физиологических параметров с помощью современного аппаратного обеспечения, системный динамический анализ высших психических функций, презентационные технологии, интерактивные методы обучения.
9. Рекомендации по организации самостоятельной работы
студентов на летней практике
Тема 1 Нормативно-правовые основы работы вожатого
и охрана жизни и здоровья детей
Задание для студентов.
1. Изучить документы федерального значения, составить краткий конспект:
– Конституция Российской Федерации (12 декабря, 1993 г.), глава 1, ст.2; глава 2, ст. 21 (см. приложения);
– Конвенция о правах ребенка (20 ноября 1989 г.), часть 1, ст.1,3,14,18,23,24,29, 31,32 (см. приложения);
– Положение о детском оздоровительном лагере от11 мая 1990 г. (см. приложения);
2. На основании изученных документов составить список должностных обязанностей вожатого.
3. С учетом функций и содержания деятельности вожатого заполните таблицу:
Основные режимные моменты деятельности вожатого
| время
| деятельность
|
|
|
Тема 2 Особенности временного детского коллектива
Задания для студентов.
1. Создаваемый в лагере временный детский коллектив наряду с общими признаками, характерными для всех коллективов, обладает специфическими чертами. Назовите эти черты с учетом их положительного или отрицательного влияния на психологию ребенка. Аргументируйте свое суждение.
2. В соответствии с теорией становления и развития коллектива (по Л.И. Новиковой) заполните таблицу с учетом специфики развития временного детского коллектива в летнем детском лагере:
Уровень развития коллектива
| Определяющее
название группы
(коллектива)
| Характеристики уровня
| Рекомендации вожатому по формированию детского коллектива
| 1-й уровень
| Группа-конгломерат
|
|
| 2-й уровень
| Группа-ассоциация
|
|
| 3-й уровень
| Группа-кооперация
|
|
| 4-й уровень
| Группа-
автономия
|
|
|
3. Продумайте содержание педагогического сопровождения деятельности воспитанников в лагере с учетом возрастных особенностей детей. Результаты отразите в таблице.
Возрастное звено
| Сколько лет ребенку
| Возрастные и психологические особенности
| Советы вожатому
| Младшее звено
|
|
|
| Среднее звено
|
|
|
| Старшее звено
|
|
|
| Тема 3. Логики развития лагерной смены,
методика организации тематических дней
Задания для студентов.
1. Определите педагогические задачи вожатого на лагерную смену.
Организационный период: _____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Основной период:_____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоговый период:_____________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
2. По предлагаемому образцу составьте план-сетку на период лагерной смены.
1-й день
Заезд. Первичные
ктд.
Огоньки знакомств
| 2-й день
«Рука друга». Игра «Два корабля»
| 3-й день
Церемония открытия смены (вожатский спектакль)
| 4-й день
Морская программа. Выборы Адмирала
| «Тайны морских глубин»
| 7-й день
Морская программа. Тематическая дискотека
| «Последний герой»
| 5-й день
КТД на кораблях
| 6-й день
Игра «Морской бой»
| 8-й день
Спортивная
эстафета
для мальчиков
|
«Последний герой»
|
10-й день
Морская программа. Игра «Морская регата»
|
«Прим-TV»
| 9-й день
Спортивная эстафета для девочек
| 11-й день
КТД на кораблях. Презентация телеканалов
| 12-й день
Проведение мастер-класса. Программа «Круто, ты попал на TV»
| «Прим-TV»
| 14-й день
Морская программа. Тематическая дискотека
| «Битва полов»
| 13-й день
Супер-шоу «Вручение премии «
Золотая чайка»
| 15-й день
День девочек
| 16-й день
День мальчиков
| 17-й день
Морская программа. Тематическая дискотека
| 18-й день
Отчетный концерт работы клубов
| 19-й день
Церемония закрытия (вожатский спектакль). Итоговые огоньки
| 20-й день
Разъезд
| | | | | |
3. Разработайте план-конспект (сценарий) тематического дня в лагере, используя методику КТД: «сбор-старт», коллективное планирование, работа в микрогруппах, работа «Совета дела», выступление микрогрупп, коллективный анализ, последействие.
Примерные тематические дни в лагере
1. «Танцы со звездами» – трехдневная творческая игра, сконструированная на основе телепередачи.
2. «День индейца» – трехдневная творческо-развлекательная игра, основывающаяся на быте индейцев.
3. «Последний герой» – двухдневная спортивно-развлекательная игра, сконструированная на основе телепередачи.
4. «Тайны морских глубин» – двухдневная игра, предполагающая спортивные мероприятия на море.
5. «Народный артист» – трехдневная творческая игра, сконструированная на основе телепередачи.
6. «Битва полов» – двухдневная творческо-познавательная игра, предполагающая соревнования по различным направлениям между мальчиками и девочками.
7. «Форт Баярд» – двухдневная спортивная игра, сконструированная на основе телепередачи.
8. «Экологическая тропа» – однодневная интеллектуально-познавательная игра.
9. «Выборы Адмирала флотилии» – двухдневная деловая игра.
10. «День Grean Реасе» – однодневная познавательная игра.
Тема 4. Методика организации коллективно-творческих дел,
малых форм работ
Задание для студентов.
1. Разработайте в соответствии с возрастными характеристиками детей по одному из предложенных в каждый период лагерной смены мероприятию (КТД, МФР). Продумайте форму и содержание его презентации. Подготовьте игровой фрагмент мероприятия в аудитории.
Организационный период
| Огонек знакомства: «рассказ-эстафета», «музей любимых вещей», «пакет откровений», «гороскоп» и др.
| Организационный сбор
| Игра «На отряд родился!»
| Конкурс болтунов «Как меня собирали в лагерь»
| Выпуск газеты «Это мы!»
| Музыкальный час с разучиванием новой песни
| Составление письма с рисунками для любимых родителей
| Оформление первых страниц отрядного журнала «День за днем»
| Оборудование отрядного места
| Операция «Прощай, булочка» – съедание последних запасов родительских продуктов
| Основной период
| Вечер любимых песен
| Митинг сказочных героев
| Конкурс постеров «Удивительное рядом»
| Конкурс радиокомментаторов
| Турнир знатоков искусства
| Операция «Зеленая аптека»
| «Город мастеров»
| Трудовой десант
| Туристический поход
| Экскурсия по местным достопримечательностям
| Родительский день
| Итоговый период
| Итоговый сбор отряда
| Гала-концерт «Спасибо» для сотрудников лагеря
| КТД «Скоро лагерю скажем «прощай!»
| Музыкальный вечер
| Беседа «Что вы будите делать после лагеря?»
| Бюро добрых услуг «Незабудка» по изготовлению сувениров на память о лагере
| Составление наказов отрядам следующей лагерной смены
| Линейка закрытия смены
| Анкетирование детей и вожатых
| Прощальный вечер «Я оставляю вам на память..»
|
2. При разработке мероприятия укажите педагогические и игровые задачи, а также продумайте способы их реализации.
Тема 5. Игровая деятельность, возможности игры (игротека)
Задание для студентов.
1. Подготовьте методическое описание следующих игр и продумайте процесс организации игрового взаимодействия с аудиторией в ходе практического занятия:
– Игры на знакомство
– Игры во время дождя
– Игры-кричалки
– Игры на внимание
– Игры, воздействующие на эмоциональный настрой детей
– Игры с залом во время вечернего мероприятия
– Игры во время танцевальной программы
– Игры на выявление лидерских качеств
– Игры на сплочение коллектива
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Летней практики
Основная литература:
1. Байбородова, Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере : учебно-методическое пособие / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков.– Ярославль : Академия развития, 2003. – 224 с.
2. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Основы вожатского мастерства : учеб.-метод. пособие / М. Е. Вайндорф-Сысоева. – Москва : ЦГЛ, 2005. – 160 с.
3. Возжаев, С. Н. Слагаемые успеха лагерной смены / С. Н. Возжаев, Е. И. Возжаева. – М., 2002. – 204 с.
4. Григоренко, Ю. Н. Дневник вожатого. Практическое пособие / Ю. Н. Григоренко. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 80 с.
5. Григоренко, Ю. Н. Кипарис – 2. Пособие по организации детского досуга /Ю. Н. Григоренко, У. Ю. Кострецова. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.
6. Григоренко, Ю. Н. Кипарис – 3. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере / Ю. Н. Григоренко. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.
7. Организация летнего детского отдыха : копилка материалов в помощь воспитателям и вожатым оздоровительных лагерей / автор-составитель Г. Л. Шереш. – Мозырь : ООО ИД «Белый ветер», 2004. – 224 с.
8. Позывные лета: Калейдоскоп летнего отдыха детей. – М.: Илекса, Ставрополь, 2000. – 413 с.
9. Сысоева, М. Е. Азбука воспитателя, вожатого оздоровительного лагеря / М. Е. Сысоева. – М. : Моск. город. пед. общество, 1999. – 192 с.
10. Сысоева, М. Е. Организация летнего отдыха детей / М. Е. Сысоева. – М. : Владос , 2001. – 176 с.
11. Сысоева, М. Е. Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь / М. Е. Сысоева, С. С. Хапаева. – М. : Центр гуманит. лит-ры «РОН», 2002. – 128 с.
12. Титкова, Т. В. Настольная книга вожатого в детском оздоровительном лагере / Т. В. Титкова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2003. – 320 с.
13. Титов, С. В. Ура, каникулы! Библиотека вожатого / С. В. Титов. – Москва : Сфера, 2002. – 128 с.
Дополнительная литература:
1. Бочарова, Н. М. Организация досуга детей в семье : учебное пособие / Н. М. Бочарова. – М. : Просвещение, 2001. – 208 с.
2. Вульфов, Б. З. Словарь педагогических ситуаций / Б. З. Вульфов. – М. : Педагогическое общество России, 2001. – 192 с.
3. Козак, О. Н. Игры и забавы во время каникул и праздников / О. Н. Козак. – М. : Союз, 2002. – 288 с.
4. Организация внешнего досуга, программы игр и представлений / сост. В. П. Шашина. – М. : Феникс, 2004. –352 с.
5. Педагогика школьных каникул : методическое пособие / сост. и научный редактор С. В. Тетерский. – М.: Академия, 2003. – 130 с.
6. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – М. : Владос, 2001. – 256 с.
7. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками / Е. О. Смирнова. – М. : Академия, 2000. – 152 с.
8. Трушкин, Л. Г. Творчество в детском оздоровительном лагере : книга для воспитателей и педагогов / А. Г. Трушкин. – М. : Феникс, 2002. – 320 с.
9. Турыгина, С. В. КВН. Методика проведения и сценарии для школ и колледжей / С. В.Турыгина, А. Н. Кугач. – М. : Феникс, 2003. – 224 с.
10. Шмаков, С. А. Дети на отдыхе / С. А. Шмаков. – М. : Б.и., 2001. – 175 с.
11. Шмаков, С. А. Игры, развивающие психические качества личности школьника : метод. пособие / С. А. Шмаков. – Москва : ЦГЛ, 2003. – 111 с.
12. Шубина, И. Б. Организация досуга и шоу программ : творческая лаборатория сценириста / И. Б. Шубина. – М. : Феникс, 2004. – 352 с.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. Вожатый.ру – http://www.vozhatiy.ru/documents/1.html
2. Вожатый – профессия нужная – http://www.openclass.ru/knowledgedbs/40773
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – http://school-collection.edu.ru
4. Журнал «Вожатый века» – http://jances.at.ua/news/chuzhie_no_vse_ravno_svoi_deti_zhurnal_vozhatyj_veka_1_vesna_2008/2010-05-23-26
5. Журнал «Вожатый» – http://papavlad.ucoz.ru/index/zhurnal_vozhatyj_1984_08_tekst_2/0-64
6. Журнал «Начальная школа» – http://nsc.1september.ru/index.php
7. Каталог образовательных интернет-ресурсов – http://www.edu.ru/
8. Сайт для вожатых. Шпаргалка. В помощь вожатому – http://www.salvetour.ru/_text01.html
9. Советы бывалого вожатого – http://psi-journal.ru/books/38242-sovety-byvalogo-vozhatogo.html
10. Форум для вожатых – http://vozh.ru/index.php?showtopic=3571&st=0&p=47062&
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|