Место летней практики в структуре ООП ВПО
Рабочая программа производственной (летней) практики
В детском оздоровительном лагере (педагогический аспект)
2011-2012 учебный год
Квалификация (степень) выпускника: специалист
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и утверждена на заседании кафедры педагогики (протокол № 1 от 28 августа 2011 г.)
Саранск 2012
1.
| Цель производственной (летней) практики в ДОЛ
|
| 2.
| Задачи производственной (летней) практики в ДОЛ
|
| 3.
| Место производственной (летней) практики в ДОЛ в структуре ООП ВПО
|
| 4.
| Место и время проведения производственной (летней) практики в ДОЛ
|
| 5.
| Компетенции студента (вожатого), формируемые в процессе прохождения производственной (летней) практики в ДОЛ
|
| 6.
| Структура производственной (летней) практики в ДОЛ
|
| 6.1.
| Общая трудоёмкость практики
|
| 6.2.
| Виды деятельности студентов на летней практике
|
| 6.3.
| Контроль, оценка результатов и руководство практикой в ДОЛ
|
| 7.1.
| Содержание и формы контроля за деятельностью студентов на всех этапах организации практики
|
| 7.2.
| Отчётная документация студентов
|
| 7.3.
| Итоговая конференция
|
| 7.4.
| Зачёт
|
| 7.5.
| Организация и руководство практикой в ДОЛ
|
| 8.
| Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на летней практике
|
| 9.
| Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов на летней практике
|
| 10.
| Учебно-методическое и информационное обеспечение практики в ДОЛ
|
| 11.
| Материально-техническое обеспечение практики в ДОЛ
|
| 12.
| Приложения
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
Цель летней практики
Производственная (летняя) практика в детском оздоровительном лагере (ДОЛ) является важнейшим звеном в системе непрерывной педагогической практики студентов, ставя их перед необходимостью творчески организовывать воспитательную работу с детьми во внешкольных условиях, сознательно реализуя при этом комплекс профессиональных знаний и способов деятельности.
Цель летней практики – закрепление, расширение и углубление освоенных психолого-педагогических знаний и умений студентов в условиях летнего оздоровительного лагеря; приращение эмпирического опыта, необходимого для дальнейшего профессионально-личностного самосовершенствования; оценка адекватности личных качеств выбранной специальности.
Задачи летней практики
Задачами производственной (летней) практики в детском оздоровительном лагере являются:
- практическое ознакомление студентов с вопросами организации и функционирования загородных детских оздоровительных учреждений с круглосуточным пребыванием детей;
- углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе изучения учебных дисциплин психолого-педагогического профиля при исполнении обязанностей вожатого детского оздоровительного учреждения;
- формирование профессионально-педагогических умений и навыков организации жизнедеятельности детей в условиях детского оздоровительного лагеря с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- освоение методик анализа и самоанализа деятельности вожатого (воспитателя);
- планирование и проведение коллективных мероприятий воспитательного и познавательного характера, тематических дней в детском оздоровительном лагере;
- планирование и проведение мероприятий по обучению детей вопросам безопасности жизнедеятельности применительно к коллективному проживанию и отдыху в лесопарковой зоне, правилам поведения в случае возникновения ЧС различного происхождения.
Задачи летней практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:
- педагогической;
- культурно-просветительской.
В области педагогической деятельности:
– изучение возможностей, потребностей, достижений детей в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их воспитания, развития;
– организация обучения и воспитания с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям детей;
– организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;
– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
В области культурно-просветительской деятельности:
– изучение и формирование потребностей детей в культурно-просветительской деятельности;
– организация культурного пространства;
– разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных возрастных групп детей;
– популяризация художественных знаний.
Место летней практики в структуре ООП ВПО
Производственная (летняя) практика в детском оздоровительном лагере является обязательным видом учебной работы студента (будущего специалиста).
Данному виду практики предшествует изучение дисциплин гуманитарного и социально-экономического («Философия», «Культурология»), естественно-научного («Анатомия и возрастная физиология», «Основы педиатрии и гигиены», «Основы общей психопатологии», «Основы высшей нервной деятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»), и профессионального («Педагогика», «Психология»), а также курсов по выбору, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия. Производственная (летняя) практика в детском оздоровительном лагере является логическим завершением изучения данных дисциплин.
Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при прохождении летней практики:
– знать возрастные и индивидуальные особенности развития детей;
– знать специфику воспитательной работы с детьми во внеучебной деятельности;
– знать особенности формирования временного детского коллектива;
– уметь разрешать конфликтные ситуации с учетом возрастных особенностей детей;
– уметь продуктивно взаимодействовать с детьми и взрослыми;
– планировать и проводить воспитательные мероприятия и коллективно-творческие дела.
Производственная (летняя) практика в детском оздоровительном лагере проводится на 3 курсе (6 семестре) с отрывом от аудиторных занятий.
Прохождение студентом данного вида практики является необходимой основой для последующего овладения будущим специалистом содержанием профессионально-педагогической подготовки при изучении учебных дисциплин, прохождении производственной педагогической практики (предвыпускные курсы), подготовке к государственной аттестации и предстоящей самостоятельной профессиональной деятельности.
4. Место и время проведениялетнейпрактики
Производственная (летняя) практика в детском оздоровительном лагере проводится на базе детских оздоровительных лагерей как в Республике Мордовия, так и других регионов с круглосуточным режимом проживания. Задействованные базы организации практики должны соответствовать действующим нормативно-правовым, гигиеническим, санитарным и техническим нормам, условиям пожарной безопасности, ГОСТ, СНиП и Регламентам в данной области; иметь необходимую материально-техническую базу, обеспечивающую эффективную воспитательную, культурно-просветительскую, физкультурно-оздоровительную работу.
Производственная (летняя) практика в детском оздоровительном лагере проводится в течение 3 недель (21 день). Группы студентов-практикантов формируются в составе 15 человек на одного руководителя.
5. Компетенции студента (вожатого), формируемые в процессе прохождения производственной (летней) практика в детском оздоровительном лагере
Общекультурные компетенции:
– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
– способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
– готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);
– способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
– готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
– готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных действий (ОК-11);
– готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);
– готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14).
Общепрофессиональные компетенции:
– осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
– способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
– владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
– способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4).
Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности:
– готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
– готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (воспитуемых) в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).
Профессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельности:
– способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);
– способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).
В результате прохождения производственной (летней) практика в детском оздоровительном лагере студент должен демонстрировать следующие результаты:
1) Знать:
- организацию планирования воспитательной работы в детском оздоровительном лагере;
- функциональные обязанности отрядного вожатого, специфику работы с детьми в условиях круглосуточного пребывания;
- особенности формирования коллектива в условиях детского оздоровительного лагеря и способы решения конфликтных ситуаций с учетом возрастных особенностей детей;
- способы и приемы самоанализа своей педагогической деятельности, а также коррекции своего поведения в зависимости от конкретной ситуации;
- способы подготовки детей, в условиях ДОЛ, к выживанию в природной среде, адекватного реагирования на наиболее актуальные ЧС, которые могут иметь место в период отдыха;
- методику проведения неотложной эвакуации детей в случае пожара из зданий и сооружений ДОЛ, тактику проведения розыска заблудившихся в лесу детей.
2) Уметь:
- ориентироваться в методической литературе, квалифицированно решать педагогические задачи, эффективно применять предлагаемые формы и приемы работы в практической деятельности;
- определять цели и задачи деятельности отрядного вожатого, составлять план деятельности по руководству отрядом на сезон, на день с учетом контингента детей, их интересов и возможностей, общего плана работы ДОЛ, специфики детского оздоровительного лагеря;
- общаться с детьми, учитывая их возраст, интересы, потребности; педагогически корректно управлять детским коллективом; проявлять заботу и душевное отношение к детям, устанавливать и поддерживать конструктивные деловые и личные отношения с коллегами и представителями администрации ДОЛ;
- создавать оптимальные условия для отдыха детей в условиях ДОЛ с учетом их возрастных особенностей, рационально планировать свой собственный труд, организовывать (спланировать и провести) отрядные (общелагерные) мероприятия интеллектуального, развлекательного и спортивного характера, исходя из специфических интересов детей;
- планировать и лично проводить мероприятия по выживанию детей в условиях различных ЧС, в том числе, тренировки по неотложной эвакуации на случай возникновения пожара;
- выражать свои мысли логично, доступным и понятным для детей языком;
- уметь четко и ясно предъявлять педагогические требования.
3) Владеть
–современными научно обоснованными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения;
- средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении;
- методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации;
- технологиями оценки, компенсации и коррекции отклонений в поведении и развитии, диагностики и снижения негативных последствий психологических травм;
- принципами и навыками проектирования и организации исследования (обследования) в профессиональной области;
- современными методами психолого-педагогической диагностики, консультирования, коррекции и профилактики;
- методами активного обучения;
- современными (в том числе организационными и управленческими) методами и техникой психологических и педагогических обследований, исследований и разработок.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|