Сделай Сам Свою Работу на 5

Основной (производственный) этап практики





Производственный этап практики проходит непосредственно на месте дислокации детского оздоровительного лагеря и, в свою очередь, делится на несколько периодов: организационный, основной и заключительный.

Организационный период лагерной смены(первые 3-5 дней) – это чрезвычайно насыщенный и ответственный период в жизни отряда и всего лагеря. В этот период осуществляется первоначальное сплачение и организационное оформление коллективов отрядов и всего лагеря, выдвижение воспитательных задач и определение путей их реализации, адаптация детей к условиям лагерной жизни. В работе студентов-вожатых особо важное значение имеют в это период:

– прием детей (иногда в день медицинского осмотра в городе), беседы с детьми и их родителями, ознакомление с биографическими сведениями детей, их опытом общественной работы, организация отъезда детей в лагерь и проведение времени в дороге (песни, игры, привал), организация первого знакомства друг с другом;

– ознакомление детей с историей, традициями, обычаями лагеря, с расположением и назначением помещений, с ближайшими окрестностями, с педагогическим и обслуживающим персоналом;



– предъявление к детям четких и единых педагогических требований по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию (уборка помещений и территории, дежурство по лагерю), личной гигиене, по организации питания, дисциплине и поведению, по организации совместной деятельности;

– организация отрядной деятельности, в которой принимали бы участие все члены детской группы, создание ситуаций для знакомства детей, выявления их интересов, склонностей, ожиданий, выявление актива, оказывающего положительное влияние на других детей;

– выдвижение перед отрядом общей цели и конкретных задач, над осуществлением которых будет работать весь коллектив ДОЛ и каждый отряд в течение всей лагерной смены;

– проведение выборов в органы самоуправления, распределение поручений между членами отряда, определение участие каждого ребенка в выполнении общей задачи;

– вовлечение отряда в деятельность, направленную на подготовку и проведение большого общелагерного праздника – торжественного открытия лагерной смены.



В организационный период целесообразно проводить:

– экскурсии по лагерю, игры на знакомство;

– огонек знакомства «Расскажи мне о себе…»;

– организационный сбор отряда;

– операцию «Уют», конкурс на лучшее оформление спальной комнаты, оформление и устройство отрядного места;

– разнообразные КТД: концерт «Ромашка», концерт-молния, разнобой, эстафета любимых занятий, эстафете веселых задач, турнир знатоков, вечер жаноров, викторина «Что? Где? Когда?», фестиваль рисованных фильмов «Здравствуй, лагерь!», веселые старты и др.;

– ежедневные вечерние «свечки» (анализ дня);

– организационный сбор или сбор рождения отряда (выдвижение задач на смену, комплектование советов дел, выборы актива, утверждение названия и девиза отряда, отрядной песни), первый совет отряда, отрядная линейка;

– разведка интересных дел, «анкета желаний», конкурс на лучшее предложение в план работы отряда, коллективное планирование;

– оформление отрядного уголка;

– организационный сбор лагеря;

– торжественная линейка открытия лагерной смены;

– концерт вожатых.

Профессионально-педагогические задачи студента-вожатого в организационный период:

– выявление и реализация творческого потенциала каждого ребенка в организации и развитии коллектива и его жизнедеятельности;

– изучение уровня воспитанности, интеллектуального и физического развития детей в отряде, характера складывающихся взаимоотношений (деловых и избирательно-личностных), отношений к коллективу, к общественной жизни.

С этой целью используются наблюдение за воспитанниками в различных ситуациях лагерной жизни, беседы с ними, специальные методики: анкетный опрос, социометрия, выбор в воображаемой и реальной ситуации и др. Такое изучение позволит студенту более профессионально составить психолого-педагогическую характеристику отряда, на основании которой выдвигаются педагогические задачи на смену и определяются те дела, которые необходимо провести в отряде.



Основной период лагерной смены начинается после торжественного открытия лагеря и характеризуется дальней­шим укреплением и развитием отрядного коллектива в про­цессе развертывания разнообразной деятельности. В связи с этим студенту-вожатому необходимо обратить особое вни­мание на:

- обеспечение условий воспитательной эффективности деятельности временного детского коллектива:

- осознание пионерами общественной и личностной зна­чимости организуемой деятельности;

- педагогическая целесообразность ее содержания и форм коллективной организации;

- опора на интересы и опыт детей и подростков;

- систематический анализ результатов деятельности, кор­ректировка воспитательных задач;

- формирование внутриколлективных и межколлектив­ных отношений:

- организация деятельности постоянных и временных микроколлективов (творческих групп и объединений, инициативных групп);

- активизация работы органов самоуправления (совета отряда, советов дел), предоставление детям большей самостоятельности в организации своей жизни в лагере, обу­чение актива;

- развитие и укрепление общественного мнения и тради­ций коллектива.

Определяя конкретное содержание деятельности отряда, студенту необходимо учитывать возрас­тные и индивидуальные особенности школьников, исходить из возможностей конкретного ДОЛ, местных природных и материальных условий.

Ведущими направлениями воспитательной работы в лагере в основной период являются:

- работа по формированию школьни­ков, включающая в себя работу по гражданскому, правовому, экономическому и патриотическому воспитанию;

- сочетание летнего отдыха школьников с посильным производительным и общественно полезным трудом;

- оздоровительная работа среди детей и подростков: ор­ганизация жизни в лагере в соответствии с требованиями об охране жизни и здоровья детей, использование окружающей природы в качестве мощного источника оздоровления и все­стороннего развития школьников, физкультурно-массовая, спортивная и туристско-краеведческая работа, соблюдение комплекса санитарно-гигиенических мер, режимных момен­тов, связанных с пребыванием детей на воздухе;

- природоохранительная деятельность детей и подрост­ков, их экологическое воспитание, формирование ответствен­ного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности;

- художественно-эстетическая деятельность школьников.

В основной период проводятся разно­образные формы работы отрядов и общелагерных мероприятий, способствующих реализации конкретных воспитательных задач:

- сборы: сбор-старт подготовки к отрядному делу, сбор-огонек, отчетно-выборный сбор, торжественный, рабочий, экстренный (ЧП);

- линейки: утренняя (отрядная и общелагерная), стартовая (перед началом разведки интересных дел, трудо­вого десанта, благотворительной операции и т.п.), итоговая (рапорты по окончании дела или операции, подведение итогов), торжественная, организационная и др.;

- костры: друж­бы, откровения, песенный и т. п.;

- митинги, манифестации, факельные шествия;

- конкурсы: рисунков, социальной рекламы, «Природа и фан­тазия», «Удивительное рядом», «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!», ораторов, радиокомментаторов, на лучшего гриб­ника, ягодника, рыбака и т. п.;

- турниры: знатоков искусства, природы, поэзии, техни­ки, «рыцарей», смекалистых и т. п.;

- операции: благотворительные, «Малышок», «Руку дружбы природе», «Муравей», «Зеленые патрули», «Зеленая аптека», «Лагерь мой дом и я хозяин в нем»;

- творческие трудовые дела: «Город мастеров», «Фабри­ка умельцев», «Защита фантастических проектов», «Защита профессий»;

- десанты: трудовой, агитационный и др.;

- походы: туристский однодневный, двухднев­ный, многодневный и др.;

- экскурсии: на местное предприятие, по па­мятным местам, на природу, др.;

- заочные путешествия и экспедиции: по родной стране, по континентам, по го­рячим точкам планеты, по залам Третьяковской галереи, по залам музея боевой славы, в мир музыки, в мир прекрасно­го, в мир профессий и т. п.;

- вечера: легенд, музыки, поэзии, любимых песен, ин­сценированной песни («клип-кляп»), сказки, фантастичес­ких рассказов, разгаданных и неразгаданных тайн, танцев, вечер-портрет и др.;

- праздники: коллективный день рождения («День именинника»), День Леса, день Нептуна, Ярмарка, родительский день, профессиональные («День медицинского работника») и др.

- творческая пресса: периодическая общелагерная/отрядная газета, оперативная газета «Молния», стенная газета, минигазета, «Живая газета», радиогазета, рукописный журнал, устный журнал «Хочу все знать», юмористи­ческий, литературно-поэтический, оперативный пресс-центр и др.;

- соревнования: по волейболу, баскетболу, футболу, пио­нерболу, «Снайперу», веселые старты, туристские эстафеты, турград; на приз лучшего бегуна, прыгуна, пловца, метате­ля, ориентировщика, шахматиста, шашиста, многоборца (сда­ча норм ГТО) и т. п.;

- игры: подвижные, на воздухе, в помещении, ролевые, сюжетные, на местности, военно-спортивные, деловые и др.;

- уроки эстетики: поведения, письма, движения, приро­ды, сервировки стола, внешнего вида;

- тематические часы: музчас, танцчас, час письма и т. п.

При отборе форм работы, подготовке и проведении от­рядных дел студент-вожатый должен учитывать интересы и возможности ребят, равномерно распределять их эмоциональ­ную, интеллектуальную и физическую нагрузку, соотносить логическую взаимосвязь и последовательность разнообразных форм деятельности коллектива.

В этот период лагерной смены студенту очень важно об­ратить внимание на овладение основами организации труда вожатого в ДОЛе: ежедневное планирование и анализ своей работы, ведение педагогического дневника, ра­циональное использование рабочего времени, распределение участков работы между напарниками, организация самопод­готовки, участие в педагогических советах и планерках, орга­низация своего досуга и отдыха.

Важное значение в этот период имеет деятельность студенческого педагогического отряда, которая включает в себя:

- проведение ежедневных планерок;

- организацию методической учебы педагогического кол­лектива (методчасы, практические занятия, обзоры педагогической периодики и литературы, взаимопосещение и коллективное обсуждение от­рядных дел, коллективный анализ общелагерных дел, написание и обсуждение методических разработок, заслушивание отчетов о методических «командировках», организация обмена опы­том работы с педагогическими отрядами, работающими в других лагерях и т. п.);

- работу вожатских творческих групп по подготовке к общелагерным делам и праздникам;

- организацию досуга и отдыха вожатых (встречи с ин­тересными людьми, коллективные дни рождения, вечера от­дыха и т. д.).

План работы педагогического отряда обсуждается и ут­верждается на отрядном собрании и согласо­вывается с руководством лагеря. За его выпол­нение несет ответственность командир педотряда. Для про­ведения методической учебы педагогичес­кого коллектива приглашаются опытные работники лагерей, методисты «Школы вожатых», препо­даватели кафедры педагогики–руководители практики.

Важным аспектом деятельности педагогического отряда в основной период лагерной смены является работа по ук­реплению единого лагерного коллектива: организация межот­рядного сотрудничества, работы старших подростков с млад­шими, вовлечение детей и подростков в деятельность сводных лагерных коллективов по интересам– кружков, секций, клубов и т. п.; органи­зация взаимопомощи коллективов отрядов при подготовке и проведении общелагерных дел и праздников, оказание прак­тической и методической помощи органам лагерного самоуправления.

Заключительный период лагерной смены (послед­ние 3-4 дня) отличается особой событийностью, эмоциональ­ной напряженностью, стремлением ребят к общему сопере­живанию конца лагерной смены, предстоящей разлуки, ожи­данием новой смены. В этот период особое внимание обра­щается на деловое обсуждение, анализ и подведение итогов работы х отрядов и деятельности педагогического коллектива. В отрядах и в лагере в заключительный пе­риод проводятся:

- итоговые сборы отрядов;

- выствки по итогам работы лагерных кружков;

- концерт«Спасибо» для сотрудников лагеря;

- итоговый общий сбор лагеря;

- награждения;

- составление наказов отрядам следующей лагерной смены;

- торжественная линейка закрытия лагерной смены;

- концерт вожатых;

- прощальные костры, огоньки «Расскажи мне обо мне», «Обнималки»;

- подготовка лагеря (помещений, территории, оформле­ния) к приему детей следующей смены.

В этот период студент осуществляет педагогический ана­лиз своей деятельности: определяет степень реализации по­ставленных воспитательных задач, анализирует успехи, труд­ности, неудачи и их причины, устанавливает соответствие проведенных дел поставленным задачам и степень их эффек­тивности. В студенческом педагогическом отряде проходит собрание по подведению итогов прошедшей лагерной смены, где анализируется качество работы каждо­го студента со своим отрядом, трудовая дисциплина, харак­тер участия в деятельности педотряда, выносится решение о поощрениях и взысканиях членов педотряда, намечаются задачи и перспективы на новую лагерную смену. Педагоги­ческий отряд принимает участие в итоговом лагерном пед­совете и организации разъезда детей прошедшей смены.

ДОЛ – временный коллектив детей и взрослых обладает объективными возможностями для ор­ганизации интенсивного воспитательного процесса. Сложив­шаяся педагогическая система работы лагеря включает в себя продуманную организацию режима дня всей лагерной смены, разумное сочетание труда, отдыха, физкуль­туры, самообслуживания, познавательной, общественной, художественной деятельности. Все это предпола­гает большой объем знаний, широкий круг практических уме­ний и навыков у студента, его постоянную работу по само­образованию и самовоспитанию.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.