Основной (производственный) этап практики
Производственный этап практики проходит непосредственно на месте дислокации детского оздоровительного лагеря и, в свою очередь, делится на несколько периодов: организационный, основной и заключительный.
Организационный период лагерной смены(первые 3-5 дней) – это чрезвычайно насыщенный и ответственный период в жизни отряда и всего лагеря. В этот период осуществляется первоначальное сплачение и организационное оформление коллективов отрядов и всего лагеря, выдвижение воспитательных задач и определение путей их реализации, адаптация детей к условиям лагерной жизни. В работе студентов-вожатых особо важное значение имеют в это период:
– прием детей (иногда в день медицинского осмотра в городе), беседы с детьми и их родителями, ознакомление с биографическими сведениями детей, их опытом общественной работы, организация отъезда детей в лагерь и проведение времени в дороге (песни, игры, привал), организация первого знакомства друг с другом;
– ознакомление детей с историей, традициями, обычаями лагеря, с расположением и назначением помещений, с ближайшими окрестностями, с педагогическим и обслуживающим персоналом;
– предъявление к детям четких и единых педагогических требований по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию (уборка помещений и территории, дежурство по лагерю), личной гигиене, по организации питания, дисциплине и поведению, по организации совместной деятельности;
– организация отрядной деятельности, в которой принимали бы участие все члены детской группы, создание ситуаций для знакомства детей, выявления их интересов, склонностей, ожиданий, выявление актива, оказывающего положительное влияние на других детей;
– выдвижение перед отрядом общей цели и конкретных задач, над осуществлением которых будет работать весь коллектив ДОЛ и каждый отряд в течение всей лагерной смены;
– проведение выборов в органы самоуправления, распределение поручений между членами отряда, определение участие каждого ребенка в выполнении общей задачи;
– вовлечение отряда в деятельность, направленную на подготовку и проведение большого общелагерного праздника – торжественного открытия лагерной смены.
В организационный период целесообразно проводить:
– экскурсии по лагерю, игры на знакомство;
– огонек знакомства «Расскажи мне о себе…»;
– организационный сбор отряда;
– операцию «Уют», конкурс на лучшее оформление спальной комнаты, оформление и устройство отрядного места;
– разнообразные КТД: концерт «Ромашка», концерт-молния, разнобой, эстафета любимых занятий, эстафете веселых задач, турнир знатоков, вечер жаноров, викторина «Что? Где? Когда?», фестиваль рисованных фильмов «Здравствуй, лагерь!», веселые старты и др.;
– ежедневные вечерние «свечки» (анализ дня);
– организационный сбор или сбор рождения отряда (выдвижение задач на смену, комплектование советов дел, выборы актива, утверждение названия и девиза отряда, отрядной песни), первый совет отряда, отрядная линейка;
– разведка интересных дел, «анкета желаний», конкурс на лучшее предложение в план работы отряда, коллективное планирование;
– оформление отрядного уголка;
– организационный сбор лагеря;
– торжественная линейка открытия лагерной смены;
– концерт вожатых.
Профессионально-педагогические задачи студента-вожатого в организационный период:
– выявление и реализация творческого потенциала каждого ребенка в организации и развитии коллектива и его жизнедеятельности;
– изучение уровня воспитанности, интеллектуального и физического развития детей в отряде, характера складывающихся взаимоотношений (деловых и избирательно-личностных), отношений к коллективу, к общественной жизни.
С этой целью используются наблюдение за воспитанниками в различных ситуациях лагерной жизни, беседы с ними, специальные методики: анкетный опрос, социометрия, выбор в воображаемой и реальной ситуации и др. Такое изучение позволит студенту более профессионально составить психолого-педагогическую характеристику отряда, на основании которой выдвигаются педагогические задачи на смену и определяются те дела, которые необходимо провести в отряде.
Основной период лагерной смены начинается после торжественного открытия лагеря и характеризуется дальнейшим укреплением и развитием отрядного коллектива в процессе развертывания разнообразной деятельности. В связи с этим студенту-вожатому необходимо обратить особое внимание на:
- обеспечение условий воспитательной эффективности деятельности временного детского коллектива:
- осознание пионерами общественной и личностной значимости организуемой деятельности;
- педагогическая целесообразность ее содержания и форм коллективной организации;
- опора на интересы и опыт детей и подростков;
- систематический анализ результатов деятельности, корректировка воспитательных задач;
- формирование внутриколлективных и межколлективных отношений:
- организация деятельности постоянных и временных микроколлективов (творческих групп и объединений, инициативных групп);
- активизация работы органов самоуправления (совета отряда, советов дел), предоставление детям большей самостоятельности в организации своей жизни в лагере, обучение актива;
- развитие и укрепление общественного мнения и традиций коллектива.
Определяя конкретное содержание деятельности отряда, студенту необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников, исходить из возможностей конкретного ДОЛ, местных природных и материальных условий.
Ведущими направлениями воспитательной работы в лагере в основной период являются:
- работа по формированию школьников, включающая в себя работу по гражданскому, правовому, экономическому и патриотическому воспитанию;
- сочетание летнего отдыха школьников с посильным производительным и общественно полезным трудом;
- оздоровительная работа среди детей и подростков: организация жизни в лагере в соответствии с требованиями об охране жизни и здоровья детей, использование окружающей природы в качестве мощного источника оздоровления и всестороннего развития школьников, физкультурно-массовая, спортивная и туристско-краеведческая работа, соблюдение комплекса санитарно-гигиенических мер, режимных моментов, связанных с пребыванием детей на воздухе;
- природоохранительная деятельность детей и подростков, их экологическое воспитание, формирование ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности;
- художественно-эстетическая деятельность школьников.
В основной период проводятся разнообразные формы работы отрядов и общелагерных мероприятий, способствующих реализации конкретных воспитательных задач:
- сборы: сбор-старт подготовки к отрядному делу, сбор-огонек, отчетно-выборный сбор, торжественный, рабочий, экстренный (ЧП);
- линейки: утренняя (отрядная и общелагерная), стартовая (перед началом разведки интересных дел, трудового десанта, благотворительной операции и т.п.), итоговая (рапорты по окончании дела или операции, подведение итогов), торжественная, организационная и др.;
- костры: дружбы, откровения, песенный и т. п.;
- митинги, манифестации, факельные шествия;
- конкурсы: рисунков, социальной рекламы, «Природа и фантазия», «Удивительное рядом», «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!», ораторов, радиокомментаторов, на лучшего грибника, ягодника, рыбака и т. п.;
- турниры: знатоков искусства, природы, поэзии, техники, «рыцарей», смекалистых и т. п.;
- операции: благотворительные, «Малышок», «Руку дружбы природе», «Муравей», «Зеленые патрули», «Зеленая аптека», «Лагерь мой дом и я хозяин в нем»;
- творческие трудовые дела: «Город мастеров», «Фабрика умельцев», «Защита фантастических проектов», «Защита профессий»;
- десанты: трудовой, агитационный и др.;
- походы: туристский однодневный, двухдневный, многодневный и др.;
- экскурсии: на местное предприятие, по памятным местам, на природу, др.;
- заочные путешествия и экспедиции: по родной стране, по континентам, по горячим точкам планеты, по залам Третьяковской галереи, по залам музея боевой славы, в мир музыки, в мир прекрасного, в мир профессий и т. п.;
- вечера: легенд, музыки, поэзии, любимых песен, инсценированной песни («клип-кляп»), сказки, фантастических рассказов, разгаданных и неразгаданных тайн, танцев, вечер-портрет и др.;
- праздники: коллективный день рождения («День именинника»), День Леса, день Нептуна, Ярмарка, родительский день, профессиональные («День медицинского работника») и др.
- творческая пресса: периодическая общелагерная/отрядная газета, оперативная газета «Молния», стенная газета, минигазета, «Живая газета», радиогазета, рукописный журнал, устный журнал «Хочу все знать», юмористический, литературно-поэтический, оперативный пресс-центр и др.;
- соревнования: по волейболу, баскетболу, футболу, пионерболу, «Снайперу», веселые старты, туристские эстафеты, турград; на приз лучшего бегуна, прыгуна, пловца, метателя, ориентировщика, шахматиста, шашиста, многоборца (сдача норм ГТО) и т. п.;
- игры: подвижные, на воздухе, в помещении, ролевые, сюжетные, на местности, военно-спортивные, деловые и др.;
- уроки эстетики: поведения, письма, движения, природы, сервировки стола, внешнего вида;
- тематические часы: музчас, танцчас, час письма и т. п.
При отборе форм работы, подготовке и проведении отрядных дел студент-вожатый должен учитывать интересы и возможности ребят, равномерно распределять их эмоциональную, интеллектуальную и физическую нагрузку, соотносить логическую взаимосвязь и последовательность разнообразных форм деятельности коллектива.
В этот период лагерной смены студенту очень важно обратить внимание на овладение основами организации труда вожатого в ДОЛе: ежедневное планирование и анализ своей работы, ведение педагогического дневника, рациональное использование рабочего времени, распределение участков работы между напарниками, организация самоподготовки, участие в педагогических советах и планерках, организация своего досуга и отдыха.
Важное значение в этот период имеет деятельность студенческого педагогического отряда, которая включает в себя:
- проведение ежедневных планерок;
- организацию методической учебы педагогического коллектива (методчасы, практические занятия, обзоры педагогической периодики и литературы, взаимопосещение и коллективное обсуждение отрядных дел, коллективный анализ общелагерных дел, написание и обсуждение методических разработок, заслушивание отчетов о методических «командировках», организация обмена опытом работы с педагогическими отрядами, работающими в других лагерях и т. п.);
- работу вожатских творческих групп по подготовке к общелагерным делам и праздникам;
- организацию досуга и отдыха вожатых (встречи с интересными людьми, коллективные дни рождения, вечера отдыха и т. д.).
План работы педагогического отряда обсуждается и утверждается на отрядном собрании и согласовывается с руководством лагеря. За его выполнение несет ответственность командир педотряда. Для проведения методической учебы педагогического коллектива приглашаются опытные работники лагерей, методисты «Школы вожатых», преподаватели кафедры педагогики–руководители практики.
Важным аспектом деятельности педагогического отряда в основной период лагерной смены является работа по укреплению единого лагерного коллектива: организация межотрядного сотрудничества, работы старших подростков с младшими, вовлечение детей и подростков в деятельность сводных лагерных коллективов по интересам– кружков, секций, клубов и т. п.; организация взаимопомощи коллективов отрядов при подготовке и проведении общелагерных дел и праздников, оказание практической и методической помощи органам лагерного самоуправления.
Заключительный период лагерной смены (последние 3-4 дня) отличается особой событийностью, эмоциональной напряженностью, стремлением ребят к общему сопереживанию конца лагерной смены, предстоящей разлуки, ожиданием новой смены. В этот период особое внимание обращается на деловое обсуждение, анализ и подведение итогов работы х отрядов и деятельности педагогического коллектива. В отрядах и в лагере в заключительный период проводятся:
- итоговые сборы отрядов;
- выствки по итогам работы лагерных кружков;
- концерт«Спасибо» для сотрудников лагеря;
- итоговый общий сбор лагеря;
- награждения;
- составление наказов отрядам следующей лагерной смены;
- торжественная линейка закрытия лагерной смены;
- концерт вожатых;
- прощальные костры, огоньки «Расскажи мне обо мне», «Обнималки»;
- подготовка лагеря (помещений, территории, оформления) к приему детей следующей смены.
В этот период студент осуществляет педагогический анализ своей деятельности: определяет степень реализации поставленных воспитательных задач, анализирует успехи, трудности, неудачи и их причины, устанавливает соответствие проведенных дел поставленным задачам и степень их эффективности. В студенческом педагогическом отряде проходит собрание по подведению итогов прошедшей лагерной смены, где анализируется качество работы каждого студента со своим отрядом, трудовая дисциплина, характер участия в деятельности педотряда, выносится решение о поощрениях и взысканиях членов педотряда, намечаются задачи и перспективы на новую лагерную смену. Педагогический отряд принимает участие в итоговом лагерном педсовете и организации разъезда детей прошедшей смены.
ДОЛ – временный коллектив детей и взрослых обладает объективными возможностями для организации интенсивного воспитательного процесса. Сложившаяся педагогическая система работы лагеря включает в себя продуманную организацию режима дня всей лагерной смены, разумное сочетание труда, отдыха, физкультуры, самообслуживания, познавательной, общественной, художественной деятельности. Все это предполагает большой объем знаний, широкий круг практических умений и навыков у студента, его постоянную работу по самообразованию и самовоспитанию.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|