Сделай Сам Свою Работу на 5

Приемы факторного анализа





СОДЕРЖАНИЕ

1 ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………..4

2 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ И

ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………….….…5

Тема 1. Основы анализа и диагностики финансово-хозяйственной

деятельности организации………………………………………………..…….….7

Тема 2. Организация анализа и диагностики финансово-хозяйственной

деятельности организации ………………………………………………..….…...8

Тема 3. Анализ финансового состояния организации ……………………….9 Тема 4. Применение методов и инструментов финансового анализа в деятельности коммерческих организаций……………………..……20
Тема 5. Анализ финансовых результатов деятельности организации….……28
Тема 6. Анализ производственных результатов работы организации………34
Тема 7. Анализ результатов технического состояния и развития организации…………………………………………………………………………...48
Тема 8. Анализ результатов социального развития организации………..…..49
Тема 9. Анализ использования земельных ресурсов организации…………...49 Тема 10. Анализ использования оборотных активов организации ………………………………………….…………………..………53
Тема 11. Анализ использования основных производственных фондов организации…………………………………………………………………..……..62
Тема 12. Анализ использования кадрового потенциала организации………67
Тема 13. Анализ затрат и себестоимости продукции организации…………..75
Тема 14. Диагностика потенциала организации……………………………….85

Тестовые задания……………………………………………………………..…....…86



Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……..…......88

 


ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ

 

Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа и диагностики финансово – хозяйственной деятельности организации изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности организации, вырабатывается экономическая стратегия его развития.



Анализ хозяйственной деятельности является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять взаимодействие принимаемых решений на уровне рисков и доходов субъекта хозяйствования. Поэтому овладение методикой микроуровневого анализа менеджерами всех уровней является составной частью их профессиональной подготовки.

Основной целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов аналитического, творческого мышления путем усвоения методологических навыков анализа хозяйственной деятельности, необходимых в практической работе.

Согласно программе, утвержденной Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования Минобразования России 23. 04.2001г., студенты экономического факультета специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии» очного обучения изучают анализ и диагностику финансового – хозяйственной деятельности на 4 курсе.

На изучение дисциплины студентами очного обучения отводится 176 учебных часов, в том числе 38 часов на курс лекций, 50 часов - на практические занятия, 88 часов - на самостоятельную работу.

На лекционных и практических занятиях и на основе самостоятельного изучения разделов дисциплины по литературным источникам студенты осваивают использование методов и приемов экономического анализа в исследовании экономических процессов и явлений; учатся понимать сущность экономических явлений и процессов, детализировать, систематизировать и моделировать, определять влияние факторов, оценивать достигнутые результаты, выявлять резервы повышения эффективности функционирования организации.



Лучшему усвоению дисциплины способствует выполнение курсовой работы и подготовка к сдаче экзамена.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Методические указания предназначены для облегчения изучения материала, изложенного в ходе лекций, практических занятий и самостоятельной работы.

Тема 1. Основы анализа и диагностики финансово-хозяйственной

деятельности организации

Вопросы к семинару:

1) Цель и задачи анализа и диагностики деятельности организации.

2) Методика анализа и диагностики деятельности организации.

3) Методы и приемы анализа.

4) Информационное обеспечение анализа.

5) Законодательно – нормативная база проведения анализа.

Приемы факторного анализа

Задание: изучить основные методы проведения факторного анализа на основе решения задач.

Сущность приема цепных подстановок состоит в последовательной замене базовой величины одного из алгебраических слагаемых или одного из сомножителей фактической величиной при неизменности значений остальных показателей. Каждая подстановка связана с отдельным расчетом: чем больше показателей в исходной формуле, тем больше вычислений.

Рассмотрим расчетные процедуры, используя следующий алгоритм:

(1.1)

(1.2)

где у0, у1 - значения обобщающего (результативного) показателя, соответственно базовое и фактическое (за отчетный год); а,b, с,d,..., п - факторы (показатели), оказывающие влияние на обобщающий показатель.

Абсолютное изменение обобщающего показателя - исходная подстановка: у = у1- у0 (1.3)

Путем последовательной замены базовых значений факторов на их фактические значения находим скорректированные значения обобщающего показателя. Сравнение двух стоящих рядом в цепи подстановок обобщающих показателей позволяет вычислить влияние того фактора, базовое значение которого заменялось на фактическое.

Первая подстановка: (1.4)

Влияние изменения фактора а на изменение обобщающего показателя у(а): (1.5)

Вторая подстановка: у" = а1 * b1 * с0 * d0 ... (1.6)

Влияние изменения фактора b на изменение обобщающего показателя у(b): и т. д. (1.7)

Проверка правильности расчетов влияния факторов:

у= у(а)+ у(b)+ у(c)+ у(d)+…+ у(n) (1.8)

При использовании способа цепных подстановок очень важно обеспечить строгую последовательность подстановки, так как ее произвольное изменение может привести к неправильным результатам. На практике в первую очередь выявляют влияние количественных, а потом качественных факторов.

Метод абсолютных разницоснован на прямом подсчете влияния изменения каждого фактора на изменение обобщающего показателя.

Влияние изменения фактора а на изменение обобщающего показателя у(а): (1.9)

Влияние изменения фактора b на изменение обобщающего показателя у(b): (1.10)

Влияние изменения фактора с на изменение обобщающего показателя у(c): (1.11)

(1.12)

Проверка достоверности расчетов по оценке влияния факторов:

у(а)+ у(b)+ у(c)+ у(d)+…+ у(n) (1.13)

Способ цепных подстановок и способ разниц имеют общий недостаток - в результате расчетов возникает неделимый остаток, который суммируется с числовым значением последнего фактора. При этом повышается значимость одного фактора, как правило, качественного. Так можно объяснить разницу в расчетах при изменении последовательности подстановки.

Интегральный метод устраняет отмеченный недостаток, однако он имеет одну особенность: с увеличением числа факторов пропорционально возрастает трудоемкость вычислительных процедур, и в этом случае без компьютерной техники и специальных программ не обойтись.

При двух факторах а и b, оказывающих влияние на изменение обобщающего показателя,

у = а*b; (1.14)

у = у1- у0. (1.15)

Влияние изменения фактора а:

у(а) = аb0 + 1/2 а b (1.16)

Влияние изменения фактора b:

у(b) = 0 + 1/2 а b (1.17)

Проверку правильности расчетов влияния факторов:

у = у(а) + у(b). (1.18)

При трех факторах а,b и с, влияющих на изменение обобщающего показателя,

у = а*b*с (1.19)

у(а) =1/2 а(b0с1 +b1c0) + 1/3 а b с (1.20)

у(b) =1/2 b(a0с1 +a1c0) + 1/3 а b с (1.21)

у(c) =1/2 c(a0b1 +a1b0) + 1/3 а b с (1.22)

Проверка правильности расчетов влияния факторов:

у = у(а) + у(b) + у(с). (1.23)

Несмотря на точность интегрального метода элиминирования, на практике он используется ограниченно, что объясняется значительной трудоемкостью расчетов по сравнению с другими методами.

Решение задач:

Задача 1.1Определить влияния изменения численности работников и производительности труда на объем производства продукции всеми возможными способами при условии:

  Базисный год Отчетный год
Объем производства продукции, тыс. руб.
Среднегодовая численность работников, чел.

Задача 1.2 Определить влияния факторов на уровень рентабельности производства при условии:

Показатели, тыс. руб. План Факт.
Себестоимость проданной продукции
Выручка от продажи продукции

Самостоятельная работа:

1. Что означает системный подход в экономическом анализе?

2. Чем обусловлено появление и обособление экономического анализа как науки в конце 19 – начале 20 века?

3. Постройте факторные модели производительности труда, материалоемкости и рентабельности активов, разложив их на максимально возможное количество факторов.

4. Произведите систематизацию факторов, определяющих сумму прибыли от продажи продукции: выручка, цены, объем продаж, затраты, себестоимость единицы продукции, качество продукции, рынки сбыта, продукции. Запишите факторную модель прибыли.

Вопросы для самопроверки:

1) Назовите цели и задачи анализа и диагностики деятельности предприятия

2) Что является предметом дисциплины «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности организации»?

3) Перечислите основные виды и методы анализа финансово-хозяйственной деятельности организации.

4) Каковы основные принципы и приемы анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности организации?

5) Перечислите основные показатели, используемые в анализе и диагностике финансово-хозяйственной организации.

6) Перечислите неформализованные виды анализа и диагностики деятельности организации.

7) Охарактеризуйте экономико-математические модели анализа и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Тема 2. Организация анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности организации (4 часа, 4 балла, в том числе семинарские занятия - 2 балла, творческая работа - 2 балла).

Вопросы к семинару:

1) Основы организации анализа и диагностики деятельности организации.

2) Организация аналитической работы и оценки потенциала организации.

3) Составление программы анализа и диагностики деятельности организации.

Самостоятельная работа:

Вариант 1. Составить план и программу анализа основных производственных фондов.

Вариант 2. Составить план и программу анализа оборотных средств.

Вариант 3. Составить план и программу анализа кадрового потенциала организации.

Вариант 4. Составить план и программу анализа дебиторской и кредиторской задолженности.

Вариант 5. Составить план и программу анализа финансовых результатов организации.

Вариант 6. Составить план и программу анализа производства продукции растениеводства.

Вариант 7. Составить план и программу анализа производства продукции животноводства.

Вариант 8. Составить план и программу анализа себестоимости продукции растениеводства.

Вариант 9. Составить план и программу анализа себестоимости продукции животноводства.

Вариант 10. Составить план и программу анализа финансового состояния предприятия.

Вариант 11. Составить план и программу анализа земельных ресурсов.

Вариант 12. Составить план и программу анализа технико-организационного уровня производства организации.

 

Вопросы для самопроверки:

 

1) Кто организует анализ и диагностику деятельности в организации?

2) Какая информация используется при анализе и диагностике деятельности организации?

3) Назовите основные этапы комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности организации.

4) Охарактеризуйте субъекты и объекты анализа.

5) Какие формы оформления результатов анализа вы знаете?

6) Дайте определение факторам и резервам производства.

7) Как классифицируются факторы и резервы?

8) Какие функции выполняет анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности в организациях различных отраслей АПК?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.