Приемы факторного анализа
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………..4
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ И
ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………….….…5
Тема 1. Основы анализа и диагностики финансово-хозяйственной
деятельности организации………………………………………………..…….….7
Тема 2. Организация анализа и диагностики финансово-хозяйственной
деятельности организации ………………………………………………..….…...8
Тема 3. Анализ финансового состояния организации ……………………….9
Тема 4. Применение методов и инструментов финансового
анализа в деятельности коммерческих организаций……………………..……20
| Тема 5. Анализ финансовых результатов деятельности организации….……28
| Тема 6. Анализ производственных результатов работы организации………34
| Тема 7. Анализ результатов технического состояния и развития
организации…………………………………………………………………………...48
| Тема 8. Анализ результатов социального развития организации………..…..49
| Тема 9. Анализ использования земельных ресурсов организации…………...49
Тема 10. Анализ использования оборотных активов
организации ………………………………………….…………………..………53
| Тема 11. Анализ использования основных производственных фондов
организации…………………………………………………………………..……..62
| Тема 12. Анализ использования кадрового потенциала организации………67
| Тема 13. Анализ затрат и себестоимости продукции организации…………..75
| Тема 14. Диагностика потенциала организации……………………………….85
| Тестовые задания……………………………………………………………..…....…86
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……..…......88
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ДИСЦИПЛИНЫ
Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа и диагностики финансово – хозяйственной деятельности организации изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности организации, вырабатывается экономическая стратегия его развития.
Анализ хозяйственной деятельности является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять взаимодействие принимаемых решений на уровне рисков и доходов субъекта хозяйствования. Поэтому овладение методикой микроуровневого анализа менеджерами всех уровней является составной частью их профессиональной подготовки.
Основной целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов аналитического, творческого мышления путем усвоения методологических навыков анализа хозяйственной деятельности, необходимых в практической работе.
Согласно программе, утвержденной Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования Минобразования России 23. 04.2001г., студенты экономического факультета специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии» очного обучения изучают анализ и диагностику финансового – хозяйственной деятельности на 4 курсе.
На изучение дисциплины студентами очного обучения отводится 176 учебных часов, в том числе 38 часов на курс лекций, 50 часов - на практические занятия, 88 часов - на самостоятельную работу.
На лекционных и практических занятиях и на основе самостоятельного изучения разделов дисциплины по литературным источникам студенты осваивают использование методов и приемов экономического анализа в исследовании экономических процессов и явлений; учатся понимать сущность экономических явлений и процессов, детализировать, систематизировать и моделировать, определять влияние факторов, оценивать достигнутые результаты, выявлять резервы повышения эффективности функционирования организации.
Лучшему усвоению дисциплины способствует выполнение курсовой работы и подготовка к сдаче экзамена.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Методические указания предназначены для облегчения изучения материала, изложенного в ходе лекций, практических занятий и самостоятельной работы.
Тема 1. Основы анализа и диагностики финансово-хозяйственной
деятельности организации
Вопросы к семинару:
1) Цель и задачи анализа и диагностики деятельности организации.
2) Методика анализа и диагностики деятельности организации.
3) Методы и приемы анализа.
4) Информационное обеспечение анализа.
5) Законодательно – нормативная база проведения анализа.
Приемы факторного анализа
Задание: изучить основные методы проведения факторного анализа на основе решения задач.
Сущность приема цепных подстановок состоит в последовательной замене базовой величины одного из алгебраических слагаемых или одного из сомножителей фактической величиной при неизменности значений остальных показателей. Каждая подстановка связана с отдельным расчетом: чем больше показателей в исходной формуле, тем больше вычислений.
Рассмотрим расчетные процедуры, используя следующий алгоритм:
(1.1)
(1.2)
где у0, у1 - значения обобщающего (результативного) показателя, соответственно базовое и фактическое (за отчетный год); а,b, с,d,..., п - факторы (показатели), оказывающие влияние на обобщающий показатель.
Абсолютное изменение обобщающего показателя - исходная подстановка: у = у1- у0 (1.3)
Путем последовательной замены базовых значений факторов на их фактические значения находим скорректированные значения обобщающего показателя. Сравнение двух стоящих рядом в цепи подстановок обобщающих показателей позволяет вычислить влияние того фактора, базовое значение которого заменялось на фактическое.
Первая подстановка: (1.4)
Влияние изменения фактора а на изменение обобщающего показателя у(а): (1.5)
Вторая подстановка: у" = а1 * b1 * с0 * d0 ... (1.6)
Влияние изменения фактора b на изменение обобщающего показателя у(b): и т. д. (1.7)
Проверка правильности расчетов влияния факторов:
у= у(а)+ у(b)+ у(c)+ у(d)+…+ у(n) (1.8)
При использовании способа цепных подстановок очень важно обеспечить строгую последовательность подстановки, так как ее произвольное изменение может привести к неправильным результатам. На практике в первую очередь выявляют влияние количественных, а потом качественных факторов.
Метод абсолютных разницоснован на прямом подсчете влияния изменения каждого фактора на изменение обобщающего показателя.
Влияние изменения фактора а на изменение обобщающего показателя у(а): (1.9)
Влияние изменения фактора b на изменение обобщающего показателя у(b): (1.10)
Влияние изменения фактора с на изменение обобщающего показателя у(c): (1.11)
(1.12)
Проверка достоверности расчетов по оценке влияния факторов:
у(а)+ у(b)+ у(c)+ у(d)+…+ у(n) (1.13)
Способ цепных подстановок и способ разниц имеют общий недостаток - в результате расчетов возникает неделимый остаток, который суммируется с числовым значением последнего фактора. При этом повышается значимость одного фактора, как правило, качественного. Так можно объяснить разницу в расчетах при изменении последовательности подстановки.
Интегральный метод устраняет отмеченный недостаток, однако он имеет одну особенность: с увеличением числа факторов пропорционально возрастает трудоемкость вычислительных процедур, и в этом случае без компьютерной техники и специальных программ не обойтись.
При двух факторах а и b, оказывающих влияние на изменение обобщающего показателя,
у = а*b; (1.14)
у = у1- у0. (1.15)
Влияние изменения фактора а:
у(а) = аb0 + 1/2 а b (1.16)
Влияние изменения фактора b:
у(b) = bа0 + 1/2 а b (1.17)
Проверку правильности расчетов влияния факторов:
у = у(а) + у(b). (1.18)
При трех факторах а,b и с, влияющих на изменение обобщающего показателя,
у = а*b*с (1.19)
у(а) =1/2 а(b0с1 +b1c0) + 1/3 а b с (1.20)
у(b) =1/2 b(a0с1 +a1c0) + 1/3 а b с (1.21)
у(c) =1/2 c(a0b1 +a1b0) + 1/3 а b с (1.22)
Проверка правильности расчетов влияния факторов:
у = у(а) + у(b) + у(с). (1.23)
Несмотря на точность интегрального метода элиминирования, на практике он используется ограниченно, что объясняется значительной трудоемкостью расчетов по сравнению с другими методами.
Решение задач:
Задача 1.1Определить влияния изменения численности работников и производительности труда на объем производства продукции всеми возможными способами при условии:
| Базисный год
| Отчетный год
| Объем производства продукции, тыс. руб.
|
|
| Среднегодовая численность работников, чел.
|
|
| Задача 1.2 Определить влияния факторов на уровень рентабельности производства при условии:
Показатели, тыс. руб.
| План
| Факт.
| Себестоимость проданной продукции
|
|
| Выручка от продажи продукции
|
|
| Самостоятельная работа:
1. Что означает системный подход в экономическом анализе?
2. Чем обусловлено появление и обособление экономического анализа как науки в конце 19 – начале 20 века?
3. Постройте факторные модели производительности труда, материалоемкости и рентабельности активов, разложив их на максимально возможное количество факторов.
4. Произведите систематизацию факторов, определяющих сумму прибыли от продажи продукции: выручка, цены, объем продаж, затраты, себестоимость единицы продукции, качество продукции, рынки сбыта, продукции. Запишите факторную модель прибыли.
Вопросы для самопроверки:
1) Назовите цели и задачи анализа и диагностики деятельности предприятия
2) Что является предметом дисциплины «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности организации»?
3) Перечислите основные виды и методы анализа финансово-хозяйственной деятельности организации.
4) Каковы основные принципы и приемы анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности организации?
5) Перечислите основные показатели, используемые в анализе и диагностике финансово-хозяйственной организации.
6) Перечислите неформализованные виды анализа и диагностики деятельности организации.
7) Охарактеризуйте экономико-математические модели анализа и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Тема 2. Организация анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности организации (4 часа, 4 балла, в том числе семинарские занятия - 2 балла, творческая работа - 2 балла).
Вопросы к семинару:
1) Основы организации анализа и диагностики деятельности организации.
2) Организация аналитической работы и оценки потенциала организации.
3) Составление программы анализа и диагностики деятельности организации.
Самостоятельная работа:
Вариант 1. Составить план и программу анализа основных производственных фондов.
Вариант 2. Составить план и программу анализа оборотных средств.
Вариант 3. Составить план и программу анализа кадрового потенциала организации.
Вариант 4. Составить план и программу анализа дебиторской и кредиторской задолженности.
Вариант 5. Составить план и программу анализа финансовых результатов организации.
Вариант 6. Составить план и программу анализа производства продукции растениеводства.
Вариант 7. Составить план и программу анализа производства продукции животноводства.
Вариант 8. Составить план и программу анализа себестоимости продукции растениеводства.
Вариант 9. Составить план и программу анализа себестоимости продукции животноводства.
Вариант 10. Составить план и программу анализа финансового состояния предприятия.
Вариант 11. Составить план и программу анализа земельных ресурсов.
Вариант 12. Составить план и программу анализа технико-организационного уровня производства организации.
Вопросы для самопроверки:
1) Кто организует анализ и диагностику деятельности в организации?
2) Какая информация используется при анализе и диагностике деятельности организации?
3) Назовите основные этапы комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности организации.
4) Охарактеризуйте субъекты и объекты анализа.
5) Какие формы оформления результатов анализа вы знаете?
6) Дайте определение факторам и резервам производства.
7) Как классифицируются факторы и резервы?
8) Какие функции выполняет анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности в организациях различных отраслей АПК?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|