Сделай Сам Свою Работу на 5

Собирание хадисов при жизни Святого Пророка





 

Мы рассказали о различных способах сохранения хадисов сподвижниками Пророка. Достоверно известно, что, хотя запись хадисов не была единственным методом их сохранения, тем не менее, ею никогда в этом процессе не пренебрегали. Вдохновленные самим Святым Пророком многие его сподвижники сохраняли хадисы в письменном виде.

Тысячи хадисов были записаны при жизни Святого Пророка и его Четырех Халифов. Невозможно дать исчерпывающий обзор результатов этих усилий, для чего потребовался бы многотомный труд. Тем не менее, мы собираемся дать краткое описание некоторых выдающихся собраний хадисов в этот ранний период. По крайней мере, это опровергнет неверное представление о том, что хадисы не собирались в течение первых трех веков.

 

Запись хадисов под диктовку Святого Пророка

 

Значительное число хадисов было продиктовано самим Святым Пророком, который повелел сохранить их в письменном виде. Вот несколько примеров.

 

Книга Садака

Святой Пророк продиктовал документ, содержащий подробные правила шариата о взимании закята. Этот документ назывался "Китаб аль Садака" ("Книга Садаки").



Абдулла ибн Умар рассказывает:

Святой Пророк продиктовал Книгу "Садаки" и повелел передать ее правителям, когда он скончается. Он присоединил ее к своему мечу. Когда он скончался, Абу Бакр действовал в соответствии с книгой до своей кончины, затем Омар действовал в соответствии с ней до тех пор, пока не скончался. В книге было упомянуто, что налог на пять верблюдов составит одного козла...

Текст этого документа доступен в нескольких сборниках хадисов, например, в составленном Абу Давудом. Имам Зухри, знаменитый ученый по хадисам, использовал этот документ для обучения своих последователей. Обычно он говорил:

Это текст документа, продиктованного Святым Пророком, о правилах Садака [закята]. Оригинал рукописи находился у детей Сайидуна Омара. Салим, внук Омара, обучил меня ему. Я сохранил его в своем сердце. Умар ибн Абдул Азиз сделал копию этого текста у Салима и Абдуллы, внуков Омара. У меня находится эта копия.

 

Рукопись, переданная Амру ибн Хазму

В десятом году хиджры, когда Наджран был завоеван мусульманами, Святой Пророк назначил своего сподвижника Амра ибн Хазма правителем Йемена. В это время Святой Пророк продиктовал подробный документ Убайю ибн Кабулу и передал его Амру ибн Хазму.



Эта книга, кроме общих советов, содержит правила шариата об очищении, молитвах, закяте, хадже, джихаде (священной войне против неверных), трофеях, налогах, дийя (кровавых деньгах), управлении, образовании и т.д.

Амр ибн Хазм исполнял правил Йеменом в соответствии с этими указаниями. После его кончины документ перешел к его внуку. Имам Зухри изучил его и скопировал. Он использовал его для обучения своих последователей[9].

 

Письменные указания другим правителям

Когда Святой Пророк назначал своих сподвижников правителями или судьями различных провинций, то обычно он диктовал им схожие документы, с его указаниями, которым они должны были следовать при исполнении своих обязанностей. Когда он послал Абу Хурайру и Ала ибн аль Хазрами к зароастрийцам Хаджара, он продиктовал им законы шариата, касающиеся закята и ушра (налог, взимаемый в Пользу государства).

Подобным же образом, когда он отправил Муаза ибн Джабала и Малика ибн Мурараха в Йемен, он дал им записанный под его диктовку документ, который содержал определенные законы шариата.

 

Письменные указания представителям племен

Некоторые арабские племена, жившие далеко от Медины, после принятия Ислама обычно посылали к Святому Пророку своих представителей, которые обычно оставались в Святом городе довольно долго, изучая Ислам, читая Коран и слушая Святого Пророка. Когда они собирались домой, некоторые из них просили Посланника Аллаха продиктовать им какие-либо указания для их племен. Святой Пророк обычно удовлетворял эти просьбы и диктовал самые важные законы Шариата.



 

1. Сайидуна Ваил ибн Худжр, прибывший из Йемена, перед возвращением домой попросил Святого Пророка: "Дай мне книгу для моего племени".

Святой Пророк продиктовал три документа Сайидуна Муавийяху. Один из них относился к личным проблемам Ваила ибн Худжра, а два других содержали наставления шариата, касающиеся салата, закята, запрета спиртных напитков, ростовщичества и пр.

 

2. Мункиз ибн Хайян, представитель племени Абдулакайзов, прибыл к Святому Пророку и принял Ислам, а когда собирался в обратный путь, получил от Святого Пророка письменный документ, который сначала никому не показывал. А когда благодаря его усилиям его тесть принял Ислам, он передал ему документ, а тот читал его перед своим племенем, которое постепенно приняло Ислам. Подробное описание можно найти в книгах Бухари и Муслима.

 

3. Представители племени Гамидов пришли к Святому Пророку и приняли Ислам. Святой Пророк послал их к Убаю ибн Кабу, который обучил их Святому Корану, и Святой Пророк продиктовал для них книгу, содержащую повеления Ислама.

 

4. Представители племени Катама прибыли к Святому Пророку. Они сказали:

"Мы верим в Аллаха, Его посланника и во все, что идет от Аллаха. Поэтому дай нам документ, которому мы можем следовать". Святой Пророк продиктовал для них документ. Джарир ибн Абдулла и все присутствующие, были свидетелями этого.

 

5. Представители племени Сумалахов и худданов явились к Пророку после завоевания Мекки. Они приняли Ислам. Святой Пророк продиктовал им указания шариата о закяте. Сайидуна Сабит ибн Кайс записал документ, и Сад ибн Убадах и Мухаммад ибн Масламах были свидетелями тому.

 

6. Тот же Сабит ибн Кайс записал документ, продиктованный Святым Пророком для представителей племени Аслам. Свидетелями были Абу Убайдах ибн Джаррах и Умар ибн Хаттаб.

Вот всего лишь несколько примеров, которые не являются, разумеется, ни всесторонними, ни исчерпывающими. Много других таких же событий описывается в одной лишь книге Табаката ибн Сада.

Мы приводили примеры того, как Святой Пророк диктовал указания по общим правилам Ислама. Но от него исходит также множество официальных документов по каждому отдельному случаю. Их столько, что мы в этом кратком обзоре не можем привести даже кратких ссылок на них. Все эти документы образуют также часть Сунны, и на их основе выведено большое число решений Ислама. Для краткости сошлемся лишь на работу доктора Мухаммада Хамидуллы Аль-Васаик аль Сиясийяха, в которой он собрал значительное число таких документов.

 

Собирание хадисов сподвижниками Святого Пророка

 

Как уже говорилось, Святой Пророк не только разрешил, но и побуждал своих сподвижников записывать свои хадисы. Следуя этому указанию, многие из них не только записывали отдельные хадисы, но и составляли сборники их. Приведем несколько примеров:

 

Рукопись Абу Хурейры

Хорошо известно, что Абу Хурейра передал хадисов больше, чем любой другой сподвижник Святого Пророка, а именно 5374. Причина этого в том, что после принятия Ислама он посвятил всю свою жизнь единственной цели -собиранию и сохранению хадисов. В отличие от других известных сподвижников он больше ничем не занимался. Обычно он оставался в Мечети Святого Пророка для того, чтобы слушать то, что он говорит, и быть свидетелем любого события, участником которого он станет. Абу Хурейра терпел голод, лишения и нужду, но не оставлял взятой на себя мисси.

Существует конкретное доказательство того, что он сохранял хадисы в письменном виде. Один из его учеников, Хасан ибн Амр сообщает, что однажды Абу Хурайра пригласил его в свой дом и показал ему "много книг", содержащих хадисы Святого Пророка.

Это доказывает, что у Абы Хурейры было много рукописей, содержащих хадисы. Известно также, что его ученики записывали рассказы своего учителя.

 

Рукопись Абдуллы ибн Амра

Как упоминалась, Абдулла ибн Амр получил специальные указания от Святого Пророка о записях хадисов. Он собрал большую рукопись и назвал ее "Аль Сахифа аль Садика" (рукопись Истины). Абдулла ибн Амр очень берег эту книгу. Муджахид, один из его любимых учеников, рассказывает: "Я пришел к Абдулле ибн Амру и взял в руки рукопись, которая лежала под подушкой. Он остановил меня. Я сказал: "Ты никогда ничего от меня не прятал". Он ответил:

Это "Садика" (рукопись Истины). Это то, что я слышал от Святого Пророка. Никого из рассказчиков не было между ним и мной. Если эта рукопись, Книга Аллаха и Вахаз (Его земля) будут находиться в безопасности, мне не будет никакого дела до всего остального мира.

 

Эта рукопись перешла к его детям. Его внук Амр ибн Шуайб изучал хадисы, содержащиеся в ней. Яхйа ибн Майн и Али ибн аль Мадини говорили, что каждое высказывание, о котором сообщает Амр ибн Шуаиб в любой книге хадисов, взято из этой рукописи. Ибн аль Азир говорит, что эта рукопись содержит тысячу хадисов.

 

Рукопись Анаса

Сайидуна Анас ибн Малик был одним из сподвижников Святого Пророка, который был грамотен. Его мать 10-летним мальчиком привела к Святому Пророку. Он оставался в услужении Святого Пророка десять лет, в течение которых он услышал много хадисов и записал их. Сайд ибн Хилал, один из его учеников, говорит:

После нашего настояния Анас принес нам какую-то рукопись и сказал: "Это то, что я слышал от Святого Пророка и записал, после чего я показал это Святому Пророку для подтверждения".

 

Следовательно, подлинность записанных Анасом в нескольких книгах хадисов подтверждена самим Святым Пророком.

 

Рукопись Али

Хорошо известно, что у Сайидуна Али был сборник хадисов. Он говорил:

От Святого Пророка я не записал ничего, кроме Святого Корана и того, что содержится в этой рукописи.

 

Имам Бухари упоминает эту рукопись в шести разных местах Сахиха. Тщательное изучение этих ссылок показывает, что рукопись была больших размеров и состояла из хадисов о Кизасе (возмездие), Дийя (кровавые деньги), Фидия (выкуп), правах немусульманских граждан в Исламском государстве, некоторых видах наследования, правилах закята, относящихся к верблюдам различных возрастов, и о святости города Медины.

Рукопись была написана Сайидуна Али при жизни Святого Пророка. Затем в дни его правления он понял, что хадисы должны быть распространены среди людей для того, чтобы расширить границы Исламского знания и опровергнуть заблуждения, заставлявшие сворачивать с прямого пути. Известный историк Ибн Сад сообщает, что он в мечети читал проповедь. Затем он спросил людей:

Кто хочет заказать знание всего лишь за один дирхем?

 

Он имел в виду, что если кто-то хочет изучать хадисы, он должен купить бумаги для записи на один дирхем.

Сообщается, что Харит аль Авар купил немного бумаги и пришел к нему:

Так Али записал для него много знания.

 

Следует иметь в виду, что слово "знание" в ранние века Исламской истории использовалось только для обозначения знания хадисов.

 

Рукописи Джабира

Джабир ибн Абдулла - один из известных сподвижников Святого Пророка, рассказавших множество хадисов. Установлено, что он составил из них два сборника. Один из них содержал подробный отчет о последнем хадже, исполненном Святым Пророком. Полный его текст приведен в "Сахихе" Муслима, где описываются мельчайшие детали последнего паломничества Пророка[10].

Вторая рукопись содержала другие хадисы на различные темы. Катадах, известный ученик Джабира, говорит:

Я помню рукопись Джабира лучше, чем суру "Корова" Священного Корана.

 

В "Мусаннафе" Абдураззака приводятся некоторые хадисы из этой рукописи со ссылкой на нее.

Рукописи ибн Аббаса

Абдулла ибн Аббас был двоюродным братом Святого Пророка. Когда Святой Пророк скончался, он был еще очень молодым. Чтобы сохранить хадисы, он начал записывать и то, что слышал сам от Святого Пророка, и то, что ему рассказывали другие сподвижники Посланника Аллаха. Услышав, что у кого-то есть хадисы, он тотчас отправлялся к нему, чтобы записать их. Из таких хадисов он составил столько сборников, что их можно погрузить на верблюда. Эти рукописи оставались у его ученика Кураиба. Муса ибн Укбах, известный историк, говорит:

Кураиб оставил нам верблюда, нагруженного книгами Ибн Аббаса. Когда бы Али ибн Абдулле ибн Аббасу ни понадобились какие-либо из этих книг, он писал Кураибу: "Пошли мне такие-то и такие-то книги". Тот затем переписывал книгу и слал ему один из двух экземпляров.

 

Ученики Ибн Аббаса переписывали эти рукописи и читали их ему для того, чтобы получить подтверждение верности копий.

Иногда Ибн Аббас рассказывал хадисы его ученикам, а те записывали их.

Это лишь несколько примеров усилий, приложенных сподвижниками Святого Пророка в собирании хадисов. Мы не собираемся представить здесь их исчерпывающий обзор. Для этой цели можно обратиться к более подробным книгам. Нашей же целью было дать лишь несколько примеров, но и их более чем достаточно для того, чтобы опровергнуть ошибочное предположение о том, что хадисы не записывались при жизни Святого Пророка и иго сподвижников.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.