ВТОРОЙ ВИД ОТКРОВЕНИЯ УДОСТОВЕРЯЕТСЯ СВЯЩЕННЫМ КОРАНОМ
Власть Сунны
Мухаммад Таки Усмани
Перевод с английского Шатохина О.Н.
Новосибирск 1996
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВЛАСТЬ СУННЫ
ВСТУПЛЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1.. 4
СУННА: ВТОРОЙ ИСТОЧНИК ИСЛАМСКОГО ЗАКОНА.. 4
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУННЫ.. 4
Статус Святого Пророка.. 4
Повиновение Посланнику.. 5
Следование Пророку.. 9
ДВА ВИДА ОТКРОВЕНИЯ.. 11
ВТОРОЙ ВИД ОТКРОВЕНИЯ УДОСТОВЕРЯЕТСЯ СВЯЩЕННЫМ КОРАНОМ.. 11
Повиновение Пророку в отличие от повиновения правителю.. 18
ГЛАВА 2.. 21
СФЕРЫ ДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ ПРОРОКА.. 21
Власть Пророка - творить закон.. 21
Власть Святого Пророка - толковать Священный Коран.. 24
Примеры толкований Корана Пророком.. 25
Нуждается ли Священный Коран в толкованиях?.. 27
Временные пределы Пророческой власти.. 28
Власть Пророка в мирских делах.. 30
ГЛАВА З.. 34
ПОДЛИННОСТЬ СУННЫ: ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.. 34
Сохранение Сунны.. 35
Три вида хадисов.. 35
Различные виды сохранения хадисов.. 37
1. Заучивание.. 37
2. Обсуждение.. 40
3. Претворение в жизнь.. 41
4. Запись.. 41
Собирание хадисов при жизни Святого Пророка.. 43
Запись хадисов под диктовку Святого Пророка.. 43
Собирание хадисов сподвижниками Святого Пророка.. 45
Собирание хадисов в эпоху после смерти сподвижников Святого Пророка. 48
Собирание в I веке хиджры.. 49
Книги хадисов, записанные во II веке хиджры.. 49
Критика хадисов.. 51
1. Проверка рассказчиков.. 51
2. Непрерывность цепочки рассказчиков.. 53
3. Сравнение с другими пересказами.. 54
4. Общий анализ высказываний.. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 54
ВСТУПЛЕНИЕ
В октябре 1989г. я был приглашен с докладом "Власть Сунны" на международную конференцию, проводимую в Чикаго Международной Исламской организацией.
Уже давно я чувствовал необходимость в краткой брошюре на английском языке, рассказывающей о "Сунне Святого Пророка", ее основных особенностях, ее авторитетности и подлинности.
Я воспользовался представившейся возможностью выполнить эту работу и написал по этому предмету несколько более детально, чем требовалось для конференции такого типа.
Предлагаемая работа является результатом этих усилий. Эти книга предназначена для широкого круга читателей, которые хотят знать, что такое "Сунна Святого Пророка", какой статус дан ей Кораном, какие меры предприняты уммой, для сохранения ее на все грядущие времена.
Я надеюсь, что этот скромный труд поможет пониманию истинного значения Сунны как источника Исламского закона, и как практического руководства для всех мусульман в их повседневной жизни и, надеюсь, буду также способствовать искоренению определенного недоверия, посеянного некоторыми современными деятелями в отношении авторитета Сунны.
Да одобрит Всемогущий Аллах эти скромные усилия, украсит их Своим соизволением и сделает их полезными для читателей.
Мухаммад Таки Усмани
ГЛАВА 1
СУННА: ВТОРОЙ ИСТОЧНИК ИСЛАМСКОГО ЗАКОНА
Сунна Пророка Мухаммада является вторым по важности после Священного Корана источником Исламского закона. Этот статус Сунны не подвергался сомнению и не обсуждался, как и Коран, ни одним законником в течение столетий, не считая некоторых разложившихся личностей, которые отделяют себя от основного потока мусульман.
В то же время некоторые немусульманские жители Востока и отдельные их последователи из среды мусульман, не имеющих возможности изучать Ислам по подлинным источникам, в последние десятилетия пытались высказывать сомнения в авторитетности и истинности хадисов и подорвать авторитетность Сунны.
Цель настоящей книги - не вступление в горячие и бесплодные споры, а подача правды такой, как она есть.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУННЫ
Сунна была определена учеными науки "Хадис" как: "Слово, сказанное или действие, сделанное или подтверждение, данное Святым Пророком - Мухаммадом." "Подтверждение" в этом определении по-арабски звучит как "такрир".
Этим термином обозначается следующее: если кто-либо скажет или сделает что-либо определенным образом и знание об этих словах или делах достигнет Святого Пророка Мухаммада, он может подтвердить это словами либо хранить молчание, никак не проявляя неодобрения. Такое молчание, подразумевающее одобрение Святого Пророка, также включено в понятие Сунны.
Так как Сунна со всеми ее составляющими (слово, действие, подтверждение) имеет непосредственное отношение к Святому Пророку, то ее истинное положение не может быть выяснено без установления статуса самого Святого Пророка.
Статус Святого Пророка
Какой же статус имел Святой пророк, когда был послан к людям? Был ли он просто передатчиком или почтальоном, который, доставив письмо, более не заботится о том, что с ним произойдет дальше? Ответ, очевидно, является отрицательным, Пророки посланы не для того, чтобы просто донести до людей слово Аллаха. От них требуется умение изложить, разъяснить Божественную Книгу, показать практические пути ее применения. Их обязанности не ограничиваются пересказом слов Книги, они должны учить людей жить в соответствии с ее требованиями. Святой Коран не оставляет сомнений по этому поводу:
Оказал Аллах милость верующим, когда воздвиг среди них посланника из них самих; он читает им Его знамения, очищает их и учит их писанию и мудрости, хотя они и были раньше в явном заблуждении.
(3:164)
Он послал среди простецов посланника из них; он читает им Его знамения, и очищает их, и обучает их писанию и мудрости, хотя раньше они были, конечно, в явном заблуждении.
(62:2)
О том же говорится и в молитве Ибрахима:
Господи наш! И воздвигни среди них посланника из них, который прочтет им Твои знамения, и научит их писанию и мудрости, и очистит их.
(2:129).
Таким образом, полномочия, данные Святому Пророку, включают в себя четыре функции:
1) пересказ слов Аллаха;
2) обучение книге Аллаха;
3) обучение мудрости;
4) очищение людей.
Таким образом, Святой Коран не оставляет сомнений в том, что назначение Святого Пророка заключается не в простом пересказе велений Аллаха; он послан учить жить по Книге. От него требуется обучение мудрости, которая является неким дополнением к Книге. Но и этого недостаточно, и Святой Пророк должен также очищать людей, то есть подкреплять теоретическое обучение Книге и мудрости практическими действиями.
a) итак, Небесная Книга подтверждает, что в полномочия Мухаммада входит пересказ Корана;
b) его слово является решающим при интерпретации Книги;
c) он является единственным источником изучения мудрости, основывающейся на Божественном руководстве;
d) ему вверена практическая подготовка людей к жизни по законам Ислама.
Эти функции Святого Пророка никогда не были бы выполнены, если бы его учение не было авторитетным для его последователей и если бы мусульмане не были обязаны повиноваться и следовать ему. Обучение Книге и мудрости подразумевает, что слова Пророка обязательны для его последователей, а его действия являются примером для уммы.
Это не просто логическое заключение из приведенных аятов Священного Корана. Во многих местах Небесной Книги дается ясное указание повиноваться и следовать Святому Пророку. При этом в Коране используется два термина: "ita'ah" (повиноваться) и "ittiba" (следовать). Первый термин относится к повелениям и словам Святого Пророка, а второй - к его практическим действиям. Повелевая мусульманам повиноваться и следовать Святому Пророку, Священный Коран, таким образом, подтверждает авторитетность и его слов и его действий.
Повиновение Посланнику
Священный Коран настолько настаивает на повиновении Пророку, что упоминается всякий раз, когда говорит о повиновении Аллаху:
Скажи: "Повинуйтесь Аллаху и посланнику! А если отвернетесь, то ведь Аллах не любит неверных!"
(3:32);
И повинуйтесь Аллаху и посланнику, - может быть, вы будете помилованы!
(3:132);
О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас.
(4:59);
Повинуйтесь же Аллаху и повинуйтесь посланнику и берегитесь!
(5:92);
…боитесь же Аллаха, упорядочите между собой и повинуйтесь Аллаху и Его посланнику, если вы веруете!
(8:1);
О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику и не отвращайтесь от него в то время, как вы слушаете.
(8:20);
И повинуйтесь Аллаху и Его посланнику и не препирайтесь, а то ослабеете, и уйдет ваша мощь.
(8:46);
Скажи: "Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику! А если отвернетесь, то на нем - то, что возложено на него, и на вас - то, что возложено на вас. И если будете ему повиноваться, то пойдете по прямой дороге".
(24:54);
О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику, и не делайте пустыми своих деяний!
(47:33);
то выстаивайте молитву, и давайте очищение, и повинуйтесь Аллаху и Его посланнику.
(58:13);
И повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику! А если отвернетесь, то на нашем посланнике только ясная передача.
(64:12).
В этих стихах повиновение Посланнику звучит как приказ обязательный для исполнения. В аятах, где описаны результаты повиновения Посланнику, они опять теснейшим образом связаны с последствиями повиновения Аллаху:
А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, того Он введет в сады, где внизу текут реки...
(4:13 и 48:17);
А кто повинуется Аллаху и посланнику, то они вместе с теми из пророков, праведников, исповедников, благочестивых, кому Аллах оказал милость
(4:69);
Ведь речь верующих, когда их призывают к Аллаху и Его посланнику, чтобы он рассудил их, - то, что они говорят: «Мы слышали и повинуемся!» Эти – счастливы.
(24:51);
А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот получит великую прибыль.
(33:71);
А верующие мужчины и верующие женщины, - они друзья одни другим: они побуждают к признанному и удерживают от неодобряемого, простаивают молитву и дают очищение, повинуются Аллаху и Его посланнику. Этих помилует Аллах: ведь Аллах - велик, мудр!
(9:71);
А если вы будете повиноваться Аллаху и его посланнику, Он ни в чем не умалит ваших дел.
(49:14).
Священный Коран разъясняет также, что повиновение пророку не является новым понятием и не ограничивается Святым Пророком Мухаммадом. Оно применимо и к более ранним пророкам:
Каждого посланника Мы посылали для того, чтобы ему повиновались с дозволения Аллаха.
(4:64).
Святой Коран говорит также, что пророки являются выразителями воли Аллаха. Следовательно, повиновение пророкам на самом деле является повиновением самому Аллаху.
Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху.
(41:80).
Как повиновение Святому Пророку объединено Святым Кораном и с повиновением Аллаху, так и неповиновение Пророку объединено с неповиновением Аллаху:
А кто не повинуется Аллаху и Его посланнику и преступает Его границы, того Он введет в огонь вечно пребывающих там.
(4:14);
А кто не слушается Аллаха и Его Посланника, тот попал в явное заблуждение.
(33:36);
А кто не повинуется Аллаху и Его посланнику, для того - огонь геенны, в котором они будут вечно пребывать.
(72:23);
А кто откалывается от Аллаха и Его посланника... ведь Аллах силен в наказании.
(8:13);
Разве они не знали, что, кто противится Аллаху и Его посланнику, - для того огонь геенны на вечное пребывание в ней.
(9:63).
Таким образом, Святой Коран рассматривает положительные и отрицательные последствия повиновения и неповиновения Святому Пророку, увязывая их непременно с повиновением и неповиновением Аллаху. Нет ни одного аята, в котором бы повиновение Аллаху было упомянуто без ссылки на повиновение Посланнику.
С другой стороны, в нескольких аятах говорится о повиновении Посланнику без ссылки на повиновение Аллаху:
Выстаивайте же молитву, приносите очищение и повинуйтесь посланнику, - может быть, вы будете помилованы!
(24:56);
И если будете ему [пророку] повиноваться, то пойдете по прямой дороге.
(24:54);
В тот день судный пожелают те, которые не верили и ослушались посланника, чтобы сравнялась с ними земля.
(4:42);
А если кто отказывается от посланника после того, как стал ему ясен прямой путь, и он следует не по пути верующих, Мы обратим его к тому, к чему он сам обратился, и спалим его в геенне. Скверно это пристанище!
(4:115).
Причина такого требования повиноваться Пророку заключается в том, что повиновение Аллаху не может быть осуществлено иначе, как через Пророка. Аллах не обращается непосредственно к любому человеку. Свою волю Он диктует, как правило, через Пророка:
Не было, чтобы Аллах говорил с человеком иначе, как в откровении, или позади завесы, или посылал посланника и открывал ему по Своему изволению, что желал.
(42:51).
Таким образом, Аллах передает Свои повеления через пророков. Когда пророк одобряет или запрещает что-либо, то делает это в качестве посланника Аллаха. Сам Аллах приказал повиноваться Посланнику, и повиновение Пророку на самом деле является повиновением Аллаху:
Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху.
(4:80).
Таким образом, под повиновением Посланнику подразумевается и повиновение Аллаху, потому действует не от себя лично, а руководствуясь Откровением Аллаха:
И говорит он не по пристрастию. Это - только откровение, которое ниспосылается.
(53:3-4).
С этой точки зрения, повиновение Пророку представляет собой повиновение Аллаху и именно поэтому в некоторых аятах говорится только о повиновении Посланнику, что означает повиновение Аллаху через Его Пророка.
В то же время в Священном Коране нет ссылок на повиновение Аллаху без упоминания повиновения Посланнику, что исключает даже самый слабый повод для сомнений в необходимости повиновения Пророку.
Следование Пророку
Вторым термином, употребляемым Священным Кораном в отношении пророков, является "ittiba"', т.е. следование:
Скажи: "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, будет любить вас тогда Аллах и простит вам ваши грехи..."
(3:31);
... я запишу ее [милость] тем, ... которые следуют за посланником, пророком, простецом, которого они находят записанным у них в Торе и Евангелии.
(7:156-157);
Веруйте же в Аллаха и Его посланника, - пророка, простеца, который верует в Аллаха и Его словеса, и следуйте за ним, - может быть, вы пойдете прямым путем!
(7:158);
Аллах обратился к пророку, мухаджирам и ансарам, которые последовали за ним в час тягости...
(9:117);
О пророк! Довольно с тебя Аллаха и тех, кто последовал за тобой из верующих.
(8:64);
Господи наш! Мы уверовали в то, что Ты ниспослал, и последовали за посланником. Запиши же нас вместе с исповедующими!
(3:53);
Скажи: "Это - мой путь. Я призываю к Аллаху, обладая видением - я и те, кто за мной последовали..."
(12:108);
Самые близкие к Ибрахиму люди, конечно, те, которые за ним последовали...
(3:68);
... и вложили в сердца тех, которые последовали за ним [Иисусом], кротость и милосердие...
(57:27);
Увещевай же людей о том дне, когда придет к ним наказание! И скажут те, которые были обидчиками: "Господи наш! Отсрочь нам до близкого предела, мы ответим на Твой призыв и последуем за посланцами".
(14:44);
И Мы сделали киблу, которой ты держался, только для того, чтобы Нам узнать, кто следует за посланником среди обращающихся вспять.
(2:143);
Он сказал: "О люди! Последуйте за посланниками!"
(36:20);
И сказал им ... Харун: "... а ведь господь ваш - Милосердный, - следуйте же за мной и повинуйтесь моему приказу!"
(20:90);
... и сказали [неверные]: "неужели за человеком из нас одним мы последуем? Мы ведь тогда – в заблуждении и безумии!"
(54:24).
Во всех этих аятах подчеркивается необходимость следования пророкам, ибо пророки посланы людям, чтобы практически показать примеры того, что они проповедуют и чему учат. Их миссия не ограничивается словесным обучением. Не менее важны их дела и поступки, дающие образец верного жизненного пути. Вот что говорится по этому поводу в Коране:
Был для вас в посланнике Аллаха хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и последний день и поминает Аллаха много.
(33:21).
Известно, что простого теоретического обучения недостаточно для того, чтобы изменять людей. При этом чрезвычайно важен практический пример, которому люди могли бы подражать. Простое чтение книг не усовершенствует человека в науке и искусстве, если одновременно его не обучают на практике в мастера своего дела. Если кто-либо изучает медицинские учебники, но не работает под наблюдением опытного врача, то ему нельзя доверить жизнь пациента. То же относится к юриспруденции и любой другой отрасли знаний.
Даже в приготовлении пищи просто энтузиаст не сможет достигнуть совершенства только читая поваренные книги, но не получая практических уроков от повара.
Другими словами, людям всегда необходимы практические примеры для того, чтобы овладеть любыми знаниями. Особо справедливо это в случае религиозного обучения.
По этой причине Аллах решил послать людям не только Божественную книгу, но и Пророка вместе с ней. Было много пророков, которые пришли без Божественных книг, но не было ни одной Божественной книги, которая была бы послана без пророка. Неверующие Мекки много раз требовали, чтобы Книга открылась им без посредничества Святого Пророка. Но это требование было отклонено!
Причина очевидна. Люди нуждаются не только в книге, но и в авторитетном учителе. Святой Пророк был послан с ясным указанием всем людям, что они обязаны повиноваться и следовать ему, познавая волю Аллаха из практических действий Пророка. Мы уже выяснили, что повиновение Посланнику на самом деле является повиновением Аллаху, и последнее не может быть выполнено иначе как через первое, ибо все слова и поступки Святого Пророка основываются на Откровении, полученном им от Аллаха. Таким образом, как слова, так и действия Посланника, даже если они не содержатся в Святом Коране, вдохновляются и подтверждаются Божественным Откровением.
ДВА ВИДА ОТКРОВЕНИЯ
Различаются два вида Откровений, полученных Святым Пророком от Аллаха:
1) Откровение Корана, Святой Книги, по Исламской терминологии называемое al-wahy al-matluww (излагаемое Откровение, которое может быть повторено в молитвах). Этот вид Откровения заключен в аятах Священного Корана и передается словесно;
2) Откровение, время от времени посылаемое Святому Пророку для того, чтобы дать ему знать о воле Аллаха в повседневной жизни. Этот вид Откровения называется al-wahy ghair-al-matluww (неизлагаемое откровение). Он не передается людям словесно, а проявляется через слова и поступки Святого Пророка.
ВТОРОЙ ВИД ОТКРОВЕНИЯ УДОСТОВЕРЯЕТСЯ СВЯЩЕННЫМ КОРАНОМ
Второй вид Откровения не содержится в Священном Коране, но сам Коран часто ссылается на него, как на волю Аллаха Всемогущего. Некоторые аяты ясно доказывают, что Откровение не ограничивается Священным Кораном, что существует и другой вид wahy - Откровение Господа.
1. В Небесной Книге читаем:
И Мы сделали киблу, которой ты держался, только для того, чтобы Нам узнать, кто следует за посланником среди обращающихся вспять.
(2:143).
Чтобы понять этот аят, необходимо знать следующее; первое время, после того, как Святой Пророк перешел в Медину, мусульмане были обязаны поворачивать свои лица во время молитвы в сторону Битул-Макдиса (Иерусалима), который был указан мусульманам как кибла. Однако, через семнадцать месяцев Священный Коран отменил этот порядок и потребовал от мусульман рассматривать как киблу Святую мечеть Мекки. Следующий аят был ниспослан, чтобы утвердить новую киблу:
Поверни же свое лицо в сторону запретной мечети.
(2:144).
Этот новый порядок отвергался неверными, которые ссылались на то, что Битул-Макдис был указан как кибла раньше. Однако Коран разъясняет, что назначение первой киблы было сделано для испытания людей, чтобы узнать, последуют ли они за Посланником. Приведем аят вновь:
И Мы сделали киблу, которой ты держался, только для того, чтобы Нам узнать, кто следует за посланником среди обращающихся вспять.
(2:143).
Таким образом, назначение Битул-Макдиса как Киблы было сделано по приказу Самого Аллаха Всемогущего. Но этого приказа нет в Коране, и не существует аята, который бы указывал, оборачивать лица в сторону Битул-Макдиса. Этот приказ был дан мусульманам Святым Пророком без ссылок на какой-нибудь аят Священного Корана. Все же этот приказ упоминается в вышеприведенном аяте как повеление Аллаха. Слова: "И Мы сделали киблу... " вместо слов "Святой Пророк сделал киблу... " настолько ясны, что не нуждаются в дальнейших разъяснениях.
Очевидно, что предыдущее повеление, данное Святом Пророком, основывается на Откровении, которое не вошло в Книгу. Это именно то, что называется "неизлагаемым откровением". Аят Священного Корана (2:143), приведенный выше, доказывает следующее:
а) Святому Пророку ниспосылались некоторые откровения, которые не содержатся в Коране;
б) эти откровения исходили от Самого Аллаха так, что повеления, основывающиеся на этих откровениях, так же исходят от Самого Аллаха;
в) повеления, основывающиеся на неизлагаемом Откровении, столь же обязательны для верующих, как и содержащиеся в Священном Коране;
г) эти повеления иногда даются для того, чтобы проверить, следуют ли мусульмане Посланнику вне зависимости от того, содержатся ли его повеления в Коране или нет.
2. Вначале одно из правил, которому следовали мусульмане в соответствии с постом в месяц Рамазан, было таково, что даже короткий сон после ифтара (прерывание поста) не дозволял вступать в интимные отношения. Так, если кто-либо поспал бы немного после ифтара и проснулся снова, он бы потерял возможность спать со своей женой в течение всего остатка ночи, несмотря на то, что пост, окончен. Это правило было предписано Святым Пророком и не содержалось в Священном Коране. Но некоторые мусульмане нарушают это правило. Священный Коран осуждает этих людей. Затем, однако, отменяя это правило, Коран дозволяет мусульманам половой контакт, даже если они спали после ифтара:
Разрешается вам в ночь поста приближение к вашим женам: они - одеяние для вас, а вы - одеяние для них. Узнал Аллах, что вы обманываете самих себя, и обратился к вам и простил вас. А теперь прикасайтесь к ним и ищите того, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока не станет различаться перед вами белая нитка и черная нитка на заре, потом выполняйте пост до ночи.
(2:187).
Анализ этого аята позволяет сделать следующие выводы:
а) аят подтверждает, что интимная близость в течение ночей Рамадан не была до этого дозволена;
б) люди, которые нарушали это предписание до того, как был ниспослан этот аят, совершили действие, которое можно обозначить как измену себе;
в) слова "и обратился к вам и простил вас" свидетельствуют о том, что их действия были греховны, так как "прощение" дается только после того, как человек совершит грех;
г) слова "А теперь прикасайтесь к ним" обозначают, что только сейчас интимная близость по ночам в месяц Рамазан сделалась законной.
Таким образом, бывший запрет был законным, и мусульмане были обязаны соблюдать его.
Хотя в Коране и нет аятов, выражающих этот запрет, провозглашенный только Святым Пророком, тем не менее, Священная Книга не только подтверждает этот запрет, но и рассматривает его как Собственные слова Аллаха. Это объясняется тем, что Святой Пророк претворял в жизнь этот запрет, опираясь на Откровение Аллаха Всемогущего, пусть оно и не содержится в Священном Коране.
Итак, данный аят, с одной стороны, доказывает, что существует Откровение, которое не входит в Священный Коран, а с другой - подтверждает статус Святого Пророка как законодателя, приказы и запреты которого обязательны для мусульман.
3. Во время битвы при Ухуде некоторые аяты Корана были ниспосланы для того, чтобы вызвать у мусульман воспоминания о событиях битвы при Бадре: о том, как Аллах пообещал послать ангелов им в помощь и как на самом деле Он выполнил обещанное:
Уже помог вам Аллах при Бадре, когда вы были унижены. Побойтесь же Аллаха, - может быть, вы окажетесь благодарными! Вот ты [пророк] говоришь верующим: "Разве не довольно вам того, что поможет вам Господь ваш тремя тысячами ангелов ниспосланных?" Да, если вы будете терпеливы и богобоязненны, и они придут к вам стремительно, - тогда поможет вам Господь пятью тысячами ангелов отмеченных. Аллах сделал это только радостной вестью для вас, и чтобы от этого успокоились ваши сердца. Помощь - только от Аллаха, великого, мудрого.
(3:123-126)
Выделенные слова приписывают хорошую весть для мусульман о помощи ангелов Самому Аллаху. Но эта добрая весть, данная во время битвы при Бадре, в Коране отсутствует. Другими словами, в Священной Книге нет аятов, ниспосланных во время битвы при Бадре, о помощи ангелов. Дается лишь ссылка на эту весть, сделанная во время более поздних битв, и в этом стихе выразительно подчеркивается, что добрая весть была дана Святым Пророком, но не от себя лично, а от имени Аллаха.
Таким образом, это еще один пример того, как слова Святого Пророка рассматриваются как слова Аллаха. Объяснение этому единственное - то, что слова Пророка вдохновлены откровением, не содержащимся в Священном Коране, т. е. "неизлагаемое откровение".
4. После битвы при Ухуде был ниспослан аят:
И вот, обещал вам Аллах один из двух отрядов, что он будет вам.
(8:7).
Один из двух отрядов, упоминаемых в этом стихе, был торговый караван Абу Сафьяна, пришедший из Сирии, а другой - армия неверных Мекки, приведенная Абу Джалом. Этот аят говорит о том, что Аллах пообещал верующим, что они одержат победу над одним из этих отрядов. И поистине, мусульмане выиграли битву с армией Абу Джала.
Однако обещание Аллаха дать мусульманам победу над одним из этих отрядов не отражено в Священном Коране. Оно приводится Святым Пророком без каких-либо ссылок на Коран. Тем не менее, аят, приведенный выше, приписывает обещание Аллаху, а не Святому Пророку.
Следовательно, обещание было получено Святым Пророком через "неизлагаемое Откровение" и принадлежит Аллаху. Ведомый этим Откровением, Святой Пророк донес обещание господа до своих соратников.
Это еще одно доказательство существования такого вида Откровения, которое не содержится в Коране и называется "неизлагаемым Откровением".
5. Однажды Святой Пророк поделился секретом с одной из своих жен. Она раскрыла секрет кому-то другому. Когда Святой Пророк узнал, что его жена проболталась, он потребовал объяснения. Она спросила его, кто ему об этом рассказал. Святой Пророк ответил, что это ему открыл Сам Аллах.
Об этом событии упоминается в Коране:
И вот пророк сообщил втайне какой-то из своих жен новость. А когда она передала это и Аллах ему открыл, то часть он сообщил, а от части уклонился. А кода он сообщил ей про это, она сказала: "Кто сообщил тебе это?" Он сказал: "Сообщил мне об этом знающий, ведающий".
(66:3).
Выделены слова в этом аяте свидетельствуют о том, что Аллах Сам рассказал Святому Пророку о раскрытии тайны. Это также не упоминается нигде в Коране. Таким образом, это еще один конкретный пример, "неизлагаемого откровения".
6. Во время осады укреплений бану Надира, известного еврейского рода в Медине, мусульмане срубили вокруг пальмы, чтобы вынудить врага сдаться. После окончания войны некоторые евреи не одобрили рубки деревьев. Тогда был ниспослан следующий аят:
Что вы секли из пальм или оставили стоящим на своих корнях, - то по соизволению Аллаха и чтобы Он посрамил нечестивых.
(59:5).
Следовательно, мусульмане срубили пальмы с соизволения Аллаха, хотя в Священном Коране и нет аята, который разрешал бы рубку деревьев во время войны. Каким же образом мусульмане получили разрешение у Аллаха? Ответ единственный: разрешение Аллаха было передано им Святым Пророком, который получил его через "неизлагаемое откровение".
7. Хорошо известно, что Святой Пророк признал Зайда ибн Харита своим сыном. Он был женат на Зайнаб, дочери Джаша. Спустя некоторое время их отношения становились все более напряженными и, наконец, он развелся с ней. В дни невежества приемный сын рассматривался как родной сын при любых обстоятельствах. Коран объявляет, что усыновленные дети не могут рассматриваться как родные.
Чтобы привить мусульманам правильные взгляды на приемных сыновей, Аллах Всемогущий обязал Святого Пророка жениться на Зайнаб после того, как она развелась с его приемным сыном. Вначале Святой Пророк не решался на этот брак, потому что по старым обычаям женитьба на разведенной жене приемного сына рассматривалась как постыдное действие. Но когда Святой Пророк получил ясное повеление от Аллаха, он женился на ней. Вот что говорится об этой событии:
И вот ты говорил тому, кого облагодетельствовал Аллах и кого ты облагодетельствовал: "Удержи при себе свою жену и побойся Аллаха!" И ты скрывал в своей душе то, что обнаруживал Аллах, и боялся людей, а между тем Аллаха следует больше бояться. Когда же Зайд удовлетворил свое желание по отношению к ней, Мы женили тебя на ней для того, чтобы для верующих не было стеснения с женами их приемышей, когда они удовлетворят свои желания.
(33:37).
Фраза "И ты скрывал в своей душе то, что обнаруживал Аллах" свидетельствуют о том, что Аллах дал знать Святому Пророку, что он женится на Зайнаб после того, как она разведется с Зайдом. Святой Пророк знал, что она собирается развестись с Зайдом, но из чувства стыдливости не мог открыть этого, и когда Зайд советовался с ним по этому поводу, он рекомендовал ему сохранить брак.
Следовательно, Святой Пророк был заранее уведомлен Аллахом, что Зайнаб собирается развестись с мужем. Однако по этому поводу ничего в Небесной Книге не сказано. Это знание было дано Пророку.
Особенно важны в этом контексте слова "Мы женили тебя на ней". Здесь Аллах Всемогущий объявляет, что брак между Святым Пророком и Зайнаб был заключен по Его повелению. Это повеление тоже нигде в Коране не упоминается. Тем не менее, Священный Коран подтверждает его. Это еще одно доказательство существования "неизлагаемого откровения".
8. Святой Коран неоднократно обязывал мусульман неукоснительно совершать молитву, однако в одном из аятов после повторения того же повеления, Святой Коран делает особую уступку: в случае войны, когда мусульмане могут быть атакованы врагом, они могут творить салат (молитву) как им удобнее: сидя на лошадях или верблюдах или находясь на ногах. После же того, как опасность минует, они обязаны совершать молитву обычным способом:
Охраняйте молитвы и молитву среднюю и стойте пред Аллахом благоговейно. А если вы боитесь, то [молитесь] пешими или конными, когда же вы в безопасности, то вспоминайте Аллаха, как Он вас научил тому, чего вы раньше не знали.
(2:238-239).
Несколько пунктов в этом аяте особо примечательны: во-первых, предполагается, что мусульмане должны совершать более одной обязательной молитвы, но точное число молитв не указывается ни здесь, ни в каком-либо другом месте Священного Корана. То, что обязательных молитв всего пять, упоминается только Святым Пророком. Слова Корана "Охраняйте молитвы" подтверждают то, что Святой Пророк предписал для всех мусульман.
Во-вторых, особо выделяется "средняя молитва", но не дается определения ее. Определение оставлено Святому Пророку.
В-третьих, наиболее важным предложением с точки зрения обсуждаемого вопроса является предложение "когда же вы в безопасности, то вспоминайте Аллаха, как Он вас научил". Предельно ясно, что "вспоминайте Аллаха" означает здесь "совершайте молитву", так как контекст не допускает никакого другого толкования.
Теперь Священный Коран указывает мусульманам, что в состоянии мира они должны совершать молитву обычным способом, как их учил тому Аллах. Следовательно, обычному способу творения молитвы мусульмане были обучены Самим Аллахом, хотя нигде в Коране этот способ не упоминается. Именно Святой Пророк обучил этому мусульман, однако Небесная Книга рассматривает обучение Святым Пророком, как обучение Самим Аллахом. Это означает, что Аллах обучил молитве Святого Пророка через некоторое "неизлагаемое Откровение", не содержащееся в Коране, а Святой Пророк уже обучил ей мусульман, основываясь на этом "неизлагаемом откровении".
9. Некоторые гипокриты не участвовали вместе со Святым Пророком в битве при Худайбие. Когда же мусульмане решили продолжить войну с неверными, Святой Пророк объявил, что только участникам битвы при Худайбие будет позволено сопровождать его. Гипокриты же теперь были заинтересованы в сражении, так как они поняли, что мусульмане одерживают победу и получат крупную добычу. Но Святой Пророк, несмотря на их просьбы, не позволил участвовать им в битве. На это событие ссылается следующий аят:
Скажут оставленные дома, когда вы отправляетесь к добыче, чтобы взять ее: "Оставь нас следовать за вами!" Они желают переменить слово Аллаха. Скажи: "Вы никогда не последуете за нами! Так сказал вам Аллах раньше!"
(48:15)
Выделенные слова показывают, что предварительно Аллах исключил участие гипокритов в дальнейшей войне, ограничивая число сражающихся на стороне мусульман участниками Худайбии. Но нигде в Коране об этом не говорилось. Это было лишь пророческое повеление. Тем не менее Аллах Всемогущий утверждает его как Свое Собственное слово. Причина очевидна. Пророческий приказ основывался на повелении Аллаха, полученном Пророком путем "неизлагаемого Откровения".
10. В ранние дни пророчества, когда Святому Пророку ниспосылались аяты Священного Корана, он привык их повторять вслух, чтобы не забыть. Это был напряженный труд, потому что было слишком сложно одновременно слушать Откровение, вникать в его смысл, воспринимая его всем сердцем, и запоминать его. Аллах Всемогущий облегчил его бремя, ниспослав следующие аяты:
Не шевели свой язык с этим, чтобы ускорить его. Поистине, на Нас лежит собирание его и чтение. И когда Мы читаем его, то следуй за его чтением. Затем, поистине, на Нас лежит его разъяснение.
(75:16-19).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|