Сделай Сам Свою Работу на 5

Различные виды сохранения хадисов





 

Сподвижники Святого Пророка записали множество хадисов. Все же запись не была единственным способом их сохранения. Существовало много других путей.

 

Заучивание

 

Прежде всего, сподвижники Святого Пророка сохраняли хадисы в своем сердце. Святой Пророк сказал:

Дарует Аллах силу людям, которые слышат мои слова и хранят их в сердце, затем передают их другим точно такими, какими они их слышали.

Соратники Святого Пророка стремились следовать этому принципу и привыкли уделять много времени запоминанию хадисов. Множество их покинули свои дома и стали жить в Мечети Святого Пророка, чтобы собственными ушами слышать высказывания непосредственно от Пророка. Они тратили все свое время исключительно для закрепления хадисов в своих сердцах. Их называли Ашаб ал-суффа.

Арабы обладали настолько сильной памятью, что могли легко запоминать сотни стихов, знали в подробностях собственные родословные, но и своих лошадей и верблюдов. Даже дети имели достаточно знаний о происхождении различных родов. Так, известнейшим знатоком арабской поэзии был Хаммад. Он знал по сотне длинных стихов на каждую букву алфавита, т.е., 3'038[5].



Арабы настолько гордились своей памятью, что доверяли ей гораздо больше, чем письму. Некоторые поэты считали позорным записывать свои стихи. Они полагали, что стихи, записанные на бумагу, могут быть искажены, тогда как память никому неподвластна. Даже записывая свои стихи, многие поэты старались скрыть этот факт, потому что это говорило бы, что они не доверяют своей памяти[6].

Сподвижники Святого Пророка заучивали хадисы наизусть, считая их единственными источниками руководства после Священного Корана.

Абу Хурейра, известный сподвижник Святого Пророка, который сообщил 5'374 хадиса, говорил:

Я разделил свою ночь на три части. В первую треть я совершаю салат, во вторую я сплю, а в еще одну запоминаю хадисы Святого Пророка.

Абу Хурейра после принятия Ислама посвятил свою жизнь исключительно изучению хадисов. Он сообщил хадисов больше, чем любой другой Соратник Святого Пророка.

Однажды Морван, правитель Медины, решил испытать его память. Он пригласил его в свой дом, где попросил рассказать какие-нибудь хадисы. Одновременно Морван приказал своему писцу сидеть за занавеской и записывать все рассказанное. Через год Морван вновь пригласил Абу Хурейра и попросил повторить то, что он рассказывал год назад. Писец вновь сидел за занавеской и сравнивал слова Абу Хурейры с хадисами, записанными им ранее. Выяснилось, что Абу Хурейра не пропустил и не изменил ни единого слова!



Богословы, специализирующиеся в науке о хадисах знают, что память передатчиков хадисов поистине уникальна. Аллах Всемогущий наградил их ею для сохранения Сунны Святого Пророка, как Он это и обещал в Священном Коране.

Специалисты в области науки Азмаур-риджал разработали надежные способы, чтобы проверять память каждого рассказчика хадисов. Ни один из хадисов не считался достоверным, если память хотя бы одного из рассказчиков не соответствовала высоким стандартам.

Таким образом, память в науке о хадисах не является расплывчатым термином, ибо существуют специальные критерии для ее проверки. Большое число специалистов в области науки "Азмаур-риджал" и "Джар и Тадил" посвятили свои жизни проверке памяти и правдивости рассказчиков хадисов.

Память рассказчиков хадисов невозможно сравнить с памятью нашего современника, который, будучи свидетелем какого-либо события, беззаботно рассказывает о нем другим, редко уделяя внимание корректности своего повествования. В этом отношении представляет интерес следующее.

 

1. Рассказчики хадисов были отлично осведомлены об огромной важности и деликатности природы того, о чем они намеревались рассказать. Они всем сердцем верили, что любая ошибка или небрежность приведет к тому, что они будут осуждены как в этом мире, так и в загробном. Эта вера воспитывала в них обостренное чувство ответственности, что делало их особенно точными в своих сообщениях. Газетчик, сообщающий о происшествии, в которое вовлечены рядовые люди, может передавать детали с меньшей точностью. Однако, если в событие вовлечены президент или другие руководители страны, то он, очевидно, будет более осторожен и приложит все силы для того, чтобы сообщить о происшедшем настолько точно, насколько это возможно.



Невозможно отрицать, что сподвижники Святого Пророка, его ученики и другие надежные рассказчики хадисов верили всей душой в то, что хадис намного важнее любого другого сообщения. Они знали, что хадисы являются источником Исламских законов, которые будут определять жизнь уммы во все времена, а потому любая небрежность в рассказе приведет к суровому наказанию - адскому огню. Таким образом, их чувство ответственности во время передачи хадисов было несравненно выше, чем у репортера, сообщающего о важном событии в стране.

 

2. Интерес рассказчика к событиям, о которых он повествует, его способность понимать их правильно являются еще одним важным фактором, воздействующим на точность его сообщений. Если рассказчик безразличен к своему сообщению, то оно не вызывает доверия, он может допустить любую небрежность, на него нельзя положиться. Но если рассказчик не только честен, серьезен и умен, но также и заинтересован и вовлечен в событие, то его сообщение достоверно. Если какое-либо дело слушается в суде, то сообщение о нем может быть двояким. Одно дело, если о нем будет рассказывать человек, случайно присутствовавший на суде. Он не заинтересован в слушании и не имеет достаточно знаний в вопросах юриспруденции. Его рассказ о деле будет весьма поверхностным, и на него невозможно положиться. Это сообщение может изобиловать ошибками, так как рассказчик не владеет предметом и не в состоянии описать точно происходившее. Такой рассказчик может не только ошибиться, но через некоторое время и вовсе забыть об этом эпизоде.

Предположим, что несколько газетчиков были на слушании с целью доложить о нем в своих газетах. У них больше знаний и понимания, чем у случайного человека. Их сообщения будут более точны. Но из-за пробелов в знании юридических законов их сообщение тоже будет не совсем полным и точным.

Теперь предположим, что мы имеем дело с адвокатами, которые напрямую участвовали в слушании. Они знают и все кулуарные разговоры, они спорят, выдвигают аргументы, слушают всех участников судебного разбирательства. Они полностью осведомлены в вопросах законности, понимают каждое предложение, высказанное другими адвокатами или судьей. Очевидно, что сообщение о слушании, данное этими адвокатами, будет самым точным. Полностью понимая происходящее, они ничего не забудут и не совершат ошибки, рассказывая о существенных частях слушания. Предположим теперь, что все три категории людей обладают одинаковой памятью. Тем не менее, факты, изложенные ими, отличаются различным уровнем точности. Таким образом, интерес рассказчика к сообщаемым событиям и его понимание фактов играют важную роль в точности его рассказа.

Глубокий интерес сподвижников Святого Пророка к его словам, действиям, даже жестам, несомненен. Их понимание того, что он говорит, знание его окружения также несомненны. Таким образом, эти факторы, безусловно, способствовали мобилизации их памяти.

 

3. Память, необходимая для подлинности сообщения, не является, как уже упоминалось, туманным понятием, для которого не существует определенных критериев. Представители науки о хадисах обосновали жесткие правила для определения уровня памяти каждого рассказчика. Если память рассказчика хадиса не соответствовала достаточно высоким стандартам, то его сообщения не считались надежными.

 

4. Существует большая разница между запоминанием случайного факта, не вызывающего особого интереса, и факта, который представляется очень важным и человек прилагает все усилия для его запоминания.

Пока я изучал арабский язык, мой учитель рассказал мне множество вещей, о которых я уже сегодня не помню. Но словарный запас, который он мне дал, надежно закрепился в моей памяти. Причина очевидна. Первые я никогда не пытался запомнить, тогда как арабские слова заучивал очень старательно.

Сподвижники Святого Пророка встречались с ним постоянно и были весьма озабочены запоминанием всего услышанного и увиденного. Они ежедневно отводили время для сохранения хадисов в своих сердцах (вспомним рассказы об этом Абу Хурейры).

Таким образом, запоминание не было настолько ненадежным способом сохранения хадисов, как это иногда хотят представить. Память надежных рассказчиков вполне сравнима с записью хадисов.

 

Обсуждение

 

Другим источником сохранения хадисов было их обсуждение сподвижниками Святого Пророка. Как только они узнавали о новом хадисе, они рассказывали его другим. Таким образом, все они передавали друг другу о том, что узнали от Святого Пророка. Это согласовывалось с указаниями самого Святого Пророка. Вот несколько хадисов.

 

Те, кто присутствует, должны донести [хадис] тем, кто отсутствует.

Донеси до других от меня, даже если это всего лишь один стих.

 

Наградит Аллах Всемогущий человека, который слушает мои слова и сохраняет их в сердце до тех пор, пока он не донесет их до других.

Ты слышал [мои слова], и другие будут слышать от тебя, потом другие будут слышать от них.

Мусульманин не может предложить своему брату ничего более полезного, чем передать ему хороший хадис, который достиг его.

Эти указания, данные Святым Пророком, побуждали его сподвижников получать знания хадисов и доносить их до других.

Святой Пророк также выражал желание, чтобы его сподвижники изучали хадисы на своих собраниях. Для обозначения такого изучения используется термин "тадарус". При этом один человек рассказывает определенный хадис другому, а тот его повторяет. Целью являлось правильно заучить его. Каждый слушал версии других и исправлял ошибки, если они случались. Благодаря тадарусу хадисы запоминались на всю жизнь. Святой Пророк рассматривал процесс тадаруса как заслуживающий одобрения Аллаха больше, чем поклонение творцу в одиночку в течение всей ночи. Он говорил:

 

Тадарус знаний[7] в течение любого промежутка времени ночью лучше, чем проведение всей ночи в поклонении.

Более того, Святой Пророк также предупреждал, что сокрытие слова "знания", когда о нем спрашивают, является большим грехом:

 

Если кого-то, относящегося к такому знанию, спросят о нем, и оно у него будет, и он умолчит о нем, то он будет взнуздан вожжами пламени.

В другом случае Святой Пророк открыл, что утаивание "знания" является большим грехом, даже если человека, имеющего это знание, никто о нем не спрашивает. Он сказал:

 

Кто утаит знание, из которого можно извлечь пользу, придет на Судный день, взнузданный вожжами пламени.

Хадис разъясняет, что открытие знаний является естественной обязанностью каждого знающего вне зависимости от того, спрашивают его или нет.

Так как знание сунны Святого Пророка было высочайшим видом знания в глазах его Соратников, то они считали необходимым и обязательным донести до других то, что они узнали о сунне.

Таким образом, когда сподвижники Пророка, собирались вместе, они обсуждали слова и действия Мухаммада, а не вели пустые разговоры. Каждый из них рассказывал о том, что узнал, а другие слушали и пытались сохранить это в своем сердце.

Эти частые обсуждения сыграли важную роль в сохранении Сунны. Именно благодаря им хадисы, известные лишь нескольким людям, были донесены до других, и круг рассказчиков постепенно расширялся. Так как во время этих обсуждений Святой Пророк находился среди них, у них была полная возможность получить подтверждение услышанного. В результате не только распространялось знание хадисов, но и был обеспечен контроль пересказов, потому что, если кто-либо допускал ошибку, то другие тут же исправляли ее.

 

Претворение в жизнь

 

Третий способ сохранения Сунны заключался в ее практическом применении.

Знания Сунны были не просто теоретическими, отвлеченными знаниям, они относились к практической жизни. Святой Пророк не ограничивался лишь проповедями, он учил применять Исламские законы на практике. Что бы сподвижники ни узнавали от Святого Пророка, они не жалели усилий в претворении этого в жизнь. Они с таким энтузиазмом воспринимали все увиденное и услышанное от Святого Пророка, что пытались усвоить даже его привычки.

Таким образом, создавалась атмосфера следования Сунне. Сунна была не только словесным сообщением, она оказалась жизненной практикой, стилем жизни, проявляющимся везде и во всех повседневных делах.

Если студент-математик ограничивает себя запоминанием формул, то, скорее всего, он скоро забудет их, но если он использует их ежедневно, они навсегда закрепятся у него в памяти.

Точно так же Сунна не была отвлеченным понятием. Сподвижники Пророка пользовались ею изо дня в день. Сунна была центром притяжения всех их дел. Как они могли забыть Сунну Святого Пророка, вокруг которой строили всю свою жизнь?

Таким образом, постоянное следование Сунне во всех повседневных делах было еще одним важным фактором, который способствовал сохранению Сунны и защитил ее от искажений.

 

Запись

 

Четвертым способом сохранения хадисов являлась запись. Многие сподвижники Святого Пророка записывали хадисы сразу после того, как услышали их.

Правда, вначале Святой Пророк запрещал некоторым своим сподвижникам записывать что-либо, кроме аятов Корана. Однако этот запрет был наложен не потому, что хадисы не имели важного значения, а потому, что Святой Пророк хотел тем самым обязать их пересказывать хадисы другим:

Не записывайте [то, что вы слышали] от меня, а если кто-либо запишет что-нибудь [что он слышал] от меня, то он должен стереть это. Пересказывайте другим [что вы слышали] от меня; а если кто-либо преднамеренно припишет мне ложь, он должен приготовить себе место в огне [ада][8].

 

Подчеркнутые слова свидетельствуют о том, что запрет на запись хадиса был сделан не из-за отрицания его властной природы. Настоящей причиной было то, что в начале Откровения Сподвижники Святого Пророка не были хорошо знакомы с кораническим стилем, а Священный Коран не был еще собран в виде отдельной книги. Следовательно, возникало опасение, что текст Корана может быть перепутан с хадисами.

Вот почему Святой Пророк запретил запись хадисов и приказал стереть все записи, кроме аятов Небесной Книги. Необходимо иметь в виду, что в те дни не доставало материала для записи. Аяты Святого Корана часто записывались на кусках кожи, деревянных дощечках, костях животных, а иногда и на камнях. Было очень трудно собрать все это в виде книги, а если бы еще и хадисы были записаны таким же образом, путаница была бы почти неизбежной.

По этим причинам Святой Пророк указал своим сподвижникам, чтобы они в сохранении ограничивались первыми тремя способами, которые, как мы уже выяснили, настолько же надежны.

Но все это было в ранний период пророчества. Когда сподвижники Пророка хорошо усвоили стиль Священного Корана и появилось достаточно бумаги для записи, эта временная мера предосторожности была отменена, поскольку опасность перепутать Коран и хадисы более не существовала.

Тогда сам Святой Пророк указал своим сподвижникам на необходимость записывать хадисы. Ниже приводим некоторые из его указаний в этом отношении.

 

1. Один мусульманин из Анзара пожаловался Святому Пророку, что он слышит от него хадисы, но иногда забывает их. Святой Пророк сказал:

Ищи помощи у своей правой руки, - и указал на запись.

 

2. Рафе ибн Кадий, известный сподвижник Святого Пророка, сказал:

"Я сказал Святому Пророку, что мы слышали от него много вещей, должны ли мы их записывать?" Он ответил: "Можете записывать. В этом нет вреда".

 

3. Сайидуна Анас сообщает, что Святой Пророк сказал:

Сохраняйте знания с помощью записи.

 

4. Сайидуна Абу Рафе спрашивал разрешения Святого Пророка записать хадисы. Святой Пророк позволил ему сделать это. Сообщается, что хадисы, записанные Абу Рафе, были также скопированы другими сподвижниками. Салма, ученик Ибн Аббаса, сказал:

Я видел несколько небольших деревянных дощечек у Абдуллы ибн Аббаса. Он записывал на них сообщения о действиях Святого Пророка, которые он получил от Абу Рафе.

 

5. Абдулла ибн Амр ибн аль-Аас рассказывает, что Святой Пророк посоветовал ему: "Сохраняй знание". Он спросил: "И как оно должно быть сохранено? " Святой Пророк ответил: "Запиши его".

В другом сообщении он говорит:

Я пришел к Святому Пророку и сказал ему: "Я хочу пересказывать твои хадисы. Поэтому я хочу получить помощь в записи того, что у меня на сердце. Как ты думаешь, подойдет ли это мне?" Святой Пророк ответил: "Если это мой хадис, то ты можешь искать помощи у своих рук тому, что у тебя на сердце".

 

Именно по этой причине он часто записывал хадисы: Я привык записывать все, что слышал от Святого Пророка, и хранил это в сердце. Некоторые курайшиты отговаривали меня от этого: "Записываешь ли ты каждое слово, которое слышал от Святого Пророка, тогда как он - человек и иногда бывает сердит, как любой другой человек?"

Они имели в виду, что Святой Пророк может сказать, рассердясь, что-либо такое, чего бы не сказал в спокойном состоянии, и что, таким образом, нужно быть разборчивым при записи хадисов. Абдулла ибн Амр донес это мнение до Святого Пророка. В ответ тот указал на свои губы и сказал:

 

"Я клянусь Тем, в чьих руках душа Мухаммада, что ничего, кроме правды не выйдет из них [губ]. Потому пиши".

 

Это было ясным повелением, данным Святым Пророком, записывать каждое его высказывание без колебаний или сомнений.

В соответствии с этим указанием Абдулла ибн Амр записал большое число хадисов и собрал их в виде книги, которую назвал "Аль Сахифа аль Садика", к чему позже мы еще вернемся.

 

6. После завоевания Мекки Святой Пророк произнес большую проповедь, содержащую множество законов шариата, касающихся и прав человека. Один йеменец, а именно Абу Шах, попросил Святого Пророка дать ему запись проповеди. Тогда Святой Пророк повелел своим сподвижникам:

Запишите ее для Абу Шаха.

 

Этих шести примеров более чем достаточно для того, чтобы доказать, что запись хадисов была не только разрешена, но и вменена в обязанность самим Святым Пророком, а запрет на запись был сделан лишь на короткий период времени во избежание возможной путаницы между аятами Корана и хадисами.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.