Сделай Сам Свою Работу на 5

Криминология в системе наук.





Вопросы к экзамену по криминологии.

Оглавление

Вопрос 1. Понятие и значение криминологии как науки. Место криминологии в системе других наук. 2

Вопрос 2. Предмет и система криминологии как науки. 4

Вопрос 3. Методология, задачи и функции криминологии как науки. 5

Вопрос 4. Антропологическая концепция исследования причин преступного поведения. 7

Вопрос 5. Социологическая концепция исследования причин преступного поведения. 8

Вопрос 6. Психологические теории исследования причин преступного поведения. 9

Вопрос 7. Становление и развитие криминологии как науки. 10

Вопрос 8. Преступность как объект криминологического исследования. 12

Вопрос 9. География преступности. 13

Вопрос 10. Латентная преступность: понятие, виды, причины и условия. 15

Вопрос 11. Причины и условия преступности: понятие, виды. Диалектика их взаимосвязи. 17

Вопрос 12. Кондиционалистский подход к объяснению причин преступности. 19

Вопрос 13. Факторная теория объяснения причин преступности. 20

Вопрос 14. Интеракционистский подход объяснения причин преступности. 21

Вопрос 15. Социально-психологическая теория объяснения причин преступности. 22

Вопрос 16. Личность преступника: понятие, структура. Научное и практическое значение изучения личности преступника. 23

Вопрос 17. Формирование личности преступника. 25

Вопрос 18. Классификация преступников. 26

Вопрос 19. Механизм индивидуального преступного поведения: понятие, структура. 27

Вопрос 20. Понятие, задачи и виды криминологического прогнозирования и планирования борьбы с преступностью. 28

Вопрос 21. Понятие, цели, система предупреждения преступности. 31

Вопрос 22. Виктимологическая профилактика преступлений: сущность и основные направления. 33

Вопрос 23. Пьянство, алкоголизм, наркомания, проституция, экстремизм как фоновые криминогенные явления. 35

Вопрос 24. Преступность несовершеннолетних. Криминологическая характеристика. 38

Вопрос 25. Женская преступность. Криминологическая характеристика. 40

Вопрос 26. Преступность военнослужащих. Криминологическая характеристика. 42


Вопрос 27. Насильственная преступность. Криминологическая характеристика. 43

Вопрос 28. Корыстная преступность. Криминологическая характеристика. 45

Вопроса 29 в списке не существует J... 47

Вопрос 30. Пенитенциарная преступность. Криминологическая характеристика. 48

Вопрос 31. Рецидивная преступность. Криминологическая характеристика. 50

Вопрос 32. Профессиональная преступность. Криминологическая характеристика. 53

Вопрос 33. Организованная преступность. Криминологическая характеристика. 56

Вопрос 34. Неосторожная преступность. Криминологическая характеристика. 59

 

 

Вопрос 1. Понятие и значение криминологии как науки. Место криминологии в системе других наук.

Понятие криминологии.

Термин «криминология» происходит от латинского слова crimen - пре­ступление, и греческого logos - учение. Дословно - учение о преступлении, а в широком смысле - о преступности. Итак, наиболее простое определение данной области научного познания следующее: криминология – это учение о преступности и связанных с нею явлениях. Опираясь на результаты исследований и теоретические положения смежных наук (уголовного права, социологии, психологии и др.), криминология специфическими методами решает специфическую задачу - поиск путей эффективного разрушающего воздействия на преступность, что и определяет ее сущность как самостоя­тельной области научного познания.

Значение криминологии

Значение криминологии можно рассматривать в трех аспектах: мировоззренческом; практическом; эрудиционном.

Мировоззренческийаспект выражается в выработке криминологического мышления. Криминология дает не только сумму практических рекомендаций деятельности в той или иной ситуации. Изучение криминологии изменяет стиль мышления человека. Криминологическое мышление базируется на осознании человеком:

· сущности преступности как одной из форм зла и социальной патологии;

· возможностей общества, социальных групп и отдельного человека воз­действовать на это явление;

· уяснения сущности общей и частной превенции, а также места уголов­ной ответственности и уголовного наказания в системе мер предупреждения преступлений, разрушающего воздействия на преступность;

· осмысления с этих позиций промежуточных и конечных целей профес­сиональной деятельности.

Практический аспект значения криминологии выражается в следующем:

1) Вооружение специалиста суммой определенных знаний и умений, необходимых для эффективного воздействия на преступность в процессе вы­полнения профессиональных функций, связанных:

· с изучением личности преступника или правонарушителя;

· с выявлением причин и условий преступлений;

· с криминологическим прогнозированием индивидуального преступного поведения и преступности в целом;

· с разработкой и реализацией мер воздействия на преступность;

· с анализом эффективности мер предупреждения преступлений.

2) Овладение оптимальной страте­гией и тактикой поведения с тем, чтобы свести к минимуму личную вероят­ность оказаться жертвой преступления.

3) Анализ феномена случайного преступника. Поиск ответов на вопросы: Какой случай может сделать человека преступником и как сле­дует себя вести, чтобы избежать такой драматической развязки?

4) Поиск ответов на вопросы: как становится преступником ребенок или молодой человек, какие обстоятельства подталкивают его на криминальную стезю и какие упу­щения родителей и близких способствуют этому, что могут сделать родители для предотвращения?

5) Криминология позволяет специалисту увидеть, каким образом отдель­ные негативные стороны его деятельности могут оказаться причинами или условиями новых преступлений с тем, чтобы выполнение профессиональных функций оказывало разрушающее воздействие на преступность, а не проду­цировало новые общественно опасные деяния.

6) Преступность, так или иначе, затрагивает интересы каждого человека. Поэтому объективно каждый заинтересован в том, чтобы принять участие в разрушающем воздействии на нее. Однако далеко не каждый понимает это и соответственно не каждый заинтересован субъективно. Задача криминоло­гии - научить, как отдель­ный человек в самых разных условиях может оказывать деструктивное воз­действие на криминальный феномен.

7) Знание основных положений криминологической теории позволит че­ловеку адекватно оценить ситуацию в стране, деятельность той или иной по­литической группы, значимость и социальную ценность отдельных полити­ческих деятелей, спрогнозировать наиболее вероятный вариант развития социальной ситуации.

Эрудиционный аспект значения криминологии включает изучение кри­минологической характеристики преступности в нашей стране, зарубежных странах, анализ исторического и зарубежного опыта предупреждения пре­ступлений, ознакомление с зарубежными концепциями преступности и ее причин. Сущность эрудиционного аспекта значения криминологии - в по­знании целой области социального бытия (криминальной сферы), уяснении масштабов преступности. Указанные познания «шлифуют» специалиста, разви­вают память и умение мыслить, позволяют увереннее чувствовать себя в про­цессе общения с разными людьми, аргументированно оспаривать неверные суждения.

Вывод о понятии термина «криминология».

Криминология - это юридическая и социологическая наука, изуча­ющая преступность, ее причины, личность преступника и организацию раз­рушающего воздействия на преступность.

Криминология в системе наук.

Распространены четыре основные точки зрения. Первая точка зрения заключается в том, что криминология – социология преступности, и базовой должна быть социологическая подготовка исследователя. Вторая позиция сводится к тому, что криминология – юридическая наука, и базовой должна быть юридическая подготовка соответствующего специалиста. Третья позиция заключается в том, что криминологическое исследование – это исследование, прежде всего, поведения человека и, соответственно, его должны проводить специалисты-психологи, психиатры. Четвертая позиция прямо определяет криминологическое исследование как междисциплинарное.

Криминология в России и в других странах, где она развивалась в рамках юриспруденции, стала общетеоретической наукой для наук криминального цикла (уголовного, уголовно-исполнительного права, уголовного процесса, криминалистики, оперативно-розыскной деятельности, судебной психологии и др.). Число этих наук не является постоянным. Соотношение криминологии и этих наук можно сравнить с соотношением теории государства и права и других юридических дисциплин.

В учебниках по криминологии отмечается также тесная взаимосвязь криминологии с прокурорским надзором, гражданским правом и процессом, другими правовыми специальностями, а также с иными общественными науками: философией, политологией, социологией, экономикой, демографией, социальной и общей психологией, статистикой. Преступность пронизывает все сферы общественной жизни, связана с проблемой человека и его поведения в обществе, а при изучении преступности применяется комплекс общенаучных и специальных методов познания. Последний вопрос, который обычно обсуждается в начале изучения криминологии, – что собой представляет криминология: практическая наука или теоретическая? Существуют различные классификации наук. Одна из них делит науки на теоретические и практические. Можно было бы указать на несомненный практический характер криминологии, т.к. на базе ее рекомендаций создаются программы борьбы с преступностью, изменяется законодательство, совершенствуются общественные отношения, составляются уголовно-процессуальные документы, акты прокурорского надзора, в которых отражаются данные о причинах преступлений, личности преступника, и др.

Одновременно криминология, изучающаязакономерности определенного социального явления, вносит свой вклад в разработку научных представлений об обществе и человеке. Как всякая наука, она обладает солидным теоретическим потенциалом. Но, как давно известно, наука – это тоже практика, только более широкой и далекой перспективы.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2023 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.